Вверх

Fujinon XF 16mm F2.8 R WR: тест объектива

Дата публикации: 21.08.2019

Качество изображения

Оптическая схема Fujinon XF 16mm F2.8 R WR состоит из 10 элементов в 8 группах. Присутствуют 2 асферические линзы, которые призваны бороться с искажениями и повышать резкость картинки.

Дисторсия и встроенный корректирующий профиль

Начать рассказ о качестве изображения стоит с особенности техники Fujifilm. В камеры этой марки загружены профили, которые программно корректируют снимки, снятые «родными» объективами. Исправлению подвергаются прежде всего дисторсия и хроматические аберрации.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/10 с, 24.0 мм экв.
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/10 с, 24.0 мм экв.

При использовании корректирующего профиля Fujinon XF 16mm F2.8 R WR практически не имеет дисторсии. Геометрия на снимках почти не искажается, прямые линии остаются прямыми. Но это заслуга именно корректирующего профиля. Стоит его отключить, и становится заметна бочкообразная дисторсия.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/27 с, 24.0 мм экв.
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/27 с, 24.0 мм экв.

Кстати, при цифровой коррекции дисторсии обрезается и угол обзора объектива. А ещё такая сильная деформация изображения корректирующим профилем в теории может повлиять и на резкость фото — там, где картинка растягивается, детализация будет падать.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/30 с, 24.0 мм экв.

Снимая в JPEG, пользователь не будет даже догадываться, что его снимки подверглись какой-то дополнительной обработке. А при съёмке в RAW не все RAW-конвертеры позволяют встроенный профиль отключить, чтобы увидеть изображение так, как оно было снято. К примеру, Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw не предусматривают возможности отключения встроенного профиля коррекции.

Применение корректирующего профиля

Применение корректирующего профиля

Без коррекции дисторсии

Без коррекции дисторсии

Ручная коррекция дисторсии в Capture One 12

Ручная коррекция дисторсии в Capture One 12

Многие продвинутые и профессиональные фотографы хотели бы отключить все автоматические коррекции просто для того, чтобы автоматика камеры не слишком вторгалась в их творчество. Не зря даже название формата RAW переводится как «сырой». Да и нам при подготовке обзора объектива важно знать, как же он работает без применения обработки. Возможность отключить встроенный профиль есть в RAW-конвертере Phase One Capture One 12, которым мы и воспользуемся.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/56 с, 24.0 мм экв.

Однако фотолюбителю, снимающему в JPEG, беспокоиться об отключении профиля коррекции смысла нет — он не портит изображение и делает то, что сделал бы сам фотограф при обработке снимка, то есть фактически экономит наше время.

Резкость и хроматические аберрации

Графики MTF обещают отличную резкость и контраст в центре кадра. Проверим это на практике: всегда стоит оценивать оптику не только по сухим схемам, но и на примерах из реальной жизни. Поэтому мы подготовили серию тестовых кадров.

Снимки сконвертированы напрямую из RAW c отключённым профилем коррекции. ISO 160 является минимальным для камеры Fujifilm X-T30, на нём мы и снимали, стремясь получить исходники с минимумом цифрового шума.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/58 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F4, 1/28 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/15 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

На открытой диафрагме Fujinon XF 16mm F2.8 R WR демонстрирует хорошую резкость в центре кадра, здесь мелкие детали и текстура передаются чётко. А вот по краям изображение действительно становится «мягким». На f/2,8–4 присутствует виньетирование, затемнение по краям кадра. Оно сходит на нет к f/5,6. Уровень хроматических аберраций невысок — они проскакивают только вокруг самых контрастных объектов ближе к границам снимка. Чем сильнее прикрываем диафрагму, тем меньше их становится.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F8, 1/8 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Пик детализации Fujinon XF 16mm F2.8 R WR приходится на f/5,6–11. На этих значениях диафрагмы наблюдается максимальная резкость и в центре, и по краям кадра.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F11, 1/3 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1/2 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F22, 1 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

Далее на f/16–22 изображение теряет в резкости под действием дифракции, это свойство всех объективов. Впрочем, и на таких значениях относительного отверстия можно снимать, уровень резкости по-прежнему вполне рабочий.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/140 с, 24.0 мм экв.

