Вверх

Неделя с экспертом: портретные объективы Nikon. Топовый класс

Дата публикации: 02.02.2018

Тест Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Наконец-то мы подошли к объективам, которые наилучшим образом подходят под обозначение «портретник». Встречаем великий и могущественный Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G. Фокусное расстояние в 85 мм достаточно давно считается классикой для портретной съёмки.

Обычно я редко использую фиксы для съёмки портретов, мои прикладные задачи решают зум-объективы (при работе в студии с импульсным светом большая светосила роли не играет, а боке не проявляется). Но после близкого знакомства с AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G моё мнение стало меняться. Так как я привык к большим объективам, я не заострял внимание на его размерах — высокая светосила всегда обуславливает приличный размер и вес портретника.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Конструкция и дизайн

Этот телеобъектив весом около 600 грамм имеет классический дизайн топового сегмента, что подчёркивает золотое кольцо. Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G обладает монолитной конструкцией. Попадание влаги между объективом и камерой предотвращает резиновая прокладка (юбка) вокруг байонета, и это не единственное уплотнение. Конструкция объектива влагозащищённая. Кроме того, корпус монолитный: ни один внешний элемент в процессе фокусировки не перемещается и не выдвигается.

У данного объектива нет специальных оптических элементов, всё достаточно стандартно: 10 элементов в 9 группах. Фотографы старой школы считают, что отсутствие асферических линз в портретных объективах является залогом красивого рисунка. На это мы, безусловно, обратим внимание в нашем тесте. Некоторые линзы имеют покрытие Nano Crystal Coat. Диафрагма у этой «машины» 9-лепестковая и скруглённая. Минимальная дистанция фокусировки у него 85 см — своеобразный стандарт для портретной оптики. За фокусировку отвечает SWM-привод. Всё просто: каждый параметр — как у всех объективов данного класса. Может, в этом и состоит секрет качественной техники?

Опыт съёмки

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.

В работе объектив показал очень высокий уровень при любых условиях. Даже отсутствие стабилизатора меня не смутило. Вес в 600 грамм для телеобъектива приемлем, более того, он только на пользу: смазов при использовании выдержек, близких к критическим, удаётся избежать, несмотря на сравнительно большое фокусное расстояние и высокое разрешение сенсора камеры.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/60 с, 85.0 мм экв.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на скорость фокусировки в тяжёлых условиях. Если с объективами 50 и 58 мм было не очень комфортно снимать после заката и под небольшим дождём из-за сравнительно длительной фокусировки, то этот объектив приятно удивил. В отличие от них, он хватался за картинку практически моментально, хотя в видоискателе мне самому было достаточно тяжело рассмотреть снимаемый объект. Привод автофокуса работает тихо и без всяких заминок. За автофокус этот портретник точно получает пятёрку.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Боке

AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G обладает уникальным боке, которое и даёт ему свой «авторский» стиль. У этого объектива оно слегка закрученное, блики изменяют свою форму в зависимости от расположения относительно центра. В центре при диафрагме f/1.4 блики имеют форму чёткого круга, при отдалении от центра кадра они приобретают форму листика. Также особенностью этого объектива является чуть чешуйчатое расположение отдельных бликов, что хорошо заметно при съёмке крупных портретов. Некоторые блики не сливаются, а накладываются один на другой. Вы скажете, что это признаки «плохого» боке. Да, но лишь формальные признаки.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/60 с, 85.0 мм экв.

Чешуйки можно было бы причислить к недостаткам, но есть нюанс. Контрастная каёмка появляется только от бликов с высокой яркостью. Менее яркие блики такой каймы не имеют. И в целом боке можно назвать сравнительно мягким, как и положено у портретника. Но как только в кадре оказываются яркие источники света, в боке появляются более читаемые блики. В англоязычных статьях такое явление принято называть «голливудским боке».

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Удивительно, но в этом объективе гармонично уживается и мягкость, и жёсткость в зоне нерезкости. И всё это в сумме даёт неповторимый объём в кадре, воздушную трёхмерную картинку и интересное боке, которое становится самостоятельным изобразительным инструментом. Даже опытный фотограф не угадает, как именно отработает зону нерезкости этот объектив: сколько бликов размоются «в кашу», а сколько дадут симпатичные яркие кружочки. Но в любом случае рисунок будет интересным и приятным глазу; дорогим, как в голливудских фильмах.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.8, 1/160 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Резкость и виньетирование

Резкость этого объектива впечатляет. Даже при открытой диафрагме f/1.4 мужские портреты смотрятся безупречно. При максимально открытой диафрагме создаётся впечатление, что отдельные части объекта, который в фокусе, вырезаны лезвием, хотя это формальный минус боке. Но здесь этот эффект придаёт некую магию картинке, а в чёрно-белой фотографии он просто завораживает.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 5000, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.

