Вверх
163672af b938 4e2b 9ab3 c59c0faacced

Как побеждать в фотоконкурсах? Советы от профессионального жюри

Дата публикации: 01.04.2021

Если спросить у победителя фотоконкурса, как он шёл к победе, то вы узнаете массу полезной информации о подготовке к съёмке, подборе оборудования и сложностях организации процесса, художественной составляющей и авторской задумке. Но вот незадача: миллионы фотографов имеют свои авторские задумки, профессиональные наработки и позитивный настрой на победу в престижном фотосостязании… а победителями становятся единицы.

Как побеждать в фотоконкурсах? Советы от профессионального жюри

Фото: пресс-служба РГО

Мы решили пойти другим путём и задали вопросы членам жюри одного из крупнейших российских фотоконкурсов дикой природы «Самая красивая страна», организованного Русским географическим обществом. Это даёт возможность не только заглянуть за кулисы конкурса, но и правильно выбрать и подготовить работы для участия. Кстати, до 5 апреля вы можете успеть поучаствовать в этом престижном фотоконкурсе, приём работ ещё открыт!

Сколько фотографий видит жюри престижного фотоконкурса? Кто не попадает в финал?

Если брать среднее количество работ присылаемых на конкурс «Самая красивая страна», то чуть меньше одного процента доходит до жюри. Ведь прежде чем фотография участника попадёт на стол жюри, она проходит 3 стадии проверки. В разных конкурсах подобных этапов может быть чуть больше или чуть меньше, но в целом принцип сохраняется. И жюри никогда не видит всех работ, которые были присланы участниками.

Премодерация — этот этап не смогут преодолеть фотографии с любыми водяными знаками (датой съёмки и всевозможными рамками). А также фото с домашними питомцами и домашними растениями (всегда внимательно читайте условия конкретного конкурса!), битые и некачественные снимки, фотографии, сделанные не в нашей стране (и опять внимательно читайте правила конкретного конкурса) или нарушающие этические требования (например, снимки, сделанные с использованием живой приманки). После премодерации работа участника поступает на оценку экспертной комиссии, в которую входят 17 профессиональных фотографов и редакторов.

Основной этап — оценка работ экспертной комиссией. Отсматриваются и оцениваются все работы на предмет соответствия номинациям и качеству. Проверяется история снимков. Каждый кадр оценивают как минимум три члена комиссии. Работы, набравшие средний балл 4 и выше, проходят в следующий этап.

Полуфинал. Экспертная комиссия собирается на очное заседание. Сначала эксперты голосуют за лучшие работы (у каждого эксперта есть десять голосов). Затем в ходе обсуждения выбираются по десять фотографий в каждой из номинаций основного конкурса и по пять — в детских номинациях. Именно эти работы получают шанс стать финалистами. После заседания экспертной комиссии потенциальных финалистов просят предоставить оригиналы и RAW.

И лишь прошедшие экспертный отбор и проверку оригинального RAW-файла работы попадают на стол жюри. Кстати, если вы снимаете в JPEG или любите удалять оригиналы для экономии места на компьютере, самое время пересмотреть свои привычки.

Подача серии может оказаться ошибкой

Большинство фотоконкурсов позволяют участвовать или с отдельными кадрами, или с фотопроектами. Кадры внутри фотопроекта всегда объединены тематикой, идеей или историей. Константин Лейфер, председатель жюри «Самой красивой страны», рассказывает, как подготовиться к номинации «Фотопроект»: «При подаче серии надо выстроить фотографии в таком порядке, чтобы зритель их естественно и правильно воспринимал. Это усложняет задачу фотографу».

Название: “Ботлих. Между небом и землёй” 
Автор: Андрей Смольников
Победитель в номинации: Фотопроект (в 2020 году)
Место съемки: Республика Дагестан, Ботлихский район

Название: “Ботлих. Между небом и землёй”
Автор: Андрей Смольников
Победитель в номинации: Фотопроект (в 2020 году)
Место съемки: Республика Дагестан, Ботлихский район

Подача на конкурс серии кадров (например, с одной съёмки) в виде одиночных снимков может оказаться грубейшей ошибкой. Это наглядно объясняет Виктор Тяхт — анималист, председатель Союза фотографов дикой природы.

