Вопросы совместимости оптики. Перспективы развития беззеркалок.
Рабочий отрезок
А что же с оптикой? Парк объективов для зеркальных камер несравнимо шире, чем линейка оптики для беззеркалок. Однако, это лишь на первый взгляд. Стоит учесть, что история байонета любой современной зеркалки (здесь мы говорим о байонете как о системе камер и совместимых с ними объективов) насчитывает десятки лет. Естественно, за это время было выпущено множество моделей объективов как самим производителем камеры, так и сторонними производителями. Беззеркальные системы здесь выступают в роли догоняющих. Однако в той же системе Sony Alpha только для полнокадровых фотоаппаратов, увидевших свет в 2013 году, на данный момент выпущено 11 объективов (13, если считать совместимые конвертеры). Много это или мало? Для двух лет — много.
Дело в том, что современная оптика стала намного сложнее даже по сравнению с моделями десятилетней давности. За последние годы многократно возросли требования к разрешению (36 мегапикселями сегодня уже никого не удивишь). В большинстве своем современные объективы беззеркалок полностью электронно-управляемые. И привод диафрагмы, и привод автофокуса находятся внутри объектива. Эти приводы оптимизированы не только для фото-, но и для видеосъемки: способны работать бесшумно, плавно, бесступенчато. Это, кстати, еще одно преимущество беззеркалок: начав с чистого листа, инженеры могут позволить себе избавиться от груза старых технологий и вопросов совместимости. Число современных объективов в «зеркальных» системах, отвечающим высоким современным требованиям, зачастую не так уж и велико.
Малый рабочий отрезок позволяет создавать более компактные объективы, а также использовать практически любую оптику через переходник
Есть и еще один интересный момент. Отказ от блока зеркала позволил реализовать малый рабочий отрезок беззеркальных камер. Напомню, что рабочим отрезком называется расстояние от плоскости матрицы до плоскости байонета. Если у зеркалок он составляет около 45 мм, у беззеркалок менее 20 мм. Например, у байонета Sony E — всего 18 мм, у Fujifilm X — 17,7 мм, у Micro 4/3 — 19,25 мм, у Canon EF-M — 18 мм. Это дает возможность упростить оптическую схему ряда объективов, а значит снизить их размер, вес и стоимость.
Менее очевидное преимущество кроется в возможности использования сверхсветосильной оптики. Например, не каждый байонет зеркальной фотокамеры позволяет создавать объективы со светосилой выше f/1,4. При уменьшении рабочего отрезка это ограничение исчезает. Уже сегодня ряд сторонних производителей, таких как Mitakon, выпускает даже для полнокадровых беззеркалок объективы со светосилой f/0,95 с высокой, но тем не менее доступной ценой. Для мира зеркальных фотоаппаратов это просто невозможно…
Снимок сделан на объектив Mitakon SpeedMaster Series FE 50mm f/0.95. ©http://www.zyopticslens.com/
Верят в беззеркалки и крупные сторонние производители оптики. Carl Zeiss производит сразу три линейки оптики для таких фотоаппаратов: Touit (автофокусные объективы для неполнокадровых Fujifilm и Sony Alpha), полнокадровые Zeiss Loxia и Batis.
Наконец, не будем упускать из вида возможность использования любой фотооптики (а также некоторой другой специализированной оптики) через переходники. Те же легендарные дальномерные объективы Leica M без проблем встают на современные беззеркалки. А объективы от зеркальных фотоаппаратов и вовсе можно использовать с сохранением автофокуса через специальные переходники. Например, фотоаппараты Sony с байонетом E позволяют устанавливать оптику Sony A и Minolta A через переходник LA-EA4, оборудованным модулем фазовой фокусировки как у классической зеркалки. Metabones выпускает переходники с поддержкой автофокуса для объективов других производителей.
Георгий Полицарнов: «Наших читателей очень интересует развитие линейки объективов Sony с байонетом Е. И особенно полнокадровых объективов FE для фотокамер Alpha Седьмой серии. Сможете прокомментировать будущие планы компании в этом направлении?»
