Вверх
  • Лучшие объективы для Canon
  • Ноутбук для фотографа
  • Лучшие объективы для портретной съемки
  • Зачем фотоаппарату зеркало?
  • Лучшие объективы для Nikon
  • Компьютер для фотографа. Моноблок
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Зачем фотоаппарату зеркало?

Обсудить

Что такое «беззеркалка»?

Беззеркалки… На сегодняшний день — это самый молодой класс фотоаппаратов. Но что уж скрывать, он не только самый молодой, но и самый загадочный для большинства фотографов. В статье мы постараемся расставить все точки над i в вопросах, связанных с беззеркальными камерами.

Зачем фотоаппарату зеркало?

В чем плюсы и минусы их конструкции? Может ли сегодня беззеркалка конкурировать с зеркалкой? Для кого идеально подойдет такой фотоаппарат?

Зачем фотоаппарату зеркало?

В создании этого материала нам помог Андрей Курганов, старший менеджер отдела маркетинга цифровой продукции компании Sony Electronics в России и странах СНГ. Он ответил на ряд интересных вопросов, касающихся современных технологий производства фотоаппаратов, в том числе беззеркалок. Так что отдельные главы этой статьи мы дополнили небольшим интервью. Вас ждет самая актуальная информация из первых рук и некоторые ранее не публиковавшиеся факты.

Эволюция фотоаппаратов

Для начала давайте совершим экскурс в историю фототехники. Какими были самые первые камеры? Их конструкция отличалась простотой: ящик, с одной стороны которого установлен объектив, а с другой — пазы, в которые вставляется либо матовое стекло, либо кассета с фотопластиной. Перед съемкой фотограф выстраивает композицию и наводит резкость по изображению, проецируемому на матовое стекло объективом. Все предельно просто и эффективно. Далее матовое стекло заменяется фотоматериалом (и это самый сложный момент, потому что для установки фотопластины необходима полная темнота), и делается снимок!

Современная форматная камера, по своей конструкции точно повторяющая фотоаппараты XIX века

Современная форматная камера, по своей конструкции точно повторяющая фотоаппараты XIX века

Объектив формирует изображение на матовом стекле. Перед съемкой стекло заменяется фотопластиной

Объектив формирует изображение на матовом стекле. Перед съемкой стекло заменяется фотопластиной

Все дальнейшее развитие фотоаппаратов шло по пути усложнения конструкции. Довольно скоро появились камеры, использующие вместо фотопластин пленку (скажем спасибо за это Джорджу Истману, предопределившему вектор развития фотографии на ближайшие сто лет). Вместе с этим у фотографа исчезла возможность смотреть через объектив на мир: для выстраивания композиции стали применяться отдельные видоискатели. Это могла быть простая металлическая рамка или сложный дальномер, отвечающий также и за наведение на резкость (именно такая конструкция характерна, например, для легендарных камер Leica, отечественных ФЭД и Киев). Существовали даже двуглазые фотоаппараты, один объектив которых отвечал за формирование изображения на пленке, а второй использовался для визирования по матовому стеклу. И именно в таких камерах впервые появилось зеркало, которое служило лишь для переотражения света под углом 90 градусов в шахтный видоискатель. Не правда ли, звучит как-то… несолидно? Но во всех современных зеркальных фотоаппаратах зеркало выполняет примерно те же функции: лишь переотражает прошедший через объектив свет или его часть в видоискатель.

Старый советский дальномерный фотоаппарат Киев-4, копия более ранней модели Contax

Старый советский дальномерный фотоаппарат Киев-4, копия более ранней модели Contax

ILCE-7R УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/80 с, 50.0 мм экв., 5.0 МБCкачать RAW

В 1950 годах компанией Asahi (впоследствии переименованной в Pentax) была разработана конструкция фотоаппарата, которой суждено было господствовать на рынке более полувека. Это был классический зеркальный фотоаппарат, в видоискателе которого фотограф мог видеть ровно то же, что видит объектив, благодаря переотражению света зеркалом в пентапризменный видоискатель. Успех такой камере был гарантирован, ведь она позволяла использовать сменную оптику, точно и быстро наводиться на резкость, оперативно реагировать на происходящее перед объективом. А зеркало? Оно все так же убиралось с пути света в момент нажатия кнопки спуска, являясь важным вспомогательным элементом в процессе создания фотографии, но никак не влияя на само качество получаемых снимков.

