Вверх

Сравнительный тест объективов SEL85F14GM, SEL85F18 и SEL100F28GM

Дата публикации: 13.12.2019

Качество изображения

Детализация

Детализация традиционно не являлась сильной стороной портретной оптики. Однако в последние десять лет резкость для многих фотографов стала чуть ли не синонимом качества изображения, и производителям пришлось с этим считаться. Если раньше они могли выдерживать определённый баланс между качеством боке и резкостью, то сейчас рынок требует от разработчиков бескомпромиссных решений. Так что ставим все три объектива по очереди на камеру и смотрим, как они отработают один и тот же сюжет. Естественно, мы используем тяжёлый штатив, задержку спуска затвора и отключаем стабилизатор.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/15 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW

Наше соревнование в гордом одиночестве начинает SEL85F14GM на диафрагме f/1,4. Его резкость в центре кадра достаточна не только чтобы разрешить 42-мегапиксельную матрицу, но и вызвать муар! К краю кадра детализация незначительно снижается, но остаётся высокой. Однако отметим присутствие хроматических аберраций на отдельных контрастных границах.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/13 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW

Стартовавший с f/1,8 SEL85F18 даёт существенно более низкую детализацию, а по краям кадра и вовсе уводит картинку в лёгкое размытие, даже блики в боке читаются! Скорее всего, такая ситуация указывает на непланарность плоскости фокусировки.

ILCE-7M2 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/2000 с, 85.0 мм экв.

Впрочем, как ни странно, для портрета это может не иметь никакого значения: в этом жанре резкость нужна лишь в одной точке — на глазах. Незначительные хроматические аберрации также присутствуют.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/8 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/10 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW

На f/2 к детализации SEL85F14GM уже нет никаких претензий: он резок от края до края. Хроматические аберрации вокруг ярких огней всё ещё заметны при 100% увеличении и детальном изучении снимка, но уже не оказывают никакого влияния на изображение. SEL85F18 демонстрирует картинку практически без изменений: сравнительно резкий центр и размытые края.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/5 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/5 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/2 с, 100.0 мм экв.Cкачать RAW

Начиная с f/2,8 SEL85F14GM выходит на очень высокое техническое качество: хроматика исчезает, а резкость можно назвать идеальной. SEL85F18 тоже хорош, но лишь по центру кадра. Края по-прежнему заметно размыты. И здесь к ним присоединяется SEL100F28GM. Пусть его светопропускание соответствует T5,6, но геометрическая светосила на открытой диафрагме будет всё равно как у f/2,8. Его детализация не столь идеальна, как у чуть задиафрагмированного собрата по серии GM, но очень высока и сравнительно равномерна по полю кадра. Хроматических аберраций не видно.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/3 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1 с, 100.0 мм экв.Cкачать RAW

Диафрагмируем объективы на ступень! Кстати, для SEL100F28GM это будет уже T6,3. Его резкость существенно возрастает. Но субъективно кажется, что SEL85F14GM всё же резче — картинка с него технически идеальна. SEL85F18 уже очень хорош в центральной части кадра, но по правому краю видно, что тот находится вне ГРИП. Левый (расположенный ближе к камере) край смотрится уже довольно резким.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1 с, 100.0 мм экв.Cкачать RAW

Диафрагма f/5,6 не привносит ничего нового в картинку SEL85F14GM — она по-прежнему идеальна. SEL100F28GM на своей диафрагме T7,1 тоже резок. Но SEL85F18 всё ещё уступает на периферии в детализации, хотя центр давно стал резким до звона.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1 с, 100.0 мм экв.Cкачать RAW

Диафрагма f/8 почти уравнивает двух представителей G Master в споре за резкость. Более доступный SEL85F18 почти догоняет их. Но в этом «почти» и заключается видимое различие между оптикой разных классов. Та картинка, которую топовый объектив может дать на f/1,4, оказывается не по зубам менее именитому собрату даже на f/8. Их уравнивает лишь диафрагма f/11. А после f/11 разница между оптикой стирается из-за дифракции.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 4 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 100.0 мм экв.Cкачать RAW

Боке

Если боке двух 85-мм объективов сравнительно схожее, то характер размытия SEL100F28GM существенно отличается буквально всем! Во-первых, он слабее размывает фон: сказывается и меньшая светосила, и применение аподизационного фильтра. Этот объектив требует намного более высоких ISO, если вы снимаете в помещении.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.8, 1/100 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/100 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/60 с, 100.0 мм экв.

Во-вторых, существенно отличается одиночный блик — он более мягкий, с градиентной заливкой от центра к краю и всегда правильной круглой формы. Такое боке смотрится более выверенным, но вместе с тем и более скучным.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/320 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/160 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 320, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

На контрасте с идеально правильным боке SEL100F28GM заметны формальные недостатки характера размытия 85-мм объективов. Здесь и «лимоны» из бликов ближе к краю кадра (будем честными, SEL100F28GM — первый прошедший через нашу редакцию объектив, который их не нарисовал), и более жёсткая и контрастная каёмка блика, которая может делать кадр пестрящим.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/13 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/10 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 100.0 мм экв.

SEL85F14GM из битвы 85-мм объективов опять выходит победителем: его размытие смотрится спокойнее и благороднее, чем у SEL85F18. Но давайте отдадим должное бюджетному портретнику: разница заметна лишь в попарном сравнении!

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/160 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.

Эта пара объективов также развеивает миф о том, что применение асферики в оптической схеме определяет характер боке. Высокоточный XA-элемент в SEL85F14GM не оказал никакого негативного влияния на рисунок оптики.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/4 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/3 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 100.0 мм экв.

Однако наиболее наглядно разница в характере трёх этих объективов становится заметна при диафрагмировании до f/2,8. Обратите внимание, как накладывают друг на друга блики в центре кадра два 85-мм объектива. И посмотрите, как это место прорисовывает SEL100F28GM. Его математически правильное боке даже в таком провокационном сюжете смотрится безупречно. Также отметим, что SEL85F18 даже на f/2,8 позволяет себе чуть обрезать часть блика, что на реальных сюжетах может привести к эффекту закручивания боке.

ILCE-7M2 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/400 с, 85.0 мм экв.

Многие фотографы зададутся вопросом: а для чего же нужен SEL100F28GM, который слабее и иногда даже скучнее размывает фон? Там, где в кадре много бликующих поверхностей, этот объектив даст более спокойную, сдержанную и красивую картинку.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/400 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/500 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.8, 1/100 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/100 с, 85.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 1600, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.
Дата публикации: 13.12.2019
Комментировать
Главы:123
Предыдущая главаДалее «Выводы»
Георгий Полицарнов, 2019-12-19T17:31:34

Да, 85 — настоящая визитная карточка системы: интересные, разные.

Алексей Abblomov, 2019-12-19T13:15:19

Надо в сравнение включать объективы Самьянг, как вариант "отлично и бюджетно", тем более они на все системы делают стёкла :)

existtolive, 2019-12-13T13:50:54

Спасибо.
Все же 85-ки отличные у Сони получились, размытие не простое, а со своим рисунком.
Может когда-нибудь вообще появится автофокусный Гелиос 77 с использованием новых технологий, покрытый и т.п. =)

E6f68487 bff2 4e4f aeb2 8449a36824b2