Оптическое качество
Чего ждать от сверхсветосильного зума в плане резкости и искажений? А как у него дела с бликозащитой, с геометрией кадра? Пожалуй, здесь кроется основная интрига. Поэтому скорее переходим к делу: ставим камеру на штатив и снимаем серию снимков с разными значениями диафрагмы.
Фокусное расстояние 10 мм
То, что мы видим на открытой диафрагме, мягко говоря, радует глаз. В центре кадра резкость очень высокая. Во всяком случае для 20-мегапиксельной матрицы её точно хватает. Конечно же, чудес не бывает, и падение детализации на краях кадра должно присутствовать — и оно есть. На периферии резкость приемлемая для крупноформатной печати и лишь в углах картинка заметно теряет в качестве. Но ведь перед нами широкоугольник со светосилой f/1,7! А для этого класса оптики такой результат выше всяких похвал. На открытой диафрагме присутствует виньетирование, которое значительно ослабевает на f/2,8 и окончательно уходит на f/4.
Дальнейшее диафрагмирование совсем незначительно повышает резкость в центре, потому что максимум уже достигнут. Края и углы понемногу добирают детализацию, доходя до пика на f/4–f/5,6. Ждать звенящей резкости на периферии не стоит, она всё равно будет ниже, чем в центре. Но такого качества более чем достаточно для печати форматом крупнее А3.
В пределах f/4–f/8 в характере изображения мало что меняется. И лишь после f/11 начинает сказываться дифракция, чуть понижая итоговую детализацию.
Фокусное расстояние 25 мм
Фокусное расстояние 25 мм отличается более ровным распределением резкости по полю кадра. Здесь такой разницы между центром и краем уже нет. На открытой диафрагме объектив сравнительно резок, детализации достаточно для крупноформатной печати. Но это не всё, на что он способен.
При диафрагмировании до f/2 детализация чуть прибавляется, при f/2,8 её уровень доходит до очень высокого по всему кадру. Диафрагмы f/4 и f/5,6 лишь вносят финальные штрихи, доводя периферию кадра до уровня центре. При f/11 и f/16 детализация незначительно снижается из-за дифракции.
Ситуация с виньетированием аналогична тому, что мы видели в широкоугольном положении. На открытой диафрагме оно присутствует, но его нельзя назвать сильным. С диафрагмированием оно ослабевает и окончательно уходит при f/4.
Контровый свет, бликозащита и хроматические аберрации
Бликозащита и для широкоугольного объектива, и для штатного зума является первоочерёдной характеристикой, чуть ли не более важной, чем резкость. Ведь на многих кадрах солнце или другой яркий источник света неизбежно будет попадать в кадр.
Для этого теста мы выбрали самый жёсткий сюжет: прямой солнечный свет направлен в кадр, а светлое небо пересекают тёмные полосы деталей вантового моста. При фокусном расстоянии 10 мм на открытой диафрагме лишь в одном месте нам удалось найти небольшой след сиреневой каёмки — прямо рядом с солнцем. В других участках кадра хроматических аберраций просто нет. Мы проверили и RAW, и внутрикамерный JPEG.
Потери контраста и засветки от контрового света также не видно. В кадре удалось найти лишь небольшой блик. Удивительно, но при закрытии диафрагмы этот блик уходит на f/4! Однако вокруг солнца начинают вырастать лучики — переотражения от лепестков диафрагмы. При f/5,6 лучики становятся чуть заметнее, и среди них проявляется новый, но также малозаметный зелёный «солнечный зайчик».
Лучики вокруг солнца усиливаются по мере диафрагмирования, но по-настоящему заметные блики появляются только на f/16, да и то решающего влияния на качество кадра они не оказывают — настолько они малы.
На максимальном зуме ситуация повторяется. Качество изображения в контровом свете остаётся на высочайшем уровне, а яркие источники света объектив отрабатывает на пятёрку.
Хроматические аберрации практически отсутствуют, а их незначительные следы можно найти лишь в самых контрастных местах при максимальном увеличении и рассматривании фото с пристрастием.
Контровый свет не снижает контрастности кадра, не приводит к появлению засветок, даже локальных. Еле заметный одинокий зеленоватый блик присутствует на f/1,7, однако набирает яркость и становится по-настоящему заметен лишь при f/2,8, а при f/5,6 бесследно исчезает. Солнце обрастает лучиками, но даже на закрытых диафрагмах бликозащита Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH остаётся непробиваемой!
Геометрические искажения
Когда снимаешь на Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH, буквально не веришь своим глазам: фото даже в широкоугольном положении оказываются с идеальной геометрией не только в JPEG, но и в RAW, если открыть его, например, в Adobe Photoshop.
Кадр без обработки, широкоугольное положение
Однако там же можно увидеть предупреждение, что к снимкам уже применён встроенный профиль. А что будет, если его отключить? Это потребует от вас как минимум стороннего RAW-конвертера, который встроенный профиль не поддерживает. В нашем случае это RAW Photo Processor.
Всё сразу встаёт на свои места. В широкоугольном положении объектив обладает заметной бочкообразной дисторсией, которая принудительно корректируется программно. Это закономерный и технологичный приём, который сегодня используют почти все производители фототехники. Единственный минус — некоторое сужение угла обзора объектива и снижение детализации по периферии из-за «растягивания» картинки, что мы и видели ранее в тесте резкости. Впрочем, пока не применён «хитрый» конвертер, вы можете даже не догадаться, что с RAW произошли какие-то манипуляции. Более того, результат программной коррекции настолько хорош, что отказываться от него точно не стоит.
В телеположении также присутствует неотключаемая коррекция бочкообразной дисторсии, но без неё создатели объектива могли бы и обойтись — настолько искажения низки. Возможно, именно этим объясняется более ровное распределение резкости по полю кадра при фокусном расстоянии 25 мм в отличие от 10 мм.
Отметим, что при видеосъёмке на камеры Panasonic коррекции также автоматически вносятся, геометрия остаётся идеальной. Это справедливо даже для фотоаппаратов, вышедших намного раньше объектива.
Боке и характер размытия
Высокая светосила позволяет довольно заметно размывать фон и отделять от него главный объект при съёмке, а также использовать эффект фрейминга, размывая объекты переднего плана.
При фокусном расстоянии 10 мм одиночные блики на открытой диафрагме имеют форму мелких кружочков с неоднородным заполнением, такое боке смотрится несколько нервно. Впрочем, это скорее норма для широкоугольных объективов.
В широкоугольном положении объектив позволяет разделить планы за счет легкого размытия фона
В телеположении ситуация намного лучше: заполнение блика становится ровнее, а его края смягчаются. Такое боке смотрится более правильным, мягким и приятным глазу. Его можно использовать как творческий инструмент, специально снимая на открытой диафрагме.
Даже на прикрытой диафрагме форма блика остаётся ровной и круглой, обеспечивая мягкость боке.
Эффект дыхания
Обычно мы не заостряем внимание на этом аспекте при тесте фотооптики. Но Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH явно нацелен не только на фотографов, но и на видеографов. Поэтому мы проверили его на наличие «эффекта дыхания», когда при перефокусировке меняется угол обзора. В видеороликах подобный эффект может смотреться неаккуратно. Но Vario-Summilux 10-25 от него полностью избавлен.