Андрей Курганов: «К сожалению, по некоторым объективным причинам я не могу раскрывать будущие планы компании по разработке и анонсам конкретных моделей объективов. Но, из того, что я могу сказать… Приоритет нашей компании в области разработки оптики — это именно полнокадровые объективы с байонетом Е (FE-объективы). Большая часть инженерных ресурсов сейчас сосредоточена именно на этом направлении. Наш план – довести линейку полнокадровых объективов FE с нынешних 13 до 20 штук в рамках этого финансового года (до марта 2016 года). Что очень амбициозно, но выполнимо! Мы хотим как можно скорее удовлетворить растущий большими темпами спрос на полный кадр в ультракомпактных размерах.
Основные задачи в области разработки объективов это:
- обеспечение высочайшего разрешения оптики и качества изображения, формируемого каждым объективом;
- скорость и точность автофокуса;
- специальные возможности для видеосъемки (плавность, бесшумность, электронное управление зумом и диафрагмой, отсутствие таких нюансов, как «дыхание» или сдвиг оптической оси).»
Автофокус
С момента появления первой беззеркальной камеры автофокус считался самым проблемным местом этого класса фотоаппаратов. Основания для этого были весьма объективные. В то время как в зеркалках использовались отдельные датчики фазовой детекции, конструкция и принципы работы которых были отработаны за последние десятилетия, беззеркальные фотоаппараты требовали новых, пока еще сырых решений. Это и привело к ситуации, когда первые модели не могли похвастаться высокой скоростью работы.
Первоначально задача наведения на резкость решалась лишь методом контрастной автофокусировки. Фокусировка осуществлялась так: сервопривод перемещал линзы объектива до тех пор, пока на матрице не фиксировалось наиболее контрастное изображение, затем для более точной доводки резкости сервопривод сдвигал линзы в обратную сторону на небольшую величину, возвращаясь к точке максимального контраста. Выглядит здорово, но на практике возникало две сложности. Во-первых, в какую сторону вращать кольцо фокусировки изначально контрастный автофокус, в отличие от фазового, не «знает». Поэтому фокусировка может занять больше времени за счет холостых проходов туда-сюда. Во-вторых, для действительно быстрой контрастной автофокусировки требуется большая мощность процессора, способного быстро обрабатывать поток информации с матрицы. Зато и плюсы у такого принципа работы автофокуса есть: точность фокусировки очень высокая, ведь наведение на резкость осуществляется непосредственно по картинке с матрицы. Никакого фронт- или бэкфокуса быть просто не может.
Однако довольно скоро нашлось интересное технологическое решение, позволяющее использовать фазовый автофокус в беззеркалках. Датчики фазовой фокусировки начали располагать непосредственно на матрице. Конечно, такие датчики сопоставимы по размерам с обычным пикселем, и они не могут похвастаться такой же точностью и чувствительностью, как отдельные фазовые модули фокусировки зеркалок. Но этого от них и не требуется: в большинстве современных беззеркальных фотоаппаратов они нужны лишь для того, чтобы осуществить грубую наводку на резкость — быстро определить направление вращение кольца фокусировки и требуемое смещение. Тонкая доводка резкости все равно отдается на откуп контрастным алгоритмам: это обеспечивает максимальную точность. Таким образом в современных беззеркалках удалось совместить скорость и точность автофокуса.
Чтобы понять дальнейшее направление развития беззеркалок, достаточно вспомнить о том, насколько быстро растет из года в год производительность процессоров. Если раньше они могли обрабатывать лишь информацию о контрасте изображения с матрицы, то сегодня распознают снимаемые сюжеты в реальном времени. Например, камеры Sony умеют работать с заранее зарегистрированными лицами, отдавая им приоритет при фокусировке и измерении экспозиции. Современному фотоаппарату вовсе не обязательно указывать вручную точку автофокуса: он может сам распознать главный объект и отслеживать его перемещения в плоскости кадра.