Первоначально зеркало использовалось лишь для переотражения света в видоискатель

Первоначально зеркало использовалось лишь для переотражения света в видоискатель

С развитием электроники зеркальные фотоаппараты научились сами перематывать пленку и измерять экспозицию, а в 1985 году компания Minolta выпустила первые серийные автофокусные фотоаппараты. Да, это тоже были зеркалки! Именно тогда, с модели α7000, началась история современной сначала зеркальной, а теперь и беззеркальной серии Alpha.

Для наведения на резкость использовался специальный датчик фазовой детекции. Чтобы свет попал на него, часть основного зеркала фотоаппарат была сделана полупрозрачной, а за ним располагалось вспомогательное второе зеркало, переотражаюшее свет на датчик фокусировки. Слишком сложная конструкция? В 1985 об этом никто не задумывался: это был технологический прорыв, определивший вектор развития на ближайшие два с лишним десятка лет.

В центре зеркало имеет полупрозрачное окно, свет через которое попадает на датчик фазовой фокусировки

В центре зеркало имеет полупрозрачное окно, свет через которое попадает на датчик фазовой фокусировки

К началу двухтысячных, когда пленку в зеркальном фотоаппарате наконец заменили кремниевой матрицей, конструкторы уже научили систему зеркал быстро подниматься и опускаться, обеспечивая высокую скорость серийной съемки, а датчик фокусировки мог состоять из множества точек. Но была и обратная сторона медали: сложность конструкции никуда не делась и порой вызывала и вызывает ряд проблем у фотографов. Например, использование для фокусировки отдельного сенсора обуславливает проблему фронт— и бэк-фокуса (систематический промах автофокуса). Точки фокусировки по-прежнему не могут покрывать всю площадь кадра. А сам фотоаппарат, несмотря на все усилия инженеров, просто не способен скинуть лишние граммы и сантиметры: из-за громоздкого механизма зеркала и видоискателя он обречен быть относительно большим и тяжелым.

Все новое — хорошо забытое старое. Беззеркалки

Альтернативные пути развития фотоаппаратов существовали всегда. Та же Leica и по сей день делает отличные дальномерные камеры. А еще в конце 1990-х появились первые цифровые компакты, которые подобно самым первым фотоаппаратам могли показывать на экране, как на матовом стекле, именно то, что видит объектив. Простота визирования по дисплею подкупала новичков и профессионалов: каких-то десять лет назад «мыльница» была в кармане каждого фотолюбителя. Но несменный объектив таких моделей ограничивал спектр доступных сюжетов съемки, а применяемые в них крохотные матрицы не могли обеспечить высокого качества изображения. Казалось, что альтернативой им могут быть только зеркалки с их большими матрицами и огромным парком сменных объективов, но конструкторы решили вновь обратиться к истокам.

Беззеркальные камеры стали альтернативой зеркалкам, имея при этом значительно меньшие габариты и вес

Беззеркальные камеры стали альтернативой зеркалкам, имея при этом значительно меньшие габариты и вес

Оказалось, что в XXI веке вполне можно обойтись без усложнения конструкции фотоаппарата. Как и в XIX веке за основу был взят черный ящик, с одной стороны которого устанавливался сменный объектив, а с другой — светочувствительный элемент — матрица. Оценивать будущий кадр фотограф мог уже не по матовому стеклу, а по жидкокристаллическому дисплею, изображение на который в режиме реального времени передавалось с матрицы. Как видите, зеркалу в таких фотоаппаратах места не нашлось. Инженеры его просто выкинули за ненадобностью, уменьшив размер и вес фотоаппарата, а также затраты на производство. Так появились беззеркалки, позволяющие подобно своим зеркальным собратьям использовать сменную оптику и обладающие большими матрицами для обеспечения высокого качества изображения.

Примечательно, что наряду с названием «беззеркалки» сегодня используется термин «компактные системные камеры», по своей сути более точный.

Зачем фотоаппарату зеркало?

Георгий Полицарнов: «Беззеркальные фотокамеры также еще называют Компактными Системными Камерами. Я слышал, что в компании Sony вы отказались от использования этих названий? Это правда? Почему? Как же вы тогда называете эту категорию?»

