Фотоаппарат в работе
Скорость работы
Когда с обликом камеры мы познакомились, самое время испытать ее скоростные характеристики. Начнем со времени включения. Производитель обещает, что оно займет не более 0,5 секунды. Здесь все по честному: действительно, через полсекунды на экране появляется изображение. Но не забывайте, что вам понадобится еще сфокусироваться перед съемкой… Так что от первого кадра вас отделяет в среднем около 1 секунды. Жмем на спуск: лага затвора не ощущается, и это здорово. А что с серийной съемкой? Если съемка ведется в RAW+JPG в самом высоком качестве, вы можете рассчитывать на непрерывную серию из восьми кадров со скоростью 7 кадров/с. После этого буфер заполняется, и скорость падает примерно до 1 кадра/с (при использовании карты памяти со скоростью записи 30 МБ/с). Если же снимать в RAW, то на скорости 7 кадров/с нам удалось сделать около 25 снимков, потом темп съемки несколько сбился, но остался высоким.
Съемка в RAW+JPG
Съемка в JPG
Каких-либо претензий по работе с меню не возникло: здесь нет никаких притормаживаний и подвисаний.
Фокусировка
Fujifilm X-E2 — первая системная камера этого производителя, в которой была применена гибридная система фокусировки (напомню, что около года назад такую системы мы увидели в компактах Fujifilm X100s и Fujifilm X20). Непосредственно на матрице под более чем 100000 зеленых пикселей на 36% площади кадра расположены датчики фазовой детекции, которые работают совместно с контрастным автофокусом, помогая автоматике точно выбрать направление смещения фокусировочной группы линз. На практике это выливается в отсутствие “рысканья” объектива, столь характерного для чисто контрастного автофокуса.
Второй приятной особенность автофокуса X-E2 стало новое расположение кнопки выбора зоны АФ. С левого края камеры она перекочевала на навипэд, доступный для нажатия большим пальцем правой руки. И теперь точку фокусировки можно выбирать, не отрываясь от видоискателя.
Выше я писал, что датчики фазовой детекции покрывают 36% центральной области кадра. И при выборе точки фокусировки это нужно учитывать: если выбрать зону ближе к краю, то скорость автофокуса, до этого не вызывавшая никаких нареканий, снижается из-за подергиваний и рысканья объектива в условиях плохой освещенности. На ярком солнце, как это и должно быть, камера фокусируется без проблем.
Новый процессор и датчики фазовой детекции на матрице позволили также реализовать в камере два интересных способа ручной фокусировки. Кроме традиционного увеличения фрагмента изображения на экране теперь есть цифровое раздерение и пикинг. В первом случае центральная область кадра становится черно-белой: это задействуются только пиксели фазовой детекции. Область разделяется на на несколько полосок, изображение в которых совместится лишь в одном случае — если вы попали в резкость. Все точно так же, как в старых добрых дальномерках. Второй способ — пикинг — хорошо знаком нам по другим фото- и видеокамерам: зона резкости на экране или в видоискателе камеры выделяется увеличенным контрастом. Силу выделения можно регулировать, а вот цвет выделения выбрать нельзя.
В контексте применения сторонней оптики (в том числе оптики Leica, под которую выпускаются даже фирменные переходники) наличие таких функций выглядит весьма оправданным.
В Fujifilm X-E2 появилась функция распознавания лиц. Удивительно, но спустя много лет профессиональные фотографы все-таки “распробовали” ее. Во всяком случае, представители компании сообщают, что функция была добавлена по многочисленным просьбам фотографов, снимающих на предыдущие модели Fujifilm серии X.
Управление
Управление X-E2 потребует от фотографа некоторого привыкания. Начнем с того, что привычного диска выбора режимов у X-E2 просто нет! Отдельно выставляешь выдержку с помощью специального барабана, отдельно диафрагму — с помощью кольца на объективе. Так работает ручной режим. Если нужен режим приоритета выдержки или режим приоритета диафрагмы, то переключаем один из селекторов (диафрагмы или выдержки соответственно) в автоматическое положение. Нужен программный режим — ставим и кольцо диафрагмы, и барабанчик выдержки в положение А.