Защита от бликов

Широкоугольным объективом часто снимают в контровом свете: то красивый закат хочется поймать, то городской пейзаж с ночным освещением… В Fujinon XF 16mm F2.8 R WR используется покрытие EBC (Electron Beam Coating), призванное бороться с бликами.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/10500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/5000 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/2500 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

В экстремальных ситуациях (как в нашем тестовом сюжете) Fujinon XF 16mm F2.8 R WR допускает появление в кадре отдельных солнечных зайцев, зато падения контраста нет.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/1300 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/640 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F16, 1/320 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 640, F22, 1/170 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW

При закрытии диафрагмы примерно до f/8–11 начинает появляться «звезда» с лучиками. А к f/16–22 она разрастается до необычайных масштабов, некоторые её лучи проходят через весь кадр, что не всегда будет желанным эффектом при съёмке.

Вокруг ночных городских огней на закрытых диафрагмах появляются красивые «звёзды» с лучами...

Вокруг ночных городских огней на закрытых диафрагмах появляются красивые «звёзды» с лучами...

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F14, 30 с, 24.0 мм экв.
...но иногда проскакивают и отдельные блики от таких огней.

...но иногда проскакивают и отдельные блики от таких огней.

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F14, 30 с, 24.0 мм экв.

Качество изображения Fujinon XF 16mm F2.8 R WR на современном уровне. А все нюансы, за исключением пойманных бликов при съёмке в контровом освещении, эффективно исправляет встроенный корректирующий профиль, который можно использовать как при съёмке в JPEG, так и при «проявке» RAW. Отдельно хочется упомянуть и живую, сочную цветопередачу. Камеры Fujifilm известны своей качественной работой с цветом, и с Fujinon XF 16mm F2.8 R WR получается отличный тандем!

X-T30 / XF16mmF2.8 R WR УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.8, 1/1250 с, 24.0 мм экв.
Дата публикации: 21.08.2019
Комментировать
Главы:1234
Предыдущая главаДалее «Объектив в работе»

Серия статей

Развернуть весь список
SmagArt, 2020-01-24T10:27:39

Тот частый случай, когда есть тВОЁ мнение и неверное. Х-А2 и по типу - это не конкурент Т30. Новые камеры лучше во всем - объективный факт. Жорж с тобой еще сюсюкался долго, ибо ты просто балбес.

Alexey, 2019-12-16T19:22:47

Да, спасибо, разобрался. Есть встроенные равы производителя, а есть сделанные для Capture One. Последние отличаются тем, что добавляется возможность править падение резкости на краях.

Константин Воронов, 2019-12-16T11:41:01

Так же, как этот профиль применяется к равке например в обычном просмотровщике картинок... Профиль этот записывается в RAW- файл с фотографией. И его может прочитать почти любой софт, который только способен смотреть равы... Попробуйте в Capture One открыть панель коррекции объектива и в поле профиля объектива изменить Manufacturer profile (профиль производителя) на "Generic"... https://uploads.disquscdn.c...

Alexey, 2019-12-15T22:37:41

Как вы смогли исправить дисторсию с помощью корректирующего профиля???Ведь он в Capture One до сих пор отсутствует для этого объектива!
Я даже задавал вопрос в поддержку, вот ответ от 13 декабря: "Currently there isn’t a profile for that particular lens."

@vadim.labs, 2019-08-30T10:44:56

Фуджи делает огромные шаги в неправильном направлении.
Как не крути - не нравятся их странные матрицы, меню и пластик "под кожу" на тушках.
Что касается объектива, то это какая-то жуть... iPhone, возможно лучше.
Мыло, абберации.. жесть.

Sergej Serij, 2019-08-29T09:56:50

тогда зачем этот фикс 16 мм ?

Александр Творогов, 2019-08-27T13:49:27

Вы у автора цитаты поинтересуйтесь, он, похоже, в автомате снимает и, во всяком случае, понятия не имеет об обработке.

Александр Творогов, 2019-08-27T13:45:03

Для солнечных пейзажей есть XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS II, который предлагается в базовой комплектации.