Андрей Курганов: «Я помню, когда мы только запускали наши первые беззеркальные камеры NEX-5 и NEX-3 в 2010 году, мы обсуждали с нашими коллегами из многих других стран, что название беззеркальные (или mirrorless по-английски), которое активно использовалось на тот момент – не самое лучшее. С одной стороны, оно действительно подчеркивает разницу между зеркальными камерами, и теми, в которых этого зеркала нет. С другой стороны, название категории должно нести более емкую смысловую нагрузку, а не обозначать отсутствие какого-то конструктивно неважного элемента. Это, как, например, автомобили с автоматическими коробками называть «безмеханиками».

И тогда мы все, маркетологи компании Sony, решили предложить в режиме мозгового штурма несколько вариантов новых названий, а затем проголосовать за наилучший вариант на взгляд большинства. Так мы пришли к названию Компактные Системные Камеры (или CSC – Compact System Cameras) и поддержали его. Тем более что название это было не ново, и уже некоторое время, пусть неактивно, использовалось на рынке. Я сам тогда участвовал в этом голосовании, предлагал вариант CSC и голосовал за него.

Что это название означает? Самое важное слово в этом сочетании – это Системные. Система означает, что вокруг фотокамеры может быть выстроена экосистема совместимых аксессуаров – объективов, вспышек, вертикальных рукояток, батарей, микрофонов, кофров. Все то, что по совокупной стоимости порой в разы превышает стоимость самой камеры. И то, что держит фотографа в рамках «Системы» одного бренда. В будущем, по мере устаревания фотокамеры, фотограф просто меняет фотоаппарат на новый, оставляя при этом саму систему. Правда, это описание больше всего подходит для зеркальных камер? Так оно и есть! Зеркальные камеры и есть системные. Только они некомпактные, большие и тяжелые. И вот для того чтобы показать отличие новой категории от зеркальных камер – в название было добавлено слово «компактные». То есть то же самое, что зеркальные, но меньше по габаритам и весу.

К сожалению, время показало, что это название тоже не самое лучшее. Фотографы в первую очередь читают слово «компактные» – и сразу же записывают камеры, к ним относящиеся, в «мыльницы». Это происходит на подсознательном уровне. Мы проводили много исследований. Многие фотографы даже не смотрят на характеристики камеры и, услышав слово «компактная», сразу относятся к камере, как к несерьезной.

Поэтому нами в компании Sony было принято решение переименовать полностью эту категорию и вынести в название самое главное. Так появились наши ILC – Interchangeable Lens Cameras – камеры со сменной оптикой. Именно сменная оптика – главное, что есть и в зеркальных и в беззеркальных камерах. Как же мы отличаем классические зеркалки от беззеркалок?

Очень просто – они отличаются байонетом, т. е. способом крепления объектива к камере. ILC-E – камеры со сменной оптикой, байонет Е. Это все те камеры, которые ранее назывались NEX. ILC-A – камеры со сменной оптикой, байонет А. Это те камеры, которые ранее назывались SLT или DSLR. Таким образом, как нам кажется, смысловой акцент в названии становится более правильным.

Я также помню, даже обсуждалась активно используемая на тот момент в среде фотографов аббревиатура EVIL – Electronic Viewfinder Interchangeable Lens, которую мы тоже рассматривали. В переводе означает «Сменная оптика и электронный видоискатель». В противовес зеркалкам – камерам со сменной оптикой, но оптическим видоискателем. Данное название даже тогда выглядело очень правильно. Но было отвергнуто из-за того, что больше походило на злую шутку, нежели на рабочий вариант. Слово EVIL в английском означает – ЗЛО. Я думаю, и в русском языке знатоки придумали бы, как его расшифровать.»


Опубликовано: 23.06.2015

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 23.06.2015

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Георгий Полицарнов, 2016-01-14T17:13:17

Спасибо, исправили!

Евгений, 2016-01-14T12:36:08

"Во-вторых, для действительно быстрой контрастной автофокусировки требуется большая мощность ПРОФЕССОРА, способного быстро обрабатывать поток информации с матрицы"

Спасибо за статью :)

Игорь Федоров, 2015-08-31T16:51:52

Да, такой прогресс неизбежен. Я думаю, что старым фотографам и нет смысла пока переходить на беззеркалки, а новичкам проще, ведь есть такое, что проще научить того, кто не умеет, чем переучить уже опытного. Я почти не застал плёночную эпоху, но знаю с какой неохотой фотографы переходили на "цифру" и всячески её поносили, а сейчас снимают и вполне успешно, так что, Георгий, вы во всём правы!