На открытой диафрагме высокая резкость достигается по всему полю кадра, в том числе и на периферии. Дальнейшее диафрагмирование незначительно повышает уровень резкости. При f/2 ситуация ещё несколько улучшается по всей площади кадра. Дальнейшее закрытие диафрагмы для повышения детализации не имеет смысла. После f/2,8 картинка уже «звенит» даже в самых углах.

NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/30 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/20 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/13 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/6 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/2 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 2 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D810 / Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 4 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW

Виньетирование у данного объектива присутствует на открытой диафрагме, но оно не явно выражено и не бросается в глаза. При диафрагме f/1.6 затемнение практически полностью исчезает, при диафрагмировании до f/4.0 уходит полностью. В случае, если оно будет вам мешать, от него легко можно избавиться в любом графическом редакторе или в настройках самой камеры.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/320 с, 85.0 мм экв.

Хроматические аберрации

Единственным недостатком этого объектива, на мой взгляд, являются хроматические аберрации. Полностью избавится от них не получится. При открытой диафрагме искажения легко обнаружить в зоне нерезкости, а в зоне резкости их, наоборот, практически не заметно. При диафрагмировании до f/2.0 их интенсивность сильно уменьшается, но не исчезает вовсе.

Хроматические аберрации являются частью рисунка и авторской чертой самого объектива. Это прямое следствие отсутствия специальных линз в оптической схеме, что в свою очередь является залогом интересного рисунка оптики. Нельзя сказать, что подобные искажения сильно вредят картинке, особенно если речь идёт о портретной съёмке.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 5000, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 450, F1.4, 1/250 с, 85.0 мм экв.

Выводы

Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G оказался очень интересным объективом с собственным узнаваемым рисунком. Благодаря отсутствию асферических линз он смог гармонично объединить мягкость и жёсткость в боке. Поэтому снимать на этот объектив можно как портреты в полный рост, так и крупные планы; в любом случае вы получите объёмную картинку, от которой не хочется отводить взгляд. Пикантности добавляют отдельные, чётко проработанные блики от ярких источников света, которые эффектно контрастируют с общим мягким характером размытия.

Единственным и при этом чисто формальным недостатком данного объектива являются хроматические аберрации, которые появляются в зоне нерезкости. Это прямое следствие отсутствия специальных линз в оптической схеме. На самом деле, хроматические аберрации выступают здесь в роли авторского стиля. Многие топовые портретники последних десятилетий имеют подобную же особенность.

Плюсы:

  • индивидуальный и красивый рисунок боке;
  • высокая резкость с открытой диафрагмы;
  • быстрый автофокус;
  • пыле- и влагозащита.

Минусы:

  • хроматические аберрации присутствуют в зоне нерезкости.
Дата публикации: 02.02.2018
Комментировать
Главы:123456
Предыдущая главаДалее «Тест Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED»
Alexander Savochkin, 2018-10-09T03:12:39

Я свечку не держал, но по своей практике точно знаю, что просто так подруг привлекать на съёмки дело неблагодарное: времени будет потрачено много, а результат далеко не факт что понравится редакции. Разумеется, моделей привлекают при первой же возможности. А по поводу уровня иллюстраций перечитайте последние два предложения в моём комментарии выше. :)

Saimon Dude, 2018-10-08T11:56:08

Для чего собирать команду? Можно ведь нанять проф.модель и выбрать отличное место для съёмки, не обязательно студию. Но вы действительно халатно отнеслись - просто позвали подругу/друга погулять и сделали пару фоток, для сайта такого уровня это уже несерьёзно.

Alexander Savochkin, 2018-03-02T11:19:30

Мне кажется, вы связываете несвязанные между собой явления — мастерство фотографа и качество работы объектива. К тому же оба эти явления несколько субъективны.

northern_lights, 2018-03-02T09:01:59

капец.... глядя на женские портреты пропадает напрочь желание покупать эти топовые объективы..... а мужской... ну как то ни о чем......

Alexander Savochkin, 2018-02-11T11:07:21

Можно. Можно вообще как угодно. Но тут в пользу новой оптики было два соображения: редполитика и таки возможность использовать со всеми камерами, а не только с отвёрточными.

Ali Aliev, 2018-02-11T08:01:02

Ну, если редполитика, тогда да, всё остальное условно. А сравнить бы стоило. Как раз при прочих равных, можно получить отличное качество и с экономить.

Alexander Savochkin, 2018-02-10T20:30:11

Редполитика сложилась так, что мы при равных прочих рекомендуем новейший образец. Для читателя польза в том, что можно узнать о такой оптике, с которой он сможет иметь дело в будущем по возможности независимо от камеры. Если мы расскажем исключительно о безмоторной оптике, желающий купить такой объектив внезапно обнаружит, что надо апгрейдить и камеру. Это неприятность. А такие желающие есть, и сочетание крутой оптики с простой камерой не такая уж и редкость. Одна знакомая снимает 1200-м кэноном с солидным макрообъективом, другие увлекаются авиационной фотографией, и у них каждый объектив дороже камеры раза эдак в два, а то и в три. Ещё одна знакомая на 550-й кэнон поставила основным 17-40/4L. Человек, увлечённый портретом, с большой вероятностью купит себе хороший портретник, а не новую камеру.

