Вверх

Тест Hasselblad X1D-50c

Камера в работе. Качество изображения

Одним из недостатков среднеформатных камер является их низкая скорость работы на фоне «мелкоматричных» конкурентов. Hasselblad X1D-50c при всей компактности, современности и инновационности также сложно назвать скоростным. Процесс включения занимает около семи секунд, что для современной камеры очень долго. Однако вам не придётся тратить нервы: по аналогии со смартфонами после долгого включения кнопка начинает работать как активатор спящего режима, который позволяет вернуть камеру к работе в разы быстрее.

Hasselblad X1D-50c - ISO 100, F8, 1/640 с, 10.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 10.0 МБCкачать RAW

При работе камера ощутимо греется. Аккумулятор при этом ведёт себя очень стабильно и спокойно. В течение теста он отрабатывал как уличные съёмки, так и студийные фотосеты, хотя имеет не слишком большой ресурс в районе 200 кадров. Я не проводил тест в условиях жары, но у меня есть некоторые опасения, что высокая температура в сочетании с постоянным нагревом камеры не лучшим образом могут сказаться на её работоспособности или уровне шумов.

Как и любая новая камера, Hasselblad X1D-50c требует привыкания. К счастью, недолгого. Несмотря на отличное ноу-хау в виде диска режимов съёмки, в ходе первых, «притирочных» съёмок мой большой палец то и дело задевал колесо регулировки диафрагмы на ручке, что приводило к постоянным сбоям в экспозиции. Сам же экспозамер в камере работает довольно аккуратно, ориентируясь прежде всего на сохранение деталей в светах, поскольку за тени при таком динамическом диапазоне можно не бояться — всё, что нужно, спокойно вытягивается при обработке RAW.

Hasselblad X1D-50c - ISO 100, F8, 1/400 с, 11.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 11.0 МБCкачать RAW

Затвор и выдержка синхронизации

Звук центрального затвора в X1D-50c весьма своеобразный. При нажатии на кнопку у неподготовленного фотографа может возникнуть стойкое ощущение, что внутри что-то сломалось. Шутка ли, услышать механический хруст в камере ценой в более чем 700 тысяч рублей? Впрочем, странный звук с лихвой компенсируется возможностью синхронизироваться со вспышками на всём диапазоне выдержек от 60 до 1/2000 с, и это одно из главных преимуществ Hasselblad X1D-50c перед его конкурентом Fujifilm GFX-50s, где потолок выдержки синхронизации составляет всего 1/125 с. При этом есть и другая особенность — лимит значения выдержки в 1/2000 с несколько ограничивает X1D-50c в съёмках с естественным светом, поэтому некоторые задачи придётся решать посредством прикрытия диафрагмы или использования нейтрально-серых фильтров.

Hasselblad X1D-50c - ISO 200, F11, 1/125 с, 9.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/125 с, 9.0 МБCкачать RAW

Автофокус и серийная съёмка

Автофокус вызвал у меня спорные впечатления. Hasselblad X1D-50c использует контрастный тип автофокусировки, но, как и вся камера в целом, он не слишком тороплив и явно проигрывает многим представителям зеркальных и беззеркальных камер. Неспешно и громко жужжа, X1D-50c наводится на объект за одну-две секунды даже при достаточном количестве света. Если вы поклонник динамичной фотографии, то съёмка может стать для вас испытанием.

Hasselblad X1D-50c - ISO 100, F9, 1/125 с, 11.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/125 с, 11.0 МБCкачать RAW
Hasselblad X1D-50c - ISO 100, F9, 1/125 с, 13.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/125 с, 13.0 МБCкачать RAW

Сложные условия освещения способны вызвать долгие рысканья фокуса с высокой вероятностью его промаха. Кроме того, автофокус несколько раз подводил меня при съёмке сюжетов с высокой контрастностью, выдавая промахи в стопроцентных ситуациях.

Вы можете выбрать одну из 35 точек фокусировки, зажав кнопку AF/MF и параллельно оперируя дисками на передней и задней панелях камеры. Опция не очень удобная и требует привычки. Возможно, в следующих моделях Hasselblad найдут какое-то другое решение для этой настройки. Досадно, что из обещанных 63 точек автофокуса камера получила лишь 35. Ещё более странно, что при наличии тач-скрина Hasselblad не сделали возможной фокусировку на объект с его помощью — казалось бы, решение логичное, и оно вполне может быть реализовано в новых версиях прошивки. Будем ждать их с нетерпением!

