Вверх
  • Выбор зеркального фотоаппарата для любителя
  • Выбор зеркального фотоаппарата для профессионала
  • Недорогой фотоаппарат до 10000 рублей
  • Выбираем объектив для фотоаппарата правильно
  • Выбор принтера для печати фотографий дома
  • Водонепроницаемый фотоаппарат
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Обсудить

Теория

Какой объектив вы хотите купить?

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Выбор объектива — это непростая задача, которая рано или поздно встает перед каждым владельцем зеркальной фотокамеры. В ряде случаев объектив оказывает куда большее влияние на качество фотографий, чем сама камера. Многие зеркалки комплектуются штатными объективами (иногда их еще называют «китовыми», от английского слова «kit» — комплект). Эти объективы дают фотографу возможность попробовать свои силы в съемке на зеркалку, но, как правило, из-за своего несовершенства, не раскрывают всех возможностей камеры. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем каждому, кто впервые обзавелся зеркальной камерой, поснимать со штатным объективом хотя бы несколько месяцев, чтобы определить свой стиль съемки и затем принять правильное решение при покупке более дорогой оптики.

Но прежде, чем перейти к практическим советам по выбору той или иной модели, давайте разберемся с параметрами объективов и тем, на что эти параметры могут влиять при съемке.

z

Фокусное расстояние

Это одна из основных характеристик объектива, которая определяет насколько объектив «приближает» или «отдаляет» объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. В «пленочные» времена, когда большинство зеркалок имело формат кадра 24х36 мм, с фокусным расстоянием не возникало никаких проблем. Но сегодня на рынке присутствуют зеркалки с разными форматами кадра. Существуют как полнокадровые модели (24х36 мм), так и камеры с меньшим размером матрицы. Соотношение диагонали полного кадра и диагонали кадра камеры с уменьшенной матрицей называется кроп-фактором (от английского «crop» — обрезать, кадрировать). Такой термин появился неспроста. Объектив проецирует на матрицу «полнокадровое» изображение, но «кропнутые» камеры сохраняют лишь ту часть картинки, которая равна размеру матрицы. Все остальное на матрицу не помещается и, следовательно, обрезается. Это означает, что на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.

Все модели объективов можно условно разделить на сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровых камер сверхширокоугольными являются объективы с фокусным расстоянием от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. От 24 до 35 мм — это обычные широкоугольные объективы. Стандартными (или нормальными) считаются объективы с фокусным расстоянием от 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние обеспечивает наиболее естественную для человеческого глаза перспективу. От 85 мм начинается умеренный теледиапазон. Объективы с фокусным расстоянием от 300 мм — это мощные телевики.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно
Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Для удобства оценки того, какой угол обзора будет обеспечивать объектив на камере с уменьшенным (относительно полного кадра) размером матрицы, используется кроп-фактор. Для любительских зеркалок Canon кроп-фактор составляет 1,6; для любительских зеркалок Nikon, Sony, Pentax и Samsung — 1,5; для камер Olympus и Panasonic — 2. Умножив реальное значение фокусного расстояния объектива на этот коэффициент, можно получить так называемое эквивалентное фокусное расстояние. Например, при полном кадре объектив 35 мм является широкоугольным, но на камере с матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1,5) он становится стандартным объективом, поскольку обеспечивает угол обзора, эквивалентный объективу 52,5 мм, установленному на полнокадровую камеру.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Подобный подход к оценке фокусного расстояния, безусловно, несовершенен. Но он позволяет сравнить углы обзора объективов при разных форматах кадра и привести эту информацию к единому стандарту. Завершая рассказ о фокусном расстоянии, хотим напомнить, что на объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние.

Светосила объектива

Светосилой объектива принято называть величину, характеризующую освещенность матрицы или пленки. Светосила в основном определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Например, если объектив имеет маркировку 50/1,4, то его максимальное относительное отверстие равно f/1,4. Чем меньше число в знаменателе, тем выше светосила, и тем больше света такой объектив позволяет пропустить к матрице. А если так, то и съемку можно вести на более коротких выдержках. Кроме того, чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости способен обеспечить объектив, и тем сильнее он сможет размыть изображение, находящееся не в фокусе.