«Никогда похожим картинкам из одной серии не дадут одинаковый максимум. При привычном нынешнем удалённом отборе, без обсуждений, из трёх ваших одинаково хороших картинок каждая получит в среднем только треть высших оценок! А соседняя картинка-конкурент, одиночка, которая никогда не выиграла бы у отдельной вашей, получит уверенно проходной балл, потому что за неё проголосуют все. И эта история в разных вариантах повторяется постоянно. Рецепт простой: шлите разные картинки, сколько есть, они друг другу мешать не будут. А вот похожих друг на друга – строго одну!»

Обработка фотографии

Большинство фотоконкурсов допускает обработку. Однако, как отмечает Виктор Тяхт, совсем уж очевидной (то есть заметно изменяющей оригинал) она быть не может в соответствии с типичными правилами всех фотоконкурсов, а особенно — связанных с природной тематикой.

Пейзаж (Победитель в номинации “Пейзаж” в 2019 году)
Название: “Встреча осени и зимы”
Автор: Елена Пахалюк
Место съемки: Крым, гора Ай-Петри

Пейзаж (Победитель в номинации “Пейзаж” в 2019 году)
Название: “Встреча осени и зимы”
Автор: Елена Пахалюк
Место съемки: Крым, гора Ай-Петри

Ещё точнее степень вмешательства на этапе обработки описывает основатель Галереи имени братьев Люмьер и Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская: «Любая работа над файлом должна иметь цель довести отпечаток до логического конца.
 Не украсить и приукрасить, не удивить мастерством фоторедактора, а показать готовую работу, отражающую замысел автора.
»

В какой номинации проще победить?

Часто конкурсы имеют достаточно много номинаций, чтобы дать большинству жанров зелёный свет.
 «Самая красивая страна» здесь не является исключением. Но в некоторых жанрах конкуренция будет выше. Речь идёт даже не столько о конкуренции, сколько о сложности выбора победителя из большого числа сильных претендентов. Например, пейзаж. В наиболее широких номинациях за победу будут бороться десятки очень сильных работ.

Очень ёмко это описал Виктор Тяхт на примере реальной номинации: «Публика любит крупное, хищное, яркое. И члены жюри, живые люди, выросли на тех же предпочтениях… То есть в номинации «Дикие животные», где совместно будут представлены медведи, изюбри, воробьи, ящерицы и мухи, преимущество у медведей с изюбрями. Остальным нужно прыгнуть выше головы.»

Автор: Михаил Коростелёв
Название: “Любопытство”
Финалист в номинации: Дикие животные (в 2018 году)
Место съемки: Южно-Камчатский федеральный заказник имени Тихона Шпиленка, Камчатский край
Описание: Фотограф оставил камеру на мелководье рядом с медвежьей тропой и спрятался в нескольких метрах от водоёма, вооружившись системой дистанционного управления. Четыре медвежонка, которые шли вдоль реки со своей мамой, заметили в воде необычный предмет. Взрослая хищница остановилась и стала высматривать рыбу в реке, а медвежата принялись играть с фотокамерой.

Автор: Михаил Коростелёв
Название: “Любопытство”
Финалист в номинации: Дикие животные (в 2018 году)
Место съемки: Южно-Камчатский федеральный заказник имени Тихона Шпиленка, Камчатский край
Описание: Фотограф оставил камеру на мелководье рядом с медвежьей тропой и спрятался в нескольких метрах от водоёма, вооружившись системой дистанционного управления. Четыре медвежонка, которые шли вдоль реки со своей мамой, заметили в воде необычный предмет. Взрослая хищница остановилась и стала высматривать рыбу в реке, а медвежата принялись играть с фотокамерой.

Вывод прост: в номинации с «лёгким» входом стоит посылать не просто красивые и эффектные, а именно уникальные работы. Иначе в победители не пробиться.

Название: “Не тронь моего ребенка!”
Победитель в номинация «Дикие животные» (в 2019 году)
Автор: Владимир Омелин
Место съемки: Курильское озеро

Название: “Не тронь моего ребенка!”
Победитель в номинация «Дикие животные» (в 2019 году)
Автор: Владимир Омелин
Место съемки: Курильское озеро

Правильно выбираем название

Меткое название всегда может сыграть свою роль в исходе конкурса. Впрочем, только на последнем этапе.

