Вверх

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Дата публикации: 27.08.2014

Теле-, макро- и портретные объективы

Выбор телеобъектива

Телеобъективы чаще всего используются для съемки удаленных объектов: зданий и сооружений, фрагментов пейзажа, людей и животных. Телевики очень удобны при съемке репортажей, так как позволяют сохранять солидную дистанцию между фотографом и центром событий. За счет большого фокусного расстояния такие объективы очень сильно размывают задний план, благодаря чему их можно использовать для художественной и портретной съемки.

В сегменте телеобъективов, как нигде больше, прослеживается связь между качеством той или иной модели и ее ценой. Самые дешевые телеобъективы стоят несколько тысяч рублей. Дорогие — почти в десять раз больше. При этом и те и другие могут иметь один и тот же диапазон фокусных расстояний, а вся разница сводится к светосиле (телевики со светосилой f/2.8 очень дороги) и оптическому качеству. Почти всегда дорогие модели будут обеспечивать более высокую резкость и меньший уровень аберраций. Кроме того, дорогие телевики имеют встроенные скоростные моторы автофокуса, в то время как бюджетные телеобъективы зачастую фокусируются очень медленно.

Для начинающего фотографа подойдет почти любой телеобъектив с диапазоном от 55 до 200 мм (иногда 300 мм). Такой объектив справится с 90% съемочных задач. Если же речь идет о съемке при недостаточном освещении, либо если требуется быстрая фокусировка и высокое качество изображения, тогда придется приобрести телеобъектив среднего или топового уровня, отдав за него сумму, сопоставимую со стоимостью камеры.

Отдельно стоит упомянуть объективы для съемки живой природы. При фотографировании птиц и животных, фокусного расстояния 200 или 300 мм может просто не хватить. Выбирать нужно из моделей с максимальным фокусным расстоянием не менее 400-500 мм. Это может быть фикс или зум-объектив. Естественно, желательно приобрести модель с максимально высокой светосилой на длинном конце, ведь даже в солнечный день света для съемки таким объективом может быть мало. За последнее время, сторонние производители оптики выпустили ряд удачных моделей в этом сегменте рынка, но при прочих равных мы бы рекомендовали обращать внимание на качественные фирменные объективы, несмотря на их более высокую стоимость.

Пример кадра, снятого на телеобъектив с фокусным расстоянием 500 мм

Пример кадра, снятого на телеобъектив с фокусным расстоянием 500 мм

Пример кадра, снятого на телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм

Пример кадра, снятого на телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм

Объектив для портретной съемки

Обычно, когда речь заходит о портрете, фотографы имеют в виду изображение человека на размытом фоне. С давних пор для портретной съемки выпускаются специальные модели объективов. Их основное достоинство — практически идеальное размытие зоны нерезкости. Достигается это применением особых оптических схем. Следует отметить, что такие объективы далеко не всегда обеспечивают высокую резкость изображения на открытых диафрагмах. И это скорее не недостаток портретников, а их особенность, поскольку они идеально передают фактуру человеческой кожи, не подчеркивая мелкие дефекты и морщины. Благодаря этому, портреты порой даже не требуют ретуши в графических редакторах. Фокусные расстояния таких объективов, как правило, относятся к умеренному теледиапазону (от 77 до 135 мм).

Пример кадра, снятого на светосильный телеобъектив

Пример кадра, снятого на светосильный телеобъектив

Если же вы пока не готовы приобрести специализированный портретный объектив, попробуйте заменить его телеобъективом. Топовые модели любого производителя успешно справляются с этой задачей.

На камерах с форматом кадра APS-C, в качестве портретного объектива можно применять классический «полтинник». Естественно, такая оптика рассчитывается совершенно для других целей, но хорошее размытие зоны нерезкости, а также высокая светосила, позволяют использовать 50-миллиметровые объективы в качестве менее дорогой замены портретного объектива на неполнокадровых камерах.