Hasselblad X1D-50c - ISO 200, F9, 1/100 с, 6.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/100 с, 6.0 МБCкачать RAW

Также здесь нет режима следящей фокусировки с выбранной точкой фокуса, что, безусловно, является ещё одним минусом. Отчасти Hasselblad можно понять — как я отмечал выше, X1D-50c не создана для репортажей и других быстрых жанров. Об этом говорит и низкая скорость серийной съёмки: максимум до 2,3 кадров в секунду. С такой скоростью камера может продержаться девять кадров, после чего скорость падает. Время записи полного буфера на 280-мегабитную карту памяти SanDisk составит около 22 секунд.

Hasselblad X1D-50c - ISO 400, F8, 1/125 с, 7.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/125 с, 7.0 МБCкачать RAW

Съёмка в студии

Учитывая огромный опыт Hasselblad в разработке камер, предназначенных преимущественно для студийной работы, было бы странно ожидать от новинки провала в родной для неё среде. Мне было интересно посмотреть на возможности X1D, поэтому специально для этого теста мы с командой создали пару этнических образов, предполагающих работу с цветом, использование фактурных тканей, а также сложных и массивных аксессуаров. Всё это идеально подходит для того, чтобы показать, насколько хорошо камера справляется с детализацией. Использование жёсткого света позволило мне создать очень контрастные картинки за счёт глубоких теней, которые легко контролируются при постобработке.

О том, как проходила съёмка — в этом коротком видео:

Неспешно и вдумчиво снимать творческие проекты камерой с такими возможностями одно удовольствие. Hasselblad X1D-50с великолепно передаёт текстуру, показывает мельчайшие детали, отлично контролирует цвет на фотографии и его глубину, благодаря чему цветокоррекция становится более гибкой. Особенностью X1D является идеальная работа с тоном кожи, так что можно забыть про вечное «желтит» и «краснит». Ретушь снимков с такой детализацией для многих может стать проверкой на терпение, но результат, будьте уверены, того стоит.

беззеркальная камера Hasselblad X1D-50c - Тест Hasselblad X1D-50c Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с, 8.0 МБ

Плюсы выдержки синхронизации вплоть до 1/2000 с сложно переоценить любителям портретной фотографии. Короткая выдержка позволяет снизить мощность вспышки при съёмке, а также использовать открытые диафрагмы, применение которых в условиях студии при работе с зеркальными и беззеркальными камерами сильно ограничено. А с учётом огромных размеров сенсора среднеформатной камеры съёмка портретов на открытых диафрагмах приносит настоящее удовольствие за счёт малой глубины резкости изображения.

беззеркальная камера Hasselblad X1D-50c - Тест Hasselblad X1D-50c Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.8, 1/125 с, 9.0 МБ

X1D-50c, безусловно, создан для работы с RAW. Снимки с этой камеры 16-битные, тогда как большинство современных камер ограничиваются в лучшем случае 14-битными изображениями, в том числе и ближайший конкурент новинки от Hasselblad — Fujifilm GFX-50s. Это позволяет X1D сохранить гораздо больше информации в светах и тенях. Я тянул совершенно глухую тень до 3 ступеней экспозиции вверх, пока она не начала шуметь, да и то лишь незначительно. Это же касается и пересветов: спасти слишком яркое небо с новинкой от Hasselblad гораздо проще, чем со многими другими фотоаппаратами. Сами RAW просто гигантские — один такой файл имеет разрешение в 8272×6200 пикселей, «весит» около 110 МБ и, по заявлению Hasselblad, имеет динамический диапазон аж в 14 ступеней, поэтому при покупке такой камеры стоит запастись картами памяти и жёсткими дисками.

Hasselblad X1D-50c - ISO 100, F6.8, 1/180 с, 5.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.8, 1/180 с, 5.0 МБCкачать RAW

В камере есть возможность снимать не только RAW, но и JPEG-файлы. К сожалению, Hasselblad позволяет создавать JPEG с разрешением лишь в ¼ от оригинального размера. Как и любая другая среднеформатная камера, Hasselblad X1D-50c изначально ориентирована на работу с RAW, а внутрикамерный JPEG будет полезен фотографу во вспомогательных целях — например, чтобы оперативно оценить результат съёмки и передать его по Wi-Fi.

