Съёмка в путешествии. Часть 1
Перейдём к самому интересному — к рассказу о путешествии в Индии и работе там с нашей троицей объективов.
Очень часто путешествие начинается с самолёта. Пролетая над предгорьями самых высоких в мире гор, с помощью телеобъектива можно снять прекрасные пустынные пейзажи.
Оказавшись на индийской земле, вы попадаете в самую гущу событий. В крупном городе Мумбаи (бывший Бомбей, столица колониальной Британской Индии) на улицах кипит жизнь: разносчики чая соревнуются в громкости голоса с торговцами специями, а таксисты наравне с двухэтажными британскими автобусами и велосипедистами толкаются в пробках.
Здесь на камере практически бессменно работал зум AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR. На широком угле он помогает снять общий план улицы, а в телеположении — выхватить из потока одного человека или сфотографировать крупно какую-то красивую деталь, например, подлокотник старинной лавки возрастом более 100 лет.
В любых ситуациях к этому компактному зуму не возникает никаких нареканий. К тому же он практически незаметен для окружающих, бесшумен и очень эргономичен.
Буквально пару секунд занимает приведение его в готовность для съёмки: кольцо зума удобно ложится на левую руку, поэтому весь диапазон фокусных расстояний доступен без перехватываний кольца, то есть без задержек.
Не забудем и про двух других героев нашего обзора. Телеобъектив AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR помогает снять самые удалённые элементы бомбейской архитектуры времён Британской империи. Резкая и пластичная картинка получается даже на открытой диафрагме f/4.
Сверхширокоугольник AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED тоже очень полезен в городе для съёмки архитектуры и городских пейзажей, а также уличных сценок и сюжетов. Автофокус быстрый и цепкий, что позволяет сфокусироваться даже на грузовике, быстро проезжающем на небольшом расстоянии от камеры. Резкость опять-таки не вызывает нареканий: уже на диафрагме f/4.5 она очень хороша.
Но есть и ложка дёгтя, связанная с этим зумом. Диапазон фокусных расстояний 18-35 мм, на первый взгляд, роднит его с распространенным «китовым» 18-55 мм, но с ним наш широкоугольник не имеет ничего общего, кроме начала диапазона с 18 мм. Наш объектив более резкий, быстрый и светлый (да, да — f/3.5 уже рабочая диафрагма), но ведь у Nikon есть зум 16-35mm f/4.
Эти 2 мм, которые мы не замечаем в телеположении объектива, на широком угле зачастую очень пригодились бы. Но именно сужение диапазона — расплата за несколько сотен граммов веса и за меньший объём по сравнению с более продвинутым и дорогим широкоугольником.
Во многих ситуациях разница угла обзора совсем не критична: можно отойти на пару шагов или сменить ракурс. Но примерно в одном случае из десяти этот недостаток становится существенным минусом, хотя, пожалуй, и единственным.
Широкий угол позволяет ловить интересные ракурсы и сочетать передний и задний план, заполняя весь кадр. Например, на снимке ниже интересным выглядит обрамление из старинных колонн здания правительства. Без такой «рамки» на том же фокусном расстоянии здание выглядело бы банально.
Перед тем как покинуть 20-миллионный Бомбей-Мумбаи, стоит оставить залитые солнцем улицы и зайти на минуту в самый популярный ресторан в центре города — «Леопольд». Для многих, кто читал книгу Грегори Дэвида Робертса «Шантарам», — это культовое место, ведь здесь происходило множество событий романа. Снимать при помощи камеры здесь нельзя, но благодаря незаметности и скорости маленького AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED удалось с первого раза получить достойный кадр интерьера кафе.
Попрощавшись с шумным Бомбеем, я отправился вглубь Индии — в маленькую деревню Хампи, которая находится среди каменных россыпей, древних храмов и руин жилых построек. Здесь для фотосъёмки чаще всего использовались объективы 18-35 мм и 70-200 мм.
При съёмке архитектуры, в том числе древних живописных резных руин, быстрый и резкий широкоугольник незаменим.
AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED отлично справлялся со своей работой, доставляя удовольствие высокой скоростью фокусировки, удобством и результатами.
Среди живописных развалин от людских глаз скрывается множество живности, а экзотические зелёные попугаи порхают с одной крыши на другую. Фотоохоту на них я устраивал с помощью телеобъектива Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR. Это было настоящее испытание для его автофокуса, ведь летают эти яркие птицы гораздо быстрее, чем голуби или вороны, а сидят на месте всего пару секунд. Автофокус справлялся со своей работой уверенно и чётко, фокусируясь в тени так же успешно, как на ярком солнце, и цепко захватывал попугайчиков в фокус.
Также над древним городом парит множество орлов. Они тоже были запечатлены с помощью телевика. Красивые мощные птицы летают довольно высоко, но фокусного расстояния 200 мм хватает, чтобы достать до них. Как и в случае с попугаями, автофокус Nikon AF-S Nikkor 70–200mm f/4G ED VR играючи справлялся с фокусировкой и фиксацией всех особенностей оперения благородных птиц. Резкость безупречна, общая картинка выглядит великолепно, и даже при значительном увеличении готового кадра пёрышко ложится к пёрышку.
Всюду снуют и хвостатые бурундуки — непоседливые зверьки наполняют жизнью многовековые дома и храмы. Автофокус в следящем режиме и положении переключателя диапазона АФ «3 м — бесконечность» цепко фокусируется на сливающихся с постройками песчаных грызунах. Подчеркну, если вы знаете, что вам не пригодится диапазон до 3 метров, то можно смело переключать в режим «3 м — бесконечность». Это повышает скорость работы автофокуса на всех фокусных расстояниях, но особенно на 200 мм.
Не забудем и про съёмку архитектуры с помощью того же телевика: он незаменим для сложения планов, поскольку визуально соединяет два объекта, находящихся на разном расстоянии от фотографа.
Гора, находящаяся на расстоянии двух километров, визуально заняла место вверху композиции и дополнила фотографию
Также телевик прекрасно подаёт в перспективе однотипные линии и элементы построек, благодаря чему получаются интересные кадры, уводящие взгляд зрителя вдаль. На полученное изображение приятно смотреть, ведь резкость, размытие и рисунок — на высоком уровне благодаря качеству линз этого стекла.
Универсальный Nikon AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR тоже не лежал без дела: помогал в те моменты, когда по дороге снимать ничего не предполагалось, но попадались интересные случайные кадры.
При длительной ходьбе «хобот» Nikon AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR не выезжает, остаётся ровно в том же положении, в каком был оставлен. Точностью и скоростью срабатывания автофокуса я был приятно удивлён: ошибки минимальны, а максимум за секунду он цепляется за то, на что навёлся. После подъёма на 575 ступеней к очередному храму я в полной мере оценил не только скорость автофокуса при съёмке мартышек у храма, но и малый вес объектива.
На красивых закатах также проявилась хорошая бликозащита AF-S Nikkor 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR. Даже при съёмке против солнца контрастность падает не сильно. Паразитных зайцев тоже не появляется, солнце размывается в аккуратную сферу с мягкими краями.
Отдельное удовольствие в путешествии — это встать в 5 утра, сесть на мотоцикл и поехать встречать рассвет среди рисовых полей и кокосовых пальм. Здесь нам пригодятся все фокусные расстояния, при таком свете и с такими видами — раздолье для съёмки пейзажей. Для них подходит как штатник 24-85…
…так и телевик 70-200, чтобы подчеркнуть ряды капелек росы на рисовых побегах.