Вверх

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Дата публикации: 27.08.2014

Теория

Какой объектив вы хотите купить?

Выбираем объектив для фотоаппарата правильно

Выбор объектива — это непростая задача, которая рано или поздно встает перед каждым владельцем зеркальной фотокамеры. В ряде случаев объектив оказывает куда большее влияние на качество фотографий, чем сама камера. Многие зеркалки комплектуются штатными объективами (иногда их еще называют «китовыми», от английского слова «kit» — комплект). Эти объективы дают фотографу возможность попробовать свои силы в съемке на зеркалку, но, как правило, из-за своего несовершенства, не раскрывают всех возможностей камеры. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем каждому, кто впервые обзавелся зеркальной камерой, поснимать со штатным объективом хотя бы несколько месяцев, чтобы определить свой стиль съемки и затем принять правильное решение при покупке более дорогой оптики.

Но прежде, чем перейти к практическим советам по выбору той или иной модели, давайте разберемся с параметрами объективов и тем, на что эти параметры могут влиять при съемке.

Фокусное расстояние

Это одна из основных характеристик объектива, которая определяет насколько объектив «приближает» или «отдаляет» объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. В «пленочные» времена, когда большинство зеркалок имело формат кадра 24х36 мм, с фокусным расстоянием не возникало никаких проблем. Но сегодня на рынке присутствуют зеркалки с разными форматами кадра. Существуют как полнокадровые модели (24х36 мм), так и камеры с меньшим размером матрицы. Соотношение диагонали полного кадра и диагонали кадра камеры с уменьшенной матрицей называется кроп-фактором (от английского «crop» — обрезать, кадрировать). Такой термин появился неспроста. Объектив проецирует на матрицу «полнокадровое» изображение, но «кропнутые» камеры сохраняют лишь ту часть картинки, которая равна размеру матрицы. Все остальное на матрицу не помещается и, следовательно, обрезается. Это означает, что на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.

Все модели объективов можно условно разделить на сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровых камер сверхширокоугольными являются объективы с фокусным расстоянием от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. От 24 до 35 мм — это обычные широкоугольные объективы. Стандартными (или нормальными) считаются объективы с фокусным расстоянием от 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние обеспечивает наиболее естественную для человеческого глаза перспективу. От 85 мм начинается умеренный теледиапазон. Объективы с фокусным расстоянием от 300 мм — это мощные телевики.

Для удобства оценки того, какой угол обзора будет обеспечивать объектив на камере с уменьшенным (относительно полного кадра) размером матрицы, используется кроп-фактор. Для любительских зеркалок Canon кроп-фактор составляет 1,6; для любительских зеркалок Nikon, Sony, Pentax и Samsung — 1,5; для камер Olympus и Panasonic — 2. Умножив реальное значение фокусного расстояния объектива на этот коэффициент, можно получить так называемое эквивалентное фокусное расстояние. Например, при полном кадре объектив 35 мм является широкоугольным, но на камере с матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1,5) он становится стандартным объективом, поскольку обеспечивает угол обзора, эквивалентный объективу 52,5 мм, установленному на полнокадровую камеру.

Подобный подход к оценке фокусного расстояния, безусловно, несовершенен. Но он позволяет сравнить углы обзора объективов при разных форматах кадра и привести эту информацию к единому стандарту. Завершая рассказ о фокусном расстоянии, хотим напомнить, что на объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние.

Светосила объектива

Светосилой объектива принято называть величину, характеризующую освещенность матрицы или пленки. Светосила в основном определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Например, если объектив имеет маркировку 50/1,4, то его максимальное относительное отверстие равно f/1,4. Чем меньше число в знаменателе, тем выше светосила, и тем больше света такой объектив позволяет пропустить к матрице. А если так, то и съемку можно вести на более коротких выдержках. Кроме того, чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости способен обеспечить объектив, и тем сильнее он сможет размыть изображение, находящееся не в фокусе.

Как правило, светосильные объективы стоят намного дороже своих менее светосильных собратьев. Объясняется это просто: они выше классом, а значит, обеспечивают более высокую резкость изображения, меньший уровень аберраций и зачастую имеют более удачный конструктив.

