Съёмка в путешествии. Часть 1
Перейдём к самому интересному — к рассказу о путешествии в Индии и работе там с нашей троицей объективов.
Очень часто путешествие начинается с самолёта. Пролетая над предгорьями самых высоких в мире гор, с помощью телеобъектива можно снять прекрасные пустынные пейзажи.
Оказавшись на индийской земле, вы попадаете в самую гущу событий. В крупном городе Мумбаи (бывший Бомбей, столица колониальной Британской Индии) на улицах кипит жизнь: разносчики чая соревнуются в громкости голоса с торговцами специями, а таксисты наравне с двухэтажными британскими автобусами и велосипедистами толкаются в пробках.
Здесь на камере практически бессменно работал зум AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR. На широком угле он помогает снять общий план улицы, а в телеположении — выхватить из потока одного человека или сфотографировать крупно какую-то красивую деталь, например, подлокотник старинной лавки возрастом более 100 лет.
В любых ситуациях к этому компактному зуму не возникает никаких нареканий. К тому же он практически незаметен для окружающих, бесшумен и очень эргономичен.
Буквально пару секунд занимает приведение его в готовность для съёмки: кольцо зума удобно ложится на левую руку, поэтому весь диапазон фокусных расстояний доступен без перехватываний кольца, то есть без задержек.
Не забудем и про двух других героев нашего обзора. Телеобъектив AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR помогает снять самые удалённые элементы бомбейской архитектуры времён Британской империи. Резкая и пластичная картинка получается даже на открытой диафрагме f/4.
Сверхширокоугольник AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED тоже очень полезен в городе для съёмки архитектуры и городских пейзажей, а также уличных сценок и сюжетов. Автофокус быстрый и цепкий, что позволяет сфокусироваться даже на грузовике, быстро проезжающем на небольшом расстоянии от камеры. Резкость опять-таки не вызывает нареканий: уже на диафрагме f/4.5 она очень хороша.
Но есть и ложка дёгтя, связанная с этим зумом. Диапазон фокусных расстояний 18-35 мм, на первый взгляд, роднит его с распространенным «китовым» 18-55 мм, но с ним наш широкоугольник не имеет ничего общего, кроме начала диапазона с 18 мм. Наш объектив более резкий, быстрый и светлый (да, да — f/3.5 уже рабочая диафрагма), но ведь у Nikon есть зум 16-35mm f/4.
Эти 2 мм, которые мы не замечаем в телеположении объектива, на широком угле зачастую очень пригодились бы. Но именно сужение диапазона — расплата за несколько сотен граммов веса и за меньший объём по сравнению с более продвинутым и дорогим широкоугольником.
Во многих ситуациях разница угла обзора совсем не критична: можно отойти на пару шагов или сменить ракурс. Но примерно в одном случае из десяти этот недостаток становится существенным минусом, хотя, пожалуй, и единственным.
Широкий угол позволяет ловить интересные ракурсы и сочетать передний и задний план, заполняя весь кадр. Например, на снимке ниже интересным выглядит обрамление из старинных колонн здания правительства. Без такой «рамки» на том же фокусном расстоянии здание выглядело бы банально.
Перед тем как покинуть 20-миллионный Бомбей-Мумбаи, стоит оставить залитые солнцем улицы и зайти на минуту в самый популярный ресторан в центре города — «Леопольд». Для многих, кто читал книгу Грегори Дэвида Робертса «Шантарам», — это культовое место, ведь здесь происходило множество событий романа. Снимать при помощи камеры здесь нельзя, но благодаря незаметности и скорости маленького AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED удалось с первого раза получить достойный кадр интерьера кафе.
Попрощавшись с шумным Бомбеем, я отправился вглубь Индии — в маленькую деревню Хампи, которая находится среди каменных россыпей, древних храмов и руин жилых построек. Здесь для фотосъёмки чаще всего использовались объективы 18-35 мм и 70-200 мм.
При съёмке архитектуры, в том числе древних живописных резных руин, быстрый и резкий широкоугольник незаменим.
AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED отлично справлялся со своей работой, доставляя удовольствие высокой скоростью фокусировки, удобством и результатами.
Среди живописных развалин от людских глаз скрывается множество живности, а экзотические зелёные попугаи порхают с одной крыши на другую. Фотоохоту на них я устраивал с помощью телеобъектива Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR. Это было настоящее испытание для его автофокуса, ведь летают эти яркие птицы гораздо быстрее, чем голуби или вороны, а сидят на месте всего пару секунд. Автофокус справлялся со своей работой уверенно и чётко, фокусируясь в тени так же успешно, как на ярком солнце, и цепко захватывал попугайчиков в фокус.
Также над древним городом парит множество орлов. Они тоже были запечатлены с помощью телевика. Красивые мощные птицы летают довольно высоко, но фокусного расстояния 200 мм хватает, чтобы достать до них. Как и в случае с попугаями, автофокус Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR играючи справлялся с фокусировкой и фиксацией всех особенностей оперения благородных птиц. Резкость безупречна, общая картинка выглядит великолепно, и даже при значительном увеличении готового кадра пёрышко ложится к пёрышку.
