Вверх
  • Выбор зеркального фотоаппарата для любителя
  • Выбор зеркального фотоаппарата для профессионала
  • Недорогой фотоаппарат до 10000 рублей
  • Выбираем объектив для фотоаппарата правильно
  • Выбор принтера для печати фотографий дома
  • Водонепроницаемый фотоаппарат
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Обсудить

Теория

Какой объектив вы хотите купить?

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Выбор объектива — это непростая задача, которая рано или поздно встает перед каждым владельцем зеркальной фотокамеры. В ряде случаев объектив оказывает куда большее влияние на качество фотографий, чем сама камера. Многие зеркалки комплектуются штатными объективами (иногда их еще называют «китовыми», от английского слова «kit» — комплект). Эти объективы дают фотографу возможность попробовать свои силы в съемке на зеркалку, но, как правило, из-за своего несовершенства, не раскрывают всех возможностей камеры. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем каждому, кто впервые обзавелся зеркальной камерой, поснимать со штатным объективом хотя бы несколько месяцев, чтобы определить свой стиль съемки и затем принять правильное решение при покупке более дорогой оптики.

Но прежде, чем перейти к практическим советам по выбору той или иной модели, давайте разберемся с параметрами объективов и тем, на что эти параметры могут влиять при съемке.

Фокусное расстояние

Это одна из основных характеристик объектива, которая определяет насколько объектив «приближает» или «отдаляет» объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. В «пленочные» времена, когда большинство зеркалок имело формат кадра 24х36 мм, с фокусным расстоянием не возникало никаких проблем. Но сегодня на рынке присутствуют зеркалки с разными форматами кадра. Существуют как полнокадровые модели (24х36 мм), так и камеры с меньшим размером матрицы. Соотношение диагонали полного кадра и диагонали кадра камеры с уменьшенной матрицей называется кроп-фактором (от английского «crop» — обрезать, кадрировать). Такой термин появился неспроста. Объектив проецирует на матрицу «полнокадровое» изображение, но «кропнутые» камеры сохраняют лишь ту часть картинки, которая равна размеру матрицы. Все остальное на матрицу не помещается и, следовательно, обрезается. Это означает, что на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.

Все модели объективов можно условно разделить на сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровых камер сверхширокоугольными являются объективы с фокусным расстоянием от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. От 24 до 35 мм — это обычные широкоугольные объективы. Стандартными (или нормальными) считаются объективы с фокусным расстоянием от 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние обеспечивает наиболее естественную для человеческого глаза перспективу. От 85 мм начинается умеренный теледиапазон. Объективы с фокусным расстоянием от 300 мм — это мощные телевики.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно
Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Для удобства оценки того, какой угол обзора будет обеспечивать объектив на камере с уменьшенным (относительно полного кадра) размером матрицы, используется кроп-фактор. Для любительских зеркалок Canon кроп-фактор составляет 1,6; для любительских зеркалок Nikon, Sony, Pentax и Samsung — 1,5; для камер Olympus и Panasonic — 2. Умножив реальное значение фокусного расстояния объектива на этот коэффициент, можно получить так называемое эквивалентное фокусное расстояние. Например, при полном кадре объектив 35 мм является широкоугольным, но на камере с матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1,5) он становится стандартным объективом, поскольку обеспечивает угол обзора, эквивалентный объективу 52,5 мм, установленному на полнокадровую камеру.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Подобный подход к оценке фокусного расстояния, безусловно, несовершенен. Но он позволяет сравнить углы обзора объективов при разных форматах кадра и привести эту информацию к единому стандарту. Завершая рассказ о фокусном расстоянии, хотим напомнить, что на объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние.

Светосила объектива

Светосилой объектива принято называть величину, характеризующую освещенность матрицы или пленки. Светосила в основном определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Например, если объектив имеет маркировку 50/1,4, то его максимальное относительное отверстие равно f/1,4. Чем меньше число в знаменателе, тем выше светосила, и тем больше света такой объектив позволяет пропустить к матрице. А если так, то и съемку можно вести на более коротких выдержках. Кроме того, чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости способен обеспечить объектив, и тем сильнее он сможет размыть изображение, находящееся не в фокусе.

Как правило, светосильные объективы стоят намного дороже своих менее светосильных собратьев. Объясняется это просто: они выше классом, а значит, обеспечивают более высокую резкость изображения, меньший уровень аберраций и зачастую имеют более удачный конструктив.