Георгий Полицарнов, 2015-08-31T11:40:43

Игорь, Ваше мнение можно понять. Я сам, впервые взяв беззеркалку в руки, не "распробовал" ее. Для новых технологий нужно открыть свой разум, избавиться от стереотипов, и тогда получится понять их преимущество. С беззеркалками Sony именно такая история. Например, специфическое управление, система автофокуса требуют понимания и перестройки навыков работы. Те фотографы, которые на хотят тратить на это силы, продолжают снимать на привычные камеры.

Можно сколько угодно с пеной у рта доказывать, что зеркалки — это круто, это классика. Но опыт профессиональных фотографов из моего ближайшего окружения доказывает: у каждого из них появляется беззеркалка. Причем у некоторых не как вторая, а как первая и единственная фотокамера.

Игорь Федоров, 2015-08-24T08:28:44

Всё, что сони придумали - это сделать мыльницы со съёмными объективами. Они просто на рынке зеркалок особого авторитета не добились, вот и задумали новую нишу. Сони вообще ведёт агрессивную политику против зеркалок, графики там рисует, доказывает с пеной у рта, что чёрные ящики и устаревшие, и большие, и тяжёлые - а это не модно, у нас лучше. Как будто велосипед изобрели, мыльницы уже давно существуют. Представитель сони играет в открытые ворота. Смысла нет переходить на такие камеры для тех, кто весом не гнушается, все эти новые "фишки" и "технологии" нужны чтобы обойти проблему насыщения рынка. Делают сносные мыльницы (пусть даже лучшие из всех) со сменными объективами и проверяют, будут ли люди покупать. Вспомните, что гонка технологий большим корпорациям не нужна.

Георгий Полицарнов, 2015-07-22T10:47:11

Андрей, по Вашему совету мы добавили в статью таблицу плюсов и минусов зеркалок и беззеркалок. На ее подготовку ушло некоторое время, так как мы постарались учесть максимум нюансов, в том числе и новые тенденции: рост числа мегапикселей и связанные с этим проблемы.

Oleg Mrachkovsky, 2015-07-10T18:58:42

Статьи, интервью обстоятельны, интересны. Спасибо! К сожалению, очень много грамматических и пр. ошибок!

Timofey8811, 2015-07-09T11:45:59

Я больше запутался чем понял об этих "беззеркалках". Но занимательно.

Георгий Полицарнов, 2015-07-08T12:47:42

Что касается энергосбережения, то здесь оказывают влияние два фактора:
1. Визирование по электронному видоискателю или дисплею, которые "кушают" заряд батареи.
2. Меньший объем аккумуляторной батареи.

Но если с первым пунктом ничего нельзя поделать, то второй легко "обходится" покупкой запасной батареи. Это нормальная практика. Грубо говоря, в зеркалке из-за ее габаритов места больше, и вы постоянно носите в руках большую батарею. В беззеркалке места меньше, и вы носите внутри маленькую и легкую батарею. Необходимое количество дополнительных аккумуляторов вы можете положить в сумку или карман. Зато руки не устают:)

Blitsa, 2015-07-08T11:54:18

этот просто трусость маркетологов кэнон провести анализ и изменить управление. они будут прикрываться традициями и даже найдут тех кому так удобнее(такие будут). мое имхо выпустили бы 2 камеры уровня 5d mark 4
но вместо сенсоров с фильтром и без сделали бы с диском и рычажком включения, как у всех, у них бы сразу пошли продажи вверх. и очень легко было бы отговорится мол 2 варианта хочешь такой и бери. но если бы с измененным управлением покупали чаще то это удар по старым сотрудникам которые сделали фишку на этом

Blitsa, 2015-07-08T11:46:45

рычажок включения не на кнопке спуска, нет дика сзади под большим пальцем. ну и не очень хорошо менять исо и т.д. надо указательным пальцем давить на кнопку. смешное ламерство и упоротость кэнон. в никон d300 d700 и выше большим пальцем левой руки удерживаешь и большим пальцем правой вращаешь вправо + влево -. логично и удобно.
про рычажок на кнопке спуска тоже не мелочь. никакое другое расположение не даст такую скорость включения и срабатывания. ВСЕ производители поняли это кроме 1 самого т*****.
для справедливости укажу что никон тоже не додумался пока до джойстика выбора точки фокусировки. хотя может и есть в d4 не помню

Боня, 2015-07-06T21:53:16

Не понимаю, что в Кенонах не так? Я много слышал, но никогда не ощущал... брал пощелкать.. а так в основном Пентакс, Никон... Сони кстати тоже щупал... быстро настраиваюсь и привыкаю к камерам, наверное поэтому.

