Камера в работе. Качество изображения
Одним из недостатков среднеформатных камер является их низкая скорость работы на фоне «мелкоматричных» конкурентов. Hasselblad X1D-50c при всей компактности, современности и инновационности также сложно назвать скоростным. Процесс включения занимает около семи секунд, что для современной камеры очень долго. Однако вам не придётся тратить нервы: по аналогии со смартфонами после долгого включения кнопка начинает работать как активатор спящего режима, который позволяет вернуть камеру к работе в разы быстрее.
При работе камера ощутимо греется. Аккумулятор при этом ведёт себя очень стабильно и спокойно. В течение теста он отрабатывал как уличные съёмки, так и студийные фотосеты, хотя имеет не слишком большой ресурс в районе 200 кадров. Я не проводил тест в условиях жары, но у меня есть некоторые опасения, что высокая температура в сочетании с постоянным нагревом камеры не лучшим образом могут сказаться на её работоспособности или уровне шумов.
Как и любая новая камера, Hasselblad X1D-50c требует привыкания. К счастью, недолгого. Несмотря на отличное ноу-хау в виде диска режимов съёмки, в ходе первых, «притирочных» съёмок мой большой палец то и дело задевал колесо регулировки диафрагмы на ручке, что приводило к постоянным сбоям в экспозиции. Сам же экспозамер в камере работает довольно аккуратно, ориентируясь прежде всего на сохранение деталей в светах, поскольку за тени при таком динамическом диапазоне можно не бояться — всё, что нужно, спокойно вытягивается при обработке RAW.
Затвор и выдержка синхронизации
Звук центрального затвора в X1D-50c весьма своеобразный. При нажатии на кнопку у неподготовленного фотографа может возникнуть стойкое ощущение, что внутри что-то сломалось. Шутка ли, услышать механический хруст в камере ценой в более чем 700 тысяч рублей? Впрочем, странный звук с лихвой компенсируется возможностью синхронизироваться со вспышками на всём диапазоне выдержек от 60 до 1/2000 с, и это одно из главных преимуществ Hasselblad X1D-50c перед его конкурентом Fujifilm GFX-50s, где потолок выдержки синхронизации составляет всего 1/125 с. При этом есть и другая особенность — лимит значения выдержки в 1/2000 с несколько ограничивает X1D-50c в съёмках с естественным светом, поэтому некоторые задачи придётся решать посредством прикрытия диафрагмы или использования нейтрально-серых фильтров.
Автофокус и серийная съёмка
Автофокус вызвал у меня спорные впечатления. Hasselblad X1D-50c использует контрастный тип автофокусировки, но, как и вся камера в целом, он не слишком тороплив и явно проигрывает многим представителям зеркальных и беззеркальных камер. Неспешно и громко жужжа, X1D-50c наводится на объект за одну-две секунды даже при достаточном количестве света. Если вы поклонник динамичной фотографии, то съёмка может стать для вас испытанием.
Сложные условия освещения способны вызвать долгие рысканья фокуса с высокой вероятностью его промаха. Кроме того, автофокус несколько раз подводил меня при съёмке сюжетов с высокой контрастностью, выдавая промахи в стопроцентных ситуациях.
Вы можете выбрать одну из 35 точек фокусировки, зажав кнопку AF/MF и параллельно оперируя дисками на передней и задней панелях камеры. Опция не очень удобная и требует привычки. Возможно, в следующих моделях Hasselblad найдут какое-то другое решение для этой настройки. Досадно, что из обещанных 63 точек автофокуса камера получила лишь 35. Ещё более странно, что при наличии тач-скрина Hasselblad не сделали возможной фокусировку на объект с его помощью — казалось бы, решение логичное, и оно вполне может быть реализовано в новых версиях прошивки. Будем ждать их с нетерпением!
Также здесь нет режима следящей фокусировки с выбранной точкой фокуса, что, безусловно, является ещё одним минусом. Отчасти Hasselblad можно понять — как я отмечал выше, X1D-50c не создана для репортажей и других быстрых жанров. Об этом говорит и низкая скорость серийной съёмки: максимум до 2,3 кадров в секунду. С такой скоростью камера может продержаться девять кадров, после чего скорость падает. Время записи полного буфера на 280-мегабитную карту памяти SanDisk составит около 22 секунд.
Съёмка в студии
Учитывая огромный опыт Hasselblad в разработке камер, предназначенных преимущественно для студийной работы, было бы странно ожидать от новинки провала в родной для неё среде. Мне было интересно посмотреть на возможности X1D, поэтому специально для этого теста мы с командой создали пару этнических образов, предполагающих работу с цветом, использование фактурных тканей, а также сложных и массивных аксессуаров. Всё это идеально подходит для того, чтобы показать, насколько хорошо камера справляется с детализацией. Использование жёсткого света позволило мне создать очень контрастные картинки за счёт глубоких теней, которые легко контролируются при постобработке.
О том, как проходила съёмка — в этом коротком видео:
Неспешно и вдумчиво снимать творческие проекты камерой с такими возможностями одно удовольствие. Hasselblad X1D-50с великолепно передаёт текстуру, показывает мельчайшие детали, отлично контролирует цвет на фотографии и его глубину, благодаря чему цветокоррекция становится более гибкой. Особенностью X1D является идеальная работа с тоном кожи, так что можно забыть про вечное «желтит» и «краснит». Ретушь снимков с такой детализацией для многих может стать проверкой на терпение, но результат, будьте уверены, того стоит.
