Вверх

Неделя с экспертом: портретные объективы Nikon. Топовый класс

Дата публикации: 02.02.2018

Тест Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Последним участником нашего большого теста топовой портретной оптики Nikon будет AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED, который вышел относительно недавно, но уже успел завоевать доверие у многих фотографов. Он был создан для воплощения всех задумок в области художественной фотографии.

Этот объектив не подведёт ни в студии, ни на открытой локации. Вне зависимости от освещения объектив обеспечит изящное боке и прорисовку мельчайших деталей даже на предельно открытой диафрагме.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Конструкция и дизайн

Корпус этого «гиганта» (вес — 985 г, размер фильтра — 82 мм), как и у большинства из линейки топовых объективов, оснащён влагозащитой, так что можно смело снимать при любых погодных условиях.

Инновационная оптическая конструкция AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED действительно впечатляет и ещё раз доказывает, что инженеры компании Nikon потрудились на славу. Схема объектива состоит из 14 элементов в 9 группах и включает 3 элемента со сверхнизкой дисперсией, о чём нам напоминают 2 буквы «ED» на самом корпусе объектива.

Инженеры также внедрили в объектив новый электромагнитный механизм управления диафрагмой. Это особенно актуально при высокоскоростной серийной съёмке. Сама диафрагма состоит из 9 скруглённых лепестков. Минимальная дистанция фокусировки — 1 метр.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Опыт и использование

Первое, на что обращаешь внимание при работе с ним, — это быстрый автофокус. 105mm f/1.4E ED не делает пустых прогонов и не долго «сосредотачивается» на нужном объекте. Это очень помогает при съёмке крупноплановых портретов или beauty-съёмке.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 250, F4.5, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Работая с этим объективом, я столкнулся с проблемой отсутствия системы стабилизации, что меня очень сильно расстроило и прибавило проблем при съёмке в условиях плохой освещённости. При съёмке на выдержках 1/100–1/125 очень тяжело сделать картинку без смаза, дрожание изображения гарантировано. Для комфортной работы с этим объективом нужно ставить выдержку в 2 раза больше критической, то есть 1/250. При такой выдержке смазы при съёмке сводятся к минимуму. Но если у вас крепкие руки или вы снимаете при хорошем освещении, то можно использовать критическую выдержку 1/125. Впрочем, для обладателей многомегапиксельных зеркалок это вряд ли будет открытием. Но мы лучше напомним читателям об этой особенности.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 900, F4, 1/200 с, 105.0 мм экв.

Фокусное расстояние объектива может потребовать привыкания. Да, оно классическое для портретника, но всё же часто требует отходить сравнительно далеко от модели. В то же время для сверхкрупноплановой бьюти-съёмки масштаб может оказаться маловат из-за сравнительно большой дистанции фокусировки в 1 метр. В этом случае придётся плотнее кадрировать снимок уже на этапе обработки.

Боке

От картинки Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED трудно оторвать взгляд, боке просто завораживает. Как и у большинства светосильных объективов, блики меняют свою форму от центра к краям. На диафрагмах f/1.4–f/1.8 по краям они имеют вытянутую форму, при диафрагмировании до f/4 и более становятся круглыми по всей площади кадра, тем самым создавая красивейшую симметрию.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 5000, F1.4, 1/200 с, 105.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Картинка контрастная и воздушная одновременно. Резкость и шедевральное боке — вот что нужно настоящему портретному объективу. Заполнение одиночных бликов равномерное, без неоднородностей и контрастных каёмок. Это обеспечивает ровный и спокойный рисунок без двоений, как и положено серьёзному портретнику. При этом, как и Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, герой нашего теста может оставлять в зоне нерезкости отдельные жёсткие, чётко очерченные блики. Его рисунок нельзя назвать ватным и скучным, он узнаваемый и индивидуальный. И это важное преимущество сегодня, когда множество сторонних производителей научились делать резкую оптику с мягким, но порой безликим размытием.

Виньетирование на открытой диафрагме присутствует, но не бросается в глаза. При переходе от зоны резкости к зоне нерезкости изображение плавно изменяется от фокуса к расфокусу, поэтому в боке нет грубых переходов. Кадр смотрится пластично и объёмно.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/160 с, 105.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/160 с, 105.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 360, F4, 1/25 с, 105.0 мм экв.

Резкость и виньетирование

Благодаря современной оптической схеме и высокому классу объектива резкость по всему кадру будет обеспечена даже при максимально открытой диафрагме f/1.4. И это действительно так! Если сравнивать 105mm f/1.4E ED с 85mm f/1.4G, то последний достигает сравнимой резкости на отметках диафрагмы f/2–f/2.8.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/13 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/8 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/6 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/3 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/2 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 105.0 мм экв.Cкачать RAW

Максимальной резкости по всему кадру AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED достигает при диафрагмировании до отметок f/2.8–f/3.2, это невероятное качество для портретного объектива.

