Камеры в работе. Скорость работы, автофокус
В вопросах эргономики и практического применения Nikon Z6 и Nikon Z7 — почти близнецы. Найти какие-то различия не так просто, поэтому мы на них остановимся отдельно. А пока включаем камеры! Здесь без чудес: включение занимает примерно секунду — медленнее, чем у зеркалки, но чуть быстрее некоторых конкурентов.
Автоматическое переключение между видоискателем и экраном тоже происходит не мгновенно. На долю секунды картинка пропадает и там, и там. В репортаже это может стать помехой. Но есть и хорошие новости: задержка отображения картинки в видоискателе глазом не фиксируется, её практически нет. Картинка не стробит, не шумит, не тормозит.
Ну что же, попробуем серийную съёмку? В этом плане камеры различаются. Nikon Z6 снимает до 12 кадров/с, а Nikon Z7 — до 9. Различия определяются разницей в разрешении. При работе с максимальной скоростью съёмки происходит блокировка экспозиции по первому кадру, работоспособность непрерывного автофокуса сохраняется. Работа без фиксации экспозиции возможна с пониженной скоростью.
Размер непрерывной серии нельзя назвать рекордным, нам бы хотелось большего. Для 12-битного RAW со сжатием он составил 26 кадров для Nikon Z6 и 21 кадр для Nikon Z7, это примерно 2,5 секунды на максимальной скорости. Если использовать самые быстрые карты памяти XQD со скоростью записи до 400 МБ/с, то объём непрерывной серии возрастает на 3–5 кадров.
После заполнения буфера скорость серийной съёмки падает и возвращается к прежнему темпу по мере записи кадров на карту памяти. Подвисаний камеры, торможений меню и других проблем не возникает. Просмотр отснятого материала в процессе записи серии также возможен.
При съёмке в JPEG ограничения по объёму буфера также есть. Максимальной скорости съёмки хватает примерно на 4 секунды, дальше скорость падает.
Карты памяти
Пожалуй, это самый обсуждаемый момент среди поклонников бренда. В Nikon Z6 и Nikon Z7 компания полностью отказалась от популярных ранее карт SD и CF, в изобилии имеющихся у фотографов, и перешла на новый формат XQD. Своё решение разработчики объясняли исключительно заботой о скорости работы. Но сам по себе формат XQD не является гарантом быстрой работы. У нас на тесте были карты со скоростью записи от 80 до 400 МБ/с, и разница в работе между ними очень ощутимая. Естественно, разница в стоимости будет тоже большой.
Скажем так: по результатам теста комфортная работа камеры обеспечивается с самыми быстрыми картами. Именно они дают оперативное опустошение буфера и раскрывают преимущества формата XQD.
Автофокус
Система автофокуса камер различается по формальным показателям: Nikon Z6 имеет 273 точки фазовой фокусировки на матрице против 493 у Nikon Z7. На практике разница выражается в размере минимальной точки автофокуса (она называется pin).
Разница в количестве точек автофокуса ощущается только тогда, когда работаешь с минимальной областью фокусировки. У Nikon Z7 она меньше.
Субъективно показалось, что на скорость и точность автофокуса, в том числе следящего, количество точек не влияет. Точки фазовой фокусировки обоих фотоаппаратов покрывают 90% ширины и высоты кадра, что обеспечивает существенное преимущество даже перед топовыми зеркалками.
Область автофокуса можно выбирать вручную при помощи касаний экрана или джойстиком. Можно использовать автоматический выбор области автофокуса.
На мой взгляд, автоматика справляется хорошо лишь со сравнительно простыми сюжетами, где главный объект находится на переднем плане и отличается визуально от фона. В сложных ситуациях лучше использовать другие способы.
В Nikon Z6 и Z7 есть функция распознавания лиц, которая неплохо справляется со своими задачами. Автофокуса по глазам нет.
UPD: автофокус по глазам добавлен в прошивке Ver.2.00
Однако камера всё равно старается отдать приоритет именно глазам в кадре, если вы снимаете с малой ГРИП. Автофокус по лицам работает как в покадровом, так и в непрерывном режиме.
