Вверх
  • Выбор зеркального фотоаппарата для любителя
  • Выбор зеркального фотоаппарата для профессионала
  • Недорогой фотоаппарат до 10000 рублей
  • Выбираем объектив для фотоаппарата правильно
  • Выбор принтера для печати фотографий дома
  • Водонепроницаемый фотоаппарат
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Обсудить

Теория

Какой объектив вы хотите купить?

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Выбор объектива — это непростая задача, которая рано или поздно встает перед каждым владельцем зеркальной фотокамеры. В ряде случаев объектив оказывает куда большее влияние на качество фотографий, чем сама камера. Многие зеркалки комплектуются штатными объективами (иногда их еще называют «китовыми», от английского слова «kit» — комплект). Эти объективы дают фотографу возможность попробовать свои силы в съемке на зеркалку, но, как правило, из-за своего несовершенства, не раскрывают всех возможностей камеры. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем каждому, кто впервые обзавелся зеркальной камерой, поснимать со штатным объективом хотя бы несколько месяцев, чтобы определить свой стиль съемки и затем принять правильное решение при покупке более дорогой оптики.

Но прежде, чем перейти к практическим советам по выбору той или иной модели, давайте разберемся с параметрами объективов и тем, на что эти параметры могут влиять при съемке.

z

Фокусное расстояние

Это одна из основных характеристик объектива, которая определяет насколько объектив «приближает» или «отдаляет» объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. В «пленочные» времена, когда большинство зеркалок имело формат кадра 24х36 мм, с фокусным расстоянием не возникало никаких проблем. Но сегодня на рынке присутствуют зеркалки с разными форматами кадра. Существуют как полнокадровые модели (24х36 мм), так и камеры с меньшим размером матрицы. Соотношение диагонали полного кадра и диагонали кадра камеры с уменьшенной матрицей называется кроп-фактором (от английского «crop» — обрезать, кадрировать). Такой термин появился неспроста. Объектив проецирует на матрицу «полнокадровое» изображение, но «кропнутые» камеры сохраняют лишь ту часть картинки, которая равна размеру матрицы. Все остальное на матрицу не помещается и, следовательно, обрезается. Это означает, что на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.

Все модели объективов можно условно разделить на сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровых камер сверхширокоугольными являются объективы с фокусным расстоянием от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. От 24 до 35 мм — это обычные широкоугольные объективы. Стандартными (или нормальными) считаются объективы с фокусным расстоянием от 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние обеспечивает наиболее естественную для человеческого глаза перспективу. От 85 мм начинается умеренный теледиапазон. Объективы с фокусным расстоянием от 300 мм — это мощные телевики.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно
Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Для удобства оценки того, какой угол обзора будет обеспечивать объектив на камере с уменьшенным (относительно полного кадра) размером матрицы, используется кроп-фактор. Для любительских зеркалок Canon кроп-фактор составляет 1,6; для любительских зеркалок Nikon, Sony, Pentax и Samsung — 1,5; для камер Olympus и Panasonic — 2. Умножив реальное значение фокусного расстояния объектива на этот коэффициент, можно получить так называемое эквивалентное фокусное расстояние. Например, при полном кадре объектив 35 мм является широкоугольным, но на камере с матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1,5) он становится стандартным объективом, поскольку обеспечивает угол обзора, эквивалентный объективу 52,5 мм, установленному на полнокадровую камеру.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Подобный подход к оценке фокусного расстояния, безусловно, несовершенен. Но он позволяет сравнить углы обзора объективов при разных форматах кадра и привести эту информацию к единому стандарту. Завершая рассказ о фокусном расстоянии, хотим напомнить, что на объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние.

Светосила объектива

Светосилой объектива принято называть величину, характеризующую освещенность матрицы или пленки. Светосила в основном определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Например, если объектив имеет маркировку 50/1,4, то его максимальное относительное отверстие равно f/1,4. Чем меньше число в знаменателе, тем выше светосила, и тем больше света такой объектив позволяет пропустить к матрице. А если так, то и съемку можно вести на более коротких выдержках. Кроме того, чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости способен обеспечить объектив, и тем сильнее он сможет размыть изображение, находящееся не в фокусе.

Как правило, светосильные объективы стоят намного дороже своих менее светосильных собратьев. Объясняется это просто: они выше классом, а значит, обеспечивают более высокую резкость изображения, меньший уровень аберраций и зачастую имеют более удачный конструктив.

