Обзор возможностей Nikon Z7
Мне повезло оказаться в числе шести десятков журналистов, которые первыми в мире увидели новую полнокадровую беззеркальную систему Nikon Z. Её презентация прошла 23 августа в Токио. У нас была возможность задать вопросы различным представителям компании — от руководителей до разработчиков, понаблюдать за сборкой Nikon Z7 на заводе в Сендаи, а также провести целый съёмочный день с новинкой в руках.
Обо всём этом читайте в нашем эксклюзивном обзоре. Редакция уже готовит большой тест новинки Z7, а также Nikon Z 6, старт продаж которой намечен на ноябрь 2018.
Появление полнокадровой беззеркальной системы Nikon ни для кого не стало секретом. Вопрос был один: когда же? Теперь Nikon Z (читать как «зэд» для европейского и как «зи» для американского рынка) — свершившийся факт, который немедленно поставил второй вопрос: а что дальше?
Частично ответом на него стал анонс топового телевика для зеркалок AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR. Это не просто какой-то там «полтинник», это сложнейший топовый телевик, на разработку и производство которого компания потратила немало ресурсов. А значит, о зеркальных камерах пока никто забывать не собирается: почти 60-летний байонет Nikon F и молодой Nikon Z будут сосуществовать вместе. Во всех интервью японцы об этом прямо говорили.
Интересен вопрос и с совместимостью оптики. Естественно, вместе с камерой был представлен переходник Nikon FTZ. Он позволяет без проблем использовать оптику Nikon F на байонете Nikon Z. Автофокусировка для объективов AF-S будет осуществляться автоматически, управление диафрагмой и стабилизацией также поддерживается в полной мере. Ведь на сегодняшний день это главный козырь у японского производителя, который компания будет разыгрывать в ближайший год.
Кадр сделан на Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor
Именно с оптикой Nikon F конкурирующая полнокадровая беззеркальная система так и не заработала на должном уровне, что отчасти удержало заядлых никонистов от «смены религии». И теперь у них есть весьма красивая беззеркальная перспектива!
Кадр сделан на Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor
Мне удалось поснимать с адаптером на объективы Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor, AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED и Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor. Вопросов не возникло: всё работает быстро и чётко. Опытные никонисты из членов пресс-тура, для которых эти объективы являются рабочими, всё же отмечали незначительное различие в скорости фокусировки по сравнению с D850. Но сгущать краски не стоит: даже их отзыв был весьма позитивным.
Фокусировка со всеми объективами — F и Z — осуществляется по гибридному принципу, датчики фазовой детекции расположены непосредственно на матрице. У Nikon Z 6 их 273, а у Nikon Z7 — 493. Возможно, именно гибридный автофокус был тем сдерживающим фактором, который не позволял новинкам выйти на рынок раньше. Напомним, в Nikon D850 была очень похожая на Z7 матрица, но в режиме Live View зеркалка фокусировалась не слишком уверенно.
От представителей прессы было очень много вопросов про автофокус по глазам. Его в камере нет. Представители компании говорят, что такая функция может появиться позже: в новых продуктах или новых прошивках — не сообщается.
Автофокус по лицам есть, и его работа не вызвала никаких нареканий. Точность определения лица и точность попадания в резкость высокие. На динамичных сюжетах он также неплохо справляется с задачей.
Затвор камеры явно позаимствован у зеркалок: звук хорошо знаком никонистам. Плюс добавился отлично работающий бесшумный режим. У меня не было возможности поснимать в нём динамику, так что проверку на Rolling Shutter давайте оставим для большого теста. Лаг затвора не определяется по ощущениям. Минимальная выдержка — 1/8000 с, выдержка синхронизации — 1/200 с.
Кто является поставщиком сенсоров для новых камер официально не сообщается. В обеих моделях используются матрицы с обратной засветкой. В Nikon Z 6 — 24,5-мегапиксельная, в Nikon Z7 — 45,7-мегапиксельная. Диапазон ISO от 64 до 25 600 с традиционной возможностью расширения до ISO 31—102 400. На мой взгляд, реально рабочие значения простираются примерно до 8000 единиц.
Кадр сделан с рук на длинной выдержке при включенном стабилизаторе.