Наилучшее значение диафрагмы для мягкого портрета от f/1.4 до f/1.8. При дальнейшем закрытии диафрагмы вы уже ничего не сможете спрятать от этой пронзающей резкости.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Хроматические аберрации

Безусловно, они присутствуют в этом объективе на открытой диафрагме. Отчётливее всего они выражены на границах между тёмными и светлыми объектами, хотя даже в формате RAW в глаза они не бросаются. Частично подавляются программно в самой камере, и это заметно в JPEG. Впрочем, для светосильной оптики это почти стандартная ситуация. Но главное, что при диафрагмировании даже на треть ступени их уровень сильно снижается, а при f/2 искажений почти не найти, кроме совсем экстремальных участков.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/200 с, 105.0 мм экв.

Выводы

Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED прекрасно подойдёт тем, кто любит снимать крупноплановые портреты. Снять портрет в полный рост достаточно тяжело, вам придётся отходить на большое расстояние и следить, чтобы никто не прошёл между вами и моделью. Несколько усложняет портретную съёмку лишь минимальная дистанция фокусировки в 1 метр. Сложности начинаются тогда, когда хочется взять сверхкрупный план, например, в бьюти-съёмке.

Объектив обладает изумительным боке, контрастным и воздушным одновременно. Это роднит его с AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G. Но все же боке у AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED мягче. Резкость в нём также превосходна, даже при максимально открытой диафрагме она достигается по всему кадру. Из формальных минусов можно отметить лишь присутствие хроматических аберраций на снимках при f/1,4. Но критического влияния на качество фото они не оказывают, уровень их нельзя назвать высоким. В остальном же это классический топовый фикс от Nikon: быстрый в фокусировке, идеально собранный, приятный в работе.

Плюсы:

  • уникальное фокусное расстояние;
  • высокая резкость с открытой диафрагмы;
  • мягкое и спокойное боке;
  • пыле- и влагозащита;
  • высокая скорость автофокуса;
  • низкий уровень хроматических аберраций.

Минусы:

  • большая минимальная дистанция фокусировки.
Дата публикации: 02.02.2018
Комментировать
Главы:123456
Предыдущая глава
713e88b2 ba05 4ff0 9320 e3938cd942ca square 100
Антон Куркострига

Фотограф, преподаватель по фотопозированию. Работал для журналов «Эстет» и «Elle Girl Thailand», а так же с различными российскими дизайнерами. Специализируется на рекламной, предметной съемке, fashion & beauty.

Alexander Savochkin, 2018-10-09T03:12:39

Я свечку не держал, но по своей практике точно знаю, что просто так подруг привлекать на съёмки дело неблагодарное: времени будет потрачено много, а результат далеко не факт что понравится редакции. Разумеется, моделей привлекают при первой же возможности. А по поводу уровня иллюстраций перечитайте последние два предложения в моём комментарии выше. :)

Saimon Dude, 2018-10-08T11:56:08

Для чего собирать команду? Можно ведь нанять проф.модель и выбрать отличное место для съёмки, не обязательно студию. Но вы действительно халатно отнеслись - просто позвали подругу/друга погулять и сделали пару фоток, для сайта такого уровня это уже несерьёзно.

Alexander Savochkin, 2018-03-02T11:19:30

Мне кажется, вы связываете несвязанные между собой явления — мастерство фотографа и качество работы объектива. К тому же оба эти явления несколько субъективны.

northern_lights, 2018-03-02T09:01:59

капец.... глядя на женские портреты пропадает напрочь желание покупать эти топовые объективы..... а мужской... ну как то ни о чем......

Alexander Savochkin, 2018-02-11T11:07:21

Можно. Можно вообще как угодно. Но тут в пользу новой оптики было два соображения: редполитика и таки возможность использовать со всеми камерами, а не только с отвёрточными.

Ali Aliev, 2018-02-11T08:01:02

Ну, если редполитика, тогда да, всё остальное условно. А сравнить бы стоило. Как раз при прочих равных, можно получить отличное качество и с экономить.

Alexander Savochkin, 2018-02-10T20:30:11

Редполитика сложилась так, что мы при равных прочих рекомендуем новейший образец. Для читателя польза в том, что можно узнать о такой оптике, с которой он сможет иметь дело в будущем по возможности независимо от камеры. Если мы расскажем исключительно о безмоторной оптике, желающий купить такой объектив внезапно обнаружит, что надо апгрейдить и камеру. Это неприятность. А такие желающие есть, и сочетание крутой оптики с простой камерой не такая уж и редкость. Одна знакомая снимает 1200-м кэноном с солидным макрообъективом, другие увлекаются авиационной фотографией, и у них каждый объектив дороже камеры раза эдак в два, а то и в три. Ещё одна знакомая на 550-й кэнон поставила основным 17-40/4L. Человек, увлечённый портретом, с большой вероятностью купит себе хороший портретник, а не новую камеру.

