Olympus OM-D E-M5 Mark III: редакционный экспресс-тест
Новая модель OM-D E-M5 Mark III — это большой шаг вперёд в развитии компактных беззеркальных камер Olympus сразу по нескольким направлениям. Во-первых, как и топовые модели серии OM-D, она оснащена сенсором с разрешением 20 Мп и процессором TruePic VIII.
Во-вторых, новая камера осталась практически в тех же габаритах, что и E-M10 Mark III и E-M5 Mark II, но стала более ухватистой и обрела погодозащищёное исполнение, что очень важно для любителей путешествовать и снимать круглый год.
В-третьих, активно снимающим фотографам придётся по душе поддержка зарядки через USB — вероятность остаться с разряженной батареей нулевая, если у вас с собой ноутбук или пауэрбанк.
Кроме того, новинку приблизили к топовым моделям серии — «единичкам» — и изменившиеся органы управления. Так, на задней панели появился рычажок, меняющий функции двух управляющих колёс.
Слева сверху появился блок кнопок, одна из которых позволяет быстро выбрать режим съёмки и тип затвора (покадровая и серийная с механическим или электронным затвором, автотаймер, таймлапс). Вторая оперативно переключает визирование с экрана на электронный видоискатель и обратно.
Впервые для беззеркальных камер Olympus на диск выбора режимов вынесена позиция «В» для съёмки с ручной выдержкой. Она позволяет быстро вызвать режимы Live Bulb, Live Time и Live Composite, которые очень полезны для творческой ночной съёмки.
В режиме Live Bulb камера выполняет длинную выдержку до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора. В режиме Live Time экспозиция отмеряется от первого до второго нажатия спуска затвора. А в режиме Live Composite после нажатия кнопки спуска отрабатывается заданная в меню экспозиция для всего кадра (например, 1 секунда), а затем камера с открытым затвором в течение длительного времени (вплоть до нескольких часов) регистрирует в кадре только появление и перемещение ярких источников света — звёзд, светового пера или, например, треков от фар проезжающего транспорта. Фотограф визуально контролирует на экране «дозревание» снимка и заканчивает съёмку кнопкой спуска, когда это ему нужно.
Снимок сделан со штатива в режиме Live Composite с предварительной выдержкой в 1 секунду и общей экспозицией 2 минуты.
Стабилизация
По сравнению с бюджетными предшественницами, в камере E-M5 Mark III также была сокращена в размерах и усовершенствована 5-осевая система оптической стабилизации, основанная на сдвиге матрицы. Её эффективность повысилась до 5,5 экспоступени, а при использовании камеры с объективами со встроенным стабилизатором — до 6,5 EV.
Съёмка с рук на длинной выдержке в подвальном помещении. Эффективность системы стабилизации составила около 5 EV.
На практике при съёмке в очень тёмных помещениях или ночью это позволяет использовать минимальное ISO и при этом снимать с рук на длинных выдержках, получая порой не менее красивые снимки, чем в режиме Live Composite со штатива.
Ночная съёмка с рук на длинной выдержке. Эффективность системы стабилизации около 6 EV.
Серийная съёмка
Очень важным заимствованием у старших моделей также стала гибридная система автофокусировки, оснащённая фазовым датчиком с 121 точкой перекрёстного типа. Это позволило новой камере уверенно фокусироваться в самых сложных условиях.
Однако по скорости серийной съёмки со следящей автофокусировкой модель E-M5 Mark III немного отстаёт от флагманских — 10 кадров/с против 18 кадров/с у модели E-M1 Mark II.
Репортажные возможности также зависят от объёма буфера памяти. Без снижения скорости съёмки E-M5 Mark III способна записать до 26 файлов JPG, после чего она снижается и держится на уровне 4 кадров/с; до 22 RAW, после чего скорость держится на уровне 2 кадров/с. Если же ведётся запись снимков в JPG + RAW, то после записи 19 снимков со скоростью 9 кадров/с камера переходит в режим 1 кадр/с и продолжает снимать в нём.
По размеру буфера E-M5 Mark III отстаёт от E-M1 Mark II примерно в два раза: в последней можно записать быструю серию из 55 JPG, 54 RAW или 49 пар (JPG + RAW). Впрочем, если длинную серию фотограф использует для ловли определённого момента, то на выручку придёт функция Pro Capture. В ней камера снимает со скоростью 30 кадров/с и при полунажатой кнопке спуска непрерывно, по циклу, пишет в буфер 14 кадров. Значит, фотограф может опоздать с полным нажатием кнопки спуска примерно на полсекунды и всё же получить нужный кадр.