Для обработки фотографий Hasselblad предлагает собственное программное обеспечение Phocus, но вы спокойно можете использовать проверенные продукты Adobe Lightroom и Camera Raw. В нашем тесте мы специально даём вам возможность скачать некоторые «сырые» файлы, чтобы вы могли оценить исключительное качество изображения Hasselblad X1D-50c.

Hasselblad X1D-50c - ISO 100, F8, 1/125 с, 6.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с, 6.0 МБCкачать RAW
Hasselblad X1D-50c - ISO 100, F5.6, 1/125 с, 8.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 с, 8.0 МБCкачать RAW

Оценивать качество снимков с подобной камеры лучше даже не по экрану компьютера, а по отпечаткам. Мы в редакции использовали для этого профессиональный фотопринтер Canon PIXMA PRO-100S.

Hasselblad X1D-50c - 1.0 МБ

Эта модель способна работать с форматом бумаги до А3+. Для Hasselblad X1D-50c это, пожалуй, минимальный формат, на котором можно распробовать все достоинства высокого разрешения. Так на отпечатке с собакой отлично различимы мельчайшие элементы шерсти, находящиеся в зоне резкости.

Hasselblad X1D-50c - 1.0 МБ
Hasselblad X1D-50c - 1.0 МБ

В Canon PIXMA PRO-100S используется восьмицветная система печати, способная идеально воспроизводить детали и полутона как в самых светлых, так и в самых тёмных участках. За счёт этого в тенях на отпечатке нет «запечатанного» чёрного цвета: отлично читаются и текстуры, и градиенты. При этом камера смогла обеспечить очень чистые тени: без шума, паразитных цветов и других артефактов. Вот где раскрываются преимущества широкого динамического диапазона.

Hasselblad X1D-50c - 2.0 МБ

ISO и съёмка при недостаточном освещении

Диапазон ISO в Hasselblad X1D-50c установлен до значения 25600. Впечатляющая для подобных камер цифра! Я был полон скептицизма насчёт рабочих ISO этой камеры, но на практике она способна выдавать качественное, пригодное для коммерческого использования изображение вплоть до ISO 6400 — неплохо для светолюбивого среднего формата.

При минимальном значении ISO 100–200 изображение кажется идеальным: контрастным и высокодетализированным. В диапазоне ISO 400–800 картинка по-прежнему не шумит.

Hasselblad X1D-50c - ISO 800, F3.2, 1/750 с, 4.0 МБ Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 800, F3.2, 1/750 с, 4.0 МБCкачать RAW

Небольшое зерно начинает появляться со значения ISO 1600, однако потери деталей при этом не происходит. Изображение начинает «рушиться» при использовании значения ISO 12800, когда шумы становятся существенными. При этом картинка остаётся условно рабочей, а значение «потолка» в 25600 я бы советовал использовать только в самых крайних случаях.

Несмотря на высокие рабочие значения ISO, такой камере не помешала бы подстраховка в виде внутрикамерной стабилизации изображения, особенно с учётом не самой высокой светосилы объективов. Однако в Hasselblad X1D-50c, как и в объективах камеры, её, увы, нет. И мяч уже на стороне Fujifilm GFX-50s, которая эту опцию имеет.

Видеорежим

Hasselblad X1D-50c имеет возможность записывать видеоролики. Сенсор камеры не позволил реализовать в ней режим 4K как в случае с H6D-100c, поэтому параметры видео для наших дней довольно скромные — Full HD 1080p, 25 кадров в секунду со сжатием H.264. Для серьёзной работы с видео X1D-50c едва ли можно использовать: при съёмке роликов камера не поддерживает автофокус, а также может выдавать сильные искажения за счёт «роллинг шаттера», что делает режим видео пригодным разве что для статичных сюжетов, но не для динамики.