Объектив для макросъемки

Этот тип объективов характеризуется тремя основными особенностями: возможностью фокусировки на чрезвычайно малых дистанциях, высокой резкостью и очень высоким контрастом изображения. Макрообъективы способны обеспечивать масштаб съемки до 1:1 (в этом случае реальные размеры объекта съемки равны размерам его проекции на матрице). Но встречаются отдельные модели, обеспечивающие как меньший, так и больший масштаб. Диапазон фокусных расстояний макрообъективов может лежать в пределах от 30 до 300 мм. Чем меньше фокусное расстояние, тем меньше минимальная дистанция фокусировки. Для предметной съемки удобнее использовать короткофокусные, а для съемки живой природы — длиннофокусные объективы. Последние позволяют увеличить дистанцию между фотографом и объектом съемки при одном и том же масштабе изображения.

Пример кадра, снятого на макрообъектив

Пример кадра, снятого на макрообъектив

Пример кадра, снятого на макрообъектив

Пример кадра, снятого на макрообъектив

Некоторые современные зумы имеют маркировку «macro», указывающую на то, что они также могут фокусироваться с относительно небольших расстояний. Но, как правило, эта оптика не способна обеспечить такой же масштаб съемки, как полноценные макрообъективы, да и по оптическим свойствам она отстает от специализированных объективов.

Заключение

В самом начале статьи мы отмечали, что объектив оказывает большее влияние на итоговый результат, чем сама камера. Именно объектив определяет резкость изображения, формирует рисунок в зоне размытия, отвечает за максимальное приближение объекта съемки и обеспечивает необходимый угол обзора. Далеко не всегда удается выбрать подходящий объектив с первого раза — это долгий путь проб и ошибок, но пусть он вас не пугает. В то время как современные зеркалки устаревают в среднем за три года, хорошие объективы служат своим хозяевам на протяжении десятилетий. Главное — сделать обдуманный выбор. И конечно, в гонке за идеальным качеством не стоит забывать, что настоящие шедевры снимает не фотокамера, а фотограф…

Дата публикации: 27.08.2014
Комментировать
Главы:1234
Предыдущая глава
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Вопросы эксперту

Юрий Кондратьев, 2018-05-16T17:37:04

Сталкивался с подобными ситуациями, когда обнаруживал шаткие крепления или ненадежные конструкции. Таким оказался объектив Canon EF 85mm f/1.2L II USM, который я заказывал в интернет-магазине из другого города. Хорошо, что хоть в течение 14-ти дней его можно было вернуть. Я как раз недельку его тестил, заметил некие неудобства и тут же вернул. Все-таки, за те деньги, что я за него отдал, он должен был быть умнее меня)) Мне предлагали замену товара, но я уже нашел такой же на авито по лояльной цене, так что они припознились) В этот раз все оказалось на грани возможного)), как и должно было быть при первой покупке. Серьезно, сколько я уже этим занимаюсь и сколько протестил объективов, этот - самый топовый из всех. Что он творит при портретной съемке и боке! Это взрыв башки)) Уникальное и нереальное как изображение, так и боке. Он тяжеловат, прям ощутимо тяжеловат, но на это можно закрыть глаза.

Леонид Сомсиков, 2018-03-31T07:14:47

Была давно группа "Комбинация". Девушка выбирала себе парня с определенными достоинствами. Чтоб не пил, не курил и т.д. и Т.П..Объектив найти легко а вот деньги на него...Не знаю.. 150000 и стекло Ваше. Есть такие деньги?

Alexander Savochkin, 2018-03-16T13:35:41

К любому Пентаксу объектив присоединится и будет работать. Пентакс выбирайте по бюджету. Не знаете — назовите верхнюю границу, подскажем.

Федор Брагин, 2018-03-08T23:18:51

Позарился на фишай ЕФ 8-15 мм эльку. В принципе объектив за такие деньги и такой фирмы не может быть плохим, но так как брал на авито, не попробовал его в руках и все такое, хотя доставка была через боксбери, но есть моменты, которые за 5 минут не просечешь. Через пару часов пользования только заметил, что бленда странно крепится, шаткая она какая-то. Сейчас достоинства объектива, конечно, перекрыли, но сам факт.

