Фотоаппарат в работе
Полный кадр против «кропа»
Кроп-фактором принято называть коэффициент, используемый для пересчета реального фокусного расстояния объективов в эквивалентное 35-миллиметровому формату. Это необходимо при использовании фотокамеры, имеющей формат кадра, отличный от 35 мм. В системе Sony (да и в подавляющем большинстве других систем) преобладают зеркальные камеры с кроп-фактором 1,5. То есть при установке, скажем, 100-миллиметрового объектива, его эквивалентное фокусное расстояние превращается в 150 мм. И если в случае с телеобъективами кроп-фактор мог сыграть положительную роль (фотограф получал в полтора раза большее увеличение), то с другой оптикой дела не всегда обстоят так хорошо. Например, классические (для формата 35 мм) широкоугольники с фокусным расстоянием 24-35 мм, из-за кроп-фактора перестают быть широкоугольными и превращаются в штатники. Еще хуже ситуация с портретниками. Если 85-миллиметровые портретные объективы еще можно использовать при съемке людей на открытом воздухе, то 135-миллиметровые превращаются в классические телевики 200 мм. В таких случаях для съемки портрета приходится отходить на приличное расстояние. Естественно, при увеличении расстояния, увеличивается и глубина резкости по сравнению с полным кадром (в этом случае нам не пришлось бы отходить так далеко от объекта съемки).
В сети ведется много споров на эту тему, но вывод, как правило, один: используя классические объективы на зеркалках с матрицей APS-C, фотограф рискует получить результат, отличный от того, которого он бы достичь на пленочной или полнокадровой цифровой камере.
Нам удалось в полной мере прочувствовать эту разницу. Малоприменимый из-за большого эквивалентного фокусного расстояния 85-миллиметровый объектив, на А900 превратился в тот самый классический портретник, который удобно использовать как в помещении, так и на улице. Vario-Sonnar T* 24-70 в широкоугольном положении обеспечивал такой же широкий угол, какой на кропе дала бы только 16-миллиметровая оптика. При этом глубина резкости оказалась меньше той, с которой мы привыкли работать на камерах формата APS-C. Вы заметите это на наших фотографиях тестового натюрморта, размещенных на следующей странице. При диафрагмировании до f/8 и фокусировке по кукле, задний план в глубину резкости не попал.
Однако, у этой медали есть и оборотная сторона. Известно, что разрешение объективов снижается от центра к краям кадра. На полукадровых зеркалках часть кадра просто не использовалась, а значит, хорошие объективы могли обеспечить высокую резкость по всему полю кадра. На А900 даже Vario-Sonnar T* 24-70 дает легкое снижение резкости в углах при открытой диафрагме.
Фотоаппарат в работе
В некоторых тестах компактов мы позволяли себе высказывания в духе «снимать этой камерой очень просто — наводишь и просто нажимаешь на кнопку». А900 одна из немногих зеркалок, про которую хочется сказать то же самое. Во время съемки можно смело довериться автоматике: баланс белого, автофокус и даже оптимизатор динамического диапазона работают точно и главное — предсказуемо. Встроенный стабилизатор изображения позволяет практически полностью забыть о нехватке света.
Лишь система экспозамера склонна допускать незначительные пересветы (режим матричного экспозамера), что легко исправляется введением отрицательной экспокоррекции на 1/3 ступени. Практически все тестовые кадры были сняты именно с незначительной минусовой коррекцией, которая была введена в самом начале теста и дальше почти не менялась. При использовании формата JPEG, можно настроить параметры конвертации (творческий стиль) в соответствии с вашими предпочтениями. Впрочем, можно оставить и установленные по умолчанию значения — качество снимков вас не разочарует.
Автофокус
Вместе с камерой к нам на тест попал топовый штатный объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar T* 24-70 F2.8 ZA SSM. Объектив оснащен встроенным мотором автофокуса, что делает процесс фокусировки бесшумным и практически мгновенным. Если задать в меню приоритет фокусировки, то между нажатием на кнопку спуска и щелчком затвора будет проходить чуть меньше половины секунды.
Здесь стоит оговориться, что речь идет о съемке в нормальных условиях освещения. При недостатке света (сумерки, полутемное помещение или неконтрастный объект) автофокус может лишний раз прогнать объектив от минимальной до максимальной дистанции фокусировки. Впрочем, это нормальное явление для всех зеркалок. Как мы уже писали выше, хорошим подспорьем при фотографировании в темноте, станет очень эффективная подсветка автофокуса в виде красной сетки.
Мы также попробовали снимать на некоторые «старые» объективы производства Minolta, имеющие «отверточный» привод автофокуса и пришли к простому выводу: скорость фокусировки в первую очередь зависит от объектива. Например, 80-200/2,8 HS APO G фокусировался практически мгновенно, несмотря на отсутствие встроенного мотора, а вот портретник Minolta 85/1,4 показал весьма низкую скорость.
