Тест Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Последним участником нашего большого теста топовой портретной оптики Nikon будет AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED, который вышел относительно недавно, но уже успел завоевать доверие у многих фотографов. Он был создан для воплощения всех задумок в области художественной фотографии.
Этот объектив не подведёт ни в студии, ни на открытой локации. Вне зависимости от освещения объектив обеспечит изящное боке и прорисовку мельчайших деталей даже на предельно открытой диафрагме.
Конструкция и дизайн
Корпус этого «гиганта» (вес — 985 г, размер фильтра — 82 мм), как и у большинства из линейки топовых объективов, оснащён влагозащитой, так что можно смело снимать при любых погодных условиях.
Инновационная оптическая конструкция AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED действительно впечатляет и ещё раз доказывает, что инженеры компании Nikon потрудились на славу. Схема объектива состоит из 14 элементов в 9 группах и включает 3 элемента со сверхнизкой дисперсией, о чём нам напоминают 2 буквы «ED» на самом корпусе объектива.
Инженеры также внедрили в объектив новый электромагнитный механизм управления диафрагмой. Это особенно актуально при высокоскоростной серийной съёмке. Сама диафрагма состоит из 9 скруглённых лепестков. Минимальная дистанция фокусировки — 1 метр.
Опыт и использование
Первое, на что обращаешь внимание при работе с ним, — это быстрый автофокус. 105mm f/1.4E ED не делает пустых прогонов и не долго «сосредотачивается» на нужном объекте. Это очень помогает при съёмке крупноплановых портретов или beauty-съёмке.
Работая с этим объективом, я столкнулся с проблемой отсутствия системы стабилизации, что меня очень сильно расстроило и прибавило проблем при съёмке в условиях плохой освещённости. При съёмке на выдержках 1/100–1/125 очень тяжело сделать картинку без смаза, дрожание изображения гарантировано. Для комфортной работы с этим объективом нужно ставить выдержку в 2 раза больше критической, то есть 1/250. При такой выдержке смазы при съёмке сводятся к минимуму. Но если у вас крепкие руки или вы снимаете при хорошем освещении, то можно использовать критическую выдержку 1/125. Впрочем, для обладателей многомегапиксельных зеркалок это вряд ли будет открытием. Но мы лучше напомним читателям об этой особенности.
Фокусное расстояние объектива может потребовать привыкания. Да, оно классическое для портретника, но всё же часто требует отходить сравнительно далеко от модели. В то же время для сверхкрупноплановой бьюти-съёмки масштаб может оказаться маловат из-за сравнительно большой дистанции фокусировки в 1 метр. В этом случае придётся плотнее кадрировать снимок уже на этапе обработки.
Боке
От картинки Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED трудно оторвать взгляд, боке просто завораживает. Как и у большинства светосильных объективов, блики меняют свою форму от центра к краям. На диафрагмах f/1.4–f/1.8 по краям они имеют вытянутую форму, при диафрагмировании до f/4 и более становятся круглыми по всей площади кадра, тем самым создавая красивейшую симметрию.
Картинка контрастная и воздушная одновременно. Резкость и шедевральное боке — вот что нужно настоящему портретному объективу. Заполнение одиночных бликов равномерное, без неоднородностей и контрастных каёмок. Это обеспечивает ровный и спокойный рисунок без двоений, как и положено серьёзному портретнику. При этом, как и Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, герой нашего теста может оставлять в зоне нерезкости отдельные жёсткие, чётко очерченные блики. Его рисунок нельзя назвать ватным и скучным, он узнаваемый и индивидуальный. И это важное преимущество сегодня, когда множество сторонних производителей научились делать резкую оптику с мягким, но порой безликим размытием.
Виньетирование на открытой диафрагме присутствует, но не бросается в глаза. При переходе от зоны резкости к зоне нерезкости изображение плавно изменяется от фокуса к расфокусу, поэтому в боке нет грубых переходов. Кадр смотрится пластично и объёмно.
Резкость и виньетирование
Благодаря современной оптической схеме и высокому классу объектива резкость по всему кадру будет обеспечена даже при максимально открытой диафрагме f/1.4. И это действительно так! Если сравнивать 105mm f/1.4E ED с 85mm f/1.4G, то последний достигает сравнимой резкости на отметках диафрагмы f/2–f/2.8.
Максимальной резкости по всему кадру AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED достигает при диафрагмировании до отметок f/2.8–f/3.2, это невероятное качество для портретного объектива.
Наилучшее значение диафрагмы для мягкого портрета от f/1.4 до f/1.8. При дальнейшем закрытии диафрагмы вы уже ничего не сможете спрятать от этой пронзающей резкости.
Хроматические аберрации
Безусловно, они присутствуют в этом объективе на открытой диафрагме. Отчётливее всего они выражены на границах между тёмными и светлыми объектами, хотя даже в формате RAW в глаза они не бросаются. Частично подавляются программно в самой камере, и это заметно в JPEG. Впрочем, для светосильной оптики это почти стандартная ситуация. Но главное, что при диафрагмировании даже на треть ступени их уровень сильно снижается, а при f/2 искажений почти не найти, кроме совсем экстремальных участков.
Выводы
Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED прекрасно подойдёт тем, кто любит снимать крупноплановые портреты. Снять портрет в полный рост достаточно тяжело, вам придётся отходить на большое расстояние и следить, чтобы никто не прошёл между вами и моделью. Несколько усложняет портретную съёмку лишь минимальная дистанция фокусировки в 1 метр. Сложности начинаются тогда, когда хочется взять сверхкрупный план, например, в бьюти-съёмке.
Объектив обладает изумительным боке, контрастным и воздушным одновременно. Это роднит его с AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G. Но все же боке у AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED мягче. Резкость в нём также превосходна, даже при максимально открытой диафрагме она достигается по всему кадру. Из формальных минусов можно отметить лишь присутствие хроматических аберраций на снимках при f/1,4. Но критического влияния на качество фото они не оказывают, уровень их нельзя назвать высоким. В остальном же это классический топовый фикс от Nikon: быстрый в фокусировке, идеально собранный, приятный в работе.
Плюсы:
- уникальное фокусное расстояние;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- мягкое и спокойное боке;
- пыле- и влагозащита;
- высокая скорость автофокуса;
- низкий уровень хроматических аберраций.
Минусы:
- большая минимальная дистанция фокусировки.