Качество изображения. Выводы
Объективы G Master считаются топовой линейкой у Sony. Поэтому мы решили тестировать Sony FE 12–24mm F2.8 GM на такой же топовой камере — 60-мегапиксельной Sony A7R IV. Это серьёзное испытание для объектива, но если на такой камере он покажет хороший результат, то с меньшим числом мегапикселей у него точно проблем не возникнет. В камере мы включили автоматическую коррекцию всех искажений, но о дисторсии и хроматических аберрациях мы ещё поговорим отдельно, к тому же, как всегда, в вашем распоряжении есть «сырые» RAW-файлы.
Резкость
Уже на открытой диафрагме при фокусном расстоянии 12 мм (а ведь оно — самое привлекательное в данной модели) объектив обеспечивает отличную резкость в центре кадра. Мельчайшие детали и текстуры прекрасно прорисованы. Однако ближе к периферии детализация снижается. При максимальном увеличении это падение резкости хорошо заметно, ведь мы имеем дело с 60-мегапиксельным файлом. Но будем справедливыми: при печати менее А3 падения резкости на периферии видно уже не будет. Виньетирование присутствует, но выражено слабо. А хроматических аберраций не видно вовсе.
Закрываем диафрагму до f/4. Резкость центра кадра не изменяется и остаётся идеальной, а края начинают добирать детализацию. Виньетирование ослабевает и почти уходит. Закрытие диафрагмы до f/5,6 позволяет вовсе избавиться от затемнения углов, а резкость на периферии становится достаточной для печати крупным форматом — существенно больше А3. Однако отставание в резкости углов от центра продолжает быть заметным при максимальном увеличении и при f/8, и даже при f/11. Начиная с f/16 дифракция неизбежно несколько снижает общую детализацию снимка, а на f/22 этот эффект усиливается.
При фокусном расстоянии 24 мм объектив вновь демонстрирует сравнительно низкий уровень виньетирования на открытой диафрагме. И мы вновь не видим хроматических аберраций. Детализация в центре идеальная, а по краям кадра — высокая. Падение резкости к периферии почти отсутствует.
Диафрагмирование до f/4 добавляет углам ещё чуть-чуть резкости и убирает виньетирование, но дальнейшее закрытие диафрагмы почти не сказывается на качестве картинки: объектив даёт резкое, контрастное и лишённое аберраций изображение.
Бликозащита и хроматические аберрации
А как поведёт себя объектив, если добавить немного контрового света? Как сработает его сложнейшая оптическая схема, содержащая сразу девять специальных элементов для подавления аберраций? Как себя покажет новое фирменное покрытие линз Nano AR Coating II, которое здесь применила компания Sony?
В широкоугольном положении уже на открытой диафрагме отмечаем полное отсутствие хроматических аберраций. Контраст высок, засветок не образуется. А вот незначительные зеленоватые блики объектив поймать может. Удивительно, но при дальнейшем закрытии диафрагмы эти блики не становятся ярче или контрастнее, они исчезают! Так, при f/5,6, f/8 и f/11 — это самые рабочие диафрагмы широкоугольника — изображение оказывается вовсе чистым. Мелкие зеленоватые блики возвращаются только при f/16 и f/22. Впрочем, решающего влияния на качество изображения они не оказывают.
В положении 24 мм мы вновь видим отличный контраст без засветок даже на открытой диафрагме. Хроматические аберрации отсутствуют. Бликов также не видно. Более того, бликозащита остаётся непробиваемой во всём диапазоне диафрагм.
Геометрические искажения
Мало обеспечить большой угол обзора объектива. Сегодня производитель также должен позаботиться о правильной геометрии картинки, иначе при программном исправлении дисторсий угол обзора может серьёзно пострадать. Как обстоят дела с этим у SEL1224GM?
При съёмке в JPEG или при видеосъёмке камера способна самостоятельно исправить геометрию кадра. При работе с RAW профиль объектива можно применить на этапе обработки. В продуктах Adobe он уже есть.
Без его применения на 12 мм объектив имеет характерный «пузырь» в центральной части кадра, но края искажены сравнительно слабо. Присутствует небольшая бочкообразная дисторсия. Если применить корректирующий профиль, угол обзора объектива страдает минимально — и это очень важное преимущество SEL1224GM!
В положении зума 24 мм без применения профиля дисторсия направлена уже в другую сторону — к центру кадра. Искажение слабое и легко исправляется программно. Ущерба для угла обзора нет.
Выводы
SEL1224GM — ещё один качественный объектив в линейке оптики G Master. Его сильная сторона — это сочетание светосилы f/2,8 и фокусного расстояния 12 мм. До сих пор оно является уникальным для рынка: найти автофокусную оптику под полный кадр с такими характеристиками у вас вряд ли получится.
За эту уникальность объективу можно простить и единственный его формальный недостаток: сравнительно мягкие углы в широкоугольном положении на диафрагмах до f/5,6 при работе с 60-мегапиксельной камерой.
Зато по всем остальным параметрам перед нами классический G Master. Sony FE 12–24mm F2.8 GM лишён хроматических аберраций, имеет очень слабую дисторсию, которая практически без потерь исправляется программно, даже виньетирование выражено крайне слабо. Автофокус быстр, точен и бесшумен. Конструкция защищена от пыли и влаги.
Безусловно, цена у этой модели соответствующая его рекордным характеристикам. Съёмки звёздного неба, репортаж при скудном освещении — здесь герой нашего теста может оказаться незаменимым. А если сфера ваших интересов не распространяется на столь сложные съёмки, то в линейке Sony есть отличный, но менее светосильный SEL1224G.
Плюсы:
- фокусное расстояние 12 мм при светосиле f/2,8;
- отсутствие хроматических аберраций;
- отличная бликозащита;
- слабое виньетирование;
- слабо выраженная дисторсия, которая легко исправляется почти без потерь угла обзора;
- пыле- и влагозащита;
- бесшумная автофокусировка;
- программируемая кнопка на корпусе;
- крепление для листовых фильтров за задней линзой;
- удобная крышка.
Минусы:
- снижение детализации на периферии в широкоугольном положении до f/5,6;
- нельзя установить классические фильтры перед передней линзой.