Стабилизатор изображения

Стабилизация изображения — это технология, механически компенсирующая угловые движения камеры, для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках. На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы или специальной линзы в объективе. В первом случае стабилизация обеспечивается при использовании практически любого объектива. Такой тип стабилизации применяют Sony, Pentax и Olympus, благодаря чему объективы этих производителей не нуждаются во встроенных стабилизаторах. Все остальные компании выпускают, помимо обычных, еще и стабилизированные объективы, оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Такие объективы стоят дороже нестабилизированных, но, по мнению многих фотографов, обеспечивают более эффективную стабилизацию, чем камеры со встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Если вы пользуетесь камерой Canon, Nikon или Panasonic, то при покупке очередного объектива следует решить: покупать более дешевый нестабилизированный или более дорогой, но оснащенный стабилизатором. Если вы снимаете неподвижные объекты в условиях плохой освещенности, стабилизатор позволит значительно увеличить выдержку без смаза изображения. К сожалению, по техническим причинам, не все типы объективов могут быть оснащены встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Конструктивные особенности объективов

Здесь мы хотели бы упомянуть несколько конструктивных особенностей, которые, так или иначе, влияют на съемочный процесс. Во-первых, разные объективы имеют разные приводы автофокуса. Все современные объективы Canon обладают встроенным мотором для автофокусировки. Объективы Nikon, Sony и Pentax могут оснащаться как встроенным мотором автофокуса, так и приводом типа «отвертка», который позволяет задействовать для фокусировки расположенный в камере мотор. Однако следует помнить, что, например, не все камеры Nikon имеют такой мотор, поэтому с такими моделями «отверточные» объективы функцию автофокуса теряют.

Привод автофокуса типа "отвертка"

Привод автофокуса типа "отвертка"

Встраиваемые в объективы моторы также различаются между собой. Самые быстрые и тихие из них — ультразвуковые кольцевые моторы (разные производители могут маркировать их по-разному, например, USM, SSM, SWВ, SDM). Они применяются в наиболее дорогих объективах и обеспечивают практически беззвучную и очень быструю фокусировку. В бюджетные модели встраивают моторы других типов, причем они могут и не давать никакого выигрыша перед «старым» отверточным приводом автофокуса.

Некоторые бюджетные объективы устроены таким образом, что во время фокусировки перемещается и вращается вся передняя группа линз. Это может вызвать неудобства, если вы планируете использовать поляризационные или градиентные фильтры. Во время фокусировки их положение относительно горизонта будет сбиваться из-за вращения фильтра вместе с передней линзой. В более дорогих объективах передняя группа линз не вращается.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Объективы сторонних производителей

Конечно же, каждый производитель фототехники хочет, чтобы с его фотокамерами использовались только его объективы. Кроме того, у каждого производителя есть фирменное крепление для оптики — байонет. Исключение составляет лишь открытый стандарт 4/3, который сегодня используют Olympus и Panasonic. Наряду с основными производителями, есть и несколько фирм, создающих оптику под разные байонеты. Например, Sigma, Tamron и Tokina. Обычно объективы этих производителей отличаются более низкой стоимостью. Если же говорить о качестве их продукции, то лучше рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку в линейках сторонних производителей есть как откровенно «слабые» (но и более дешевые, чем фирменные) модели, так и совершенно уникальные объективы, не имеющие аналогов у крупных фотобрендов. Несмотря на то, что миллионы фотографов используют оптику сторонних производителей, нельзя забывать, что изготовитель камеры всегда гарантирует совместимость лишь с собственными аксессуарами.

Итак, мы разобрались с основными характеристиками объективов, и теперь пора перейти к практическим советам по выбору объектива для различных условий съемки. В каждом пункте этого раздела мы будем приводить в пример несколько конкретных моделей, которые нам хотелось бы рекомендовать. Однако не стоит думать, что мы предлагаем единственно верное решение: существует масса других моделей, из которых вы можете выбрать наиболее подходящую самостоятельно.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Опубликовано: 27.08.2014

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 27.08.2014

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Чад, 2017-07-09T17:52:56

Добрый день. Хочу приобрести зеркалку. Цель - фоторепортажи для сайта со спортивных мероприятий, а также с концертов в местном ДК. Фотоаппарат с объективом - не дороже 1000 долларов. Помогите сделать выбор с тушкой и объективом.

Дарья, 2017-07-09T15:09:08

Спасибо!

Георгий Полицарнов, 2017-07-07T12:54:18

Покупайте в комплекте с EF-S 18-135.

Дарья , 2017-07-07T11:47:42

Добрый день!
подскажите пожалуйста какой выбрать оптимальный обьектив за разумные деньги для Canon 650 D китовый для стрит стайл фотосьемок ?
Будем фотографировать одежду.
Не особо нужно чтоб сильно размывало задний фон, наоборот чтоб детали все прорисовывало хорошо! вот сижу мучаюсь вопросом ЧТО же взять ...

Георгий Полицарнов, 2017-07-04T15:12:05

Зум? Фикс? Если зум, то Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS STM. Если фикс, то нужно четко представлять, какое фокусное расстояние требуется.

Lida, 2017-07-04T13:26:38

Планирую портретной и пейзажной съемкой заниматься.Хотелось бы найти золотую середину цене -качества.Спасибо.

Георгий Полицарнов, 2017-07-04T12:57:05

Вам необходимо определиться с бюджетом покупки, а также с фокусным расстоянием будущего объектива.

Lida, 2017-07-04T10:22:46

Здравствуйте, у меня фотоаппарат Canon 1100D китовым объективом. Я хочу купить новый объектив . Хочу заняться фотографией. Цели сьемки репортажи, детские фотосеты , фотосеты на природе и пейзажи.