Ali Aliev, 2018-02-10T13:07:55

На мой взгляд не корректный подход к выбору кандидатов на тест. К примеру, представленные тут AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED или AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G вряд ли кто купит для трёхтысячной и пятитысячной (За исключением конечно д500) серии. Эти серии камер для начинающих, они так и позиционируются на сайте производителя. Любительская же серия, (семитысячная) вся с моторчиками. Если же подходить к тесту с такими мерками, то нужно было сравнивать недорогие фиксы. Ну, это только моё мнение.
И уж тем более, нужно было брать для теста и камеры для начинающих 3.... 5... серии.

Alexander Savochkin, 2018-02-09T21:34:19

Да, с камерами трёхтысячной и пятитысячной серий использовать невозможно. Без автофокуса объективы типа D по факту никуда не годятся.

Ali Aliev, 2018-02-09T17:59:53

Ограниченно совместимые с чем, с тушками без мотора АФ?

Георгий Полицарнов, 2018-02-09T07:40:09

Согласен, D-объективы крутые. Но ограниченно совместимые. Именно поэтому в тест не попали.

Ali Aliev, 2018-02-09T04:36:50

Есть ещё прекрасные AF NIKKOR 85mm f/1.4D IF, AF DC NIKKOR 105mm f/2D AF DC NIKKOR 135mm f/2D которые до сих пор есть в продаже у официального дилера.

Roman Ryazanov, 2018-02-08T12:06:07

Написано, может, и неплохо, но фотографии очень плохие. Везде задрано ISO, часто закрыта дырка. Неужели, при тесте объектива стоимость 100+ тыс.рублей нельзя арендовать студию? Или договориться на тест на правах рекламы?
Модель выбрана ужасно. Фотографировать при свете кривой кольцевой лампы с фиговым цветовым спектром. Мне бы после такого теста не захотелось покупать этот объектив. Сомнительная реклама. И тут становится вопрос. Либо автор плохой фотограф, либо настолько халатно подошёл к своей работе.

Дмитрий Харитонов, 2018-02-07T20:10:36

Странные фотки.

Вадим Чертков, 2018-02-07T17:04:30

Благодарю за поддержку!

аюр санданов, 2018-02-07T16:33:17

согласен! фото приведенные в пример унылые и не интересные =(

Alexandr iuneWind, 2018-02-07T15:39:58

Как интересно случайно совпало, что для самого дешевого полтоса у вас и самый бедный и невзрачный набор кадров - почти все как будто набегу снятое, с самыми неудачными скнитонами из всех отснятых кадров на девушке в пуховике, например. На все линзы снят мужчина в чб, например, для 85ки прям в ассортименте, а для полтоса забыли даже один кадр.
Если вам совсем не интересно было снимать на полтос может не стоит тогда совсем его включать в статью, чем выставлять более слабым объективом? )

Георгий Полицарнов, 2018-02-07T15:05:09

Для статьи никто никогда не выбирает "снимки похуже". Отбираем лучшее из того, что удалось снять в реальных условиях. Что касается фиксов со светосилой f/1,8, то Вам сюда: https://prophotos.ru/review...

Alexandr iuneWind, 2018-02-07T15:02:52

Присоединяюсь к критике, довольно странный "тест" - фотки для 105ки отдельно выбранны получше всех остальных (девушка в пуховике ну явно удачнее всех остальных линз), а дешевого полтоса - видимо отдельно подобрали похуже? )) Во всяком случае впечатление именно такое.
Если это тест должны быть кадры в одинаковых условиях. На них, правда, сразу будет видно, что полтос снимает очень хорошо, мало отличаясь от стопятки.

Еще не радует отсутствие 50 1.8 и 85 1.8, особенно последнего - такой же портретник как 85 1.4 но в разы дешевле при почти такой же картинке. Где он?
Стопятку, разумеется, просится сравнить со старой стопяткой и 135.

Andrey Ryzhkov, 2018-02-07T14:55:26

Добрый день, не знаю по поводу всех объективов - смотреть даже не стал, но сэмплы приведённые на 58мм. отвратительны - просто технический брак - если объектив реально снимает "так" - цена ему 10 копеек. На всех примерах резкость отсутствует совершенно. "Резкость — ещё одна сильная сторона этого объектива. Даже при максимально открытой диафрагме f/1.4 " - читать это при представленных образцах изображения просто смешно - китовый 18-55 на d5200 был на много резче сэмплов...

4a37c2ef e91f 40f6 a51e 1a315781a8f7