Стабилизатор изображения

Стабилизация изображения — это технология, механически компенсирующая угловые движения камеры, для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках. На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы или специальной линзы в объективе. В первом случае стабилизация обеспечивается при использовании практически любого объектива. Такой тип стабилизации применяют Sony, Pentax и Olympus, благодаря чему объективы этих производителей не нуждаются во встроенных стабилизаторах. Все остальные компании выпускают, помимо обычных, еще и стабилизированные объективы, оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Такие объективы стоят дороже нестабилизированных, но, по мнению многих фотографов, обеспечивают более эффективную стабилизацию, чем камеры со встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Если вы пользуетесь камерой Canon, Nikon или Panasonic, то при покупке очередного объектива следует решить: покупать более дешевый нестабилизированный или более дорогой, но оснащенный стабилизатором. Если вы снимаете неподвижные объекты в условиях плохой освещенности, стабилизатор позволит значительно увеличить выдержку без смаза изображения. К сожалению, по техническим причинам, не все типы объективов могут быть оснащены встроенным стабилизатором.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Конструктивные особенности объективов

Здесь мы хотели бы упомянуть несколько конструктивных особенностей, которые, так или иначе, влияют на съемочный процесс. Во-первых, разные объективы имеют разные приводы автофокуса. Все современные объективы Canon обладают встроенным мотором для автофокусировки. Объективы Nikon, Sony и Pentax могут оснащаться как встроенным мотором автофокуса, так и приводом типа «отвертка», который позволяет задействовать для фокусировки расположенный в камере мотор. Однако следует помнить, что, например, не все камеры Nikon имеют такой мотор, поэтому с такими моделями «отверточные» объективы функцию автофокуса теряют.

Привод автофокуса типа "отвертка"

Привод автофокуса типа "отвертка"

Встраиваемые в объективы моторы также различаются между собой. Самые быстрые и тихие из них — ультразвуковые кольцевые моторы (разные производители могут маркировать их по-разному, например, USM, SSM, SWВ, SDM). Они применяются в наиболее дорогих объективах и обеспечивают практически беззвучную и очень быструю фокусировку. В бюджетные модели встраивают моторы других типов, причем они могут и не давать никакого выигрыша перед «старым» отверточным приводом автофокуса.

Некоторые бюджетные объективы устроены таким образом, что во время фокусировки перемещается и вращается вся передняя группа линз. Это может вызвать неудобства, если вы планируете использовать поляризационные или градиентные фильтры. Во время фокусировки их положение относительно горизонта будет сбиваться из-за вращения фильтра вместе с передней линзой. В более дорогих объективах передняя группа линз не вращается.

Объективы сторонних производителей

Конечно же, каждый производитель фототехники хочет, чтобы с его фотокамерами использовались только его объективы. Кроме того, у каждого производителя есть фирменное крепление для оптики — байонет. Исключение составляет лишь открытый стандарт 4/3, который сегодня используют Olympus и Panasonic. Наряду с основными производителями, есть и несколько фирм, создающих оптику под разные байонеты. Например, Sigma, Tamron и Tokina. Обычно объективы этих производителей отличаются более низкой стоимостью. Если же говорить о качестве их продукции, то лучше рассматривать каждую модель в отдельности, поскольку в линейках сторонних производителей есть как откровенно «слабые» (но и более дешевые, чем фирменные) модели, так и совершенно уникальные объективы, не имеющие аналогов у крупных фотобрендов. Несмотря на то, что миллионы фотографов используют оптику сторонних производителей, нельзя забывать, что изготовитель камеры всегда гарантирует совместимость лишь с собственными аксессуарами.

Итак, мы разобрались с основными характеристиками объективов, и теперь пора перейти к практическим советам по выбору объектива для различных условий съемки. В каждом пункте этого раздела мы будем приводить в пример несколько конкретных моделей, которые нам хотелось бы рекомендовать. Однако не стоит думать, что мы предлагаем единственно верное решение: существует масса других моделей, из которых вы можете выбрать наиболее подходящую самостоятельно.

Дата публикации: 27.08.2014
Комментировать
Главы:1234
Далее «Зумы на все случаи жизни»
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Вопросы эксперту

Леонид Сомсиков, 2018-03-31T07:14:47

Была давно группа "Комбинация". Девушка выбирала себе парня с определенными достоинствами. Чтоб не пил, не курил и т.д. и Т.П..Объектив найти легко а вот деньги на него...Не знаю.. 150000 и стекло Ваше. Есть такие деньги?

Alexander Savochkin, 2018-03-16T13:35:41

К любому Пентаксу объектив присоединится и будет работать. Пентакс выбирайте по бюджету. Не знаете — назовите верхнюю границу, подскажем.