Георгий Полицарнов, 2015-07-06T11:25:16

1. Мы отказались от студийных тестов, поскольку они понятны и интересны очень узкому кругу людей. возможно, когда-то мы к этому вернемся.
2. Электронные видоискатели могут неподходить для репортажной съемки. Предметная и каталожная съемка, студийная портретная съемка, рекламная съемка — это тоже профессиональные жанры. Многие свадебные фотографы с успехом используют беззеркалки в своей практике.
3. Про надежность мы ничего не говорим в обзорах лишь по одной причине: надежность есть величина статистическая, требующая серьезных и порой многолетних испытаний. Всё остальное — пустые рассуждения.

Blitsa, 2015-07-06T11:09:41

каждый уважающий себя портал по тестам фототехники имеет свой стенд dpreview.com, photozone.de, 3dnews, onfoto.ru..
и не сколько он не потерял актуальности. есть zeiss полтинники на все 4 системы. фокус и свет должны быть одинаковыми. можно было бы на купюру, останься у вас прежний.

и да вы говорите все аппараты хорошие а ниче что не подходят эви видоискатели к проф. съемкам? просто устанут глаза. и про надежность в обзорах не слова а ведь есть почти все объективы в разрезе в интернете. сейчас сигмовский полтос подобрался по цене к canon 50l я не скажу что последний хорош сильно оптически. но как же он качественно сделан! имел возможность подержать в руках. и 7d и 5d mark 3 механически великолепны. личное ощущение это важно. вполне можно оценивать мех. исполнение наряду с оптическими качествами. в обзоры лезет человек обычно не имеющий возможности увидеть в живую.

Георгий Полицарнов, 2015-07-06T07:00:13

Куклы больше не будет. С тех пор, как возможностей современных камер стало с лихвой хватать для любых любительских задач, я отдал куклу дочке, пусть играет. Я же буду стараться показывать потенциал камер на реальных сюжетах.

Георгий Полицарнов, 2015-07-06T06:58:12

Наш Полицарнов перетестировал все современные фотоаппараты:) И он искренне считает, что неудачных моделей на рынке практически не осталось. А вот тот факт, что у каждого фотографа могут быть свои особенные требования к технике, неоспорим.

Blitsa, 2015-07-05T08:33:51

у беззеркалок неудобные формы в основном и нет ови не говоря про траблы с батареей. и да они весят не 200гр. получается это мыльницы-мутанты не удобные в повседневной жизни. самый смех еще что при цене больше 1000 за кит (фуджики топовые олики и сони) китовый объектив не раскроет их. если покупать оптику то цена сони а7 ii+2 zeiss =4500$ за мыльницу с блуждающим фокусом

Blitsa, 2015-07-05T08:20:31

не зацикливайтесь на дд и шумах, тем более у сони а7 шумы лезут после 800 при том что полный кадр. в обзорах же напишут чуть ли не 3200. лучше посмотреть какие снимки у людей получаются

Blitsa, 2015-07-05T08:17:28

несмотря на дубовые по ДД матрицы.
вам нав. мозг промыли. почему мне видятся самые лучшие фото выходят из 5d марк 2/3. в них есть и легкость и воздушность и цвета и контраст. скажете обработка? -нет.
схожую картинку может выдать d810 и d800 но там в другом стиле. никон надо бежать от этих матриц сони. на этом же портале d7100 и d7200 у 1 сочнее цвета и красивее в общем. сони зациклена на шумах и т.н дд на общее восприятие картинки ложили они болт.
мне очень понравился марк 3 но я писал что управление кэнон это нечто(под большим пальцем должен быть диск а не кнопки имхо, выключатель в виде рычажка на спуске удобно)

Blitsa, 2015-07-04T22:11:33

раньше чаще сюда заходил т.к был студийный тест с куклой по которой если не криво снимут то хоть какие то впечатления. теперь же что ни тест то неделя с экспертом. ни какого визуального сравнения. а терь еще и рекламные статьи.

0434901f 2440 424a 803f ab0cbd9b88e4