Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR
Когда-то я настороженно относился к суперзумам: мне казалось, что огромные диапазоны фокусных расстояний чреваты плохим качеством изображения, дисторсией и низкой детализацией. Но проехав вокруг света с легендарным Nikon AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6 G ED VR, я пересмотрел свои взгляды. Поэтому когда мне в руки попал новый, ещё более размашистый зум Nikon AF-S DX 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR, я словно встретился со старым другом.
Это универсальный суперзум с мощным стабилизатором, который покрывает почти весь спектр мыслимых и немыслимых фокусных расстояний. Он позволяет снимать и пейзажи, и портреты, и дикую природу. И всё это в очень компактном корпусе. Например, Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR вдвое меньше, легче и дешевле «классического» Nikon 70-200 2.8. Это идеальный объектив для путешествий: можно надеть его на камеру и не снимать на протяжении всей поездки. И в этом его главная ценность!
Собор святого Олафа. ФР 18 мм
Собор святого Олафа. ФР 300 мм
Фокусное расстояние
18–300 с огромным запасом покрывают фокусное расстояние телеобъектива: с таким приближением можно снимать и диких животных, и портреты зрителей на городском празднике, и спортсменов на футбольном поле. Широкоугольные положения отлично подходят для съёмки пейзажей и помещений. Но 18 мм в моей практике не предел «широкоугольности». В поездках я часто использую диапазон 12–16 мм, особенно для съёмки неба, поэтому Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR может быть отлично дополнен сверхширокоугольным зумом Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR.
Размеры
Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR — достаточно внушительный по размерам объектив, но с учётом фокусных расстояний его можно смело назвать компактным. Он весит 830 грамм при размерах 83×120 мм. Кстати, полный вес «золотой серии» 14–24 + 24–70 + 70–200, покрывающей схожие с 18–300 фокусные расстояния, составляет 3,5 кг. Но «золотая серия» — это полнокадровые влагозащищённые объективы, поэтому если вы снимаете на камеру DX-формата, вам совсем не нужно носить с собой такой набор. Достаточно взять Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR, в компактном корпусе которого упакован впечатляющий диапазон 18–300 мм.
Правда, с таким зумом за объективом нужно следить: у него сильно выдвигается передняя линза, почти втрое увеличивая размер объектива на 300 мм. Она может выехать и во время ходьбы, поэтому на корпусе есть защёлка, фиксирующая объектив в сложенном виде. Иначе, если вы стукнете его об стену при выдвинутой линзе, механизму может прийти конец. Кстати, поэтому я никогда не снимаю бленду: в случае удара она служит буфером между дорогим стеклом и безжалостным бетоном.
Как и во всех объективах любительской серии Nikon, здесь использован пластик в качестве основного материала корпуса. Байонет металлический. При зумировании внешняя линза существенно выдвигается. На корпусе расположено мощное кольцо зума, фокусировочное кольцо и блок переключателей автофокуса и стабилизатора. Объектив оснащён встроенным приводом автофокуса, что позволяет использовать его на камерах серий D3XXX и D5XXX. На минимальном фокусном расстоянии автофокус работает быстро, а вот на 300 мм он может «жужжать» сравнительно долго. При фокусировке передняя линза не вращается, это даёт возможность использовать поляризационные и градиентные фильтры.
Чтобы обеспечить диапазон 18–300 мм, производителю потребовалось создать сложную оптическую схему. Внутри находится 19 оптических элементов, объединённых в 14 групп. Из них 3 линзы с низкодисперсионным ED-стеклом и 3 асферических элемента. Сравните с Nikon 35mm f/1.8G DX AF-S Nikkor, в котором всего 8 элементов!
Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR — это универсальный объектив, который используется и для пейзажей, и для портретов. В путешествиях такой компаньон очень удобен. Но сказывается ли это на качестве изображения?
Оптические характеристики объектива сильно отличаются на широких и узких углах обзора. Например, боке на фокусных расстояниях 18–35 мм почти незаметно (слишком велика глубина резкости). Если хотите снимать портреты с красиво размытым фоном, начинайте со значений 50–70 мм и максимально открытой диафрагмы.
Диапазон 18–300 мм предсказуемо вызывает значительную дисторсию, поэтому я рекомендую всегда использовать встроенную коррекцию дисторсии или возможности Lens Correction в Adobe Lightroom/Camera RAW. На снимках ниже видно, что книжные полки выгибаются в кадре без коррекции и выпрямляются при применении фильтра Lens Correction.
Для Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR характерно умеренное виньетирование. Самое сильное виньетирование видно на фокусном расстоянии 18 мм и максимально открытой диафрагме. По мере зумирования виньетирование проявляет себя слабее. При закрытии диафрагмы на одну ступень виньетирование уменьшается, но всё равно присутствует. Поэтому лучше использовать встроенную коррекцию виньетки или обрабатывать снимки с Lens Correction в Adobe Lightroom/Camera RAW. Даже при использовании фильтров с широкой оправой виньетка не изменяется, поэтому покупать дорогие тонкие фильтры нет смысла.
Тест виньетирования. ФР 18 мм
Тест резкости. 18 мм:
На фокусном расстоянии 145 мм резкость хорошая, и лучше всего она проявляется при диафрагме f/8–11. При максимальном фокусном расстоянии 300 мм и открытой диафрагме детализация оставляет желать лучшего, а при f/8 объектив снова показывает хорошие результаты. Это важно учитывать: хочешь качественную картинку — прикрывай диафрагму на максимальном зуме.
Тест резкости. 145 мм:
Тест резкости. 300 мм:
Стабилизатор
Как и в случае с Nikon AF-S DX 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR, производитель обещает улучшение в 4 стопа. При фокусном расстоянии 18 мм для DX-матриц (что эквивалентно 27 мм на полнокадровых фотоаппаратах) рекомендуемое значение выдержки не менее 1/30 с, а иначе изображение наверняка получится размытым. Со включённым стабилизатором можно снимать с выдержкой до 1/2 с, не увеличивая светочувствительность. Я сделал снимок с выдержкой 1/6 с и включённым стабилизатором, и кадр получился резким.
Выводы
Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR — это универсальный объектив практически на все случаи жизни. Он покрывает львиную долю фокусных расстояний, которые могут потребоваться и любителю, и продвинутому фотографу. Пейзажи, портреты или крупные планы диких животных… Этим объективом вы можете запечатлеть любую сцену. Значительный плюс — хороший стабилизатор, позволяющий снимать в условиях низкого освещения или на больших фокусных расстояниях. За это удобство приходится платить значительной дисторсией, заметным виньетированием и необходимостью с вниманием относиться к хрупкой конструкции выдвигающейся линзы. Особенно нужно отметить падение детализации от центра к краю кадра и в целом не слишком высокую резкость на максимальном зуме и открытой диафрагме, что заставляет использовать значения порядка f/8 при 300 мм. А это ограничивает сферу применения объектива условиями со сравнительно ярким освещением.
Плюсы:
- фантастический зум 18-300 мм;
- небольшие размеры (учитывая диапазон фокусных расстояний);
- эффективный стабилизатор;
- совместимость со всеми любительскими фотоаппаратами Nikon.
Минусы:
- выраженная дисторсия;
- заметное виньетирование;
- медленный автофокус на больших фокусных расстояниях;
- падение резкости от центра к краю на открытой диафрагме.