Виктор Тяхт: «Несколько стадий отбора работ на любом приличном конкурсе просто не дают возможности названию выстрелить на первых этапах. Мало кто из отборщиков его прочтёт. А на заключительных уровнях отбора уже будут сравниваться другие показатели: и объективного качества, и композиции, и новизны. Хотя последней каплей название может упасть на нужную чашу, но не определяющей заранее гирей.»

Название должно поддерживать и дополнять снимок, но при этом быть лаконичным. Если ничего выдающегося в голову не приходит, лучшим решением будет указать название, например, места и условий съёмки.

Александр Иванов, фотограф, член жюри фотоконкурса «Самая красивая страна»: «Название — это как картина, но написанная словами. В названии можно спрятать замысел снимка, историю создания, момент.»

Но придерживайтесь здравого смысла и не делайте название громоздким. Краткость — сестра таланта.

Константин Лейфер: «Мне милее названия лаконичные, по возможности с юмором.»

Название: “Когда в наушниках любимый трек”
Автор: Павел Ванифатов
ПОБЕДИТЕЛЬ НОМИНАЦИИ “Эти забавные животные”
Место съемки: Камчатка. Сивуч сфотографирован на Камчатке, в феврале 2019

Название: “Когда в наушниках любимый трек”
Автор: Павел Ванифатов
ПОБЕДИТЕЛЬ НОМИНАЦИИ “Эти забавные животные”
Место съемки: Камчатка. Сивуч сфотографирован на Камчатке, в феврале 2019

Какой должна быть фотография-победитель?

Здесь трудно придумать что-то новое. Поэтому самым правильным будет процитировать членов жюри, которые оценивают работы победителей.

Космонавт Иван Вагнер: «На мой взгляд, фотография должна вызывать восторг от увиденного, отражать уникальность и красоту места так, чтобы возникло непреодолимое желание приехать на место съёмки и увидеть всё это своими глазами.»

Название: “Плюшевый мишка”
Автор: Александр Романов
Место съемки: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский полуостров

Название: “Плюшевый мишка”
Автор: Александр Романов
Место съемки: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский полуостров

Фотограф Александр Иванов: «Фотография-победитель может быть чем-то новым, неожиданным, невиданным, что уже само по себе приковывает взгляд и расширяет кругозор зрителя. Либо это привычная вещь, но в необычной подаче. И ты смотришь и думаешь: а что, так можно было? Иногда объект съёмки не новый, подача обычная, но кадр настолько идеален, что это безусловный победитель.»

Председатель жюри, фоторедактор Константин Лейфер: «Фотография должна цеплять. То есть вы идёте мимо и вдруг останавливаетесь. Вас что-то зацепило. Это раз. Фотография должна запоминаться. Это два. Её должно хотеться разглядывать и пересматривать. Это три. Она должна нести эмоцию. Обязательно. Это четыре.»

Председатель Союза фотографов дикой природы Виктор Тяхт: «Победитель определяется конкретным составом жюри, персональными склонностями и художественными предпочтениями. Случай явного фаворита очень редкий. Единогласие жюри по поводу победителя — это особая ситуация. Значит, выше головы получилось прыгнуть, чтобы ни у кого сомнений не осталось. И тогда картинка говорит сама за себя. Редкий момент, интересный герой или место съёмки, перфектное исполнение, всё вместе. И расстраиваться, оказавшись в финале, но не на высшей ступени пьедестала, очень не советую. Здесь лотерея среди избранных, но чаще всего лотерея.»

Напомним, что работы на фотоконкурс «Самая красивая страна» принимаются до 5 апреля. В нём 10 номинаций: «Пейзаж», «Дикие животные», «Эти забавные животные», «Россия с высоты птичьего полёта», «Искусство дикой природы (арт-фото)», «Многоликая Россия», «Снято на смартфон», «Фотопроект», «Живой архив» и «Магия воды». Для юных фотографов до 16 лет есть отдельное соревнование – «Самая красивая страна глазами детей». Подробнее о конкурсе на сайте photo.rgo.ru

Дата публикации: 01.04.2021
Комментировать
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту