Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Fujinon XF 16mm F2.8 R WR: тест объектива

Дата публикации: 21.08.2019

Качество изображения

Оптическая схема Fujinon XF 16mm F2.8 R WR состоит из 10 элементов в 8 группах. Присутствуют 2 асферические линзы, которые призваны бороться с искажениями и повышать резкость картинки.

Дисторсия и встроенный корректирующий профиль

Начать рассказ о качестве изображения стоит с особенности техники Fujifilm. В камеры этой марки загружены профили, которые программно корректируют снимки, снятые «родными» объективами. Исправлению подвергаются прежде всего дисторсия и хроматические аберрации.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/10 с, 24.0 мм экв.
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/10 с, 24.0 мм экв.

При использовании корректирующего профиля Fujinon XF 16mm F2.8 R WR практически не имеет дисторсии. Геометрия на снимках почти не искажается, прямые линии остаются прямыми. Но это заслуга именно корректирующего профиля. Стоит его отключить, и становится заметна бочкообразная дисторсия.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/27 с, 24.0 мм экв.
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/27 с, 24.0 мм экв.

Кстати, при цифровой коррекции дисторсии обрезается и угол обзора объектива. А ещё такая сильная деформация изображения корректирующим профилем в теории может повлиять и на резкость фото — там, где картинка растягивается, детализация будет падать.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Снимая в JPEG, пользователь не будет даже догадываться, что его снимки подверглись какой-то дополнительной обработке. А при съёмке в RAW не все RAW-конвертеры позволяют встроенный профиль отключить, чтобы увидеть изображение так, как оно было снято. К примеру, Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw не предусматривают возможности отключения встроенного профиля коррекции.

Применение корректирующего профиля

Применение корректирующего профиля

Без коррекции дисторсии

Без коррекции дисторсии

Ручная коррекция дисторсии в Capture One 12

Ручная коррекция дисторсии в Capture One 12

Многие продвинутые и профессиональные фотографы хотели бы отключить все автоматические коррекции просто для того, чтобы автоматика камеры не слишком вторгалась в их творчество. Не зря даже название формата RAW переводится как «сырой». Да и нам при подготовке обзора объектива важно знать, как же он работает без применения обработки. Возможность отключить встроенный профиль есть в RAW-конвертере Phase One Capture One 12, которым мы и воспользуемся.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/56 с, 24.0 мм экв.

Однако фотолюбителю, снимающему в JPEG, беспокоиться об отключении профиля коррекции смысла нет — он не портит изображение и делает то, что сделал бы сам фотограф при обработке снимка, то есть фактически экономит наше время.

Резкость и хроматические аберрации

Графики MTF обещают отличную резкость и контраст в центре кадра. Проверим это на практике: всегда стоит оценивать оптику не только по сухим схемам, но и на примерах из реальной жизни. Поэтому мы подготовили серию тестовых кадров.

Снимки сконвертированы напрямую из RAW c отключённым профилем коррекции. ISO 160 является минимальным для камеры Fujifilm X-T30, на нём мы и снимали, стремясь получить исходники с минимумом цифрового шума.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/58 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/28 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/15 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

На открытой диафрагме Fujinon XF 16mm F2.8 R WR демонстрирует хорошую резкость в центре кадра, здесь мелкие детали и текстура передаются чётко. А вот по краям изображение действительно становится «мягким». На f/2,8–4 присутствует виньетирование, затемнение по краям кадра. Оно сходит на нет к f/5,6. Уровень хроматических аберраций невысок — они проскакивают только вокруг самых контрастных объектов ближе к границам снимка. Чем сильнее прикрываем диафрагму, тем меньше их становится.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/8 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Пик детализации Fujinon XF 16mm F2.8 R WR приходится на f/5,6–11. На этих значениях диафрагмы наблюдается максимальная резкость и в центре, и по краям кадра.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/3 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F22, 1 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Далее на f/16–22 изображение теряет в резкости под действием дифракции, это свойство всех объективов. Впрочем, и на таких значениях относительного отверстия можно снимать, уровень резкости по-прежнему вполне рабочий.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/140 с, 24.0 мм экв.

Защита от бликов

Широкоугольным объективом часто снимают в контровом свете: то красивый закат хочется поймать, то городской пейзаж с ночным освещением… В Fujinon XF 16mm F2.8 R WR используется покрытие EBC (Electron Beam Coating), призванное бороться с бликами.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/10500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/5000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/2500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

В экстремальных ситуациях (как в нашем тестовом сюжете) Fujinon XF 16mm F2.8 R WR допускает появление в кадре отдельных солнечных зайцев, зато падения контраста нет.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/1300 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/640 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F16, 1/320 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F22, 1/170 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

При закрытии диафрагмы примерно до f/8–11 начинает появляться «звезда» с лучиками. А к f/16–22 она разрастается до необычайных масштабов, некоторые её лучи проходят через весь кадр, что не всегда будет желанным эффектом при съёмке.

Вокруг ночных городских огней на закрытых диафрагмах появляются красивые «звёзды» с лучами...

Вокруг ночных городских огней на закрытых диафрагмах появляются красивые «звёзды» с лучами...

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F14, 30 с, 24.0 мм экв.
...но иногда проскакивают и отдельные блики от таких огней.

...но иногда проскакивают и отдельные блики от таких огней.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F14, 30 с, 24.0 мм экв.

Качество изображения Fujinon XF 16mm F2.8 R WR на современном уровне. А все нюансы, за исключением пойманных бликов при съёмке в контровом освещении, эффективно исправляет встроенный корректирующий профиль, который можно использовать как при съёмке в JPEG, так и при «проявке» RAW. Отдельно хочется упомянуть и живую, сочную цветопередачу. Камеры Fujifilm известны своей качественной работой с цветом, и с Fujinon XF 16mm F2.8 R WR получается отличный тандем!

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/1250 с, 24.0 мм экв.
Дата публикации: 21.08.2019
Комментировать
Главы:1234
Предыдущая главаДалее «Объектив в работе»

Серия статей

Развернуть весь список
comments powered by Disqus