Федор Брагин, 2018-03-08T23:18:51

Позарился на фишай ЕФ 8-15 мм эльку. В принципе объектив за такие деньги и такой фирмы не может быть плохим, но так как брал на авито, не попробовал его в руках и все такое, хотя доставка была через боксбери, но есть моменты, которые за 5 минут не просечешь. Через пару часов пользования только заметил, что бленда странно крепится, шаткая она какая-то. Сейчас достоинства объектива, конечно, перекрыли, но сам факт.

Alexander Savochkin, 2018-03-06T15:08:48

В теории могут быть приколы с подтверждением автофокуса. На практике неизбежно будет неработающая коррекция виньетирования и хроматики, хотя с этим в принципе справляется и компьютер. Но если снимать в джипеге и никак не обрабатывать, получится хуже, чем с родным объективом, где все его недостатки камера корректирует самостоятельно.

Andrei Dainovskij, 2018-03-06T11:32:27

Skažite, Aleksandr, a pro kakije siurprizy Vy govorite ob objektyve Sigma 17-50? Budet li on korektno rabotatj v pare s Canon 80D?

Andrei Dainovskij, 2018-03-06T10:15:53

Skažite, Jevgenij, kak Bam etot nabor: Canon 80D i Sigma17-50. Vsem li dovolny, vsio li normalno vzaimodejstvujet, net li problem pri sjemki video?

Alexander Savochkin, 2018-02-28T16:35:38

До жути неудобное решение вы придумали. Посмотрите лучше на вторичном рынке, там наверняка есть что-то подходящее.

Сергей Егоров, 2018-02-28T10:17:14

У меня Panasonic DMC-G10 Хотелось бы приобрести сменный объектив для съемки удаленных неподвижных объектов. По цене увидел Canon 75-300 mm
Ну адаптер за умеренную цену.Обойдусь без автофокуса и стабилизации.
Ваше мнение специалисты ? Как по параметрам, подойдет или есть альтернативы ? Может быть Nikon или Tamron. Хочу уложиться в 15-20 т.р.

Valeriy Vladimirov, 2018-02-27T19:15:58

Спасибо!

Alexander Savochkin, 2018-02-27T17:08:42

Вопрос в съёмочном процессе. Если есть возможность выставиться на нужном расстоянии и вы не торопитесь, объективы с постоянным фокусным расстоянием дадут более выигрышную картинку, да и светосильнее они. А вот если у вас времени на съёмке нет, тогда только зум без вариантов.

Alexander Savochkin, 2018-02-27T17:05:13

Кроме родного Nikon 10-100mm f/4.5-5.6 VR PD-ZOOM Nikkor 1 посоветовать решительно нечего.

Valeriy Vladimirov, 2018-02-27T15:16:27

У меня Nikon 1v3. Хотелось бы зум (например 18-100). Кроме родного что нибудь посоветуйте?

Иван , 2018-02-25T15:48:56

Доброго времени суток! Планирую приобретать Panasonic gh5. Фото не интересует. Только видео. Что можете посоветовать по объективам? Взять пару фиксированных или зума достаточно? Нужен широкоугольный и портретник какие-нибудь. Заранее спасибо!

Юрий, 2018-02-13T10:13:07

У меня Pentax k70 с объективом 50мм- отличный портретик. Но для пейзажа хотелось бы, что-то по «шире». 15мм лим-дороговат. Может подскажите какой-нибудь объектив для новичка? Спасибо!

Alexander Savochkin, 2018-02-08T12:46:56

Объектив из комплекта камеры должен подойти неплохо. А вообще пейзаж можно каким угодно объективом снять, даже телевиком.

Ксюша, 2018-02-05T10:31:53

Спасибо большое!

Георгий Полицарнов, 2018-02-05T10:31:04

Тогда Вам для начала сюда: https://fotoshkola.net/ Лучше потратить деньги на обучение, а лишь потом покупать объектив. Желтизну объектив не уберет. «Не всегда четкая» — зависит от объектива процентов на десять, на остальные девяносто — от фотографа.

Ксюша, 2018-02-05T10:28:32

Возможно, проблема не в объективе, но картинка не всегда четкая и довольно часто бывает будто с желтизной даже в разных режимах и с разными настройками

Георгий Полицарнов, 2018-02-05T10:23:21

А чем не утраивает тот китовый, который шел, скорее всего, в комплекте? Только после этого я смогу посоветовать какую-то модель.

Ксюша, 2018-02-05T10:01:35

Спасибо! А для пейзажей тогда какой лучше выбрать?

Ffdbe74b 3f4d 4a37 bef3 8413690758ad