Как правило, светосильные объективы стоят намного дороже своих менее светосильных собратьев. Объясняется это просто: они выше классом, а значит, обеспечивают более высокую резкость изображения, меньший уровень аберраций и зачастую имеют более удачный конструктив.

Стабилизатор изображения

Стабилизация изображения — это технология, механически компенсирующая угловые движения камеры, для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках. На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы или специальной линзы в объективе. В первом случае стабилизация обеспечивается при использовании практически любого объектива. Такой тип стабилизации применяют Sony, Pentax и Olympus, благодаря чему объективы этих производителей не нуждаются во встроенных стабилизаторах. Все остальные компании выпускают, помимо обычных, еще и стабилизированные объективы, оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Такие объективы стоят дороже нестабилизированных, но, по мнению многих фотографов, обеспечивают более эффективную стабилизацию, чем камеры со встроенным стабилизатором.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Если вы пользуетесь камерой Canon, Nikon или Panasonic, то при покупке очередного объектива следует решить: покупать более дешевый нестабилизированный или более дорогой, но оснащенный стабилизатором. Если вы снимаете неподвижные объекты в условиях плохой освещенности, стабилизатор позволит значительно увеличить выдержку без смаза изображения. К сожалению, по техническим причинам, не все типы объективов могут быть оснащены встроенным стабилизатором.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Конструктивные особенности объективов

Здесь мы хотели бы упомянуть несколько конструктивных особенностей, которые, так или иначе, влияют на съемочный процесс. Во-первых, разные объективы имеют разные приводы автофокуса. Все современные объективы Canon обладают встроенным мотором для автофокусировки. Объективы Nikon, Sony и Pentax могут оснащаться как встроенным мотором автофокуса, так и приводом типа «отвертка», который позволяет задействовать для фокусировки расположенный в камере мотор. Однако следует помнить, что, например, не все камеры Nikon имеют такой мотор, поэтому с такими моделями «отверточные» объективы функцию автофокуса теряют.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Привод автофокуса типа "отвертка"

Встраиваемые в объективы моторы также различаются между собой. Самые быстрые и тихие из них — ультразвуковые кольцевые моторы (разные производители могут маркировать их по-разному, например, USM, SSM, SWВ, SDM). Они применяются в наиболее дорогих объективах и обеспечивают практически беззвучную и очень быструю фокусировку. В бюджетные модели встраивают моторы других типов, причем они могут и не давать никакого выигрыша перед «старым» отверточным приводом автофокуса.

Некоторые бюджетные объективы устроены таким образом, что во время фокусировки перемещается и вращается вся передняя группа линз. Это может вызвать неудобства, если вы планируете использовать поляризационные или градиентные фильтры. Во время фокусировки их положение относительно горизонта будет сбиваться из-за вращения фильтра вместе с передней линзой. В более дорогих объективах передняя группа линз не вращается.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Объективы сторонних производителей

Конечно же, каждый производитель фототехники хочет, чтобы с его фотокамерами использовались только его объективы. Кроме того, у каждого производителя есть фирменное крепление для оптики — байонет. Исключение составляет лишь открытый стандарт 4/3, который сегодня используют Olympus и Panasonic. Наряду с основными производителями, есть и несколько фирм, создающих оптику под разные байонеты. Например, Sigma, Tamron и Tokina. Обычно объективы этих производителей отличаются более низкой стоимостью. Если же говорить о качестве их продукции, то лучше рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку в линейках сторонних производителей есть как откровенно «слабые» (но и более дешевые, чем фирменные) модели, так и совершенно уникальные объективы, не имеющие аналогов у крупных фотобрендов. Несмотря на то, что миллионы фотографов используют оптику сторонних производителей, нельзя забывать, что изготовитель камеры всегда гарантирует совместимость лишь с собственными аксессуарами.

Итак, мы разобрались с основными характеристиками объективов, и теперь пора перейти к практическим советам по выбору объектива для различных условий съемки. В каждом пункте этого раздела мы будем приводить в пример несколько конкретных моделей, которые нам хотелось бы рекомендовать. Однако не стоит думать, что мы предлагаем единственно верное решение: существует масса других моделей, из которых вы можете выбрать наиболее подходящую самостоятельно.

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Опубликовано: 27.08.2014

Обсудить
0ec3036c 4c22 48a8 9ddd a821994236ea
Георгий Полицарнов
Опубликовано 27.08.2014

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Георгий Полицарнов, 2017-04-04T08:22:56

Китайские лайтбоксы стоят реально недорого!