Nickolay Smirnov, 2019-08-27T08:49:36

Странный объектив, на мой взгляд.
Вот не понимаю я фиксов на 2,8, и всё.

Самый обычный дешёвый штатник на 3,5 даст картинку не хуже, а мизерный выигрыш в компактности и полступени светосилы не стоит того, чтоб покупать отдельный объектив.

И позиционирование объектива в линейке интересно б узнать - зачем он нужен, когда у Фуджи уже есть 18/2, 14/2,8 и 16/1,4?

Жорж, 2019-08-26T06:50:18

Это вы не можете понять одну крайне простую вещь. То, что ВАМ не нравятся снимки обзорщиков с последних моделей камер, не означает, что они стали хуже. Разницу между субъективной и объективной оценкой улавливаете? Нет? Тогда вот вам еще одна мысль.
Когда система только появилась, она была интересна, обзорщики из камеры выжимали максимум. А сейчас, когда уже лет 5 принципиально в картинке и самих камерах ничего не меняется, обозревать ее уже не так интересно. Соответственно, тесты более формальные.

Robert, 2019-08-26T06:37:57

да причем здесь это? Моя цель не оскорбить,а чтобы вы поняли вот эту вещь:
не в байере или х транс дело,а в том,что и те,и те стали хуже с годами. Снимки стали хуже и с х транса,и с байеровской матрицы,а должно быть наоборот!

Жорж, 2019-08-26T06:35:17

Не вижу никакого смысла показывать их человеку, который пишет всякую дичь про мой вкус(даже не видев при этом мои фотографии).

Жорж, 2019-08-26T06:33:12

Юноша, вы опять переходите на личности. Я ни про вас, ни про ваши вкусы ничего не говорил.

Robert, 2019-08-24T07:12:43

Скиньте плиз пейзажи/архитектуру, снятые на х т20. Я может уже задавал вопрос такой, уже не помню

Robert, 2019-08-23T14:16:21

"широкоугольный объектив любительского класса"
а вы хотели на непрофессиональный фотоаппарат ставить экспертного уровня ширик? что вы этим хотели сказать?

Robert, 2019-08-23T13:10:29

не мои слова про х т3,но я соглашусь:
"Я купил себе. Меня смущает переизбыток бежевого и фиолетового. Прямо лезет отовсюду. В лайтруме ползунки крутить устал, главное не понятно что и куда крутить. А еще, если вырезать какую-то часть из фото пейзажа, там вместо травы желе. Фотографии шумноваты, особенно участи ровных градиентов. Например небо, на минимальном iso. Объективы не так уж и дешевы да и не много их, в отличаи от того же кэнона". (с)

Robert, 2019-08-23T12:59:43

"На ваш вкус снимки не очень"
)) это у вас нет вкуса,поэтому мы с вами на разных языках разговариваем. точнее сказать, вкус у всех разный и здесь нет понятия нормы.
Причем здесь x-trans,если мне и х т100 вообще не понравился?! Вы вообще не поняли,о чем я говорю? не в байере или х транс дело,а в том,что и те,и те стали хуже с годами,вы меня понимаете теперь?! Снимки стали хуже и с х транса,и с байеровской матрицы,а должно быть наоборот!
Я открываю фото и не рассматриваю попиксельно,как это делают обзорщики смартфонов,а ЦЕЛЬНО,не зуммируя.

Жорж, 2019-08-23T12:41:55

Ну ок. На ваш вкус снимки не очень. Ключевые слова здесь "ваш" и "вкус".
Не заходит вам x-trans в общем, и работы сотрудников журнала в частности. Камера от этого хуже не стала.

Robert, 2019-08-23T12:39:08

нет, снимки если даже на этот фикс мне не понравились, то дело в камере х-т30,ведь мне почти на все объективы снимки не понравились,начиная с обычных зумов,заканчивая 56мм 1.2 например

Жорж, 2019-08-23T12:35:52

И снова повторюсь. Тестировался объектив, а не камера. Рассматривать снимки нужно именно в таком контексте.

77290202 9901 4bc6 81cd c2236245747d