Новой для Nikon технологией стало появление оптической стабилизации на основе сдвига матрицы. Как и у других производителей, стабилизация здесь пятиосевая с заявленной эффективностью до 5 ступеней. Эффективность измерялась на новом штатном зуме NIKKOR Z 24-70mm f/4 S в телеположении. При съёмке с рук у меня получалось делать резкие кадры с выдержкой порядка ⅕ с, но на меньшем фокусном расстоянии. Более детальное тестирование мы проведём позже в рамках нашей «Недели с экспертом».
Система стабилизации также будет работать при использовании объективов от зеркалок через переходник, в том числе нестабилизированных.
Оптика со светосилой f/0,95 не просто есть в планах компании, прототип первого объектива уже был показан прессе.
Нужно сказать несколько слов про байонет Z. Во всех пресс-релизах прямо указывается, что это байонет «увеличенного диаметра». Сделано это не просто так. Именно такой диаметр байонета позволяет создавать под него сверхсветосильную оптику до f/0,95. Объектив Nikkor Z 58 mm f/0,95 S Noct уже анонсирован, но ещё не поступил в продажу. Если Nikon наполнит систему уникальной сверхсветосильной оптикой, это может стать важным преимуществом перед возможными конкурентами.
Вспоминая, как в своё время кропнутый байонет E неожиданно стал полнокадровым, я специально задал представителям компании вопрос: возможно ли расположить за байонетом Z матрицу большего размера? Ответ был таким: компания такую возможность не рассматривает. Впрочем, небольшой натурный эксперимент я всё же себе позволил.
Обе беззеркалки стали для компании серьёзным шагом вперёд в области видеосъёмки. Обе снимают 4K с частотой до 30 кадров/с, Full HD до 120 кадров/с. Есть вход для микрофона и выход на наушники. Все новые объективы рассчитываются с учётом запросов видеографов: бесшумный автофокус как данность, отсутствие «эффекта дыхания» во время перефокусировки, плавный следящий автофокус.
Появилась опция записи в N-Log — это фирменный профиль гамма-кривой с глубиной 10 бит! Есть, правда, одно «но»: запись должна выполняться на внешний рекордер с HDMI-выхода. На карту памяти такая запись невозможна.
Карты памяти в обеих камерах формата XQD: никаких компромиссов по скорости, никаких SD. Слот один. Хорошо это или плохо, покажет время. Но во время тестовой съёмки я уже испытал дискомфорт, когда 32 гигабайта свободного места довольно быстро заполнились 45-мегапиксельными RAW-файлами. В моей коллекции есть много носителей — от экзотического C-Fast 2.0 до целой горсти SD, однако обзавестись запасными дорогими XQD я пока не успел. На вопрос разработчикам, почему были выбраны именно дорогие и пока редкие XQD, мы получили ожидаемый ответ: они быстрее. Что же, к скорости работы Nikon Z7 действительно не придраться…
Samurai Artist Kamui / K2 Company, Inc.
Серийная съёмка со скоростью 9 кадров/с возможна в полном разрешении с автофокусом, но с фиксацией экспозиции по первому кадру. Если нужна полноценная работа автоматики или планируется использовать 14-битный RAW, скорость будет меньшей. Буфер довольно вместительный: я снимал серии в три десятка кадров RAW+JPEG. Однако все эти параметры мы более детально опишем в нашем большом тесте.
Интерфейс нигде не подвисает и не лагает. Главное ощущение, которое не отпускало ни на секунду, что в руках не сырой предсерийный продукт, а продуманная и обкатанная система. Создатели камеры сделали интерфейс очень похожим на таковой у зеркалок. Сохранен не только общий вид, но и структура меню. Расположение кнопок, по сравнению с зеркалками, несколько отличается, но дискомфорта не вызывает.
Экран в обеих камерах сенсорный, наклонной конструкции, яркий и чёткий — 2,1 млн точек. Здесь действительно нечего больше добавить: бери и снимай! То же самое можно сказать и про OLED-видоискатель. Критики в его адрес я не услышал даже от фотографов в годах, которые всю жизнь провели с зеркалкой. Как и положено камере 2018 года, задержки картинки в видоискателе нет, шумов не видно, изображение яркое и детализированное — 3 690 000 точек.
К сожалению, я не смогу дать ответ на так волнующий всех вопрос: каков ресурс аккумулятора. За время тестирования я не допускал полной разрядки батареи, чтобы не оказаться без снимков в ответственный момент. Четыре сотни кадров и несколько минут 4К-видео способны разрядить батарею примерно наполовину. Но нужно учитывать: в наших руках были предсерийные камеры, а съёмка велась на сильной жаре (+35 °С).