Вверх
  • Выбираем объектив для фотоаппарата правильно
  • Что такое кит-объектив: достоинства и чем он плох
  • Какой объектив купить на смену китовому? Выбираем зум
  • Какой объектив купить на смену «китовому»? Фикс-объективы
  • Лучшие универсальные объективы
  • Лучшие объективы для Canon
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Обсудить

Теория

Какой объектив вы хотите купить?

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Выбор объектива — это непростая задача, которая рано или поздно встает перед каждым владельцем зеркальной фотокамеры. В ряде случаев объектив оказывает куда большее влияние на качество фотографий, чем сама камера. Многие зеркалки комплектуются штатными объективами (иногда их еще называют «китовыми», от английского слова «kit» — комплект). Эти объективы дают фотографу возможность попробовать свои силы в съемке на зеркалку, но, как правило, из-за своего несовершенства, не раскрывают всех возможностей камеры. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем каждому, кто впервые обзавелся зеркальной камерой, поснимать со штатным объективом хотя бы несколько месяцев, чтобы определить свой стиль съемки и затем принять правильное решение при покупке более дорогой оптики.

Но прежде, чем перейти к практическим советам по выбору той или иной модели, давайте разберемся с параметрами объективов и тем, на что эти параметры могут влиять при съемке.

Фокусное расстояние

Это одна из основных характеристик объектива, которая определяет насколько объектив «приближает» или «отдаляет» объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. В «пленочные» времена, когда большинство зеркалок имело формат кадра 24х36 мм, с фокусным расстоянием не возникало никаких проблем. Но сегодня на рынке присутствуют зеркалки с разными форматами кадра. Существуют как полнокадровые модели (24х36 мм), так и камеры с меньшим размером матрицы. Соотношение диагонали полного кадра и диагонали кадра камеры с уменьшенной матрицей называется кроп-фактором (от английского «crop» — обрезать, кадрировать). Такой термин появился неспроста. Объектив проецирует на матрицу «полнокадровое» изображение, но «кропнутые» камеры сохраняют лишь ту часть картинки, которая равна размеру матрицы. Все остальное на матрицу не помещается и, следовательно, обрезается. Это означает, что на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.

Все модели объективов можно условно разделить на сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровых камер сверхширокоугольными являются объективы с фокусным расстоянием от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. От 24 до 35 мм — это обычные широкоугольные объективы. Стандартными (или нормальными) считаются объективы с фокусным расстоянием от 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние обеспечивает наиболее естественную для человеческого глаза перспективу. От 85 мм начинается умеренный теледиапазон. Объективы с фокусным расстоянием от 300 мм — это мощные телевики.

Для удобства оценки того, какой угол обзора будет обеспечивать объектив на камере с уменьшенным (относительно полного кадра) размером матрицы, используется кроп-фактор. Для любительских зеркалок Canon кроп-фактор составляет 1,6; для любительских зеркалок Nikon, Sony, Pentax и Samsung — 1,5; для камер Olympus и Panasonic — 2. Умножив реальное значение фокусного расстояния объектива на этот коэффициент, можно получить так называемое эквивалентное фокусное расстояние. Например, при полном кадре объектив 35 мм является широкоугольным, но на камере с матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1,5) он становится стандартным объективом, поскольку обеспечивает угол обзора, эквивалентный объективу 52,5 мм, установленному на полнокадровую камеру.

Подобный подход к оценке фокусного расстояния, безусловно, несовершенен. Но он позволяет сравнить углы обзора объективов при разных форматах кадра и привести эту информацию к единому стандарту. Завершая рассказ о фокусном расстоянии, хотим напомнить, что на объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние.

Светосила объектива

Светосилой объектива принято называть величину, характеризующую освещенность матрицы или пленки. Светосила в основном определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Например, если объектив имеет маркировку 50/1,4, то его максимальное относительное отверстие равно f/1,4. Чем меньше число в знаменателе, тем выше светосила, и тем больше света такой объектив позволяет пропустить к матрице. А если так, то и съемку можно вести на более коротких выдержках. Кроме того, чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости способен обеспечить объектив, и тем сильнее он сможет размыть изображение, находящееся не в фокусе.

Как правило, светосильные объективы стоят намного дороже своих менее светосильных собратьев. Объясняется это просто: они выше классом, а значит, обеспечивают более высокую резкость изображения, меньший уровень аберраций и зачастую имеют более удачный конструктив.