Чувствительность настраивается отдельной кнопкой — Fn. Впрочем, ее функцию вы можете и переназначить. На задней панели также есть программируемая кнопка. Остальные настройки можно поменять в основном или быстром экранном меню. В целом к оперативности управления никаких претензий нет — все на уровне современных полупрофессиональных камер.
Основное меню предельно понятно и просто устроено. Оно разбито на несколько вкладок, навигация по которым осуществляется при помощи навипэда.
Работа с камерой
Здесь я хотел бы поделиться некоторыми субъективными замечаниями по работе с фотоаппаратом. И первое, на чем я останавливаю внимание — это размер. Размер имеет значение. Да, камера получилась не совсем миниатюрной (мы видели и куда более маленькие системные фотоаппараты). Но в итоге места она занимает ощутимо меньше, чем зеркалка. Особенно, если брать с собой пару объективов. А чем удобнее носить камеру, тем больше интересных кадров вас ждет.
Можно сколь угодно долго спорить о том, как удобнее строить кадр: по дисплею или по видоискателю. Для повседневной съемки я предпочитаю дисплей — он дает большую свободу в выборе точки съемки. Жаль, но почему-то разработчики не реализовали в X-E2 механизм поворота или наклона дисплея. Что касается видоискателя, то он оставил куда более приятные впечателния, чем видоискатель протестированной мною год назад X-E1: он почти не стробит при панорамировании, изображение четкое и живое, с естественными цветами. В нем все отлично видно даже при очень слабом освещении. Но небольшое замирание картинки в момент фокусировки все же осталось. А это сводит на нет пригодность видоискателя для динамичной съемки.
В Fujifilm X-E2 появилась функция тонкой настройки автоISO: можно не только выбрать диапазон занчений ISO, но и указать максимально допустимую выдержку для полуавтоматических режимов в довольно широких пределах.
Мне очень понравилось управление отображаемыми на экране параметрами: фотограф сам может выбрать необходимое количество информации.
Наконец, самой необычной функцией, реализованной в камере, стала оптимизация модуляции света (Light Modulation Optimization), призванная бороться с нерезкостью, вызванной дифракцией на отверстии диафрагмы. Не секрет, что при съемке на многомегапиксельные камеры с сильным диафрагмированием пятно нерезкости получается больше размера одного пикселя. При этом весь потенциал матрицы по разрешению раскрыть не получается. Функция LMO подразумевает специальную цифровую обработку данных с матрицы, направленную на увеличение резкости снимков и подавления эффекта дифракции. Алгоритмы основаны на информации о том, как проецирует на матрицу точечный источник света тот или иной объектив при разных диафрагмах.
Возможно, в реальных снимках, сделанных на улице, разница будет чуть больше. Но на снимках нашей тестовой мишени, сделанных с включенной и отключенной функцией LMO, эффект не слишком заметен…
Wi-Fi
Wi-Fi, начавший появляться несколько лет назад во всех устройствах, пока не добрался разве что до пылесосов. Во всяком случае, фотоаппараты в 2013 году он оккупировал полностью. В Fujifilm X-E2 он тоже есть. Функция работает точно так же, как и в протестированном нами ранее Fujifilm X-M1. С помощью Wi-Fi можно решить две основные задачи: привязать к камере смартфона для обмена снимками или получения координат (в этом случае к снимкам добавляется информация о месте съемки) или соединить фотоаппарат с компьютером для копирования данных с флешки в фоновом режиме.
Представители компании сообщают, что в данный момент ведутся разработки по расширению Wi-Fi функционала. Возможно, скоро мы увидим полноценное управление камерой с телефона. Но пока его нет.
Видео
Видеосъемка на Fujifilm X-E2 возможна в Full HD с частотой до 60 кадров/с при битрейте до 36 Мб/с. Есть возможность вводить экспокоррекцию и управлять диафрагмой. Полностью ручного контроля над экспозицией нет. Автофокус плавный, благодаря именно гибридной системе фокусировки и обновленному алгоритму.
Скачать этот ролик в оригинальном качестве
Скачать этот ролик в оригинальном качестве