Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Фотопутешествие на Камчатку с Владимиром Кирилловым

Дата публикации: 29.04.2015

Фотография давно стала повседневной спутницей нашей жизни, каждый день мы с вами видим не один десяток работ, выполненных разными людьми. Да и сами нередко становимся авторами шедевров. Для каждого из нас она наполнена разным смыслом и содержанием, но один объединяющий всех смысл, на мой взгляд, все-таки существует: все мы хотим и любим делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями, и чем они ярче и позитивнее, тем приятнее нам ими делиться.

Подчас нам не хватает окружающих нас мест, людей, эмоций для вдохновения и творчества, и тогда у фотоаппарата словно вырастают маленькие крылышки, которые несут его вдаль, к неизведанным горизонтам, а нам только и остается, что покрепче ухватиться за ручку механического друга, захватив балласт из объективов, и, отталкиваясь штативом, отправиться за мечтой в фотопутешествие.

Фотопутешествие на Камчатку с Владимиром Кирилловым NIKON D800 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1600 с, 300.0 мм экв.

Подобные чувства наверняка испытывали многие фотолюбители, а для некоторых они переросли в настоящее увлечение, жить без которого уже невозможно.

В этой статье я расскажу о том, как однажды мой одноглазый зеркальный друг завел меня в местность, где начинается Россия — на Камчатку.

Поездка в край вулканов и медведей была запланирована заранее, более чем за полгода: купить дешевые билеты туда достаточно сложно. Поэтому мы с другом решили максимально оптимизировать наши расходы, и, раз уж нам предстояла такая долгая дорога, билеты взяли с пересадками в Красноярске и Владивостоке, чтобы было время посмотреть эти города.

В красноярском заповеднике «Столбы»

В красноярском заповеднике «Столбы»

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 800, F16, 1/60 с

Планирование — безусловно, очень важная часть любой экспедиции, в том числе и фотопутешествия. Очень важно как можно больше узнать о месте предстоящей поездки заранее, чтобы не терять драгоценное время на поиск ночлега, транспорта и прочих бытовых нужд. Что касается фотопутешествия, то здесь необходимо учесть время на поиск интересных мест и ракурсов съёмки, запасные дни на случай плохой погоды. Чем тщательнее будет спланирован маршрут, тем больше в нем будет пространства для творчества, а это — неотъемлемая часть фотографии!

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F6.3, 1/60 с, 38.0 мм экв.

Подлетая к полуострову, мы начали замечать внизу заснеженные сопки, некоторые из которых являлись вулканами. Приземлившись в аэропорту города Петра и Павла, мы получили наш багаж и отправились в гостиницу отдыхать после столь долгого перелета. Здесь нас уже ждал сытный ужин и бассейн с водой из горячих источников. Погружаясь в неё, полностью растворяешься в блаженстве и перестаешь чувствовать свое тело.

Проведя в бассейне около 40 минут, мы пошли в номер собирать вещи на завтра, ведь с утра мы уже должны были отправиться к Толбачику — одному из наиболее активных вулканов на Камчатке.

Отдых в фотопутешествии очень важен, ведь фотограф во время поездки тратит намного больше сил, чем обычный турист. Во-первых, фототехника довольно много весит, а носить её с собой приходится постоянно. Во-вторых, чтобы поймать красивый свет в нужном месте, необходимо рано встать (за час-два до восхода) и выдвинуться в намеченную точку. В-третьих, ночь — одно из самых живописных и интересных с технической точки зрения времени съёмки. Получается, что времени на сон практически не остается.

Утром следующего дня нас ждал ранний подъём, в 6:30 — завтрак, а в 7:00 — выезд. Дорога обещала быть долгой: сначала на север от Петропавловска по грунтовке до Козыревска, потом по лесной дороге. Просека была настолько узкой, что ветки деревьев периодически царапали кузов автомобиля и создавалось ощущение, что мы прокладываем новый маршрут.

Выехав из лесной зоны, мы ощутили всю мощь толбачинского ветра: наш КамАЗ «Бродяга Севера» то и дело пошатывался от его порывов, словно игрушечный. Прибыв на место ночёвки поздней ночью, мы начали ставить палатки, что в условиях дождя, ветра и песка, залепляющего глаза, было непростой задачей. Уже потом мы узнали, что такие сильные ветра здесь — явление нечастое.

Что касается КамАЗа, то это был наш незаменимый спутник в путешествии. Камчатка огромна, увидеть все за ограниченный промежуток времени невозможно, но можно попробовать охватить наиболее интересную её часть. Почему же такой транспорт просто необходим для организации фотопутешествия?

Во-первых, это дороги: чтобы добраться до интересных и красивых мест, необходимо преодолеть не один километр тяжелого бездорожья, крутых спусков, широких речек. Во-вторых, энергетическая автономность: как известно, фотоаппараты, видеокамеры и прочие гаджеты потребляют немало электричества, а зарядить их аккумуляторы просто негде, в КамАЗе же было несколько стандартных розеток, так что каждый вовремя пополнял запас электричества в своих устройствах. В-третьих, большой автомобиль — это ещё и отличный помощник при съёмке: ведь забравшись на крышу, можно построить совершенно другой кадр, который невозможно увидеть с высоты человеческого роста, если рядом нет холмов. В-четвертых, комфорт — важная составляющая фотопутешествия, всегда приятно, что не нужно надрывать спину тяжёлым рюкзаком, в котором помимо обычного снаряжения находится ещё десять килограммов фотоаппаратуры. Чем выше комфорт, тем лучше наше настроение, тем больше сил и энергии можно отдать фотосъёмке.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/80 с, 24.0 мм экв.

