Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH: тест объектива

Дата публикации: 28.08.2019

Оптическое качество

Чего ждать от сверхсветосильного зума в плане резкости и искажений? А как у него дела с бликозащитой, с геометрией кадра? Пожалуй, здесь кроется основная интрига. Поэтому скорее переходим к делу: ставим камеру на штатив и снимаем серию снимков с разными значениями диафрагмы.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/2000 с, 22.0 мм экв.Cкачать RAW

Фокусное расстояние 10 мм

То, что мы видим на открытой диафрагме, мягко говоря, радует глаз. В центре кадра резкость очень высокая. Во всяком случае для 20-мегапиксельной матрицы её точно хватает. Конечно же, чудес не бывает, и падение детализации на краях кадра должно присутствовать — и оно есть. На периферии резкость приемлемая для крупноформатной печати и лишь в углах картинка заметно теряет в качестве. Но ведь перед нами широкоугольник со светосилой f/1,7! А для этого класса оптики такой результат выше всяких похвал. На открытой диафрагме присутствует виньетирование, которое значительно ослабевает на f/2,8 и окончательно уходит на f/4.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.7, 1/2000 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/1300 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/640 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/320 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW

Дальнейшее диафрагмирование совсем незначительно повышает резкость в центре, потому что максимум уже достигнут. Края и углы понемногу добирают детализацию, доходя до пика на f/4–f/5,6. Ждать звенящей резкости на периферии не стоит, она всё равно будет ниже, чем в центре. Но такого качества более чем достаточно для печати форматом крупнее А3.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/160 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/80 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/40 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/20 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW

В пределах f/4–f/8 в характере изображения мало что меняется. И лишь после f/11 начинает сказываться дифракция, чуть понижая итоговую детализацию.

Фокусное расстояние 25 мм

Фокусное расстояние 25 мм отличается более ровным распределением резкости по полю кадра. Здесь такой разницы между центром и краем уже нет. На открытой диафрагме объектив сравнительно резок, детализации достаточно для крупноформатной печати. Но это не всё, на что он способен.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.7, 1/10000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

При диафрагмировании до f/2 детализация чуть прибавляется, при f/2,8 её уровень доходит до очень высокого по всему кадру. Диафрагмы f/4 и f/5,6 лишь вносят финальные штрихи, доводя периферию кадра до уровня центре. При f/11 и f/16 детализация незначительно снижается из-за дифракции.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/8000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/2000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/1000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/500 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/250 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/125 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Ситуация с виньетированием аналогична тому, что мы видели в широкоугольном положении. На открытой диафрагме оно присутствует, но его нельзя назвать сильным. С диафрагмированием оно ослабевает и окончательно уходит при f/4.

Контровый свет, бликозащита и хроматические аберрации

Бликозащита и для широкоугольного объектива, и для штатного зума является первоочерёдной характеристикой, чуть ли не более важной, чем резкость. Ведь на многих кадрах солнце или другой яркий источник света неизбежно будет попадать в кадр.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/3200 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW

Для этого теста мы выбрали самый жёсткий сюжет: прямой солнечный свет направлен в кадр, а светлое небо пересекают тёмные полосы деталей вантового моста. При фокусном расстоянии 10 мм на открытой диафрагме лишь в одном месте нам удалось найти небольшой след сиреневой каёмки — прямо рядом с солнцем. В других участках кадра хроматических аберраций просто нет. Мы проверили и RAW, и внутрикамерный JPEG.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.7, 1/32000 с, 20.0 мм экв.

Потери контраста и засветки от контрового света также не видно. В кадре удалось найти лишь небольшой блик. Удивительно, но при закрытии диафрагмы этот блик уходит на f/4! Однако вокруг солнца начинают вырастать лучики — переотражения от лепестков диафрагмы. При f/5,6 лучики становятся чуть заметнее, и среди них проявляется новый, но также малозаметный зелёный «солнечный зайчик».

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/25000 с, 20.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/13000 с, 20.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/6400 с, 20.0 мм экв.

Лучики вокруг солнца усиливаются по мере диафрагмирования, но по-настоящему заметные блики появляются только на f/16, да и то решающего влияния на качество кадра они не оказывают — настолько они малы.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/3200 с, 20.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/1600 с, 20.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/800 с, 20.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/400 с, 20.0 мм экв.

