Объектив в работе
Я не рассматривал Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как только макрообъектив ни минуты с момента знакомства. Во-первых, цена несколько отрезвляет: она великовата для узкоспециализированного инструмента. Однако, современные макрообъективы последних лет имеют сопоставимую стоимость.
Во-вторых, сразу стало понятно, что два основных минуса истинных макрообъективов — жестковатый рисунок и медленный автофокус — здесь сведены к минимум. Таким образом, в руках у меня оказался довольно универсальный умеренный телевик-портретник. И да, с возможностью макросъёмки!
Особенности макросъёмки
Максимальный масштаб макросъёмки
Поэтому первые кадры я всё же выполнял именно в макродиапазоне. За счёт работы на APS-C матрице объектив в масштабе 1:1 обеспечивает большую крупность плана.
Можно увеличить крупность с помощью телеконвертера. При этом дистанция фокусировки остается той же, но масштаб съемки увеличивается в 1,4 или 2 раза в зависимости от используемого конвертера. То есть возможна макросъемкема в масштабе до 2:1.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 25 см от плоскости матрицы. Этого достаточно в том числе для съёмки насекомых в природе.
С другой стороны, с предметной съёмкой в маленькой студии могут возникнуть сложности: 122 мм эквивалентного фокусного расстояния потребуют сравнительно большой дистанции съёмки. Однако смею предположить, что любителями бьюти-съёмки такое фокусное как раз будет востребовано.
В макродиапазоне автофокус объектива работает уверенно в покадровом режиме и чуть-чуть неуверенно в непрерывном. Важно: мы говорим о том случае, когда лимитер дистанции установлен в положение от 25 до 50 см. Поймать насекомое в полёте удастся только с предварительной фокусировкой, но для статичных сюжетов серьёзных ограничений нет.
Если переключиться на ручную фокусировку, то на первый план выходит специфика работы с электронным кольцом автофокуса. Такая реализация ручного фокуса требует привыкания из-за нелинейности хода кольца. Фокус смещается резко, если крутить кольцо быстро, и очень медленно, если вращать кольцо с нормальной скоростью. Мне показалось, что ход кольца великоват: чтобы пройти весь макродиапазон от 50 до 25 см в среднем приходится делать больше одного полного оборота кольца. Зато за точность переживать точно не приходится.
Очень хорошо выручает стабилизатор изображения. Он не всегда предоставляет возможность работы с более короткими выдержками, ведь при съёмке на улице смаз чаще бывает из-за ветра. Но он точно делает работу автофокуса более уверенной.
Многие макрообъективы существенно теряют реальную светопропускающую способность при фокусировке на МДФ. Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — это один из немногих объективов, лишённых этой особенности. И это очень важно для макросъёмки!
Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как телеобъектив
Я много снимал на этот макрообъектив как на обычный телевик. Лимитер дистанции фокусировки при этом стоял в положении от 50 см до бесконечности. Среднее время полного прогона автофокуса составляет около полутора секунд. Не супербыстро, но достаточно для не слишком динамичных сюжетов.
Так, поймать птицу в полёте крупным планом мне практически не удавалось, зато зафиксировать её же в относительно статичной позиции — без проблем.
Из сферы применения этого объектива я бы исключил экстремальный репортаж. Но крупноплановая съёмка, умеренный репортаж, тревел — это его жанры.
Работа с телеконвертерами
И здесь самое время вспомнить о телеконвертерах, которые совместимы с Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro. Fujifilm XF1.4X TC WR увеличивает эквивалентное фокусное расстояние до 112 мм (168 мм экв.), а светосилу снимает до f/4. На работе автофокуса применение такого конвертера почти никак не сказывается.
Конвертер, безусловно, крадёт немного резкости. Однако на открытой диафрагме картинка всё ещё чёткая и живая, фактура пера птицы различима.
Но если снять один сюжет на разных диафрагмах, хорошо заметно, что диафрагмирование до f/5.6 повышает детализацию кадра.
Если же полуторакратного увеличения недостаточно, ставим двукратный конвертер Fujifilm XF2X TC WR, получая фокусное расстояние 160 мм (240 мм экв.). Падение светосилы становится заметнее — до f/5.6. Но в целом связка получается по-прежнему рабочей с открытой диафрагмы. Лишь автофокус становится заметно менее цепким, допускает пустые прогоны. Так что это решение для крайних случаев, когда нужно любой ценой получить нужную крупность плана.
Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как портретный объектив
Мы не могли не попробовать этот объектив в роли портретника. Сравнительно большое фокусное, высокая светосила — что ещё нужно?
На самом деле, нужен ещё и мягкий рисунок. И здесь XF 80mm F2.8 выступает в роли не обычного макрообъектива. Напомню, этому классу оптики свойственны некоторая жёсткость боке, неприятные глазу двоения. Но наш герой по характеру боке ближе к портретникам.
Он очень здорово прорисовывает объём на лицевых и поясных портретах. Глубина резкости достаточна для художественного размытия даже самого нехудожественного фона. На f/2.8 можно легко ставить акцент на глазах портретируемого, размывая всё, кроме лица.
При этом дистанция съёмки оказывается сравнительно большой, что позволяет избежать искажения пропорций лица даже при большой крупности плана — хорошее решение для бьюти-съёмки.
Однако нужно опасаться резкости Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro. Он из тех объективов, которые ваш ретушёр возненавидит раз и навсегда — за высочайшую детализацию в прорисовке кожи. Поэтому в случае портретных съёмок лучше уделить повышенное внимание мэйкапу.
При съёмке портретов я использовал автофокусировку по глазам. С этим объективом она работает прекрасно. Просто забываешь о том, что область автофокуса раньше приходилось выбирать вручную.