Всюду снуют и хвостатые бурундуки — непоседливые зверьки наполняют жизнью многовековые дома и храмы. Автофокус в следящем режиме и положении переключателя диапазона АФ «3 м — бесконечность» цепко фокусируется на сливающихся с постройками песчаных грызунах. Подчеркну, если вы знаете, что вам не пригодится диапазон до 3 метров, то можно смело переключать в режим «3 м — бесконечность». Это повышает скорость работы автофокуса на всех фокусных расстояниях, но особенно на 200 мм.
Не забудем и про съёмку архитектуры с помощью того же телевика: он незаменим для сложения планов, поскольку визуально соединяет два объекта, находящихся на разном расстоянии от фотографа.

Гора, находящаяся на расстоянии двух километров, визуально заняла место вверху композиции и дополнила фотографию
Также телевик прекрасно подаёт в перспективе однотипные линии и элементы построек, благодаря чему получаются интересные кадры, уводящие взгляд зрителя вдаль. На полученное изображение приятно смотреть, ведь резкость, размытие и рисунок — на высоком уровне благодаря качеству линз этого стекла.
Универсальный Nikon AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR тоже не лежал без дела: помогал в те моменты, когда по дороге снимать ничего не предполагалось, но попадались интересные случайные кадры.
При длительной ходьбе «хобот» Nikon AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR не выезжает, остаётся ровно в том же положении, в каком был оставлен. Точностью и скоростью срабатывания автофокуса я был приятно удивлён: ошибки минимальны, а максимум за секунду он цепляется за то, на что навёлся. После подъёма на 575 ступеней к очередному храму я в полной мере оценил не только скорость автофокуса при съёмке мартышек у храма, но и малый вес объектива.

На красивых закатах также проявилась хорошая бликозащита AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR. Даже при съёмке против солнца контрастность падает не сильно. Паразитных зайцев тоже не появляется, солнце размывается в аккуратную сферу с мягкими краями.
Отдельное удовольствие в путешествии — это встать в 5 утра, сесть на мотоцикл и поехать встречать рассвет среди рисовых полей и кокосовых пальм. Здесь нам пригодятся все фокусные расстояния, при таком свете и с такими видами — раздолье для съёмки пейзажей. Для них подходит как штатник 24-85…
…так и телевик 70-200, чтобы подчеркнуть ряды капелек росы на рисовых побегах.
В этом тесте фотографии с ширика самые неудачные.
Полностью поддерживаю. Можно к 28-300 еще добавить 14 самъянг.
макро кольцо забыл дописать в свой комплект)))
Тут кому что. Если объектив нужен универсальный и строго один, то 24-105. Если предполагается иногда таки снимать что-то похожее на макро, но объектив всё ещё нужен один, тогда 24-70. Если упор на универсальность и светосилу, тогда ваш комплект в самый раз.
не хватает его. 17-40, 50, 70-200 и запаску в образе 200d/м5
или хотя бы уже 24-105
Да, но только с кропом. Как только купили D610 — всё, надо другой объектив искать.
18-140 в путешествия - легко и практично
Я как любитель-путешественник со стажем, снимавший на разные powershot'ы абсолютно уверен, что такие объективы самый оптимальный вариант. А вот 80-400 уже перебор, но если бы существовал 16-400, многие бы оценили. Переставлять объективы, согласитесь, в путешествии неудобно и чем больше фокусных расстояний покрывает объектив, тем лучше. Главное не переборщить )
Эдак и 80-400 лишним не будет. Тут мы плавно подобрались к глубокому философскому вопросу: что и когда вообще стоит снимать?
Представьте статую Будду. Представьте что она на горе, гора на острове, остров окружен проливом в километр. Представили? Сфотайте на 50mm - увидите ли вы там статую? Нет. А на 300 - да, в полный рост. Если Вы будете чаще путешествовать в недоступные места - быстро полюбите 200,300мм.
Евгений, мы задумали большой проект: протестировать все самые интересные объективы Nikon в лучших для них условиях. Нельзя объять необъятное. Мы на свой вкус выбрали комплекты, стараясь не повторяться в выборе оптики.
Наверное, если я об этом не задумывался, мне всего хватает)))Единственное, наглазник у 20ки так себе. Точнее. он совсем номинальный и не располагает к использованию.
Про зеркалочный режим работы ЭВИ я знаю, вопрос-то в другом: хватает ли яркости подсветки для уверенной работы против солнца? У второго пятого Олимпуса хватает, а у большинства камер Сони — нет. Вторая особенность ЭВИ, которая мне категорически не нравится — высокая минимальная яркость. В темноте это приводит к тому, что неконтрастная картинка в видоискателе сбивает темновую адаптацию глаза. Это неприятно. Наконец, я в зеркальном видоискателе при свете луны вижу лучше, чем в ЭВИ, а при свете половинки луны ЭВИ сливает полностью. А иногда доводится снимать вообще без луны. Тогда в ЭВИ не видно совсем ничего. И если против солнца ещё можно закрыться козырьком кепки и повернуть экранчик горизонтально, чтобы снимать в духе среднеформатной камеры, то в темноте ничего сделать нельзя.
Ну а зеркалку свою я вообще не выключаю неделями. Разве что для замены аккумулятора и карты памяти. На времени жизни аккумулятора это никак не сказывается.
1. У Фуджа есть "зеркалочный" режим работы, есть режим предпоказа экспозиции и режим автовыбора яркости показываемой в ВИ сцены. Выбирайте что больше подходит под ситуацию.
4. Сопли во время съемки да. Камера и не будет заряжаться во время работы. Я говорил по постановку на зарядку при переездах на другую локацию или других перерывах в съемке. Не нравится такой вариант-возьмите штук 5 китайских заменителей (существуют даже вполне официальные аналоги вроде Digicare) и зарядку от той же повербанки.
Ну и еще одно. Работу средств визирования в БЗК нужно очень жестко ограничивать. Например, у фуджа есть режим работы ВИ+датчик приближения. Т.е. ЭВИ работает только когда глаз приблизился к окуляру. +автоотключение всей камеры секунд на 15. Да, это не зеркалка, которую можно вообще забыть выключить, а на следующий день на съемке посмеяться над этим моментом.
1. Вопрос не в том, что он покажет, а в том, что будет видно. Сюжет очень яркий, а привычки закрывать второй глаз у меня нет. И другим не советую её иметь, очень она вредная, эта привычка. :) Опыт показывает, что если видоискатель темнее сцены более чем в 4 раза, пользоваться им крайне утомительно.
2. Окей
3. Окей
4. Сопли — зло. Разъёмы Micro-USB типа B — штука капризная: влагозащиту не обеспечивает, отсоединяется на раз, разбивается при нормальной эксплуатации за год, а если дёргать, то и быстрее. В камере есть штатное место для пауэрбанка на 10 А*ч, или надо волшебной синей изолентой крепить? И опять же, у камеры с ЭВИ заряд аккумулятора нормируют не к кадрам, а к часам работы — потому как в режиме визирования камера потребляет немногим меньше, чем в режиме съёмки. А то может и больше.
Конечно, я рассуждаю со своей колокольни. Объективно Фуджи делает хорошие камеры. Но считать, что они всегда и во всём лучше нормального зеркального фулфрейма, у меня нет никаких оснований.
1. При таком сюжете камера покажет ровно то, что потом выйдет на превьюшке в РАВ
2. За управляемость АФ на Х-Т2 не скажу, на 20ке норм, проверено в бою. С джойстиком,наверное, еще лучше
3. Режимов 3-точка(5 разных размеров),зона и авто по всему кадру.
4. с 18-55 у меня получалось в среднем около 800 кадров без стеснений на просмотр, сброс на телефон и т.д. 50-140 жрет батарейку горазно быстрее за счет 3 моторов привода АФ,прям сильно быстрее.Зато есть зарядка от ЮСБ и братья из поднебесной))В общем, жить вполне можно. Единственное ощутимое неудобство для меня-АФ все же не дотягивает до пятаков. Но опять же в апреле обещали переписанный модуль в новой прошивке, который, судя по отзывам Х-Т2 и Х-Е3, сильно лучше.
Ну слушайте, а какие возможности реально нужны? Мне понятен соблазн тех же маркетологов впихнуть в камеру все характеристики по максимуму: чтобы и мегапикселей много, скорострельность повыше, минимальная выдержка покороче, и точек автофокуса побольше, и 4К, и хитрая тоновая кривая для 8-битного видео.
Меня же всегда интересует вопрос ценности системы. И вот тут возникают неудобные вопросы. Как меняется ликвидность камеры на вторичном рынке? Помните, сколько стоил «первый первый» Олимпус незадолго до появления следующей модели? Под сотню тысяч. А сейчас на вторичке он продаётся за 30. Кто у нас делает оптику под Фуджи? Правильно, Цейс, Самьянг и Жонги Оптикс. Остальная оптика строго родная, и это неплохо, но дорого, а вариантов пойти на компромисс с красотой боке не существует. И вторичный рынок меньше даже чем у Сони. А как поведёт себя видоискатель, если камере предъявить вот такой сюжет? https://uploads.disquscdn.c... А как видоискатель работает ночью? Быстрый автофокус штука хорошая, но что с управляемостью? Какие есть режимы выбора точек? Сколько часов камера проработает на одном аккумуляторе, сколько часов они заряжаются, и сколько стоят?
Но и полный кадр за цену той же "тэшки"(около 90к) по возможностям будет похуже всем, кроме размера матрицы и хвата...
Докидываем сверху еще 40 и получаем вообще монстра(судя по ТТХ из анонса) за цену все еще ниже уровня новой "пятерки" или "восьмисотки"...
Все-таки маркетологи не зря едят свой хлеб, нужно признать))
28 - узко, 300 - непонятно зачем нужно в путешествии.
Мне 24 слишком узко. Смотря какое путешествие, конечно, но для пейзажей и музеев постоянно хочется шире, чем 17.