Вверх
9bb027dc 8884 43f0 88e9 b2c293345c8b

Тест Hasselblad X1D-50c

Дата публикации: 18.04.2017

Знакомство с камерой

Тест Hasselblad X1D-50c

До недавнего времени среднеформатные камеры представляли собой очень небольшой сегмент рынка фототехники. Причиной тому являлась их крайне узкая специализация — «среднеформатники» тяжелы, неторопливы в работе, светолюбивы (из-за небольшого диапазона ISO редко используются вне студии или без штатива) и при этом чрезвычайно дороги. Позволить себе приобрести камеру по цене люксового автомобиля, а где-то и небольшой квартиры может лишь очень успешный коммерческий фотограф. Исключением стала компания Pentax, выпустившая на рынок относительно недорогую модель 645Z, при всех своих достоинствах остающуюся громоздкой и тяжёлой среднеформатной камерой.

Высочайшее качество изображения, которое предлагают среднеформатные камеры, стоило больших денег. Их огромные сенсоры и первоклассная оптика позволяют получать снимки исключительной детализации, цветопередачи и глубины. Но времена меняются — всё меньше людей готовы выкладывать десятки тысяч долларов на фототехнику, а впечатляющие размеры и вес камер постепенно остаются в прошлом.

Динамичное развитие технологий среди полнокадровых зеркалок и беззеркальных камер ещё больше осложнило жизнь среднему формату. К примеру, компания Sony со своей флагманской 42-мегапиксельной камерой A7RM2 и оптикой G Master доказала, что современные полнокадровые беззеркалки по качеству изображения очень сильно приблизились к среднеформатным камерам, при этом оставаясь компактными, функциональными и очень удобными в работе. Появление новой системы в сегменте среднего формата было вопросом времени, и первым на смену правил решился один из главных игроков рынка, легендарный бренд Hasselblad, представивший в этом году камеру X1D-50c.

Hasselblad — один из старейших производителей фотокамер, имеющий за плечами более чем полуторавековую историю. За исключительное качество камеры Hasselblad в 1962 году начала использовать NASA. Это положительно отразилось на раскрутке бренда среди профессиональных фотографов, и камеры Hasselblad до сих установлены на некоторых американских космических аппаратах.

Hasselblad X1D УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/125 сCкачать RAW

В своём современном развитии компания делала упор на цифровые среднеформатные камеры, но это дорогой и узкий сегмент рынка. Hasselblad менял акционера и даже производство, продолжая искать новые для себя сферы. Например, ещё совсем недавно компания активно сотрудничала с Sony, выпуская под своим брендом люксовые версии популярных системных камер, включая Sony A7R. Возможно, именно это сотрудничество подтолкнуло их к созданию собственной беззеркальной камеры.

X1D-50с — это полностью самостоятельная разработка Hasselblad. По словам генерального директора Hasselblad Перри Оостинга, разработанная в конце 2014 года электронная платформа предназначалась сразу для двух новых моделей — H6D и собственно X1D. Чтобы не замедлять процесс, было создано две команды для работы над каждой из камер. В случае H6D всё понятно: это славный продолжатель традиций среднеформатной фототехники Hasselblad, флагман системы, модернизированный с учётом времени и технологий. Hasselblad X1D-50с — более амбициозный проект, призванный расширить аудиторию пользователей среднеформатных камер класса high-end за счёт компактности, возможности работать вне студии, а также приемлемой для такого типа камер цены при сохранении знаменитого качества от Hasselblad. Насколько это получилось, мы сейчас и разберёмся.

Внешний вид и эргономика

Встречают, как говорится, по одёжке. Дизайнеры постарались на славу: камера выглядит очень стильно, современно, дорого и при этом по-скандинавски лаконично. Поначалу она была представлена только в серебристо-чёрном варианте, но в настоящее время X1D-50c доступна к заказу в версии 4116 Edition, имеющей чёрный цвет. Корпус сделан из алюминия и имеет пыле- и влагозащиту, что позволяет использовать её не только в условиях студии. Правда, всепогодной камеру не назовёшь — производитель гарантирует работу до -10 °C, что требует осторожности при её использовании в условиях суровых русских зим.

Hasselblad X1D-50с получилась компактной по сравнению со своими старшими собратьями. Размеры в целом аналогичны полнокадровым зеркальным камерам, а вес в 725 грамм с учётом аккумулятора даже меньше многих из них. При этом в руках Hasselblad X1D-50c не кажется пушинкой — камера отлично сбалансирована. Немного скошенная вперёд ручка «хвата» камеры не нагружает руку, а её качественное резиновое покрытие предотвращает случайное выскальзывание из рук. При этом высоты корпуса достаточно для комфортной работы, тогда как многим обычным фотокамерам (как беззеркальным, так и зеркальным) без батарейного блока не достаёт ухватистости.

При установке объектива первым делом обращает на себя внимание огромный сенсор камеры. 50-мегапиксельная CMOS-матрица имеет размеры 43,8×32,9 мм и, по сути, унаследована от своего старшего собрата Hasselblad H6D-50c (правда, будучи адаптированной под использование высоких ISO). Выпускать версию X1D со 100-мегапиксельным сенсором по аналогии с H6D-100c в Hasselblad не планируют — в компактный корпус камеры гигантская матрица размером 53,4×40 мм просто не поместится. Да и зачем? Сенсор большего размера сделает камеру существенно дороже, а в компании твёрдо намерены придерживаться заявленной цены (и без того не слишком низкой), чтобы привлечь в семью Hasselblad и сегмент среднеформатных камер новую категорию покупателей.