Alex320, 2017-04-04T08:21:42

Ясно, спасибо. Конечно если все сжечь, то это добавит эпичность кадрам, но в мои планы не входит ;) Придется купить.

Георгий Полицарнов, 2017-04-04T08:17:55

Это лайт-куб. Требования те же: горючие материалы не подойдут. Дешевле и проще купить.

Alex320, 2017-04-04T07:34:01

Может я неправильно выразился. Думаю что-то наподобие такой "штуки" соорудить.
https://uploads.disquscdn.c...
Попробовать то хочется, а денег тратить на импульсный свет пока совсем не хочется. Вдруг вообще не понравится и будет потом пылиться лежать.

Георгий Полицарнов, 2017-04-04T06:31:01

Для галогенного света софтбокс собрать будет проблемой. Причин две: низкая мощность и высокая рабочая температура. И загореться может (нужно использовать только термостойкие негорючие материал), и мощности для нормальной съемки не хватит. Я снимал с двумя киловаттными светильниками с софтами 60х60 — только для предметки и годится.

Alex320, 2017-04-03T19:01:58

Александр, простите, что влез в дискуссию. Но, очень интересна схема подобной съемки. БУ прожектора есть, штатив за 500р. купил, но результат пока не радует. А все уроки расчитаны на студийный импульсный свет. Можете поделиться схемой "постоянного галогенного" света от прожекторов ?
Т.е. как Вы расставили источники? Если большой секрет, то можно в личку ;) И есть ли "лайфхак" по изготовлению фотобокса своими руками или проще купить?

Александр Савочкин, 2017-04-02T17:16:14

Как бы то ни было, макрообъектив вам всё равно пригодится. Почему световой куб искажает цвета, не очень понятно, ну да ладно — всё равно в такой постановке задачи световой куб вам не очень-то подходит.

Схема видится такой: ставите камеру на штатив, организуете фон и снимаете. Штатив поможет справиться с длинной выдержкой, если таковая потребуется, да и единообразие в предметной съёмке не помешает.

В совсем идеальном случае слева и справа от сцены можно поставить пару тех же строительных прожекторов, над верхней границей фона соорудить из пенопласта большой белый отражатель и направить прожекторы на него, а над камерой повесить ещё один такой отражатель. Получится почти точная имитация дневного света, а если прожекторы будут галогенными, то по стабильности и точности цветопередачи они будут лучше, чем свет из окна. Правда, в таком случае собственно свет из окна придётся прикрыть.

Для предметной съёмки искусственный свет всегда лучше естественного.

Natali Vetrova, 2017-04-01T20:18:03

Спасибо за ответ, предметы не очень маленькие, это куклы размером с новорожденного ребенка. Мне надо эту кулу выделить на общем фоне, в общем это как фотография ребенка, только неподвижного. Размещаю в интерьере, в обычной комнате перед окном, не сказать что свет плохой. Я купила два световых короба , но так и не могу ими пользоваться, фотографии получаеются с неестественными цветами, всетаки при дневном свете лучше. В идеале, чтобы получилось что-то похожее на это фото. https://uploads.disquscdn.c...

Александр Савочкин, 2017-04-01T19:37:30

Если предметы небольшие и работать приходится в тесноте, новый макрообъектив, например, EF-S 60 мм f/2.8 Macro USM — будет подспорьем. Если вы размещаете снимки в интернете, возможностей имеющейся камеры более чем достаточно. В любом случае вам потребуется штатив.

Помните, что фотография даже по названию своему — ремесло и искусство света. Хороший свет делает чудеса. Подчеркну, что хороший свет не обязательно дорогой — тут речь о его умелом использовании. Снимок ниже я сделал в своё время при помощи трёх строительных прожекторов общей стоимостью 1500 рублей. https://uploads.disquscdn.c...

Natali Vetrova, 2017-04-01T08:19:42

Здравствуйте, у меня фотоаппарат Canon 1100D китовым объективом. Я хочу купить новый объектив, имеет ли смысл покупать хороший объектив к этой камере или лучше новый фотоаппарат? Мне нужно снимать неподвижные объекты в небольшом помещении , с близкого расстояния и при не очень хорошем свете.