Если вы снимаете динамику, то имеет смысл использовать следящий автофокус. Объект, за которым будет следить автоматика, задаётся либо касанием экрана, либо кнопкой Ok (если вы снимаете через видоискатель).
В простых случаях, когда снимаемый объект выделяется по цвету, яркости и фактуре, слежение работает идеально. Даже после того, как снимаемый объект покидает границы кадра и возвращается вновь, слежение возобновляется.
В сложных случаях, когда объект движется быстро, на нём меняется освещённость, а кадр изобилует различными текстурами, точность слежения снижается, бывают потери снимаемого объекта, автоматика может переключаться на фон.
Здесь мне субъективно показалось, что 3D-трекинг топовых зеркалок давал более предсказуемый результат.
В условиях недостаточной освещенности автофокус не оставил вопросов в «обычных» условиях, например, при съёмке ночью в городе. В более сложных условиях, когда света явно не достаточно для съемки с рук, автофокус теряет цепкость, что вполне логично.
Работа затвора
Хоть зеркала в новинках нет, звук затвора всё равно отчётливо слышен. Да, это всё тот же чуть смягчённый никоновский щелчок. Лаг затвора нельзя ощутить. Если он и есть, то очень мал.
Для условий съёмки, где нужна полная тишина, предусмотрен бесшумный режим. И он действительно полностью бесшумный!
Фокусировка, работа стабилизатора — всё это происходит практически в абсолютной тишине. Задействуется электронный затвор. Он имеет эффект rolling shutter, но в повседневных и не слишком динамичных сюжетах этого не заметно.
Эффект rolling shutter при использовании электронного затвора присутствует, но на повседневных сюжетах выражен слабо.
Эффективность стабилизатора
Стабилизация на основе сдвига матрицы — это кое-что новое для Nikon! Для камер Nikon Z6 и Nikon Z7 её эффективность заявлена на уровне 5 ступеней выдержки относительно критического значения. Стабилизатор устраняет колебания по пяти осям. Проверим?
Съёмка с рук с увеличенной выдержкой
Если сделать всё по методике Nikon (взять объектив NIKKOR Z 24-70mm f/4 S и снимать с фокусным расстоянием 70 мм), то эффективность стабилизации даже превосходит заявленную! На 45-Мп Nikon Z7 мне удавалось получить резкий кадр с рук при выдержке до 1 с! Это шесть ступеней выдержки относительно критического значения.
В ходе теста нам удавалось получить резкие снимки с рук с выдержками до 1 с.
Однако при уменьшении фокусного расстояния эффективность стабилизации несколько снижалась, позволяя вести съёмки с рук с выдержками порядка ⅕-⅓ с и получать качественные, резкие снимки.
Стабилизатор адекватно отрабатывает съёмку с проводкой, съёмку со штатива, что тоже запишем в плюсы.
Работа с переходником Nikon FTZ
Часть теста мы снимали с переходником Nikon FTZ, позволяющим использовать оптику F на байонете Z. Каких-либо серьёзных различий в работе оптики двух систем замечено не было. Сложностей с автофокусом нет. Даже в относительно динамичных сюжетах «старая» оптика серии AF-S отрабатывает корректно, автофокус не тормозит, не допускает пустых прогонов.
Установленный через переходник объектив AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G отлично справляется со следящим автофокусом и динамичными сюжетами.
Энергопотребление
В обеих камерах используется батарея EN-EL15b, знакомая нам ещё по зеркальным фотоаппаратам. Её хватает примерно на половину дня со средней интенсивностью съёмки, когда камера включена большую часть времени, а фотограф часто просматривает сделанные кадры. Субъективно показалось, что в режиме спокойной съёмки с вдумчивым выбором сюжета можно сделать порядка 350–400 кадров на одной зарядке. Если снимать сериями и выключать камеру в промежутках между съёмками, безусловно, ресурс аккумулятора можно растянуть и на существенно большее количество снимков.
Nikon Z6 и Z7 можно подзаряжать от USB-разъёма (Type-C), но зарядка происходит сравнительно медленно, лучше использовать оригинальное зарядное устройство для батареи.