Качество изображения
Детализация
Детализация традиционно не являлась сильной стороной портретной оптики. Однако в последние десять лет резкость для многих фотографов стала чуть ли не синонимом качества изображения, и производителям пришлось с этим считаться. Если раньше они могли выдерживать определённый баланс между качеством боке и резкостью, то сейчас рынок требует от разработчиков бескомпромиссных решений. Так что ставим все три объектива по очереди на камеру и смотрим, как они отработают один и тот же сюжет. Естественно, мы используем тяжёлый штатив, задержку спуска затвора и отключаем стабилизатор.
Наше соревнование в гордом одиночестве начинает SEL85F14GM на диафрагме f/1,4. Его резкость в центре кадра достаточна не только чтобы разрешить 42-мегапиксельную матрицу, но и вызвать муар! К краю кадра детализация незначительно снижается, но остаётся высокой. Однако отметим присутствие хроматических аберраций на отдельных контрастных границах.
Стартовавший с f/1,8 SEL85F18 даёт существенно более низкую детализацию, а по краям кадра и вовсе уводит картинку в лёгкое размытие, даже блики в боке читаются! Скорее всего, такая ситуация указывает на непланарность плоскости фокусировки.
Впрочем, как ни странно, для портрета это может не иметь никакого значения: в этом жанре резкость нужна лишь в одной точке — на глазах. Незначительные хроматические аберрации также присутствуют.
На f/2 к детализации SEL85F14GM уже нет никаких претензий: он резок от края до края. Хроматические аберрации вокруг ярких огней всё ещё заметны при 100% увеличении и детальном изучении снимка, но уже не оказывают никакого влияния на изображение. SEL85F18 демонстрирует картинку практически без изменений: сравнительно резкий центр и размытые края.
Начиная с f/2,8 SEL85F14GM выходит на очень высокое техническое качество: хроматика исчезает, а резкость можно назвать идеальной. SEL85F18 тоже хорош, но лишь по центру кадра. Края по-прежнему заметно размыты. И здесь к ним присоединяется SEL100F28GM. Пусть его светопропускание соответствует T5,6, но геометрическая светосила на открытой диафрагме будет всё равно как у f/2,8. Его детализация не столь идеальна, как у чуть задиафрагмированного собрата по серии GM, но очень высока и сравнительно равномерна по полю кадра. Хроматических аберраций не видно.
Диафрагмируем объективы на ступень! Кстати, для SEL100F28GM это будет уже T6,3. Его резкость существенно возрастает. Но субъективно кажется, что SEL85F14GM всё же резче — картинка с него технически идеальна. SEL85F18 уже очень хорош в центральной части кадра, но по правому краю видно, что тот находится вне ГРИП. Левый (расположенный ближе к камере) край смотрится уже довольно резким.
Диафрагма f/5,6 не привносит ничего нового в картинку SEL85F14GM — она по-прежнему идеальна. SEL100F28GM на своей диафрагме T7,1 тоже резок. Но SEL85F18 всё ещё уступает на периферии в детализации, хотя центр давно стал резким до звона.
Диафрагма f/8 почти уравнивает двух представителей G Master в споре за резкость. Более доступный SEL85F18 почти догоняет их. Но в этом «почти» и заключается видимое различие между оптикой разных классов. Та картинка, которую топовый объектив может дать на f/1,4, оказывается не по зубам менее именитому собрату даже на f/8. Их уравнивает лишь диафрагма f/11. А после f/11 разница между оптикой стирается из-за дифракции.
Боке
Если боке двух 85-мм объективов сравнительно схожее, то характер размытия SEL100F28GM существенно отличается буквально всем! Во-первых, он слабее размывает фон: сказывается и меньшая светосила, и применение аподизационного фильтра. Этот объектив требует намного более высоких ISO, если вы снимаете в помещении.
Во-вторых, существенно отличается одиночный блик — он более мягкий, с градиентной заливкой от центра к краю и всегда правильной круглой формы. Такое боке смотрится более выверенным, но вместе с тем и более скучным.
На контрасте с идеально правильным боке SEL100F28GM заметны формальные недостатки характера размытия 85-мм объективов. Здесь и «лимоны» из бликов ближе к краю кадра (будем честными, SEL100F28GM — первый прошедший через нашу редакцию объектив, который их не нарисовал), и более жёсткая и контрастная каёмка блика, которая может делать кадр пестрящим.
SEL85F14GM из битвы 85-мм объективов опять выходит победителем: его размытие смотрится спокойнее и благороднее, чем у SEL85F18. Но давайте отдадим должное бюджетному портретнику: разница заметна лишь в попарном сравнении!
Эта пара объективов также развеивает миф о том, что применение асферики в оптической схеме определяет характер боке. Высокоточный XA-элемент в SEL85F14GM не оказал никакого негативного влияния на рисунок оптики.
Однако наиболее наглядно разница в характере трёх этих объективов становится заметна при диафрагмировании до f/2,8. Обратите внимание, как накладывают друг на друга блики в центре кадра два 85-мм объектива. И посмотрите, как это место прорисовывает SEL100F28GM. Его математически правильное боке даже в таком провокационном сюжете смотрится безупречно. Также отметим, что SEL85F18 даже на f/2,8 позволяет себе чуть обрезать часть блика, что на реальных сюжетах может привести к эффекту закручивания боке.
Многие фотографы зададутся вопросом: а для чего же нужен SEL100F28GM, который слабее и иногда даже скучнее размывает фон? Там, где в кадре много бликующих поверхностей, этот объектив даст более спокойную, сдержанную и красивую картинку.