Ну а теперь скажем пару слов о том, что не понравилось. Датчики автофокуса А900, по всей видимости, позаимствованы у ее предшественницы — А700. Что ж, А700 действительно имела лучшую систему автофокуса среди всех камер Sony. Но в А700 установлена матрица с кроп-фактором 1,5, а А900 оснащена полнокадровой матрицей. Из-за этого все точки фокусировки сосредоточены в центре кадра. Даже диагональные (угловые) датчики не дотягивают до точек «золотого сечения». Это крайне осложняет съемку на светосильные объективы. Во время повторного кадрирования снимка после фокусировки, объект может выйти из глубины резкости. Справедливости ради нужно отметить, что таким же недостатком обладают и некоторые камеры конкурентов.
Оптимизация динамического диапазона
Как и большинство современных фотокамер, А900 имеет функцию оптимизации динамического диапазона. У оптимизатора есть пять уровней воздействия. Как работает данная функция, легко понять, посмотрев на приведенные ниже кадры. От себя лишь добавим, что уровень шумов при оптимизации динамического диапазона может существенно возрастать. Во время тестирования большинство кадров было сделано с использованием первого уровня оптимизатора. Мы предпочли «вытягивание» теневых участков незначительной потере качества изображения из-за возросшего уровня шума.
Батарейная ручка
К нам на тест камера пришла в комплекте с батарейной рукояткой VG-C90AM . Это устройство может оказаться просто незаменимым, если вы часто снимаете вертикальные кадры, например, при портретной съемке в студии. На ручке продублированы все основные органы управления задней панели, включая джойстик. Снимать с ней чрезвычайно удобно. Кроме того, в ручку может быть установлено сразу два аккумулятора для увеличения времени автономной работы. Минус только один: вместе с ручкой и объективом Vario-Sonnar T* 24-70, камера становится действительно тяжелой.
Стабилизатор изображения
На следующей странице вы найдете подробный тест стабилизатора изображения, но мы все же решили уделить этой полезной функции целый абзац в разделе «Фотоаппарат в работе». Прежде всего, необходимо отметить уникальность стабилизатора А900. Эта камера — первая полнокадровая зеркалка со стабилизированной матрицей. У Canon и Nikon система стабилизации реализована в объективах, причем, не во всех. С Sony A900 стабилизированным становится любой автофокусный объектив, включая светосильные фиксы.
Практика использования показала, что стабилизатор уверенно обеспечивает до двух дополнительных ступеней выдержки при недостатке света. Во время съемки на Vario-Sonnar T* 24-70, можно было забыть о сумерках и снимать с рук: светосила f/2,8 и стабилизатор отлично делали свое дело. Что уж говорить о светосильных фиксах, которых у Sony немало.
Интеллектуальный просмотр
Самой модной «фишки» последнего времени — Live View — в A900 нет. Частично ее функции выполняет так называемый «интеллектуальный просмотр». Нечто подобное мы встречали в камерах Pentax: при нажатии на кнопку репетира диафрагмы (она находится рядом с байонетом справа внизу) камера делает снимок, но не сохраняет его на карте памяти, а просто выводит на дисплей.
После этого можно менять различные настройки: экспокоррекцию, баланс белого, уровень оптимизации динамического диапазона, и все изменения сразу же будут отображаться на дисплее. Благодаря этому, упрощается задача настройки камеры в конкретных условиях съемки. Кстати, в меню можно назначить кнопке репетира и более привычную функцию просмотра глубины резкости через видоискатель.
Интерфейс
Как и полагается профессиональной камере, для основных функций А900 предусмотрены горячие кнопки. Однако, как и у некоторых моделей других производителей, здесь есть удобное экранное меню. По большому счету им является та же самая таблица со съемочными параметрами, которую фотограф видит на основном дисплее камеры. Одно нажатие на кнопку FN, и значения в ячейках таблицы можно менять при помощи джойстика — очень удобно и наглядно.
Меню камеры организовано традиционно для всех зеркалок Sony. Его структура уходит своими корнями к первой цифровой зеркалке с байонетом А — Konica Minolta Dynax 7D. Меню разбито на четыре основные вкладки, каждая из которых в свою очередь состоит из нескольких страниц. Подробно рассказывать обо всех доступных настройках мы не будем, а поговорим лишь об одной функции, впервые появившейся в зеркалках Sony. Речь идет о точной подстройке автофокуса. До недавнего времени в случае обнаружения у камеры фронт- или бэк-фокуса, покупатель должен был обращаться в сервис-центр. Теперь настроить систему автофокуса можно с помощью меню. Кстати, в нашем случае для получения наилучшего результата пришлось ввести небольшую коррекцию автофокуса.