Стабилизатор изображения

Стабилизация изображения — это технология, механически компенсирующая угловые движения камеры, для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках. На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы или специальной линзы в объективе. В первом случае стабилизация обеспечивается при использовании практически любого объектива. Такой тип стабилизации применяют Sony, Pentax и Olympus, благодаря чему объективы этих производителей не нуждаются во встроенных стабилизаторах. Все остальные компании выпускают, помимо обычных, еще и стабилизированные объективы, оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Такие объективы стоят дороже нестабилизированных, но, по мнению многих фотографов, обеспечивают более эффективную стабилизацию, чем камеры со встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Если вы пользуетесь камерой Canon, Nikon или Panasonic, то при покупке очередного объектива следует решить: покупать более дешевый нестабилизированный или более дорогой, но оснащенный стабилизатором. Если вы снимаете неподвижные объекты в условиях плохой освещенности, стабилизатор позволит значительно увеличить выдержку без смаза изображения. К сожалению, по техническим причинам, не все типы объективов могут быть оснащены встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Конструктивные особенности объективов

Здесь мы хотели бы упомянуть несколько конструктивных особенностей, которые, так или иначе, влияют на съемочный процесс. Во-первых, разные объективы имеют разные приводы автофокуса. Все современные объективы Canon обладают встроенным мотором для автофокусировки. Объективы Nikon, Sony и Pentax могут оснащаться как встроенным мотором автофокуса, так и приводом типа «отвертка», который позволяет задействовать для фокусировки расположенный в камере мотор. Однако следует помнить, что, например, не все камеры Nikon имеют такой мотор, поэтому с такими моделями «отверточные» объективы функцию автофокуса теряют.

Привод автофокуса типа "отвертка"

Привод автофокуса типа "отвертка"

Встраиваемые в объективы моторы также различаются между собой. Самые быстрые и тихие из них — ультразвуковые кольцевые моторы (разные производители могут маркировать их по-разному, например, USM, SSM, SWВ, SDM). Они применяются в наиболее дорогих объективах и обеспечивают практически беззвучную и очень быструю фокусировку. В бюджетные модели встраивают моторы других типов, причем они могут и не давать никакого выигрыша перед «старым» отверточным приводом автофокуса.

Некоторые бюджетные объективы устроены таким образом, что во время фокусировки перемещается и вращается вся передняя группа линз. Это может вызвать неудобства, если вы планируете использовать поляризационные или градиентные фильтры. Во время фокусировки их положение относительно горизонта будет сбиваться из-за вращения фильтра вместе с передней линзой. В более дорогих объективах передняя группа линз не вращается.

Объективы сторонних производителей

Конечно же, каждый производитель фототехники хочет, чтобы с его фотокамерами использовались только его объективы. Кроме того, у каждого производителя есть фирменное крепление для оптики — байонет. Исключение составляет лишь открытый стандарт 4/3, который сегодня используют Olympus и Panasonic. Наряду с основными производителями, есть и несколько фирм, создающих оптику под разные байонеты. Например, Sigma, Tamron и Tokina. Обычно объективы этих производителей отличаются более низкой стоимостью. Если же говорить о качестве их продукции, то лучше рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку в линейках сторонних производителей есть как откровенно «слабые» (но и более дешевые, чем фирменные) модели, так и совершенно уникальные объективы, не имеющие аналогов у крупных фотобрендов. Несмотря на то, что миллионы фотографов используют оптику сторонних производителей, нельзя забывать, что изготовитель камеры всегда гарантирует совместимость лишь с собственными аксессуарами.

Итак, мы разобрались с основными характеристиками объективов, и теперь пора перейти к практическим советам по выбору объектива для различных условий съемки. В каждом пункте этого раздела мы будем приводить в пример несколько конкретных моделей, которые нам хотелось бы рекомендовать. Однако не стоит думать, что мы предлагаем единственно верное решение: существует масса других моделей, из которых вы можете выбрать наиболее подходящую самостоятельно.


Опубликовано: 27.08.2014

Обсудить
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов
Опубликовано 27.08.2014

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Юрий, 2018-02-13T10:13:07

У меня Pentax k70 с объективом 50мм- отличный портретик. Но для пейзажа хотелось бы, что-то по «шире». 15мм лим-дороговат. Может подскажите какой-нибудь объектив для новичка? Спасибо!

Alexander Savochkin, 2018-02-08T12:46:56

Объектив из комплекта камеры должен подойти неплохо. А вообще пейзаж можно каким угодно объективом снять, даже телевиком.

Ксюша, 2018-02-05T10:31:53

Спасибо большое!

Георгий Полицарнов, 2018-02-05T10:31:04

Тогда Вам для начала сюда: https://fotoshkola.net/ Лучше потратить деньги на обучение, а лишь потом покупать объектив. Желтизну объектив не уберет. «Не всегда четкая» — зависит от объектива процентов на десять, на остальные девяносто — от фотографа.

Ксюша, 2018-02-05T10:28:32

Возможно, проблема не в объективе, но картинка не всегда четкая и довольно часто бывает будто с желтизной даже в разных режимах и с разными настройками

Георгий Полицарнов, 2018-02-05T10:23:21

А чем не утраивает тот китовый, который шел, скорее всего, в комплекте? Только после этого я смогу посоветовать какую-то модель.

