Качество изображения
Если в творческих возможностях отечественных объективов никто не сомневается (вспомнить хотя бы славу Гелиос 40-2), то к техническому качеству изображения такой оптики фотографы относятся настороженно. Каков же Зенитар 1,2/50S в этом плане? Удалось ли создателям совместить художественность картинки с высоким качеством?..
Детализация, хроматические аберрации и виньетирование
Зенитар 1,2/50S относится к мягкорисующей оптике. Но важно понимать, что «мягкость» — это не отсутствие деталей на снимке, а мягкая их передача. Если присмотреться к тестовым фото видно, что даже на открытой диафрагме в центре кадра все детали отлично различимы.
F/1,2: картинка мягкая, но все детали читаются.
Резкость на f/1,4 есть не только в центре кадра, но и ближе к краю. Да и хроматические аберрации в зоне размытия почти не заметны.
Картинка на открытой диафрагме получается воздушная, хоть и не идеальная с технической точки зрения. Заметны виньетирование и хроматические аберрации в зоне нерезкости. Всё это можно написать про любой светосильный фикс любой ценовой категории. И Зенитар 1,2/50S здесь далеко не аутсайдер. Отметим, что в зоне резкости хроматических аберраций не видно даже на f/1,2.
Стоит прикрыться всего на ⅓ EV до f/1,4, и картинка заметно прибавляет в резкости, а хроматические аберрации в зоне размытия практически исчезают со снимка. В центре кадра — идеальная резкость.
Обратите внимание на отсутствие хроматических аберраций на серьгах девушки и на краю ствола дерева. А ваш светосильный фикс так может?
Прикрывшись до f/2, ещё повышаем резкость, а хроматические аберрации остаются лишь в зоне нерезкости по краям кадра.
Прикрыв отверстие до f/2,8, полностью устраняем виньетирование с изображения, а резкость становится идеальной как в центре, так и по краям кадра. На f/5,6 окончательно уходят хроматические аберрации на углах кадра. С этого значения диафрагмы техническое качество изображения уверенно можно назвать идеальным. Кстати, воздушность передачи фактур и мелких деталей сохраняется.
Зенитар 1,2/50S остаётся верен себе на любых средних диафрагмах. Картинка идеально резкая вплоть до f/11. На крайнем значении f/16 резкость снижается под влиянием дифракции, но даже там детализация сохраняется достаточно высокой.
Зенитар 1,2/50S полностью соответствует высочайшим техническим требованиям, которые предъявляются к современной оптике. Картинка рабочая даже на полностью открытой диафрагме, но надо понимать, как и для чего её использовать. Мягкий рисунок пригодится для портретной съёмки, фотографирования предметов крупным планом и творческих пейзажей. Если же нужно идеальное техническое качество по всей площади кадра, стоит прикрыться хотя бы до f/2, и вы его получите.
Защита от бликов
Любая светосильная портретная оптика испытывает сложности при съёмке в контровом свете. Падение контраста и солнечные блики — распространённые проблемы. Зенитар 1,2/50S тут не исключение.
Объектив имеет многослойное просветляющее покрытие, которое призвано в том числе бороться с бликами. Тем не менее объектив охотно ловит блики от солнца, ярких ночных фонарей и т. п. По опыту тестовых съёмок, меньше всего бликов образуется на f/1,4−2,8. Они начинают проявляться на закрытых диафрагмах и их характерная особенность — необычный малиново-фиолетовый оттенок.
Возможно, цвет бликов как-то связан с фиолетовым цветом просветления на задней линзе объектива. Оно типично для многих советских объективов.
При сильном контровом освещении может снижаться контраст картинки. Но это можно использовать и как творческий приём.
Если знать особенности бликозащиты портретной оптики и Зенитара 1,2/50S в частности, не провоцировать объектив на появление бликов, то им вполне можно пользоваться при съёмке в контровом свете.
В недостатки Зенитара 1,2/50S можно записать отсутствие бленды в комплекте. Этому объективу она действительно нужна для защиты от бокового света. Впрочем, вопрос легко решить, купив резьбовую бленду, которая подходит к 62-мм резьбе для светофильтров на оправе.
Боке и рисунок объектива
Сила Зенитара 1,2/50S — уникальный мягкий рисунок и красивое боке. Мягкость изображения в нашем случае не просто софт-эффект на открытой диафрагме, это нечто большее. Для начала посмотрим на плавность переходов между зоной резкости и размытия.
Благодаря таким плавным границам ГРИП, объектив создаёт воздушное, нежное изображение.
Что касается боке (рисунка объектива в зоне размытия), то у Зенитар 1,2/50S оно особенное и многогранное. При отсутствии ярких источников света объектив неохотно формирует кружки в размытии, предпочитая гладко размывать объекты:
Тем самым достигается объёмность изображения, и даже на открытой диафрагме мы можем работать с многоплановой композицией — объекты на фоне остаются узнаваемыми.
Круглые блики начинают формироваться в основном на ярких точечных источниках света (например, фонарях).
Характер размытия при съёмке на пёстром фоне (листва, к примеру) сильно зависит от дистанции до него. Часто Зенитар 1,2/50S плавно размывает все детали и выдаёт спокойную и приятную картинку.
Иногда на фоне удаётся заметить беспорядочный узор из линий и кружков. То есть и в плане боке при съёмке этот объектив требует внимательности.
Кадр снят в режиме кропа 1,2x, f/1,2. Даже на открытой диафрагме Зенитар 1,2/50S не размывает фон «в ноль», детали как на переднем, так и на заднем плане остаются узнаваемыми.
Боке на f/1,2. Блики в зоне размытия меняют свою форму в зависимости от расположения в кадре. Однако нет ни «луковых колец», ни других артефактов, которые считаются недостатками боке.
Зенитар 1,2/50S оснащён 9-лепестковой диафрагмой. Но округлые блики он выдаёт только на открытой диафрагме. Уже на f/1,4 яркие блики начинают приобретать грани, а прикрывшись до f/2 и более, мы гарантированно получим многогранники в боке. Впрочем, выглядят они гораздо лучше, чем пресловутые «гайки».
Можно ли отнести это к минусам? Пожалуй, нет. Учитывая, насколько своеобразный объектив перед нами, такое боке — часть характера Зенитар 1,2/50S.
F/2. Ветка находится в полутора метрах от фотографа, то есть глубина резкости — считаные миллиметры. И даже при этом детали фона, очертания зданий прекрасно читаются.
Подытожим: если вы не гонитесь за формальной «красотой боке» в виде бликов правильной формы в зоне размытия, а умеете глубже оценивать рисунок объектива, то Зенитар 1,2/50S должен как минимум заинтересовать вас. В плане рисунка и творческих возможностей этот самобытный объектив даёт картинку гораздо дороже своей рыночной цены.