Вверх

Зенитар 1,2/50s: обзор объектива

Дата публикации: 28.11.2018

Качество изображения

Если в творческих возможностях отечественных объективов никто не сомневается (вспомнить хотя бы славу Гелиос 40-2), то к техническому качеству изображения такой оптики фотографы относятся настороженно. Каков же Зенитар 1,2/50S в этом плане? Удалось ли создателям совместить художественность картинки с высоким качеством?..

Детализация, хроматические аберрации и виньетирование

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.2, 3 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Зенитар 1,2/50S относится к мягкорисующей оптике. Но важно понимать, что «мягкость» — это не отсутствие деталей на снимке, а мягкая их передача. Если присмотреться к тестовым фото видно, что даже на открытой диафрагме в центре кадра все детали отлично различимы.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.2, 1/400 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/250 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2, 1/125 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
F/1,2: картинка мягкая, но все детали читаются.

F/1,2: картинка мягкая, но все детали читаются.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.2, 1/320 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
Резкость на f/1,4 есть не только в центре кадра, но и ближе к краю. Да и хроматические аберрации в зоне размытия почти не заметны.

Резкость на f/1,4 есть не только в центре кадра, но и ближе к краю. Да и хроматические аберрации в зоне размытия почти не заметны.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/125 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Картинка на открытой диафрагме получается воздушная, хоть и не идеальная с технической точки зрения. Заметны виньетирование и хроматические аберрации в зоне нерезкости. Всё это можно написать про любой светосильный фикс любой ценовой категории. И Зенитар 1,2/50S здесь далеко не аутсайдер. Отметим, что в зоне резкости хроматических аберраций не видно даже на f/1,2.

Стоит прикрыться всего на ⅓ EV до f/1,4, и картинка заметно прибавляет в резкости, а хроматические аберрации в зоне размытия практически исчезают со снимка. В центре кадра — идеальная резкость.

Обратите внимание на отсутствие хроматических аберраций на серьгах девушки и на краю ствола дерева. А ваш светосильный фикс так может?

Обратите внимание на отсутствие хроматических аберраций на серьгах девушки и на краю ствола дерева. А ваш светосильный фикс так может?

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 280, F1.4, 1/320 с, 75.0 мм экв.

Прикрывшись до f/2, ещё повышаем резкость, а хроматические аберрации остаются лишь в зоне нерезкости по краям кадра.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2, 1/125 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Прикрыв отверстие до f/2,8, полностью устраняем виньетирование с изображения, а резкость становится идеальной как в центре, так и по краям кадра. На f/5,6 окончательно уходят хроматические аберрации на углах кадра. С этого значения диафрагмы техническое качество изображения уверенно можно назвать идеальным. Кстати, воздушность передачи фактур и мелких деталей сохраняется.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F2.8, 1/80 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F4, 1/40 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/25 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/13 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 1/8 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/4 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Зенитар 1,2/50S остаётся верен себе на любых средних диафрагмах. Картинка идеально резкая вплоть до f/11. На крайнем значении f/16 резкость снижается под влиянием дифракции, но даже там детализация сохраняется достаточно высокой.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 31, F1.2, 1 с, 60.0 мм экв.Cкачать RAW

Зенитар 1,2/50S полностью соответствует высочайшим техническим требованиям, которые предъявляются к современной оптике. Картинка рабочая даже на полностью открытой диафрагме, но надо понимать, как и для чего её использовать. Мягкий рисунок пригодится для портретной съёмки, фотографирования предметов крупным планом и творческих пейзажей. Если же нужно идеальное техническое качество по всей площади кадра, стоит прикрыться хотя бы до f/2, и вы его получите.

Защита от бликов

Любая светосильная портретная оптика испытывает сложности при съёмке в контровом свете. Падение контраста и солнечные блики — распространённые проблемы. Зенитар 1,2/50S тут не исключение.

Объектив имеет многослойное просветляющее покрытие, которое призвано в том числе бороться с бликами. Тем не менее объектив охотно ловит блики от солнца, ярких ночных фонарей и т. п. По опыту тестовых съёмок, меньше всего бликов образуется на f/1,4−2,8. Они начинают проявляться на закрытых диафрагмах и их характерная особенность — необычный малиново-фиолетовый оттенок.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.2, 1/200 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/125 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/80 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/40 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/25 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/15 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
Возможно, цвет бликов как-то связан с фиолетовым цветом просветления на задней линзе объектива. Оно типично для многих советских объективов.

Возможно, цвет бликов как-то связан с фиолетовым цветом просветления на задней линзе объектива. Оно типично для многих советских объективов.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/6 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/4 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/3 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
При сильном контровом освещении может снижаться контраст картинки. Но это можно использовать и как творческий приём.

При сильном контровом освещении может снижаться контраст картинки. Но это можно использовать и как творческий приём.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.2, 1/320 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Если знать особенности бликозащиты портретной оптики и Зенитара 1,2/50S в частности, не провоцировать объектив на появление бликов, то им вполне можно пользоваться при съёмке в контровом свете.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.2, 1/320 с, 75.0 мм экв.