Мы тестируем Hasselblad X1D-50c в комплекте с двумя объективами — XCD 45mm f/3.5 и XCD 90mm f/3.2. Установка линз на объектив Hasselblad X1D-50c требует некоторой привычки. Байонет у камеры очень тугой, поэтому для накручивания и снятия линзы потребуется приложить усилия. В настоящее время в системной линейке есть ещё один широкоугольный фикс XCD 30mm f/3.5, а до конца года Hasselblad обещают порадовать любителей макросъёмки объективом XCD 120mm f/3.5. Зум-объективы для новой системы также в планах компании, причём в самых краткосрочных. Несмотря на то что парк оптики серии XCD пока невелик, Hasselblad сделал возможным использование вместе с камерой любых объективов из серии H через специальный переходник, позволяющий использовать автофокус самых современных объективов со встроенным мотором. Ближайший конкурент Fujifilm GFX-50s, к слову, имеет поддержку гораздо большего количества неродных объективов, в том числе и серии H, однако адаптер Fujifilm для линз Hasselblad обойдётся дороже ($659 против $350) и при этом не может похвастаться поддержкой автофокуса.

Шведы не были бы шведами, если б не использовали в своих разработках простые, но полезные технические решения. В случае с Hasselblad X1D-50c одним из таких решений стал диск изменения режимов съёмки, который утапливается в корпус одним нажатием пальца, предотвращая случайный сбой параметра.

Ещё одним отличным решением является двойная фиксация аккумулятора в гнезде, выполненная по аналогии с Leica. Аккумулятор после нажатия на рычажок показывается из гнезда лишь на четверть, после чего извлекается небольшим дополнительным нажатием на него. Сделано это для безопасности: чтобы избежать случайного падения аккумулятора на пол. Кстати, традиционной зарядки для камеры в комплекте вы не найдёте — сетевой адаптер подключается непосредственно к аккумулятору. На мой взгляд, это очередной реверанс в сторону лаконичного стиля новой системы с минимумом деталей.

Заднюю панель камеры более чем наполовину занимает большой трёхдюймовый 24-битный TFT-дисплей с разрешением 920000 точек. Для дисплеев современных камер разрешение не самое высокое, но зато экран имеет функцию сенсорного управления. Практически все основные функции вынесены в меню, управлять которым можно с помощью тач-скрина. Дисплей существенно облегчает и просмотр фотографий, которые перелистываются простым движением пальца и могут быть увеличены на экране по аналогии с сенсорными смартфонами. Пожалеть можно только об отсутствии возможности поворота дисплея, которая добавляет современным зеркальным и беззеркальным камерам функциональности за счёт оперативной фокусировки по экрану с разных ракурсов.

Цветопередача экрана мне показалась неидеальной, с уклоном в зелёный цвет. Поначалу я даже грешил на некорректную работу баланса белого, однако ситуация не изменилась и после ручной настройки. Для подстраховки можно скинуть превью картинки в JPEG с помощью Wi-Fi, чтобы оценить баланс на компьютере или планшете, однако этот процесс потребует времени. Успокаивает одно — это первая в моей жизни камера, снимки с которой выглядят лучше на экране компьютера, а не наоборот.

Вместо традиционного оптического видоискателя в Hasselblad X1D-50c установлен электронный от Epson с 2,36 млн точек. В премиум-сегменте это не лучшее технологическое решение. Передовым 4-мегапиксельным видоискателем от Epson пока может похвастаться лишь Leica SL. Тем не менее в X1D-50c видоискатель справляется со своей работой на очень хорошем уровне. Фотограф видит всю информацию о параметрах съёмки внизу рамки, а для тех, кто носит очки, предусмотрена встроенная диоптрийная настройка. Общее крайне позитивное впечатление смазали лишь небольшие рывки при панорамировании сюжета, однако в этом вина не столько видоискателя, сколько общей невысокой скорости работы камеры.

В X1D-50c предусмотрено два слота для SD-карт с поддержкой UHS-II — весьма продуманное решение, учитывая размер получаемых фотографий (около 110 МБ в формате 3FR). Вы можете вести съёмку сразу на две карты либо на вторую после заполнения первой. В режиме RAW+JPEG у фотографа есть возможность записывать RAW на одну карту памяти, а JPEG-файлы дублировать на вторую. Кроме того, инженеры снабдили камеру интерфейсом USB 3.0 (со скоростью 5 гигабит в секунду) и miniHDMI, а также разъёмами для микрофона и наушников.

Дата публикации: 18.04.2017
Комментировать
Главы:123
Далее «Камера в работе. Качество изображения»
Fa8cf392 08be 4a60 9589 8ff34c8d7f8e square 100
Александр Хохлов

Московский фотограф, работающий в жанре портретной арт-фотографии. В 2012 году получил мировую известность благодаря серии черно-белых портретов"Weird Beauty", а серия "2D or not 2D" вошла в топ-10 российских проектов 2013 года по версии российского интернет-журнала "Designcollector". В настоящее время продолжает творческие эксперименты с лицами, трансформируя их в узнаваемые формы с помощью техник макияжа и различных материалов.
В 2015 и 2016 годах Александр стал призером международных конкурсов One Eyeland Photography Awards и Neutral Density Photography Awards в категории "Fine Art", заняв соответственно второе и третье места.
Работы Александра Хохлова представлены в крупнейших мировых СМИ, среди которых Wired, Professional Photographer, Practical Photography, Polka Magazine, Scientific American Mind, Daily Mail и многие другие.

www.alexanderkhokhlov.com

comments powered by Disqus