Содержание:

Опубликовано: 18.04.2017

Обсудить
Fa8cf392 08be 4a60 9589 8ff34c8d7f8e square 100
Александр Хохлов
Опубликовано 18.04.2017

Московский фотограф, работающий в жанре портретной арт-фотографии. В 2012 году получил мировую известность благодаря серии черно-белых портретов"Weird Beauty", а серия "2D or not 2D" вошла в топ-10 российских проектов 2013 года по версии российского интернет-журнала "Designcollector". В настоящее время продолжает творческие эксперименты с лицами, трансформируя их в узнаваемые формы с помощью техник макияжа и различных материалов.
В 2015 и 2016 годах Александр стал призером международных конкурсов One Eyeland Photography Awards и Neutral Density Photography Awards в категории "Fine Art", заняв соответственно второе и третье места.
Работы Александра Хохлова представлены в крупнейших мировых СМИ, среди которых Wired, Professional Photographer, Practical Photography, Polka Magazine, Scientific American Mind, Daily Mail и многие другие.

www.alexanderkhokhlov.com

robi, 2017-07-23T09:03:37

ты фотки их сравнивал,эксперддд?

Александр Савочкин, 2017-06-13T21:20:10

Там не совсем центральные затворы. Да, они встроены в объектив, но устроены иначе: там два ламеля движутся один за другим в одном направлении, как в шторном затворе, а у центрального затвора ламели совершают возвратно-поступательное движение. Поэтому у центральных затворов 1/500 уже хайтек со сверхзвуковой скоростью движения ламелей, а затворы в мыльницах легко отрабатывают 1/2000.

Лейтенант Коломбо, 2017-06-13T13:18:31

> как известно, центральные затворы довольно дороги

И при этом на всех без исключения мыльницах стоят именно они - центральные затворы. С таким же потолком скорости срабатывания 1/2000.

Жорж, 2017-05-05T08:11:59

Безусловно.
Тем не менее разные размеры матрицы для разных задач. Нет смысла сравнивать их между собой.

The Phenom, 2017-05-04T20:54:29

К слову о фуджи, как минимум по части работы с исо, сравниться с ними могут единицы, даже среди топовых полнокадровых камер. Надо отдать должное, рабочее исо до 12800, это очень сильно даже для полнокадрового флагмана, не говоря уже про кроповые матрицы.

Жорж, 2017-05-03T07:09:12

Подождите, мы ведь говорим именно про средний формат. Тут не только в детализации дело. бОльший сенсор банально имеет другую оптику с другими фокусными и т.д.
Сравнивать его с ФФ это все равно что сравнивать теплое с мягким.
Точно так же бредом будет сравнение APC-S и ФФ...как бы маркетологи фуджи не утверждали обратное.

The Phenom, 2017-04-30T08:05:19

Кстати, вот отличная идея для теста админам, провести практическое сравнение подобных камер, думаю многим было бы очень интересно. Не так давно видел тест Фуджи - вот он действительно поразил своим качествоим изображения и ему в альтернативу приводили как раз Сони. Было бы интересно сравнение этих трех камер, так что если у администрации есть такая возможность, думаю многие будут очень благодарны. =)

Александр Хохлов, 2017-04-29T21:40:51

1. "и, кстати, в детализации не уступает"
Уступает ) Размер сенсора имеет значение.
2. "среднеформатка за 700к, которая уступает практически во всем полнокадровым флагманам за 200к и ниже"
X1D снимает и передает цвет лучше, чем любая камера из перечисленных вами. И, как написано в тесте, это его главное достоинство. Проблемы в другом.

The Phenom, 2017-04-29T20:24:37

Есть куча полнокадровых систем, которые не хуже в детализации и лучше по любому из других показателей. Достаточно сравнить например с A99mII и станет понятно, где камера для любителя, а где камера для профессионала. Что может предложить X1D, кроме бренда и слов "средний формат"?)

The Phenom, 2017-04-29T20:19:16

Так в том то и дело, что разный класс и совершенно разные ценовые категории, но почему то фотоаппарат более низшего класса оказывается лучше по подавляющему большинству показателей и, кстати, в детализации не уступает. И это мы говорим еще про беззеркальную систему, которая также имеет недостатки, а если провести параллель с какой нибудь A99mII, то там и вовсе отрыв будет колоссальный. Больше чем уверен, что обновка D810 от Никона еще дальше увеличит этот отрыв. Просто вся суть в рентабельности вложений, если между кропом и полным кадром разница есть и она более чем существенна, то здесь мы имеем какую то странную ситуацию - среднеформатка за 700к, которая уступает практически во всем полнокадровым флагманам за 200к и ниже. Нишевое устройство для богатых фанатов фирмы=)