Качество изображения
Несмотря на то что в наших руках побывала предсерийная камера и делать окончательные выводы о качестве изображения пока рано, мы решили провести наш стандартный тест с разными ISO и посмотреть, на что камера способна уже сейчас.
На минимальном значении ISO 64 (оно программно расширенное) получаем самую лучшую детализацию и гладкие однотонные участки даже в самых проблемных областях (тени) с точки зрения цифрового шума. Однако, как всегда бывает при программном расширении чувствительности, на самых светлых участках есть потери информации (подсветка здания, циферблат часов). При значении ISO 200 детализация такая же высокая, шум в тенях отсутствует, а светлые участки проработаны гораздо лучше.
При значениях ISO от 400 до 800 картинка выглядит очень хорошо, а регресс качества можно отследить лишь по смягчению самых мелких деталей. Такие снимки можно печатать на форматах до А3 и даже крупнее. При ISO 1600 в тенях появляются первые признаки цветного шума, но снимки пригодны для печати на А4, а иногда и А3. На ISO 3200 картинка ещё не выглядит слишком рыхлой и размытой, поэтому такие снимки вполне можно печатать и смело применять для публикации в сети.
При повышении ISO до значения 6400 продолжает снижаться мелкая детализация и контраст. Слабоконтрастные детали уже сильно размыты, а в тенях более заметен цифровой шум в виде крупных цветных пятен. Это делает JPG-версии снимков малопригодными для художественного применения. Но в некоторых случаях печатать на формате А4 ещё можно, хотя лучше ограничиться публикацией в интернете. При ISO 12800 деградация качества нарастает: низкочастотный шум проявляется не только в тенях, но и на небе, а мелкая детализация почти отсутствует. Такие снимки уже непригодны для печати на А4, но для интернета ещё подойдут. При максимальном значении ISO 25600 снимки можно применять в исключительных случаях (после уменьшения разрешения они подойдут для публикации в интернете).
Пожалуй, можно сделать вывод, что диапазон рабочих ISO простирается до значения 3200 и иногда 6400 в зависимости от сценария применения снимков.
Отметим ещё два момента, связанных с качеством изображения. Первый — появление в камере E-M5 Mark III нового пресета SuperFine для сохранения снимков в формате JPG. В нём используется ещё более щадящее сжатие, чем в режиме Fine.
Второй момент — повышение разрешения при съёмке в режиме Super-HD с 40 до 50 Мп. Теперь возможности E-M5 Mark III при пейзажной и предметной съёмке сравнялись с топовыми моделями серии Olympus OM-D. По сравнению со стандартным разрешением повышение детализации очень заметно.
Снимок сделан в режиме Super-HD.
В плане видеосъёмки Olympus OM-D E-M5 Mark III тоже держит паритет с моделью E-M1 Mark II — у неё есть те же режимы записи 4096 × 2160 @ 24p и 3840 × 2160 @ 30p. Мы получаем стабилизированную качественную картинку без цифрового шума с высокой детализацией.
Выводы
После знакомства с конструкцией и тестирования новой камеры Olympus OM-D E-M5 Mark III становится ясно, что её действительно можно считать более миниатюрным аналогом топовых моделей серии OM-D по таким показателям, как поддержка карт памяти UHS-II, точность автофокусировки, эффективность системы оптической стабилизации, качество в режиме Super-HD и при видеосъёмке, а также качество фотоизображения в целом. В то же время, у новинки несколько ограничены возможности при репортажной съёмке, что связано с меньшей скоростью серийной съёмки и менее объёмным буфером памяти.
Однако к достоинствам камеры можно добавить погодозащищённое исполнение, более удобное управление, частично заимствованное у топовых моделей серии Olympus OM-D, более оперативную работу с длинными выдержками, включая фирменный режим Live Composite, возможность подзарядки через USB.
Камера Olympus OM-D E-M5 Mark III получилась очень интересной, особенно для давних поклонников беззеркалок Olympus. Плюсы в ней явно перевешивают немногочисленные минусы (скорее, ограничения). В более компактном корпусе и по гораздо более скромной цене мы получаем большинство профессиональных возможностей флагманских моделей серии Olympus OM-D.