Знакомство с технологиями 360°
Что такое виртуальная реальность? Это созданный при помощи технических средств параллельный мир, который мы можем видеть, по которому можем перемещаться, а иногда — и осязать.
В этой статье мы познакомим вас с экшн-камерой Nikon KeyMission 360, которая способна стать по-настоящему доступным и удобным средством создания виртуальной реальности и отображения любой точки мира именно как окружающего пространства.
Но сначала немного расскажем о том, что предшествовало появлению таких компактных и удобных технических решений для съёмки в формате 360°.
История развития виртуальных технологий
Самый простой пример виртуальной реальности — компьютерная игра-стрелялка, в которой мы видим мир глазами бесстрашного персонажа. В середине экрана — огромный плазменный бластер, кругом — дивный, новый мир, который нам предстоит спасти от коренных жителей.
С ростом популярности реальности виртуальной, реальность обычная постепенно начала утрачивать свои краски. Чтобы запечатлевать мир вокруг, человечество в последние два десятилетия прошло огромный путь в совершенствовании технологий видеосъёмки. В наших смартфонах уже стоят 28-мегапиксельные камеры. Наши экшн-камеры записывают 4К видео, которое мы смотрим на огромных изогнутых экранах сверхвысокой четкости.
Но несмотря на высокое качество и динамику происходящего, такая картинка — всего лишь то, что вы видите на экране по замыслу режиссера и под углом зрения оператора. Вы не можете повернуть или наклонить камеру на уже записанном фото или видео. «Фарш нельзя провернуть назад». Или, всё-таки можно? С появлением 360-градусной съёмки технологии виртуальной реальности шагнули далеко за пределы так и не очищенных от виртуальной нечисти вымышленных миров. Давайте немного окунёмся в историю.
Первыми, как обычно, были учёные, научившиеся сшивать изображения с нескольких разнонаправленных камер. Одним из пионеров стала американская компания Immersive Media Company.
В 1995 году она представила первую интерактивную сферическую видеозапись (объектом был баскетбольный мяч), в 2004-м — первую цифровую сферическую камеру Dodeca System, а в 2006-м продала свою концепцию под названием StreetView корпорации Google.
Технология была непростой: громоздкая камера имела 11 объективов и записывала с привязкой к координатам GPS полнокадровое видео окружающего пространства. Скриншоты с этой записи и стали затем доступны интернет-пользователям нового сервиса Google Street View.
По мере своего развития, этот сервис стал родоначальником виртуального туризма. Но для простых людей технология 360° была по-прежнему недоступна — все технические решения базировались на сложных и громоздких конструкциях, объединяющих несколько камер, а полученную картинку требовалось обрабатывать в специальных приложениях. Для просмотра предполагалось использовать специальные приложения либо дорогостоящие VR-очки, что здорово повышало стоимость «входного билета» и ограничивало распространение VR-технологии в массы.
Это не могло продолжаться долго. Драйверами прогресса стали социальные сети. Компания Youtube (дочка Google) в марте 2015 года объявила о возможности загрузки видео в формате 360x360 на свой сервис, заранее пригласив к сотрудничеству производителей камер. Через полгода на набирающий ход поезд поднялась компания Facebook, уже имеющая в списке активов производителя VR-очков — американскую компанию Oculus VR, купленную годом ранее за 2 миллиарда долларов (400 млн наличными, остальное — акциями Facebook).
Последующее уже было делом техники. Осенью 2015 года одна за другой на рынок стали выходить профессиональные и потребительские камеры, записывающие видео в формате 360x360 и позволяющие создавать «виртуальную реальность» с невиданной доселе легкостью.
К профессиональным моделям того времени можно отнести оснащенную восемью объективами Nokia OZO ценой в 45 000 долларов, одним из первых покупателей которой стала компания Disney. В потребительском секторе первыми ласточками стали очки и камеры, разработанные всё той же компанией Oculus VR.
В течение года на рынок вышли как относительно доступные профессиональные модели, так и «народные» компактные, предназначенные для простых пользователей. В их числе — и герой нашего обзора, камера KeyMission 360 от японской корпорации Nikon.
Вы спросите, зачем такие камеры непрофессионалам? Всё очень просто. Представьте, что вы находитесь в маленьком старинном городке, на тесной площади, окруженной памятниками архитектуры. Чтобы заснять все здания вокруг, вам потребуется минут 15. Со сферической камерой вы делаете всего один кадр и потом сможете рассмотреть все детали, включая брусчатку под ногами и пролетающих голубей.
Аналогично — при поездке на автомобиле по живописной горной дороге или в кабине канатной дороги. А просто установив камеру на крышу автомобиля, вы увидите все красоты, мимо которых проезжали — без каких-либо премудростей и лишних телодвижений.
Камеру на сэлфи-палке можно засунуть в какое-то недоступное для посещения пространство.
Или поместить, например, в кабину автомобиля или другой техники…
…чтобы снять её изнутри.
Также она позволяет снять всё интересное внутри совсем небольшого помещения.
Полезна KeyMission 360 и там, где у вас нет возможности свободно перемещаться для съёмки всех нужных ракурсов.
В числе главных особенностей новинки — не только съёмка сферического фото и видео, сразу из камеры готового к загрузке в фирменное облако, социальные сервисы Youtube и Facebook, а также на другие ресурсы, но и характеристики, присущие спортивным экшн-камерам: ударопрочность, водонепроницаемость и морозоустойчивость.
Более того, в отличие от большинства конкурентов в данной ценовой категории (37 990 рублей), Nikon KeyMission 360 записывает видео формата 4К.
Давайте познакомимся с возможностями камеры более подробно.