Объектив в работе
От изучения конструкции переходим к съёмкам. Только с камерой в руках, снимая различные сюжеты, можно по достоинству оценить все возможности этого универсального объектива. Мы выбрали один из дождливых дней и отправились на прогулку.
Включаем камеру и начинаем снимать.
Модель — Оксана Бутовская. Хорошие портреты получились во многом благодаря её обаянию
С первых кадров становится понятно, что объектив резок, начиная с максимально открытой диафрагмы. На значении f/1.2 картинка без намёка на софт-эффект. Это сильно отличает M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 PRO от всех полнокадровых аналогов, которые мне приходилось использовать ранее. Признаться, закрывать диафрагму мне после этого даже не захотелось.
Съёмка через стекло позволила оценить все плюсы и эргономику фокусировочного кольца. Пока автофокус выбирал между отражением дождливого города и солнечной улыбкой, одним движением кольца на себя я переключил объектив на ручной фокус и быстро навёл резкость. При этом в ручном режиме ход кольца ограничен и появляется небольшое сопротивление. На практике это конструктивное решение оказалось очень удобным.
Кстати, в камере есть вспомогательные инструменты для точной фокусировки. Можно увеличить изображение на экране или фокусироваться в режиме пикинга, когда зона резкости подсвечивается белым. Работать с ручной фокусировкой одно удовольствие.
Резкость именно там, где она нужна, при этом кадр наполнен воздухом и чувствуется объём. Детали фона с мягким размытием, но продолжают читаться. Капли на стекле не пестрят «чешуёй» на переднем плане, границы их бликов приятно сглажены. Кажется, этой фотографией мне удалось передать уютную атмосферу кафе в дождливый день.
Передний план без скачков отделяется от фона и оставляет ощущение цельного изображения. Переходы от зоны резкости к зоне нерезкости плавные и естественные. Картинка в кадре пластичная.
Эквивалентное фокусное расстояние 50 мм отлично подходит для съёмки поясных и ростовых портретов, а высокая светосила позволяет получить объём в кадре, даже если съёмка ведётся со сравнительно большой дистанции. В этом сила подобных объективов!
На всех портретных фотографиях стоит отметить приятный рисунок размытия и при этом высокую детализацию — обычно несовместимые характеристики. Картинка получается без каких-либо видимых искажений, хроматических аберраций и сильного виньетирования. Очень приятное боке, размывается красиво не только фон, но и передний план.
Принято считать, что объектив с красивым портретным рисунком имеет ограниченный диапазон использования за счёт нескомпенсированных аберраций, cофт-эффекта (сферическая аберрация) и не всегда достаточной резкости и детализации. Olympus M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 PRO точно не из таких. Он прекрасно подойдёт для съёмки пейзажа. 50 мм даёт правильную перспективу, естественную для глаз, как плюс при этом — высокое разрешение по всему кадру и кристально чистый цвет.
Перейдём к полевым испытаниям и рассмотрим подробнее пейзажные кадры с разным значением диафрагмы от f/1.2 до f/16
Объектив обладает выдающимися характеристиками! Высокая резкость в точке фокусировки проявляется уже при f/1.2 и сохраняется до f/11. И только рассматривая кадр на 100%, можно заметить небольшую мягкость на максимально закрытой диафрагме f/16. После f/11 начинает сказываться дифракция.
При съёмке на f/1.2 есть лёгкое виньетирование, но уже на значениях f/1.4–2.0 эффект заметно уменьшается и на f/2.8–4.0 становится полностью незаметен.
Хроматические аберрации практически отсутствуют, дополнительно устранять в редакторе их не придётся. Для себя я определил оптимальное рабочее значение для съёмки пейзажа с максимальной детализацией по всему полю кадра и ГРИП в диапазоне от f/4 до f/11.
M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 PRO Lens также отлично справляется со съёмкой против яркого света. Изображение при этом не теряет контраст и насыщенность цветов, не появляется ни бликов, ни засветок, ни сильных хроматических аберраций.
Сфера применения объектива явно не ограничивается только портретной съёмкой. А такие приятные особенности, как мягкое разделение планов и эффектное размытие, свойственные светосильной оптике, можно творчески использовать при съёмке пейзажа и в других жанрах.
Объективом всё время хочется снимать с открытой диафрагмой, экспериментируя с малой глубиной резкости, наполняя кадр воздухом и атмосферой.
Единичные блики имеют красивую ровную форму без резких контрастных каёмок и двоения. Качество размытия остаётся приятным до значения f/4.
Конечно, M.Zuiko Digital ED 25mm f/1.2 PRO не предназначен для настоящей макрофотографии, но минимальная дистанция фокусировки гораздо меньше, чем обычно бывает у «полтинников» — 0,19 м против полуметра, что позволяет снимать объекты с увеличением 0,11х.
Автофокусировка практически бесшумная. Особенность объектива ещё в том, что из 19 оптических элементов при наведении резкости перемещается всего одна линза, благодаря чему автофокус срабатывает очень быстро и точно.
Безупречная резкость на открытой диафрагме в сочетании с мягким, воздушным боке. При этом у пчелы можно рассмотреть ворсинки и прожилки на крыльях. Цветок на фоне размытого фона выглядит объёмным и трёхмерным.
Геометрические искажения практически незаметны и имеют крайне слабо выраженную «подушку».