1. Введение
2. Широкоугольный объектив в городе, или Расширяем кругозор
3. Фикс-объектив в путешествии. Брать или не брать?
4. Зеркалка или компакт? Что взять в путешествие?
5. Карманный фотоаппарат. На что он способен?
6. Суперзум в путешествии. Один за всех!
7. Вспышка в путешествии. Яркие идеи
В современной фотографии существует ряд вопросов, однозначный ответ на которые вам не даст ни один человек. Что круче — Canon или Nikon? Обработка в Photoshop — это хорошо или плохо? А есть и такой вопрос: что лучше — зеркалка или компакт? Отвечать на него мы тоже не будем, но с удовольствием дадим вам пищу для размышлений, поделившись собственным опытом использования обоих типов камер в небольшом городском путешествии.
Давайте познакомимся с героями нашего повествования. Самым «весомым» из них — как по массе, так и по статусу — является Samsung GX-20.
Это серьезная камера полупрофессионального класса, с очень высоким качеством изображения и развитой эргономикой. Кроме того, к данной зеркалке у нас был целый набор различных объективов и две внешние вспышки. Почему две? Об этом мы расскажем в отдельной статье, которая будет опубликована в ближайшее время.
Семейство компактных камер было представлено тремя моделями: Samsung i8, L210 и NV40. Все три камеры схожи по размерам и основным характеристикам, но у каждой из них свой характер и особенности.
Samsung i8 — это многофункциональное устройство, позволяющее не только делать фотографии, но и воспроизводить видео и аудиофайлы. Кроме того, с дисплея i8 можно читать книги. Обо всем этом мы писали в нашем развернутом тесте. Правда, как показала практика, воспользоваться в небольшом путешествии хоть одной из дополнительных функций обычно не удается из-за нехватки времени. Вместо цифровых книг — бумажный путеводитель, вместо видео — пейзаж за окном поезда, вместо MP3 — беседа с попутчиками. Все «фишки» пригодятся лишь в повседневной жизни, да и то от случая к случаю. Как известно, ни одно универсальное устройство не способно тягаться по возможностям с несколькими узкоспециализированными.
Samsung L210 является компактом начального уровня. Подобные камеры стоят недорого и чрезвычайно просты в управлении. Некоторое время назад L210 также побывала у нас на тестировании.
Samsung NV40 — это представитель отдельной «касты» компактов Samsung. Кроме стильного дизайна и богатой начинки, все камеры серии NV имеют необычную систему управления, в основе которой — два ряда сенсорных кнопок, расположенных с двух сторон от дисплея. Подробнее об этом интерфейсе рассказано в нашем обзоре предыдущей модели — NV30. Добавим лишь, что к такому способу управления нужно привыкнуть, хотя он и делает управление более оперативным.
Итак, первый параметр, по которому мы будем сравнивать компакты и зеркалки, — это размеры и вес. Купе поезда, раннее утро. Через пятнадцать минут мы будем в Питере. Самое время разделить фототехнику между участниками поездки. Вы заблуждаетесь, если полагаете, что каждый из нас мечтал завладеть зеркалкой. Давайте посчитаем: Samsung GX-20 весит 800 граммов, что не так уж и много, но не стоит забывать и о другом «зеркальном» багаже — вес объектива может достигать полукилограмма. Один объектив на камере, еще четыре в рюкзаке или карманах плюс две вспышки. Вы уже начинаете ощущать прелести путешествия с зеркалкой? При этом счастливый обладатель компакта отягощает свой карман всего лишь на 200 граммов.
Не стоит забывать и о необходимости менять объективы. Если их два — это не проблема: один лежит в кармане (не очень удобно, но всегда под рукой), другой установлен на камере. А вот для трех или четырех объективов необходим фоторюкзак. Конечно, можно использовать и фотосумку, но через пару часов от нее устанут плечи. Кстати, из-за рюкзаков многие фотографы становятся ленивыми, ведь чтобы сменить один объектив на другой, рюкзак приходится снимать и надевать снова, а тратить время на эти лишние движения совсем не хочется. В итоге теряются потенциально удачные кадры. В этом отношении компакты — полная противоположность зеркалкам. Компактную камеру можно вообще не выпускать из рук, что фактически провоцирует на съемку всего вокруг (в том числе и того, что совершенно не представляет художественного интереса). Минус — узкий диапазон фокусных расстояний, причем без какой-либо возможности исправить ситуацию. С большинством сюжетов объективы наших компактов справлялись без проблем, но сфотографировать широкоугольную панораму или «дотянуться» 3-кратным зумом до удаленных объектов было, увы, невозможно. С такими ограничениями в выборе сюжетов для съемки обладателям компактов придется смириться.
