1. Введение
2. Широкоугольный объектив в городе, или Расширяем кругозор
3. Фикс-объектив в путешествии. Брать или не брать?
4. Зеркалка или компакт? Что взять в путешествие?
5. Карманный фотоаппарат. На что он способен?
6. Суперзум в путешествии. Один за всех!
7. Вспышка в путешествии. Яркие идеи
Питер… Город тесных каналов и необозримого водного простора дельты Невы. Город дворов-колодцев и узких улочек. Город монументальных соборов и дворцов. Ехать в Питер с фотокамерой и не взять с собой широкоугольный объектив — это кощунство!
И пусть такая оптика не всегда весит мало. Пусть в последний момент из рюкзака приходится выкладывать жизненно необходимый теплый свитер. В конечном счете ценой отказа от многих вещей мне удалось уместить в и без того плотно набитый фоторюкзак целых два широкоугольных объектива!
Почему два? Все просто: несмотря на схожесть диапазонов фокусных расстояний, Schneider-Kreuznach D-Xenon 12–24/4 и Schneider-Kreuznach D-Xenogon 10–17/3.5–4.5 — это принципиально разные объективы. Первый — сверхширокоугольник с идеально скомпенсированной геометрией. Подобные объективы просто незаменимы при съемке архитектуры: при правильном расположении камеры они не искажают вертикальные и горизонтальные линии. Второй объектив — полная противоположность первому. Это «рыбий глаз», эффектно изгибающий любые прямые линии, хотя бы немного удаленные от центра кадра. Более того, Schneider-Kreuznach D-Xenogon 10–17/3.5–4.5 по-своему уникален: кроме компаний Pentax и Samsung, мне не известен ни один производитель фишай-объективов с переменным фокусным расстоянием. Отказать себе в удовольствии столкнуть лбами столь разные объективы в условиях реальной съемки мы просто не могли.
День первый. На улице, мягко говоря, свежо, постоянно моросит дождь. Снимать сколько-нибудь длиннофокусной оптикой бессмысленно. Все небо равномерно и безнадежно обложено тучами. Света недостаточно даже для умеренного телевика. Любой удаленный на несколько сотен метров объект скрывается за пеленой дождя. На нашем Samsung GX-20 прочно обосновывается «рыбий глаз» Schneider-Kreuznach D-Xenogon 10–17/3.5–4.5.
Формально объектив, в отличие от камеры Samsung GX-20, не имеет влагозащиты. Но убирать фотоаппарат в рюкзак не хочется. Незнакомый город, новые ощущения. Камера должна быть под рукой. В какой-то степени мы поступили безответственно, подставив дорогостоящую оптику под капли дождя. Но объективу, кажется, это не причинило никаких неудобств. Главное — снимать крышку с передней линзы непосредственно перед нажатием на кнопку спуска. Даже стоя под зонтом, нетрудно поймать одну-две капли на переднюю линзу. Защитные фильтры на такие объективы просто не ставятся. Из-за экстремально большой глубины резкости для столь короткофокусной оптики капли будут отлично видны на ваших фотографиях. Вот и приходится выбирать сюжеты, при съемке которых не нужно задирать объектив к небу. Кроме того, необходимо постоянно помнить о собственных ногах, чтобы они не оказались в кадре, — это дает о себе знать угол обзора 180 градусов.
Исакиевский собор. Весь город — как на ладони! Однако горизонт мгновенно превращается в дугу, если хоть чуть-чуть сместить его от центра кадра. Нет, я не против такого художественного эффекта. Но порой он бывает излишне навязчивым. Вот где пригодилась уникальная возможность смены фокусного расстояния! Уже на 15 мм характерные искажения «рыбьего глаза» становятся значительно менее выраженными. Он по-прежнему слегка изгибает горизонт, но ровно настолько, насколько я этого хочу. Ну а для съемки в тесных помещениях при слабом свете этот объектив просто незаменим. Выдержка 1/13 с рук — далеко не предел, тем более если включить стабилизатор в фотоаппарате.
Рассказ о многочисленных питерских кафе, бистро, чебуречных и (не побоюсь этого слова) рюмочных заслуживает отдельной статьи. К сожалению, в тематику данного материала это не укладывается. Поэтому скажу лишь одно: в дождливую погоду в кафе можно не только согреться, но и поменять объектив. Проводить такую ответственную операцию на улице под дождем мы не решились и вам не советуем. Удалять разводы от капель с зеркала камеры — операция неприятная и чрезвычайно трудная. Итак, ставим чуть более громоздкий, оснащенный массивной блендой D-Xenon 12–24/4. В видоискателе все тот же простор. Кажется, что этот объектив смотрит одновременно во все стороны, только за угол заглядывать не умеет. Но с геометрией у него дела обстоят несколько иначе: все прямые линии остаются такими же прямыми. Отнюдь не маленькая для сверхширокоугольника постоянная светосила f/4 позволяет без труда фотографировать при совсем слабом освещении.
Но главное предназначение D-Xenon 12–24/4 — это съемка архитектуры. Там, где не развернуться со штатным объективом, этот широкоугольник просто творит чудеса. Бывают ситуации, когда просто упираешься спиной в стену, а красивое здание на другой стороне улицы никак не хочет помещаться в кадр. О такой роскоши, как эффектный кусочек неба над крышей, и мечтать не приходится. С этим объективом за 3 дня съемки подобных чувств мы не испытали ни разу.
Позволяя избавиться от одних проблем при съемке, широкоугольники порождают другие. Казалось бы, как хорошо — берешь и фотографируешь любое здание даже в тесном переулке. Выше я написал, что прямые линии остаются прямыми, да вот только параллельными они быть перестают. Малейшее горизонтальное или вертикальное смещение фотокамеры приводит к искажениям перспективы. Стоит лишь слегка поднять камеру вверх, как собор буквально устремляется в небо, постепенно сужаясь кверху. Чтобы снять здание без искажений, придется либо держать камеру строго горизонтально (подняться, например, на уровень 3-4-го этажа), либо исправлять искажения при помощи программ постобработки. Еще одним выходом может стать применение чрезвычайно дорогих Tilt-Shift-объективов. Но этот вопрос в данной статье мы затрагивать не будем.
Солнце, выглянувшее в конце первого дня путешествия из-за сплошных облаков, заставило нас вспомнить еще об одном отличии D-Xenon 12–24/4 от фишай-объектива. На широкоугольник со скомпенсированной геометрией можно поставить светофильтр, в том числе и поляризационный. Правда, и здесь экстремально большой угол обзора может сыграть злую шутку с фотографом: оправа фильтра начинает виньетировать кадр по углам. При покупке фильтра стоит обратить внимание на дорогие модели в узкой оправе. Нам повезло меньше: бывший в нашем распоряжении светофильтр имел обычную по ширине оправу. А затененные углы фотографий мы просто кадрировали в графическом редакторе. Как видите, на результате это практически не сказалось. В корзину ушло не более 5% площади кадра.
Зачем все эти танцы с бубном вокруг поляризатора? Я думаю, фотографии все скажут сами за себя. Только с поляризационным фильтром можно получить такие насыщенные краски. Погода в Питере настолько переменчива, что одного порыва ветра с запада достаточно, чтобы сдуть, казалось бы, сплошную облачность. Всего час назад шел проливной дождь, но вот уже выглянуло яркое летнее солнце, раскрасившее в яркие цвета стены дворцов и простых домов, казавшихся еще утром такими мрачными. Питер дождливый и Питер солнечный — два совершенно разных города, прекрасно уживающихся в одной точке на карте, и каждый из них хорош по-своему. Нам повезло: за три дня нашего пребывания в Северной столице погода менялась постоянно. От дождя к солнцу, от солнца к дождю, от шквального ветра к штилю и наоборот… Мы видели Петербург во всех его ипостасях.
Не зря Санкт-Петербург называют Северной Венецией. Воды здесь не просто много — она кругом! Нева, несмотря на короткую протяженность (всего 74 километра), — одна из самых полноводных рек европейской части России. Нева берет начало в Ладожском озере, неся его воды в Финский залив. В месте впадения в Финский залив река образует множество рукавов. Именно здесь и стоит Петербург. Для осушения болот в центре города были вырыты каналы.
Мы не смогли отказать себе в удовольствии отправиться на «Метеоре» в Петергоф и покататься на одном из сотен плоских катеров по каналам. И если путешествие на «Метеоре» еще требовало периодической смены объективов, то фотографировать каналы можно, пожалуй, только широкоугольником. Кое-где катер буквально протискивается между берегами. Чтобы уместить в кадр окружающие дома, приходилось снимать в диапазоне фокусных расстояний от 12 до 18 мм максимум. И здесь оба наших объектива отлично справились со своей задачей.
В заключение хочется сказать, что объективы, о которых мы рассказали в этой статье, не относятся к разряду дешевых: их суммарная стоимость значительно превосходит стоимость фотокамеры. Однако для городских путешествий они просто незаменимы. Да, можно снимать и менее широкоугольным объективом, а затем склеивать панорамы из нескольких кадров с помощью соответствующего программного обеспечения. Но учтите, что машины и люди на улице не будут замирать, ожидая, пока вы их сфотографируете. Сделать панорамный кадр оживленной улицы практически невозможно.