Стабилизатор изображения

Стабилизация изображения — это технология, механически компенсирующая угловые движения камеры, для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках. На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы или специальной линзы в объективе. В первом случае стабилизация обеспечивается при использовании практически любого объектива. Такой тип стабилизации применяют Sony, Pentax и Olympus, благодаря чему объективы этих производителей не нуждаются во встроенных стабилизаторах. Все остальные компании выпускают, помимо обычных, еще и стабилизированные объективы, оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Такие объективы стоят дороже нестабилизированных, но, по мнению многих фотографов, обеспечивают более эффективную стабилизацию, чем камеры со встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Если вы пользуетесь камерой Canon, Nikon или Panasonic, то при покупке очередного объектива следует решить: покупать более дешевый нестабилизированный или более дорогой, но оснащенный стабилизатором. Если вы снимаете неподвижные объекты в условиях плохой освещенности, стабилизатор позволит значительно увеличить выдержку без смаза изображения. К сожалению, по техническим причинам, не все типы объективов могут быть оснащены встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Конструктивные особенности объективов

Здесь мы хотели бы упомянуть несколько конструктивных особенностей, которые, так или иначе, влияют на съемочный процесс. Во-первых, разные объективы имеют разные приводы автофокуса. Все современные объективы Canon обладают встроенным мотором для автофокусировки. Объективы Nikon, Sony и Pentax могут оснащаться как встроенным мотором автофокуса, так и приводом типа «отвертка», который позволяет задействовать для фокусировки расположенный в камере мотор. Однако следует помнить, что, например, не все камеры Nikon имеют такой мотор, поэтому с такими моделями «отверточные» объективы функцию автофокуса теряют.

Привод автофокуса типа "отвертка"

Привод автофокуса типа "отвертка"

Встраиваемые в объективы моторы также различаются между собой. Самые быстрые и тихие из них — ультразвуковые кольцевые моторы (разные производители могут маркировать их по-разному, например, USM, SSM, SWВ, SDM). Они применяются в наиболее дорогих объективах и обеспечивают практически беззвучную и очень быструю фокусировку. В бюджетные модели встраивают моторы других типов, причем они могут и не давать никакого выигрыша перед «старым» отверточным приводом автофокуса.

Некоторые бюджетные объективы устроены таким образом, что во время фокусировки перемещается и вращается вся передняя группа линз. Это может вызвать неудобства, если вы планируете использовать поляризационные или градиентные фильтры. Во время фокусировки их положение относительно горизонта будет сбиваться из-за вращения фильтра вместе с передней линзой. В более дорогих объективах передняя группа линз не вращается.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Объективы сторонних производителей

Конечно же, каждый производитель фототехники хочет, чтобы с его фотокамерами использовались только его объективы. Кроме того, у каждого производителя есть фирменное крепление для оптики — байонет. Исключение составляет лишь открытый стандарт 4/3, который сегодня используют Olympus и Panasonic. Наряду с основными производителями, есть и несколько фирм, создающих оптику под разные байонеты. Например, Sigma, Tamron и Tokina. Обычно объективы этих производителей отличаются более низкой стоимостью. Если же говорить о качестве их продукции, то лучше рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку в линейках сторонних производителей есть как откровенно «слабые» (но и более дешевые, чем фирменные) модели, так и совершенно уникальные объективы, не имеющие аналогов у крупных фотобрендов. Несмотря на то, что миллионы фотографов используют оптику сторонних производителей, нельзя забывать, что изготовитель камеры всегда гарантирует совместимость лишь с собственными аксессуарами.

Итак, мы разобрались с основными характеристиками объективов, и теперь пора перейти к практическим советам по выбору объектива для различных условий съемки. В каждом пункте этого раздела мы будем приводить в пример несколько конкретных моделей, которые нам хотелось бы рекомендовать. Однако не стоит думать, что мы предлагаем единственно верное решение: существует масса других моделей, из которых вы можете выбрать наиболее подходящую самостоятельно.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Опубликовано: 27.08.2014

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 27.08.2014

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Alexander Savochkin, 2017-11-21T18:20:01

Георгий абсолютно прав: приду я, и скажу, что для портрета меньше 85 мм нет смысла брать, потому как дистанция съёмки слишком близкая с «полтинником» — для вертикального кадра надо стоять ближе чем в метре от модели. Это уже искажает пропорции. Продуктивнее действительно взять и плотно поработать стандартным зумом, а через 5 тысяч снимков статистика соберётся сама. Заодно поймёте, нужно ли вам вообще иметь светосильную оптику. С ней, конечно, прикольно — но при съёмке для коллажа, например, её возможности не нужны и даже мешают.

sophulala@*********, 2017-11-21T14:19:48

Спасибо, Георгий!

Георгий Полицарнов, 2017-11-21T14:19:10

Все зависит от дистанции съемки и т.д.. Мне удобнее с полтинником. Но тут придет еще десяток людей и выскажут другие мнения. Что удобно Вам? Попробуйте на примере китового объектива.

sophulala@*********, 2017-11-21T14:17:31

Понимаю о чем Вы. А по поводу объектива под портрет, если взять, допустим, в дополнение к китовому, какой будет лучше? 50mm или 85mm, по Вашему мнению?

Георгий Полицарнов, 2017-11-21T14:13:19

Начните снимать на 18-135 f/3.5-5.6. После этого Вы сможете оценить, какой угол обзора именно Вам необходим. Например, CANON EF 20mm f/2.8 USM или EF 24mm f/2.8 IS USM дадут лучшее качество, но их фокусное расстояние лежит в диапазоне бюджетного 18-135. Точно ли они вам нужны?

sophulala@*********, 2017-11-21T13:55:42

Здравствуйте! Много сомнений, нужен Ваш компетентный совет) Планирую приобрести Canon 80d и не могу до конца определиться с выбором оптики. Поскольку планирую снимать и портрет, и пейзаж, и детей, и архитектуру, думала, может, для начала, ограничиться чем-то доступным и более-менее универсальным, например, как китовый 18-135 f/3.5-5.6, но очень уж не хочется терять в светосиле и, в принципе, по бюджету есть возможность потратить еще 30-40т. на более качественную оптику. Задумалась, насчет приобретения двух фиксов отдельно под разные нужды. Под портрет выбираю между Canon EF 85mm f/1.8 USM и EF 50mm f/1.4 USM подскажите, что будет оптимальнее, с учетом неполной матрицы? А по объективам под пейзаж и архитектуру например CANON EF 20mm f/2.8 USM или EF 24mm f/2.8 IS USM подойдут?
В общем, в итоге хочется не ошибиться и сделать разумное вложение на будущее, может Вы подскажете что-то другое по адекватной цене, достойного качества. Заранее благодарю!

Влад, 2017-11-16T11:19:48

Спасибо. Я прислушаюсь к Вашему совету.

Георгий Полицарнов, 2017-11-16T09:55:11

Начните работать с Вашими объективами. Если не будет хватать масштаба съемки, то купите Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor.

Влад, 2017-11-16T09:53:35

В описании заявлено, что предметы можно фотографировать с расстояния 22 см. Не знаю, конечно, правильно ли вообще ориентироваться на данный параметр, но я буду фотографировать в основном продукты, а не насекомых)) поэтому вот так.

Георгий Полицарнов, 2017-11-16T09:21:07

Правильный выбор, если нужно именно это фокусное расстояние.

Влад, 2017-11-16T09:18:35

Здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста. Имеется фотоаппарат Nikon D3. Есть желание научиться предметной съемке (для себя). В наличии имеются AF-S NIKKOR 24-70 mm f/2.8G ED и AF NIKKOR 85 mm f/1.8D. После прочтения Вашей статьи решил остановить свой выбор на Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor. Правильный выбор, как считаете?))

Alexander Savochkin, 2017-11-15T19:43:08

AF-S 85/1.8G — сравнительно недорого и портретник самый настоящий.

В качестве базового набора для новичка достаточно объектива из комплекта к камере. Остальное новичок (и не новичок тоже) подбирает под задачу. Задачи у всех разные, поэтому и однозначно посоветовать что-то невозможно.

Евгений, 2017-11-15T19:03:26

Добрый день,

посоветуйте пожалуйста портретный объектив как дополнение к штатному 18-105 для nikon D5600? был бы признателен вообще за оценку такого выбора объективов как базовый набор для новичка? спасибо!

Луиза, 2017-11-14T08:07:00

Спасибо! Как раз на этот объектив сегодня обращала внимание на вашем сайте.

Георгий Полицарнов, 2017-11-13T08:32:02

Тогда вот так: Nikon 10-20mm f/4.5-5.6G VR AF-P DX Nikkor

Луиза, 2017-11-13T08:02:14

Спасибо, но у меня фотоаппарат Никон.

Яна Вырвихвист, 2017-11-12T17:40:09

Спасибо за развернутый ответ!

Alexander Savochkin, 2017-11-11T20:09:22

Яна! Снимать пейзаж с 85/1,8 реально, но не сказать, чтобы очень удобно. Я снимал пейзаж макрообъективом 90/2,8, он почти идентичен портретнику в этом отношении. Получилось как-то так: http://www.nat-geo.ru/photo... И всё же должен признать, что неудобно. Для пейзажа лучше и практичнее взять хотя бы самый банальный EF-S 18-55/3.5-5.6 Is STM, с ним пейзажем заниматься куда удобнее.

Один объектив сразу для всего, включая портрет, архитектуру, пейзаж и т.п. существует: это стандартный зум EF-S 18-135/3.5-5.6 IS USM. Обычно им и комплектуют EOS 77D. Если вы брали камеру без объектива, а нужен строго один, лучше взять именно 18-135. Да, в телеположении у него не 1,8, а 5,6, ну да и чёрт бы с ним. Если вам позарез надо снимать и архитектуру, и людей с сильно размытым фоном, нет другого выхода, кроме как купить два объектива.

Яна Вырвихвист, 2017-11-11T16:05:15

Выбрала фотоаппарат canon 77d, выбираю объектив, на кропе 50-1.8 так себе будет, я так поняла, что он будет искажать лицо.
Думаю над 85-1.8. Очень нравится резкость и размытие. Но вопрос, как снимать пейзажи им? Реально?
Снимать планирую людей дома и на улице. И для путешествий, пейзажей, архитектуры.
Посоветуйте, какой лучше объектив купить.

Георгий Полицарнов, 2017-11-08T14:16:31

Как раз не совсем понятно: за свет и цветопередачу объектив не отвечает. Но если хочется именно широкоугольник, обратите внимание на этот объектив: https://prophotos.ru/review...

621df4bb cad8 4731 af19 461ad4f591ea