На максимальном зуме ситуация повторяется. Качество изображения в контровом свете остаётся на высочайшем уровне, а яркие источники света объектив отрабатывает на пятёрку.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/2000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Хроматические аберрации практически отсутствуют, а их незначительные следы можно найти лишь в самых контрастных местах при максимальном увеличении и рассматривании фото с пристрастием.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.7, 1/32000 с, 50.0 мм экв.

Контровый свет не снижает контрастности кадра, не приводит к появлению засветок, даже локальных. Еле заметный одинокий зеленоватый блик присутствует на f/1,7, однако набирает яркость и становится по-настоящему заметен лишь при f/2,8, а при f/5,6 бесследно исчезает. Солнце обрастает лучиками, но даже на закрытых диафрагмах бликозащита Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH остаётся непробиваемой!

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/32000 с, 50.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/16000 с, 50.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/8000 с, 50.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/4000 с, 50.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/2000 с, 50.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/1000 с, 50.0 мм экв.
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/640 с, 50.0 мм экв.

Геометрические искажения

Когда снимаешь на Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH, буквально не веришь своим глазам: фото даже в широкоугольном положении оказываются с идеальной геометрией не только в JPEG, но и в RAW, если открыть его, например, в Adobe Photoshop.

Кадр без обработки, широкоугольное положение

Кадр без обработки, широкоугольное положение

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/640 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW

Однако там же можно увидеть предупреждение, что к снимкам уже применён встроенный профиль. А что будет, если его отключить? Это потребует от вас как минимум стороннего RAW-конвертера, который встроенный профиль не поддерживает. В нашем случае это RAW Photo Processor.

Кадр без обработки, максимальный зум

Кадр без обработки, максимальный зум

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/320 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Всё сразу встаёт на свои места. В широкоугольном положении объектив обладает заметной бочкообразной дисторсией, которая принудительно корректируется программно. Это закономерный и технологичный приём, который сегодня используют почти все производители фототехники. Единственный минус — некоторое сужение угла обзора объектива и снижение детализации по периферии из-за «растягивания» картинки, что мы и видели ранее в тесте резкости. Впрочем, пока не применён «хитрый» конвертер, вы можете даже не догадаться, что с RAW произошли какие-то манипуляции. Более того, результат программной коррекции настолько хорош, что отказываться от него точно не стоит.


Оригинал кадра из камеры

Оригинал кадра из камеры

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.7, 1/60 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW

В телеположении также присутствует неотключаемая коррекция бочкообразной дисторсии, но без неё создатели объектива могли бы и обойтись — настолько искажения низки. Возможно, именно этим объясняется более ровное распределение резкости по полю кадра при фокусном расстоянии 25 мм в отличие от 10 мм.


Оригинал кадра из камеры

Оригинал кадра из камеры

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.7, 1/60 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Отметим, что при видеосъёмке на камеры Panasonic коррекции также автоматически вносятся, геометрия остаётся идеальной. Это справедливо даже для фотоаппаратов, вышедших намного раньше объектива.

Боке и характер размытия

Высокая светосила позволяет довольно заметно размывать фон и отделять от него главный объект при съёмке, а также использовать эффект фрейминга, размывая объекты переднего плана.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.7, 1/640 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

При фокусном расстоянии 10 мм одиночные блики на открытой диафрагме имеют форму мелких кружочков с неоднородным заполнением, такое боке смотрится несколько нервно. Впрочем, это скорее норма для широкоугольных объективов.

В широкоугольном положении объектив позволяет разделить планы за счет легкого размытия фона

В широкоугольном положении объектив позволяет разделить планы за счет легкого размытия фона

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.7, 1/1300 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW

В телеположении ситуация намного лучше: заполнение блика становится ровнее, а его края смягчаются. Такое боке смотрится более правильным, мягким и приятным глазу. Его можно использовать как творческий инструмент, специально снимая на открытой диафрагме.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.7, 1/1600 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Даже на прикрытой диафрагме форма блика остаётся ровной и круглой, обеспечивая мягкость боке.

DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.5, 1/640 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
DC-G9 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/500 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW

Эффект дыхания

Обычно мы не заостряем внимание на этом аспекте при тесте фотооптики. Но Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH явно нацелен не только на фотографов, но и на видеографов. Поэтому мы проверили его на наличие «эффекта дыхания», когда при перефокусировке меняется угол обзора. В видеороликах подобный эффект может смотреться неаккуратно. Но Vario-Summilux 10-25 от него полностью избавлен.



Дата публикации: 28.08.2019
Комментировать
Главы:1234
Предыдущая главаДалее «Выводы»
comments powered by Disqus