Все вышеописанное лежит в основе работы 4D-фокуса от компании Sony. Это своеобразный внутренний стандарт качества системы автоматической фокусировки, подразумевающий работу автофокуса по всей площади кадра (это первые два измерения — ширина и высота), высокую скорость перефокусировки (третье измерение — дистанция фокусировки) и использование предиктивных алгоритмов для определения положения снимаемого объекта в следующий момент времени (время — четвертое измерение). На сегодняшний день к беззеркалкам с 4D-фокусом относятся две модели: Sony α6000 и Sony α5100. Датчики фазовой детекции этих фотоаппаратов перекрывают 92% ширины и 91% высоты кадра.
Георгий Полицарнов: «Некоторое время назад мы в редакции проводили тестирование вашей модели Sony α6000 с технологией 4D focus. Что интересно, сама модель α6000 появилась порядка года назад, а концепция 4D focus у Sony появилась позже, только в сентябре 2014 года на выставке Photokina 2014. Можете рассказать подробнее о данной технологии и почему вы делаете такой акцент на ее продвижении?»
Андрей Курганов: «Я думаю, что про саму технологию и принцип ее работы вы достаточно подробно рассказали в своей статье. Поэтому я сосредоточусь на второй части вопроса.
Мы делаем такой акцент на продвижении 4D focus, поскольку АФ является одной из ключевых технологий любой фотокамеры. И то, насколько он оперативно и точно работает, определяет общий уровень удовлетворенности фотографа процессом съемки и полученным результатом. Если АФ быстрый и точный, — у фотографа появляется гораздо больше возможностей поймать интересный и уникальный момент, который никогда больше не повторится.
И, хотя наша зеркальная модель α77M2 также оснащена технологией 4D focus, продвигаем мы эту технологию основываясь на беззеркальных моделях — α6000 и α5100. И вот почему.
Долгое время АФ был слабым звеном именно беззеркальных фотокамер. Не потому, что он был плохим. Как раз в беззеркальных фотокамерах АФ всегда был очень точным. Он просто был другим. Не таким быстрым, как в зеркалках. Фотограф, привыкший к зеркалке, брал в руки беззеркальную камеру, и ему не нравился АФ. К нему нужно было привыкать некоторое время, а для этого камеру нужно сначала приобрести. У меня самого ушло некоторое время, чтобы адаптироваться к особенностям работы АФ в наших фотокамерах NEX. Но, после возникновения привычки, особенности перестали быть неудобствами.
С появлением же 4D-фокуса в наших беззеркальных фотокамерах все сильно меняется. Он уже не обладает той «рыщущей медлительностью», свойственной беззеркалкам. Он молниеносно быстрый, что очень нравится пользователям зеркалок. И при этом такой же предельно точный, что свойственно беззеркалкам.
И важно здесь не только то, что наши инженеры смогли настолько улучшить технологию АФ. Важно то, что теперь беззеркалки не уступают зеркалкам ни по одному параметру. Если раньше на все аргументы в пользу беззеркалок можно было услышать «да, все это круто, но…!» Теперь таких НО не осталось. При этом у беззеркалок есть неоспоримые преимущества: малый рабочий отрезок (можно поставить почти любой объектив), малые габариты и вес (серьезную камеру можно убрать даже в карман горнолыжной куртки), преимущества современной оптики для съемки видео, и многие другие.
Вот именно с этого момента мы четко осознали для себя, что наконец пришло время перемен, когда мы увидим, как рынок перевернется, и зеркалки останутся лишь в самых верхних профессиональных сегментах. И то скорее из-за того, что топ-профессионалы – люди с глубокими привычками, которые они не хотят менять. А абсолютное большинство фотографов оценят многие удобства беззеркальных камер. И конечно же, качество изображения, которое не уступает классическим зеркальным камерам. И рынок перевернется, также как в свое время, неожиданно для многих, перевернулся рынок мобильных телефонов».
