Качество изображения
Оптическая схема Fujinon XF 16mm F2.8 R WR состоит из 10 элементов в 8 группах. Присутствуют 2 асферические линзы, которые призваны бороться с искажениями и повышать резкость картинки.
Дисторсия и встроенный корректирующий профиль
Начать рассказ о качестве изображения стоит с особенности техники Fujifilm. В камеры этой марки загружены профили, которые программно корректируют снимки, снятые «родными» объективами. Исправлению подвергаются прежде всего дисторсия и хроматические аберрации.
При использовании корректирующего профиля Fujinon XF 16mm F2.8 R WR практически не имеет дисторсии. Геометрия на снимках почти не искажается, прямые линии остаются прямыми. Но это заслуга именно корректирующего профиля. Стоит его отключить, и становится заметна бочкообразная дисторсия.
Кстати, при цифровой коррекции дисторсии обрезается и угол обзора объектива. А ещё такая сильная деформация изображения корректирующим профилем в теории может повлиять и на резкость фото — там, где картинка растягивается, детализация будет падать.
Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.
Снимая в JPEG, пользователь не будет даже догадываться, что его снимки подверглись какой-то дополнительной обработке. А при съёмке в RAW не все RAW-конвертеры позволяют встроенный профиль отключить, чтобы увидеть изображение так, как оно было снято. К примеру, Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw не предусматривают возможности отключения встроенного профиля коррекции.
Многие продвинутые и профессиональные фотографы хотели бы отключить все автоматические коррекции просто для того, чтобы автоматика камеры не слишком вторгалась в их творчество. Не зря даже название формата RAW переводится как «сырой». Да и нам при подготовке обзора объектива важно знать, как же он работает без применения обработки. Возможность отключить встроенный профиль есть в RAW-конвертере Phase One Capture One 12, которым мы и воспользуемся.
Дисторсия исправлена с помощью корректирующего профиля.
Однако фотолюбителю, снимающему в JPEG, беспокоиться об отключении профиля коррекции смысла нет — он не портит изображение и делает то, что сделал бы сам фотограф при обработке снимка, то есть фактически экономит наше время.
Резкость и хроматические аберрации
Графики MTF обещают отличную резкость и контраст в центре кадра. Проверим это на практике: всегда стоит оценивать оптику не только по сухим схемам, но и на примерах из реальной жизни. Поэтому мы подготовили серию тестовых кадров.
Снимки сконвертированы напрямую из RAW c отключённым профилем коррекции. ISO 160 является минимальным для камеры Fujifilm X-T30, на нём мы и снимали, стремясь получить исходники с минимумом цифрового шума.
На открытой диафрагме Fujinon XF 16mm F2.8 R WR демонстрирует хорошую резкость в центре кадра, здесь мелкие детали и текстура передаются чётко. А вот по краям изображение действительно становится «мягким». На f/2,8–4 присутствует виньетирование, затемнение по краям кадра. Оно сходит на нет к f/5,6. Уровень хроматических аберраций невысок — они проскакивают только вокруг самых контрастных объектов ближе к границам снимка. Чем сильнее прикрываем диафрагму, тем меньше их становится.
Пик детализации Fujinon XF 16mm F2.8 R WR приходится на f/5,6–11. На этих значениях диафрагмы наблюдается максимальная резкость и в центре, и по краям кадра.
Далее на f/16–22 изображение теряет в резкости под действием дифракции, это свойство всех объективов. Впрочем, и на таких значениях относительного отверстия можно снимать, уровень резкости по-прежнему вполне рабочий.
Защита от бликов
Широкоугольным объективом часто снимают в контровом свете: то красивый закат хочется поймать, то городской пейзаж с ночным освещением… В Fujinon XF 16mm F2.8 R WR используется покрытие EBC (Electron Beam Coating), призванное бороться с бликами.
В экстремальных ситуациях (как в нашем тестовом сюжете) Fujinon XF 16mm F2.8 R WR допускает появление в кадре отдельных солнечных зайцев, зато падения контраста нет.
При закрытии диафрагмы примерно до f/8–11 начинает появляться «звезда» с лучиками. А к f/16–22 она разрастается до необычайных масштабов, некоторые её лучи проходят через весь кадр, что не всегда будет желанным эффектом при съёмке.
Качество изображения Fujinon XF 16mm F2.8 R WR на современном уровне. А все нюансы, за исключением пойманных бликов при съёмке в контровом освещении, эффективно исправляет встроенный корректирующий профиль, который можно использовать как при съёмке в JPEG, так и при «проявке» RAW. Отдельно хочется упомянуть и живую, сочную цветопередачу. Камеры Fujifilm известны своей качественной работой с цветом, и с Fujinon XF 16mm F2.8 R WR получается отличный тандем!