В недостатки Зенитара 1,2/50S можно записать отсутствие бленды в комплекте. Этому объективу она действительно нужна для защиты от бокового света. Впрочем, вопрос легко решить, купив резьбовую бленду, которая подходит к 62-мм резьбе для светофильтров на оправе.

Боке и рисунок объектива

Сила Зенитара 1,2/50S — уникальный мягкий рисунок и красивое боке. Мягкость изображения в нашем случае не просто софт-эффект на открытой диафрагме, это нечто большее. Для начала посмотрим на плавность переходов между зоной резкости и размытия.

Благодаря таким плавным границам ГРИП, объектив создаёт воздушное, нежное изображение.

Благодаря таким плавным границам ГРИП, объектив создаёт воздушное, нежное изображение.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.2, 1/80 с, 75.0 мм экв.
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.2, 1/60 с, 75.0 мм экв.

Что касается боке (рисунка объектива в зоне размытия), то у Зенитар 1,2/50S оно особенное и многогранное. При отсутствии ярких источников света объектив неохотно формирует кружки в размытии, предпочитая гладко размывать объекты:

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 900, F1.2, 1/125 с, 60.0 мм экв.Cкачать RAW

Тем самым достигается объёмность изображения, и даже на открытой диафрагме мы можем работать с многоплановой композицией — объекты на фоне остаются узнаваемыми.

Круглые блики начинают формироваться в основном на ярких точечных источниках света (например, фонарях).

Круглые блики начинают формироваться в основном на ярких точечных источниках света (например, фонарях).

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 450, F1.2, 1/60 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Характер размытия при съёмке на пёстром фоне (листва, к примеру) сильно зависит от дистанции до него. Часто Зенитар 1,2/50S плавно размывает все детали и выдаёт спокойную и приятную картинку.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.2, 1/125 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Иногда на фоне удаётся заметить беспорядочный узор из линий и кружков. То есть и в плане боке при съёмке этот объектив требует внимательности.

Кадр снят в режиме кропа 1,2x, f/1,2. Даже на открытой диафрагме Зенитар 1,2/50S не размывает фон «в ноль», детали как на переднем, так и на заднем плане остаются узнаваемыми.

Кадр снят в режиме кропа 1,2x, f/1,2. Даже на открытой диафрагме Зенитар 1,2/50S не размывает фон «в ноль», детали как на переднем, так и на заднем плане остаются узнаваемыми.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.2, 1/125 с, 60.0 мм экв.Cкачать RAW
Боке на f/1,2. Блики в зоне размытия меняют свою форму в зависимости от расположения в кадре. Однако нет ни «луковых колец», ни других артефактов, которые считаются недостатками боке.

Боке на f/1,2. Блики в зоне размытия меняют свою форму в зависимости от расположения в кадре. Однако нет ни «луковых колец», ни других артефактов, которые считаются недостатками боке.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.2, 1/100 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Зенитар 1,2/50S оснащён 9-лепестковой диафрагмой. Но округлые блики он выдаёт только на открытой диафрагме. Уже на f/1,4 яркие блики начинают приобретать грани, а прикрывшись до f/2 и более, мы гарантированно получим многогранники в боке. Впрочем, выглядят они гораздо лучше, чем пресловутые «гайки».

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/100 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/50 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/30 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW
NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/20 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Можно ли отнести это к минусам? Пожалуй, нет. Учитывая, насколько своеобразный объектив перед нами, такое боке — часть характера Зенитар 1,2/50S.

F/2. Ветка находится в полутора метрах от фотографа, то есть глубина резкости — считаные миллиметры. И даже при этом детали фона, очертания зданий прекрасно читаются.

F/2. Ветка находится в полутора метрах от фотографа, то есть глубина резкости — считаные миллиметры. И даже при этом детали фона, очертания зданий прекрасно читаются.

NIKON D850 / Зенитар 1,2/50 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2, 1/100 с, 75.0 мм экв.Cкачать RAW

Подытожим: если вы не гонитесь за формальной «красотой боке» в виде бликов правильной формы в зоне размытия, а умеете глубже оценивать рисунок объектива, то Зенитар 1,2/50S должен как минимум заинтересовать вас. В плане рисунка и творческих возможностей этот самобытный объектив даёт картинку гораздо дороже своей рыночной цены.

Дата публикации: 28.11.2018
Комментировать
Главы:12345
Предыдущая главаДалее «Выводы»
Maxim, 2018-12-07T22:13:29

Каждый решает сам о смысле покупке объектива. Цель Prophotos показать на что способен объектив. И у разных фотографов будут свои аналоги. Тут никому не угодишь.

Георгий Полицарнов, 2018-12-06T11:18:47

В 11 раз, если быть точным. И доступен только для предзаказа.

Павел, 2018-12-06T10:53:49

Константин, спасибо за качественный обзор!
Однозначно хочу приобрести этот объектив в свою коллекцию.
Немного напрягли падение резкости и хроматика на открытой, но это цена за диафрагму 1,2: "полтинник", не хроматящий на 1,2 стоит в 10 раз дороже))

george7, 2018-12-06T07:28:08

Понятно!