Ксюша, 2018-02-05T10:01:35

Спасибо! А для пейзажей тогда какой лучше выбрать?

Георгий Полицарнов, 2018-02-05T06:45:42

Скорее всего, это будут разные объективы. Выберите для портрета вот этот: https://prophotos.ru/device...

Ксюша, 2018-02-03T13:41:01

Добрый день. У меня есть фотоаппарат Sony a390 хотелось бы приобрести недорогой объектив для съемки пейзажей, а так же портретов. Можете подсказать какой выбрать?

Alexander Savochkin, 2018-02-02T12:00:06

А без разницы, всё равно на экранчике резкость толком не видно. Дуалпиксель практически полностью избавляет от проблемы проскока резкости, а шаговый привод делает фокусировку не слишком быстрой, что тоже выглядит приятно. В абсолютном большинстве случаев ручная фокусировка не пригодится.

Георгий Полицарнов, 2018-02-02T06:39:38

Короткий ход только у 18-200 и 18-135, который без указания типа АФ. У STM и USM электронное кольцо.

Alexander Savochkin, 2018-02-01T16:15:31

Ручная коррекция автофокуса вам не потребуется: ход кольца фокусировки у всех этих объективов короткий, точную резкость на экранчике не видно толком. У EOS 200D сенсор с фазочувствительными элементами, там автофокус в видео работает очень надёжно.

Леонид, 2018-02-01T14:21:28

Теперь мне все понятно, спасибо за Ваши ответы!

Георгий Полицарнов, 2018-02-01T13:55:19

В видео лучше вообще без автофокуса. То есть ручная коррекция там ничем не поможет: или только автофокус, или только ручной. Объектив без указания привода автофокуса будет, скорее всего, шумным. То есть будет звук при фокусировке. Кроме того, плавная автофокусировка при видеосъемке может не поддерживаться: это есть только в STM и nanoUSM (в 18-135, например).

Леонид, 2018-02-01T13:50:51

Спасибо большое.
Подскажите еще, пожалуйста, чем хуже объектив без указания привода usm/stm? Например у ef-s 18-200 3.5-5.6 не вижу моделей с указанием.
Пойду искать инфу по ручной коррекции, для видео, как мне кажется, это существенный плюс. Или это скорее изыск?

Георгий Полицарнов, 2018-02-01T13:35:03

Существенной разницы при любительском использовании между STM и USM в данных конкретных объективах Вы не заметите. Хотя USM быстрее.

Ручная коррекция — кажется, невозможна ни в одном из 18-135. Нужно предварительно переводить объектив в ручной режим. Но лучше уточнить при покупке.

18-200 не хуже, это объектив примерно того же класса. Может, по автофокусу медленнее незначительно.

Кроме фокусного преимуществ 18-135 перед 18-55 нет. Но это очень существенный плюс. Другой универсальный объектив Вы все равно в эти деньги не уложите.

Леонид, 2018-02-01T13:29:40

Здравствуйте.
Я планирую приобрести Canon eos 200d, в связи с чем выбираю универсальный объектив с хорошим диапазоном фокусных расстрояний.
Проконсультируйте, пожалуйста, какой объектив до 25 000руб будет оптимальным. По вашим тестам склоняюсь к комплектации с ef-s 18-135 is usm.
Насколько будет заметным различие между stm/usm/-? Ручная коррекция фокуса с включенным авто на каком-то из приводов возможна? 18-200 по оптике не хуже в этом же ценовом классе?
Везде вижу комплект с китовым 18-55, но выгода по цене не очень чувствуется(те же 5к сверху за кит), так что склоняюсь к покупке базы с объективом повеселее. Помимо увеличенного фокусного расстояния, есть еще преимущества у объективов 18-135 и 18-200 за 15-25 тыс над китовым?
Ваш сайт - настоящая находка, спасибо!

Георгий Полицарнов, 2018-01-31T07:16:53

Любой из этих объективов здорово дополнит Ваш зум. Выбирайте тот, который больше нравится по фокусному расстоянию — это основной критерий! Возьмите зум и поснимайте на 28 и 35 мм, почувствуйте разницу.

Евгений, 2018-01-31T03:19:09

Здравствуйте! Нужен совет, камера 80D объектив Sigma 17-50mm F2.8, снимаю пока в основном ребенка и семейные торжества (для себя, не заработок),хотелось бы вечерний город и съемка в помещении с недостаточным, либо практически без света. Рассматриваю такие варианты как Canon EF 28mm f/1.8 USM или же Canon EF 35mm f/2 IS USM, в дополнение к моему, либо же взамен. В планах покупка вспышки и штатива.

Alexander Savochkin, 2018-01-10T18:34:09

Основной рабочий объектив у вас будет всё равно 16-80, а 85/1,8 — для ситуаций, когда можно снимать без спешки. Больших трудностей при съёмке точно не будет.

E91676ec 3886 4239 9491 148024cd485f