Визирование
Выше мы уже отмечали, что свою популярность классические зеркальные фотоаппараты получили за счет того, что позволяли фотографу через зеркало и пентапризму смотреть непосредственно в объектив и видеть кадр таким, каким он будет сделан. В беззеркальных фотоаппаратах изображение с матрицы выводится на экран или электронный видоискатель. Плюсов у такого решения несколько. Во-первых, фотограф сразу видит будущую экспозицию кадра, а также цветопередачу (баланс белого). У него появляется возможность оперативно внести изменения настроек еще до съемки.
Во-вторых, в видоискателе и на дисплее можно показать большое количество служебной информации: от гистограммы и электронного уровня до пикинга фокуса (подсветки находящихся в резкости областей кадра при ручной фокусировке).
Плюс электронного видоискателя заключается в возможности вывода любой дополнительной информации: от пикинга фокуса до электронного уровня
Впрочем, есть у электронных видоискателей и ярые противники. Их аргумент очевиден: изображение в таком видоискателе не живое. Действительно, всегда присутствует некоторая задержка отображения картинки. Но в современных камерах величина этой задержки измеряется миллисекундами. Разрешение лучших видоискателей сегодня составляет около 2,4 миллиона точек: детализация вполне достаточная, чтобы изображение воспринималось живым. Однако там, где важна действительно молниеносная реакция на происходящее перед объективом, пока чаще всего стоят люди с зеркалками. Но в то же время все больше и больше профессиональных фотографов для съемки не слишком динамичных сюжетов предпочитают более легкие и зачастую более функциональные беззеркальные фотоаппараты.
Перспективы
Вместо заключения я бы хотел поделиться своими мыслями о будущем зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов. Для подобной аналитики уже сейчас вполне достаточно исходных данных. Например, классические цифровые зеркальные фотоаппараты сегодня производят лишь три крупные компании в мире: Canon, Nikon и Pentax. Sony параллельно с беззеркалками выпускает камеры с полупрозрачным неподвижным зеркалом — SLT. И заметьте, у каждой из них есть собственный модельный ряд беззеркалок, хотя на этом рынке монстры классического фоторынка играют не слишком активно. Еще как минимум три фотобрэнда, выпускавшие ранее зеркальные фотоаппараты, полностью прекратили их производство и переключились на выпуск компактных системных камер со сменной оптикой. Это Fujifilm, Olympus и Samsung.
Есть и еще одна тенденция: с каждым годом рынок беззеркалок, изначально рассчитанный на фотографов-энтузиастов, который в первую очередь была важна компактность и легкий вес, становится все более профессиональным. Многие современные модели рассчитаны на решение профессиональных задач: от рекламной съемки до репортажа. Да и фотографы перестали воспринимать такие фотоаппараты как «просто игрушки». Многие профессионалы обзавелись беззеркалками.
Лакмусовой бумажкой в вопросе продаж электроники всегда служил японский фоторынок. Он первым реагировал на новые тренды, опережая консервативный европейский и еще более медленный российский рынок. В Стране восходящего солнца продажи зеркальных фотоаппаратов катятся вниз, а беззеркалки ползут вверх, как улитка по склону Фудзи: уверенно и целенаправленно. Беззеркалок в Японии и других странах Юго-Восточной Азии уже продается больше, чем зеркалок. Эта тенденция неизбежно затронет и российских фотографов, ведь судя по графикам продаж компактные системные камеры все меньше и меньше воспринимаются нашими соотечественниками как темные лошадки.
Скорее всего, через несколько лет зеркальный фотоаппарат станет сугубо профессиональным инструментом: мощным, совершенным, дорогим. В любительской же фотографии уже сейчас у зеркалок нет явных преимуществ, а массовая любовь любителей к ним представляет собой скорее привычку, нежели осознанный выбор. Впрочем, поживем — увидим.
P.S. После бурных дискуссий в комментариях редакция решила добавить в статью сводную таблицу плюсов и минусов зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов по состоянию на середину 2015 года. Мы постарались учесть все тонкие нюансы и различия, даже не отраженные в этой публикации.