Андрей Сазонов, 2017-06-16T13:18:28

Спасибо за ответы и полезные ссылки.

Александр Савочкин, 2017-06-16T09:33:55

Объективы не прогрессируют с той же скоростью, что фотокамеры, поскольку в них трудно что-то улучшить радикально. Поэтому возраст объектива не имеет совсем уж принципиального значения сам по себе. Кроме того, какие-то особенности объектива поддаются коррекции, какие-то не имеют значения, какие-то можно выдать равно за достоинства и недостатки. Оценивать рисунок объектива с чужих слов, по-моему, несколько нерационально, и лучше сложить мнение самостоятельно. Покупать для этого объектив не нужно, теперь для этого придуман Пикселпипер: http://ru.pixelpeeper.com/ Уверен, там вы найдёте и интересующие объективы, и показательные примеры.

Насчёт процента брака информацию найти не удалось, однако логика подсказывает, что бракованный объектив всегда можно починить по гарантии или обменять.

Андрей Сазонов, 2017-06-16T06:12:13

Прочитывая комментарии на форумах встречал информацию, что 2,8 часто бывают бракованными? Что Вы скажете? И не слишком ли стар 2,8? Стоит ли его брать или потеряв в свете взять более шуструю и новую модель?

Александр Савочкин, 2017-06-14T20:17:10

В целом светосила для репортажа полезнее, чем стабилизатор — сюжеты-то динамичные, там выдержка нужна и высокие знаения ISO. Так что светосильный объектив чуть лучше, но и чуть тяжелее. Разницей в детализации можно пренебречь, тем более, что при одинаковых диафрагмах детализация у светосильной оптики ничуть не хуже.

Андрей Сазонов, 2017-06-14T17:44:31

Планирую купить объектив 70-200, выбор между 4л ис и 2.8. Что лучше подойдет как универсальный репортажник? Работать приходится на спортивных площадках, но иногда и в местах с плохим освещением? Про 2.8 читал, что в силу "древности" стекла картинка у него похуже и детализация ниже. Правда? А также, что было много случаев брака в этих моделях. Стекла будут использоваться на фотоаппарате кэнон 80д. И насколько реально в описанных выше условиях использование более дешевой модели 4 без стаба?

Георгий Полицарнов, 2017-04-04T08:22:56

Китайские лайтбоксы стоят реально недорого!

Alex320, 2017-04-04T08:21:42

Ясно, спасибо. Конечно если все сжечь, то это добавит эпичность кадрам, но в мои планы не входит ;) Придется купить.

Георгий Полицарнов, 2017-04-04T08:17:55

Это лайт-куб. Требования те же: горючие материалы не подойдут. Дешевле и проще купить.

Alex320, 2017-04-04T07:34:01

Может я неправильно выразился. Думаю что-то наподобие такой "штуки" соорудить.
https://uploads.disquscdn.c...
Попробовать то хочется, а денег тратить на импульсный свет пока совсем не хочется. Вдруг вообще не понравится и будет потом пылиться лежать.

Георгий Полицарнов, 2017-04-04T06:31:01

Для галогенного света софтбокс собрать будет проблемой. Причин две: низкая мощность и высокая рабочая температура. И загореться может (нужно использовать только термостойкие негорючие материал), и мощности для нормальной съемки не хватит. Я снимал с двумя киловаттными светильниками с софтами 60х60 — только для предметки и годится.

Alex320, 2017-04-03T19:01:58

Александр, простите, что влез в дискуссию. Но, очень интересна схема подобной съемки. БУ прожектора есть, штатив за 500р. купил, но результат пока не радует. А все уроки расчитаны на студийный импульсный свет. Можете поделиться схемой "постоянного галогенного" света от прожекторов ?
Т.е. как Вы расставили источники? Если большой секрет, то можно в личку ;) И есть ли "лайфхак" по изготовлению фотобокса своими руками или проще купить?

Александр Савочкин, 2017-04-02T17:16:14

Как бы то ни было, макрообъектив вам всё равно пригодится. Почему световой куб искажает цвета, не очень понятно, ну да ладно — всё равно в такой постановке задачи световой куб вам не очень-то подходит.

Схема видится такой: ставите камеру на штатив, организуете фон и снимаете. Штатив поможет справиться с длинной выдержкой, если таковая потребуется, да и единообразие в предметной съёмке не помешает.

В совсем идеальном случае слева и справа от сцены можно поставить пару тех же строительных прожекторов, над верхней границей фона соорудить из пенопласта большой белый отражатель и направить прожекторы на него, а над камерой повесить ещё один такой отражатель. Получится почти точная имитация дневного света, а если прожекторы будут галогенными, то по стабильности и точности цветопередачи они будут лучше, чем свет из окна. Правда, в таком случае собственно свет из окна придётся прикрыть.

Для предметной съёмки искусственный свет всегда лучше естественного.

1adef0fb 4b59 4782 89fa 2273478fbd9d