Alexander Savochkin, 2018-03-06T15:08:48

В теории могут быть приколы с подтверждением автофокуса. На практике неизбежно будет неработающая коррекция виньетирования и хроматики, хотя с этим в принципе справляется и компьютер. Но если снимать в джипеге и никак не обрабатывать, получится хуже, чем с родным объективом, где все его недостатки камера корректирует самостоятельно.

Andrei Dainovskij, 2018-03-06T11:32:27

Skažite, Aleksandr, a pro kakije siurprizy Vy govorite ob objektyve Sigma 17-50? Budet li on korektno rabotatj v pare s Canon 80D?

Andrei Dainovskij, 2018-03-06T10:15:53

Skažite, Jevgenij, kak Bam etot nabor: Canon 80D i Sigma17-50. Vsem li dovolny, vsio li normalno vzaimodejstvujet, net li problem pri sjemki video?

Alexander Savochkin, 2018-02-28T16:35:38

До жути неудобное решение вы придумали. Посмотрите лучше на вторичном рынке, там наверняка есть что-то подходящее.

Сергей Егоров, 2018-02-28T10:17:14

У меня Panasonic DMC-G10 Хотелось бы приобрести сменный объектив для съемки удаленных неподвижных объектов. По цене увидел Canon 75-300 mm
Ну адаптер за умеренную цену.Обойдусь без автофокуса и стабилизации.
Ваше мнение специалисты ? Как по параметрам, подойдет или есть альтернативы ? Может быть Nikon или Tamron. Хочу уложиться в 15-20 т.р.

Valeriy Vladimirov, 2018-02-27T19:15:58

Спасибо!

Alexander Savochkin, 2018-02-27T17:08:42

Вопрос в съёмочном процессе. Если есть возможность выставиться на нужном расстоянии и вы не торопитесь, объективы с постоянным фокусным расстоянием дадут более выигрышную картинку, да и светосильнее они. А вот если у вас времени на съёмке нет, тогда только зум без вариантов.

Alexander Savochkin, 2018-02-27T17:05:13

Кроме родного Nikon 10-100mm f/4.5-5.6 VR PD-ZOOM Nikkor 1 посоветовать решительно нечего.

Valeriy Vladimirov, 2018-02-27T15:16:27

У меня Nikon 1v3. Хотелось бы зум (например 18-100). Кроме родного что нибудь посоветуйте?

Иван , 2018-02-25T15:48:56

Доброго времени суток! Планирую приобретать Panasonic gh5. Фото не интересует. Только видео. Что можете посоветовать по объективам? Взять пару фиксированных или зума достаточно? Нужен широкоугольный и портретник какие-нибудь. Заранее спасибо!

Юрий, 2018-02-13T10:13:07

У меня Pentax k70 с объективом 50мм- отличный портретик. Но для пейзажа хотелось бы, что-то по «шире». 15мм лим-дороговат. Может подскажите какой-нибудь объектив для новичка? Спасибо!

Alexander Savochkin, 2018-02-08T12:46:56

Объектив из комплекта камеры должен подойти неплохо. А вообще пейзаж можно каким угодно объективом снять, даже телевиком.

Ксюша, 2018-02-05T10:31:53

Спасибо большое!

Георгий Полицарнов, 2018-02-05T10:31:04

Тогда Вам для начала сюда: https://fotoshkola.net/ Лучше потратить деньги на обучение, а лишь потом покупать объектив. Желтизну объектив не уберет. «Не всегда четкая» — зависит от объектива процентов на десять, на остальные девяносто — от фотографа.

Ксюша, 2018-02-05T10:28:32

Возможно, проблема не в объективе, но картинка не всегда четкая и довольно часто бывает будто с желтизной даже в разных режимах и с разными настройками

Георгий Полицарнов, 2018-02-05T10:23:21

А чем не утраивает тот китовый, который шел, скорее всего, в комплекте? Только после этого я смогу посоветовать какую-то модель.

C5a3f14c a1a0 4102 b4bb 1cf42799f9cd