Юрий, 2018-12-04T18:27:27

Никто не заметил фиолетовые пятна на многих фото? На тесте детализации круглые в центре кадра, на тесте бликов от источника света в правый нижний угол. По мере закрытия диафрагмы уплотняются. Это тоже от его характера? Чего-то не нравится мне такой характер...

Юрий Тимофеев, 2018-12-04T17:16:19

Обзор мне не понравился. Самое главное в чем смысл покупки данного объектива не раскрыт. Нет сравнения с аналогами. В подобных тестах нет речи о разрешении или такой характеристике как цветности объектива которая была у советской оптики. Нет примера съемки одного объекта с одной точки на разную объективы. Ну да..дешевый, ну кругляшки-)) Из-за этого покупать объектив? Конечно не у всех камеры FX и не все могут купить проф. оптику. Это конечно решение, но как обзор мало чем интересен.

Denis Gluk, 2018-12-03T09:43:14

Я думаю, мало кто вообще его различать может, и не путать с резкостью и прочими штуками. Узкая грип тут не отмазка, сними не на узкой чтобы проверить можно было. Конечно очень впечатляет, что есть фотки больших улиц, и их более менее хорошо видно. И то что картинки гроздями не нашпигованны, как на всех зенитарах, всё довольно плавно.

Только одно дело просто поснимать или для коллекции себе стекляшку взять, другое 15 косарей за такую штуку отдавать. Понимаю, производство дорогое, но я цейс планар за такие же деньги брал. Тут на 2.8 чистый гелиос, один в один.

Sergej Serij, 2018-12-03T07:25:00

только передача значений диафрагмы идет от тушки аппарата к обьективу через рычаг внутри байонета -- а от обьектива к аппарату через реостат

Nickolay Smirnov, 2018-12-01T17:03:20

Интересно посмотреть, как объектив поведёт себя на младших кропах, а не только на большой понокадровой профессиональной тушке.

Не знаю, как у Кэнона, а у Никона старшие тушки нормально меряют экспозицию, какой объектив не прикрути - хоть ручной, хоть монокль или пинхол.

А вот младшие никоны, серий 3ххх или 5ххх, раньше снимали только в ручном режиме (старшие позволяют выбрать M или A) и экспозицию не меряют вовсе, всё ручное и всё на выбор фотографа. Хошь - снимай кучу пробных снимков, хошь - бери внешний экспонометр, камера ничем не поможет.

Алексей Слушев, 2018-12-01T09:11:58

Это цельная система. Кольцо диафрагмы возле корпуса фотоаппарата и прыгалка диафрагмы. Система работает без контактов. Очень просто Главный смысл именно в этом.

Sergej Serij, 2018-11-30T18:45:45

передает скорее всего реостат диафрагмы - но не прыгалка

Алексей Слушев, 2018-11-30T18:02:32

у меня старый никкор 105, 2,5 передает значение диафрагмы на тушку. работает режим приоритета диафрагмы. так что система работает. Это система Ai обьективов\ на никон. и никаких контактов не нужно

Сергей Васильев, 2018-11-30T16:35:05

Эммм...мне наоборот показалось, что объектив софтит, а кожа смешивает зеленый и красные тона...особенно заметно на глазах и волосах. Возможно дело в цветкоре, но вот софтовость объектива смущает. ну и как бы ппц ХА.

Sergej Serij, 2018-11-30T07:57:17

вроде как передается через контакты а прыгалка только регулирует диафрагму - так что будь она на этом обьективе все равно ничего не поменялось бы-контактов то нет

Алексей Слушев, 2018-11-29T21:23:38

передается.

Сергей Травкин, 2018-11-29T15:20:18

Видно, что кому-то стоит начать отличать главную составляющую фотографии в глазах любого уважающего себя знатока - разрешение, от узкой грип, которую он видит на превью.

Sergej Serij, 2018-11-29T13:11:56

Единственный нюанс: раз механического привода «прыгалки» нет, то и в камеру никаких данных о параметрах съёмки не передаётся, и в метаданные снимков не будет записываться информация о диафрагме

разве через прыгалку информация передается?

Denis Gluk, 2018-11-29T13:11:21

На вид что-то среднее, между старым зенитаром и гелиосом. Разрешение слабое, даже не превьюхах видно. Стоит дороже самьянга. Проще гелиос старый купить, он хотя бы на свои бабки тянет.

Владимир Алексеев, 2018-11-29T11:10:17

А цена какова?

Alex Zhuchkov, 2018-11-29T09:54:19

какие ютубные президенты? не понял смысл вашей фразы.

изготовление объектива - дело краайне специфическое. особеннно мануальника, на заводе, который гонит только оборонку в массе своей (если не ошибаюсь). и я только порадоваться могу что есть и техника, и люди, и желание руководства завода выпустить весьма специфическое и, судя по обзору, достойное стекло.

4a37c2ef e91f 40f6 a51e 1a315781a8f7