Александр Хохлов, 2017-04-29T06:11:58

Сравнивать X1D с Sony A7RII не совсем корректно - все-таки это разные классы и соответственно разные ценовые категории. Уместнее сравнивать с ближайшим конкурентом Fujifilm GFX-50s, который при наличии того же сенсора намного быстрее, богат настройками и при этом бюджетнее. Но все, на мой взгляд, относительно - для кого-то бюджетный среднеформатный Hasselblad (цены на который обычно начинаются от 2 млн.) покажется более интересным предложением, чем дорогой (относительно X-серии) Фуджи. Но при этом Хасселю, безусловно, надо срочно проводить работу над ошибками - система пока еще слишком сырая.

Жорж, 2017-04-28T08:17:18

это что за гораздо более дешевый средний формат?

The Phenom, 2017-04-27T13:45:19

Вот это как раз таки - камера для фотолюбителей. Богатых фотолюбителей, которые могут себе позволить крутой бренд не обращая внимание на деньги. А для профессионалов есть аппаратура гораздо лучше оснащенная и гораздо дешевле.

The Phenom, 2017-04-27T13:35:28

А есть какой нибудь плюс у этой камеры, кроме того что это крутой бренд и то что средний формат, это типа эксклюзивно и модно? Вы просто вдумайтесь, о чем вы тут спорите в комментах - вы ищете компромисы у фотоаппарата за 700 тысяч рублей! Да за такой чек у него не должно быть вообще никаких компромисов, а по факту мы имеем аппарат, стоимостью почти миллион, который уступает ВО ВСЕМ Sony A7RII. Не более чем маркетинговый ход для богатых любителей.

Nikolay Rykov, 2017-04-26T18:00:51

Скорость синхронизации важна только для съемки динамики на улице. В противном случае ставите ND фильтр на камеру и снимаете хоть с открытой диафрагмой на солнышке.

Sergey Shestakov, 2017-04-19T19:55:10

Гораздо больше на форумах таких , кто не терпит вообще ни малейшей критики и сразу им нужно меряться чье фото длиннее .
Я вас не учил а просто дал добрый совет , а вы я смотрю сильно распереживались за свой имидж.
Кстати извиняюсь за комент с чуством такта, это я Георгию отвечал и по ошибке ответил вам! )))

Alexander Khokhlov, 2017-04-19T19:31:58

Меня не интересуют все - я же конкретно Вас прошу. Вы меня учите, как снимать, вот мне и интересно, от кого я получаю мастер-класс.

Sergey Shestakov, 2017-04-19T18:55:57

Конечно же все несогласные с вами обязаны предоставлять собственные кадры для подтверждения своей правоты! Да еще при этом арфография непременно должна вас устраивать!)))))))
Тактичность я смотрю у вас прсто на высоте!

Александр Савочкин, 2017-04-19T18:17:56

Увы, в режиме HSS ведущее число ощутимо проседает. Тут мог бы помочь электронный затвор, но его не всегда возможно реализовать с приемлемыми характеристиками.

Sergey Shestakov, 2017-04-19T18:09:25

Новейшие электронно-компьютерные технологии позволили преодолеть ограничение на диапазон выдержек, накладываемое конструкцией шторно-щелевого затвора. Идея синхронизации на сверхкоротких выдержках, реализованная уже большинством производителей зеркальных цифровых аппаратов под названиями HSS (High Speed Sync.) и FP (Focal Plane sync.) весьма проста, но в то же время - изящна. Достаточно просто "заставить" лампу-вспышку излучать не один короткий и мощный импульс света, а генерировать в течение всего времени работы затвора множество маломощных импульсов с очень высокой частотой следования, практически сливающихся в один продолжительный импульс света. То есть заставить вспышку излучать практически постоянный свет.
Поэтому ставить центральный затвор нет смысла , здесь я с вами согласен! Да в студии все проще, я же акцентирую внимание на стремлении инженеров Фуджи вообще создать продукт который будет и продоваем и даст максимум качества при сьемке! 420ооо рублей не начале продаж это круто! И картинка Хасселя стоит почти в два раза дороже при том же качестве!

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8