Александр Савочкин, 2017-03-21T08:07:44

Елена! Если размер зала позволяет, то EF 70-200/2.8 L USM, а если расстояние по-настоящему близкое, то EF-S 17-55/2.8 IS USM. Этот же объектив пойдёт и как универсальный для репортажа: он быстрый и светосильный. Очень тёмный зал для вас будет означать очень высокие значения ISO. Если сократить выдержку при приемлемом качестве съёмки не удастся, придётся что-то придумывать с освещением.

Елена, 2017-03-21T07:59:15

Добрый день! Подскажите какой объектив взять чтоб снимать соревнования по боксу и активные игры? На близкое расстояние и очень тёмный зал? И репортажник для улицы ( соревнования, свадьба ) на Cenon 60D. Спасибо!

Георгий Полицарнов, 2017-02-20T08:18:26

Что-то не сходится задачка. Вам нужен Canon EF 70-200 f/4L USM. Это минимум для качественной спортивной съемки. Но бюджет не тот. Можно EF-S 55-250, но скорости автофокуса и светосилы может уже не хватать.

Olga Alexandrova, 2017-02-20T08:14:15

Не нужен Вам fix, нужнее zoom объектив. Предлагаю объектив - canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS - это идеальный вариант для съемки с близкого расстояния (портреты) и дальних объектов. Сама с такого начинала, подходит для всех случаев, как в пример: и птицу на пальме фотографировала, чайку в полете. самолет на посадку идущий, морду кота, кузнечика на цветке, фотосессию и т.п. Данный объектив и внешне смотрится солидно и качество фотографий на уровне, да и цена нормальная. А портретники широкоугольные и фиксовые аппараты Вам не нужны, эти варианты удобны тем, у кого еще штук пять разных объективов в запасе. А 18-135 для всех случаев жизни. На моей страничке есть фотографии сделанные именно данной оптикой.

Вероника, 2017-02-17T18:28:13

Привет! У меня тушка canon 650d.
Хочу купить телевик. Нужно снимать горнолыжников издалека.
😊Подскажите модель😊
Бюджет до 30к.

Георгий Полицарнов, 2017-02-02T05:00:00

Здравствуйте! Объектив с рук я рекомендую покупать только в том случае, если в состоянии проверить его состояние и качество лично при встрече с продавцом. Я вижу, что Вы пока не облагаете подобными компетенциями. Так что это не Ваш вариант.

Обратите внимание на объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM. Это один из самых доступных качественных фиксов Canon. Вот его тест у нас: http://prophotos.ru/reviews...

disneyprincess@*******, 2017-02-01T22:08:07

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста!!
Я в фототехнике совсем не разбираюсь..мой молодой человек недавно приобрёл фотоаппарат у моей подруги canon 550d, насколько я помню, чтобы попрактиковаться. Объектив стоит китовый, он хочет что-то получше. хочу подарить ему, но не знаю, какой бы он выбрал, какой хороший, где покупать..слышала ещё, что на авито могут отдавать, как всегда, почти новые и сильно дешевле, чем в магазине..
Понимаю, что вопрос расплывчатый и требует уточнений. Но основная мысли такова: посоветуйте объектив для начинающего фотографа. Какой, где..
Спасибо..

PSH, 2017-01-23T16:35:41

Теперь точно определился! Спасибо за помощь!

Георгий Полицарнов, 2017-01-23T15:55:02

Я считаю M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.8 одним из самых удачных объективов в линейке Olympus. Если он подходит Вам по фокусному расстоянию, то я за него. Отличное качество картинки, приятное боке, хорошее соотношение цены и качества.

PSH, 2017-01-23T14:52:06

Георгий, добрый день!
Подскажите пожалуйста: имеется камера Olympus om-d e-m5 mark ii (kit 14-42mm f/3.5-5.6 II R), какой выбрать объектив для видеосъемки? Понимаю, что всё индивидуально и зависит от поставленной задачи, но всё же может есть какой-нибудь "оптимальный-универсальный" вариант? Может дадите несколько вариантов? Предполагаю, что по большей части буду снимать людей. Сам склоняюсь к объективу M.Zuiko Digital ED 45mm f/1.8. Что скажите? Цена для меня тоже имеет значение:)
Заранее спасибо!

1f635624 906c 4ba8 8713 972105083de2