Плюсы выдержки синхронизации вплоть до 1/2000 с сложно переоценить любителям портретной фотографии. Короткая выдержка позволяет снизить мощность вспышки при съёмке, а также использовать открытые диафрагмы, применение которых в условиях студии при работе с зеркальными и беззеркальными камерами сильно ограничено. А с учётом огромных размеров сенсора среднеформатной камеры съёмка портретов на открытых диафрагмах приносит настоящее удовольствие за счёт малой глубины резкости изображения.
X1D-50c, безусловно, создан для работы с RAW. Снимки с этой камеры 16-битные, тогда как большинство современных камер ограничиваются в лучшем случае 14-битными изображениями, в том числе и ближайший конкурент новинки от Hasselblad — Fujifilm GFX-50s. Это позволяет X1D сохранить гораздо больше информации в светах и тенях. Я тянул совершенно глухую тень до 3 ступеней экспозиции вверх, пока она не начала шуметь, да и то лишь незначительно. Это же касается и пересветов: спасти слишком яркое небо с новинкой от Hasselblad гораздо проще, чем со многими другими фотоаппаратами. Сами RAW просто гигантские — один такой файл имеет разрешение в 8272×6200 пикселей, «весит» около 110 МБ и, по заявлению Hasselblad, имеет динамический диапазон аж в 14 ступеней, поэтому при покупке такой камеры стоит запастись картами памяти и жёсткими дисками.
В камере есть возможность снимать не только RAW, но и JPEG-файлы. К сожалению, Hasselblad позволяет создавать JPEG с разрешением лишь в ¼ от оригинального размера. Как и любая другая среднеформатная камера, Hasselblad X1D-50c изначально ориентирована на работу с RAW, а внутрикамерный JPEG будет полезен фотографу во вспомогательных целях — например, чтобы оперативно оценить результат съёмки и передать его по Wi-Fi.
Для обработки фотографий Hasselblad предлагает собственное программное обеспечение Phocus, но вы спокойно можете использовать проверенные продукты Adobe Lightroom и Camera Raw. В нашем тесте мы специально даём вам возможность скачать некоторые «сырые» файлы, чтобы вы могли оценить исключительное качество изображения Hasselblad X1D-50c.
Оценивать качество снимков с подобной камеры лучше даже не по экрану компьютера, а по отпечаткам. Мы в редакции использовали для этого профессиональный фотопринтер Canon PIXMA PRO-100S.
Эта модель способна работать с форматом бумаги до А3+. Для Hasselblad X1D-50c это, пожалуй, минимальный формат, на котором можно распробовать все достоинства высокого разрешения. Так на отпечатке с собакой отлично различимы мельчайшие элементы шерсти, находящиеся в зоне резкости.
В Canon PIXMA PRO-100S используется восьмицветная система печати, способная идеально воспроизводить детали и полутона как в самых светлых, так и в самых тёмных участках. За счёт этого в тенях на отпечатке нет «запечатанного» чёрного цвета: отлично читаются и текстуры, и градиенты. При этом камера смогла обеспечить очень чистые тени: без шума, паразитных цветов и других артефактов. Вот где раскрываются преимущества широкого динамического диапазона.
ISO и съёмка при недостаточном освещении
Диапазон ISO в Hasselblad X1D-50c установлен до значения 25600. Впечатляющая для подобных камер цифра! Я был полон скептицизма насчёт рабочих ISO этой камеры, но на практике она способна выдавать качественное, пригодное для коммерческого использования изображение вплоть до ISO 6400 — неплохо для светолюбивого среднего формата.
При минимальном значении ISO 100–200 изображение кажется идеальным: контрастным и высокодетализированным. В диапазоне ISO 400–800 картинка по-прежнему не шумит.
Небольшое зерно начинает появляться со значения ISO 1600, однако потери деталей при этом не происходит. Изображение начинает «рушиться» при использовании значения ISO 12800, когда шумы становятся существенными. При этом картинка остаётся условно рабочей, а значение «потолка» в 25600 я бы советовал использовать только в самых крайних случаях.
Несмотря на высокие рабочие значения ISO, такой камере не помешала бы подстраховка в виде внутрикамерной стабилизации изображения, особенно с учётом не самой высокой светосилы объективов. Однако в Hasselblad X1D-50c, как и в объективах камеры, её, увы, нет. И мяч уже на стороне Fujifilm GFX-50s, которая эту опцию имеет.
Видеорежим
Hasselblad X1D-50c имеет возможность записывать видеоролики. Сенсор камеры не позволил реализовать в ней режим 4K как в случае с H6D-100c, поэтому параметры видео для наших дней довольно скромные — Full HD 1080p, 25 кадров в секунду со сжатием H.264. Для серьёзной работы с видео X1D-50c едва ли можно использовать: при съёмке роликов камера не поддерживает автофокус, а также может выдавать сильные искажения за счёт «роллинг шаттера», что делает режим видео пригодным разве что для статичных сюжетов, но не для динамики.