Среди бесспорных плюсов зеркалок фотографы часто упоминают оперативность управления. С этим трудно не согласиться, но, к сожалению, многие забывают о времени, необходимом для включения камеры. Здесь зеркалки часто проигрывают компактам. Судите сами: наиболее популярный режим съемки зеркалкой — это приоритет диафрагмы. При фотографировании навскидку самой частой неприятностью оказывается слишком закрытая диафрагма (например, после съемки пейзажного кадра пять минут назад). В данном случае «мыльницы», почти всегда работающие в авторежиме, находятся в более выигрышном положении. Кстати, не стоит забывать и о времени, необходимом для того, чтобы достать камеру: компакт — из кармана, зеркалку — из сумки, рюкзака или кофра. Великое множество красивых кадров было упущено, пока фотограф открывал свой кофр…
Далеко не последним фактором при выборе камеры для путешествия бывает ее стоимость. Разбить, сломать или потерять можно любой фотоаппарат, а вот оказаться ограбленным на улице гораздо проще с зеркалкой. Ее и спрятать труднее, и выглядит она солиднее. Кроме того, далеко не везде люди положительно относятся к фотосъемке, и если мило улыбающийся человек с «мыльницей» воспринимается более-менее спокойно, фотограф с зеркалкой может вызвать неадекватную реакцию. К сожалению, в нашей стране против фотосъемки могут совершенно необоснованно выступать сотрудники правоохранительных органов, различных организаций, пунктов общественного питания, продавцы сувениров и многие другие. И если кадр должен быть сделан любой ценой, то проще снимать на компакт, не привлекая к себе внимания. Как показывает практика, качать права, держа в руках дорогую камеру, бывает просто опасно.
Однако, когда речь заходит о качестве изображения, компакты, к сожалению, сразу отходят на второй план. В подавляющем большинстве таких камер используются матрицы значительно меньших размеров, чем в зеркалках. Это позволяет применять и более дешевую оптику. Естественно, на детализации изображения такая миниатюризация сказывается негативно. В нашем журнале вы видите уменьшенные изображения, и разглядеть разницу между кадрами, сделанными зеркалкой и компактом, бывает нелегко. Однако при просмотре снимков, увеличенных до 100% (просто кликните по любой картинке), или при печати фотографий в формате больше, чем 15 х 20, эта разница будет хорошо заметна.
Низкая детализация изображения — не единственный минус компактов. Из-за небольшого размера матрицы уменьшается и размер пикселя, что приводит к усилению шумов. В солнечный день, при низких значениях светочувствительности, никаких проблем нет. Неприятности начинаются, когда фотографируешь в помещении или на улице в сумерках. Повышение уровня шумов и действие системы шумоподавления неизбежно приводят к еще большему падению резкости и, как правило, к ухудшению цветопередачи. Если перейти от абстрактной теории к нашему личному опыту, следует отметить, что съемка в помещении на компакт (без вспышки) не принесла сколько-нибудь достойных результатов. В то же время зеркалка в аналогичных условиях показала себя гораздо лучше. Во время съемки салюта компакт был практически бессилен, а кадры, сделанные GX-20, оказались вполне пригодны для печати снимков крупного формата.
Подводя итог, приходится в очередной раз с сожалением отметить, что чудес в этом мире не бывает. Наш опыт сравнения зеркалки и компактов показал сильное отставание последних по качеству изображения. Однако в реальных условиях решающую роль при выборе фотокамеры зачастую играло удобство применения. Провести три дня с тяжелым рюкзаком за плечами — сомнительное удовольствие, и даже очень красивые кадры не всегда стоят боли в спине. Именно по этой причине во время путешествия мы обменивались фототехникой друг с другом и каждый раз, беря в руки компакт, невольно испытывали облегчение, потому что снимать им гораздо проще и удобнее…