Ali Aliev, 2018-02-10T13:07:55

На мой взгляд не корректный подход к выбору кандидатов на тест. К примеру, представленные тут AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED или AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G вряд ли кто купит для трёхтысячной и пятитысячной (За исключением конечно д500) серии. Эти серии камер для начинающих, они так и позиционируются на сайте производителя. Любительская же серия, (семитысячная) вся с моторчиками. Если же подходить к тесту с такими мерками, то нужно было сравнивать недорогие фиксы. Ну, это только моё мнение.
И уж тем более, нужно было брать для теста и камеры для начинающих 3.... 5... серии.

Alexander Savochkin, 2018-02-09T21:34:19

Да, с камерами трёхтысячной и пятитысячной серий использовать невозможно. Без автофокуса объективы типа D по факту никуда не годятся.

Ali Aliev, 2018-02-09T17:59:53

Ограниченно совместимые с чем, с тушками без мотора АФ?

Георгий Полицарнов, 2018-02-09T07:40:09

Согласен, D-объективы крутые. Но ограниченно совместимые. Именно поэтому в тест не попали.

Ali Aliev, 2018-02-09T04:36:50

Есть ещё прекрасные AF NIKKOR 85mm f/1.4D IF, AF DC NIKKOR 105mm f/2D AF DC NIKKOR 135mm f/2D которые до сих пор есть в продаже у официального дилера.

Roman Ryazanov, 2018-02-08T12:06:07

Написано, может, и неплохо, но фотографии очень плохие. Везде задрано ISO, часто закрыта дырка. Неужели, при тесте объектива стоимость 100+ тыс.рублей нельзя арендовать студию? Или договориться на тест на правах рекламы?
Модель выбрана ужасно. Фотографировать при свете кривой кольцевой лампы с фиговым цветовым спектром. Мне бы после такого теста не захотелось покупать этот объектив. Сомнительная реклама. И тут становится вопрос. Либо автор плохой фотограф, либо настолько халатно подошёл к своей работе.

Дмитрий Харитонов, 2018-02-07T20:10:36

Странные фотки.

Вадим Чертков, 2018-02-07T17:04:30

Благодарю за поддержку!

аюр санданов, 2018-02-07T16:33:17

согласен! фото приведенные в пример унылые и не интересные =(

Alexandr iuneWind, 2018-02-07T15:39:58

Как интересно случайно совпало, что для самого дешевого полтоса у вас и самый бедный и невзрачный набор кадров - почти все как будто набегу снятое, с самыми неудачными скнитонами из всех отснятых кадров на девушке в пуховике, например. На все линзы снят мужчина в чб, например, для 85ки прям в ассортименте, а для полтоса забыли даже один кадр.
Если вам совсем не интересно было снимать на полтос может не стоит тогда совсем его включать в статью, чем выставлять более слабым объективом? )

Георгий Полицарнов, 2018-02-07T15:05:09

Для статьи никто никогда не выбирает "снимки похуже". Отбираем лучшее из того, что удалось снять в реальных условиях. Что касается фиксов со светосилой f/1,8, то Вам сюда: https://prophotos.ru/review...

Alexandr iuneWind, 2018-02-07T15:02:52

Присоединяюсь к критике, довольно странный "тест" - фотки для 105ки отдельно выбранны получше всех остальных (девушка в пуховике ну явно удачнее всех остальных линз), а дешевого полтоса - видимо отдельно подобрали похуже? )) Во всяком случае впечатление именно такое.
Если это тест должны быть кадры в одинаковых условиях. На них, правда, сразу будет видно, что полтос снимает очень хорошо, мало отличаясь от стопятки.

Еще не радует отсутствие 50 1.8 и 85 1.8, особенно последнего - такой же портретник как 85 1.4 но в разы дешевле при почти такой же картинке. Где он?
Стопятку, разумеется, просится сравнить со старой стопяткой и 135.

Andrey Ryzhkov, 2018-02-07T14:55:26

Добрый день, не знаю по поводу всех объективов - смотреть даже не стал, но сэмплы приведённые на 58мм. отвратительны - просто технический брак - если объектив реально снимает "так" - цена ему 10 копеек. На всех примерах резкость отсутствует совершенно. "Резкость — ещё одна сильная сторона этого объектива. Даже при максимально открытой диафрагме f/1.4 " - читать это при представленных образцах изображения просто смешно - китовый 18-55 на d5200 был на много резче сэмплов...

159b17e7 194d 46e7 acbd e68a43b14725