Дисторсия, виньетирование, хроматические аберрации
…Как с этими оптическими недостатками справляется Tamron SP 15-30MM F/2.8 Di VC USD?
В оптической схеме объектива используется асферический элемент, выполненный по технологии XGM (eXpanded Glass Molded Aspherical), и нескольких элементов с низким коэффициентом рассеяния (LD). Эти элементы призваны подавлять дисторсии и хроматические аберрации, характерные для сверхширокоугольной оптики.
Дисторсия — подушкообразное или бочкообразное искажение геометрии кадра. Дисторсия особенно свойственна широкоугольной оптике и поэтому к ней мы будем особенно внимательны. На практике фотограф встречается с негативными эффектами от дисторсии только тогда, когда снимает какие-то предметы правильной геометрической формы: дома, столбы, кирпичные стены. А вот на природных сюжетах, в которых нет ярко выраженных прямых линий, наличие или отсутствие умеренной дисторсии заметить будет крайне сложно. Как обычно, обратимся к тестовым кадрам.
Фокусное расстояние 15 мм. Столб по центру кадра кривой изначально, а вот левый и правый столбы немного изогнулись под воздействием дисторсии объектива.
Фокусное расстояние 30 мм. Если дисторсия и имеется, то она настолько незначительна, что на глаз её распознать очень сложно.
Виньетирование — затемнение по краям кадра. Обычно светосильные объективы дают заметное виньетирование на полнокадровых матрицах при съёмке на открытых диафрагмах. И Tamron SP 15-30MM F/2.8 Di VC USD не стал исключением.
При минимальном фокусном расстоянии Tamron SP 15-30MM F/2.8 Di VC USD вполне закономерно даёт виньетирование на открытой диафрагме, которое уменьшается к F8.
Чем больше фокусное расстояние, тем меньше виньетирование. На максимальном фокусном оно хоть и присутствует при открытой диафрагме, но уже к F5.6 почти полностью исчезает.
На реальных снимках виньетирование заметно только на минимальных фокусных и на самой открытой диафрагме. Далее обнаружить его гораздо сложнее.
Хроматические аберрации — цветные контуры вокруг контрастных объектов. Чаще всего их можно встретить в ветвях деревьев на фоне неба и в тому подобных местах.
Фокусное расстояние 15 мм
Фокусное расстояние 30 мм
Как видно, объектив достаточно хорошо противостоит хроматическим аберрациям. Если при открытой диафрагме их ещё можно обнаружить по краям кадра, то при диафрагмировании объектива их становится всё меньше и меньше. Хроматические аберрации находятся на том уровне, когда их не видно, если специально не искать, а если есть желание, можно безболезненно убрать на компьютере при обработке, снимая в RAW.
В кадре — Копорская крепость, Ленинградская область.
Стоит ли бояться дисторсии, виньетирования и хроматических аберраций? Я думаю, что нет. Во всяком случае, когда они представлены в столь умеренном количестве. Ведь все эти недостатки легко исправить при съёмке в RAW и последующей обработке на компьютере. Все популярные RAW-конвертеры (включая Adobe Camera Raw и Adobe Lightroom) уже имеют профили для Tamron SP 15-30MM F/2.8 Di VC USD, позволяющие исправить эти недостатки в один клик мышкой.
С другой стороны, при любительской съёмке в JPEG всеми этими недостатками можно просто пренебречь — вряд ли кто-то будет разглядывать ваши кадры под лупой, разыскивая какие-то аберрации. Гораздо важнее сюжет снимка. А для многих сюжетов идеальным выбором станет именно сверхширокоугольный светосильный объектив.
Устойчивость к бликам
Блики могут вас подстерегать где угодно: их могут дать уличные фонари, яркое солнце, свет в ночном клубе и даже домашняя люстра. Сверхширокоугольные объективы благодаря своему большому и выпуклому переднему элементу особенно подвержены появлению бликов. Чтобы всегда получать резкую, контрастную и лишённую посторонних «солнечных зайцев» картинку, объектив должен быть надёжно от них защищён. За устойчивость к бликам в объективе Tamron SP 15-30MM F/2.8 Di VC USD отвечает не только встроенная бленда, но ещё и целых два вида запатентованных покрытий линз: BBAR (Broad-Band Anti-Reflection) и eBAND (Extended Bandwidth & Angular-Dependency).
Поймать блик на данный объектив — задача непростая. Он хорошо справляется и с контровым, и с боковым освещением. Тем не менее на минимальном фокусном расстоянии блики всё же иногда появляются, представляя собой отдельные цветные пятна небольшого размера. При этом падения контраста и резкости изображения не происходит. С увеличением фокусного расстояния количество бликов уменьшается.
Фокусное расстояние 15 мм
Фокусное расстояние 30 мм