Проснувшись рано утром и выглянув из палатки, мы не на шутку удивились, на секунду возникло ощущение, что наш «Бродяга Севера» ночью трансформировался в ракету и доставил нас на Луну: безжизненная пустыня, всюду чёрные холмы, изредка встречающаяся растительность и вулканы — вот, что нас окружало.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/250 с

Застывшие куски лавы и шлака, словно причудливые карлики, выглядывали из песка на поверхность. Ощущения пребывания на другой планете преследовали нас практически постоянно.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/320 с

Позавтракав, мы отправились на осмотр места нашего «приземления». Район Большого Толбачинского Трещинного Извержения 1975-1976 годов (БТТИ) и сейчас представляет собой весьма интересное и опасное место: здесь периодически происходят извержения (последнее, кстати, завершилось в августе 2013 года), местами встречаются разломы в застывающей лаве, где ещё можно увидеть её в жидком состоянии. К одному из таких разломов мы и отправились. По мере нашего продвижения сгущался туман, видимость не превышала 30 метров, периодически начинал моросить мелкий дождь.

ISO 800, F5.6, 1/640 с, 232.0 мм экв.

Уродливые гаргульи — застывшие куски лавы то прятались, то появлялись из тумана. Наконец, поднявшись на расстояние около полкилометра, мы свернули с тропы и пошли по недавно застывшей лаве. Эта субстанция очень неудобна для передвижения, она очень хрупкая, острая и ломкая. Ступая, нельзя быть уверенным, что она под тобой не раскрошится. Пройдя по такой поверхности около 50 метров, мы приблизились к трещине, из которой шёл жар. Заглянув туда, мы увидели её: красную, пылающую, тягучую массу — это и была лава, вышедшая на поверхность из недр земли. Воистину непередаваемое ощущение испытываешь, стоя у края такой ямы: сразу вспоминается путешествие Фродо в Мордор. И мы, конечно же, не удержались от того, чтобы бросить своё «кольцо всевластия» в огненную бездну. В роли кольца выступила обычная зажигалка: она взорвалась, не успев даже долететь до самой лавы.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3, 1/13 с

По дороге обратно путь нам указывал GPS навигатор: тропы не было, а туман сгустился ещё сильнее, дорогу к лагерю мы находили буквально на ощупь. В лагере нас ждал сытный обед, после которого мы, немного поиграв на гитаре, пошли спать, поскольку начался затяжной дождь, который продолжался всю ночь.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 800, F9, 1/250 с

Один из важных элементов фотопутешествия — адаптация к вновь увиденному. Это очень важный этап, который существенно влияет на то, какие фотографии в итоге получатся, ведь через фотографию передается наше настроение от увиденного, и чем сильнее вы прочувствуете атмосферу и настроение места, тем точнее получится передать зрителю эти эмоции через фотографии. Чтобы лучше адаптироваться к местности, иногда полезно отложить фотоаппарат в сторону и посмотреть на мир двумя глазами, оглядеться вокруг, посидеть несколько минут просто наблюдая за происходящим.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 400, F9, 1/640 с

Морось… Непрекращающаяся морось, чередующаяся с туманом и дождем. Погода невыносимая. Но не сидеть же целый день в лагере, попивая чай с плюшками! Мы отправились исследовать новые территории района БТТИ. Одна из них — мёртвый лес, расположенный в 15 км от нашей стоянки. По дороге к нему мы наблюдали все тот же инопланетный пейзаж, но здесь землю уже покрывали бело-жёлтый мох и редкая трава.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 250, F13, 1/80 с

Сейчас Мёртвый лес уже не такой уж и мёртвый: там можно найти грибы и ягоды, мох и лишайник, даже молодые деревья. От чёрной земли местами шёл пар, и создавалось ощущение, что где-то в глубине кипит адский котёл. Обожжённые деревья стояли, как сонные стражи; кустарники, покрытые росой, создавали особую атмосферу спокойствия и умиротворения.

«Отцы и дети Мёртвого леса»

«Отцы и дети Мёртвого леса»

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/60 с, 58.0 мм экв.

На следующий день погода уже начала меняться: в облаках появились просветы, видимость улучшилась. Мы поднялись на сопку и перед нами открылся грандиозный вид на поля ещё недавно жидкой лавы.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/250 с, 42.0 мм экв.

Вечером погода совсем наладилась, мы даже могли наблюдать красивый пурпурный закат, после чего пошли к уже знакомому нам разлому с жидкой лавой, который ночью выглядит ещё более впечатляюще, чем днем.

Этот случай как никакой другой демонстрирует ещё одну особенность фотопутешествия: участники по несколько дней находятся на одной точке, совершая ежедневные вылазки. Таким образом, складывается цельный и разносторонний образ исследуемого места. «Галопом по Европам» — стиль не для фотопутешественника.

Рассвет на вершине Плоского Толбачика

Рассвет на вершине Плоского Толбачика

NIKON D800 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 6 с, 14.0 мм экв.

Вернувшись в лагерь, мы легли спать под впечатлением от увиденного в предвкушении следующего дня. Ведь завтра нас ждала Ключевская сопка — самый высокий активный вулкан на Евразийском континенте.

14 мм, ISO 3200, 30 секунд, f/3,5, подсветка красным фонариком.

14 мм, ISO 3200, 30 секунд, f/3,5, подсветка красным фонариком.

Утро следующего дня выдалось морозным, но ясным. Мы наконец-то смогли увидеть оба Толбачика (плоский и острый) во всей красе, с пушистыми шапками из облаков. Совершив утреннюю фотопрогулку на ближайший конус и позавтракав, мы отправились в путь. Дорога до Ключевской заняла весь день, только к ночи мы добрались до места стоянки. Быстро развернув лагерь и поужинав, мы легли спать; естественно, перед сном мною были сделаны несколько снимков извергающегося гиганта.

NIKON D800 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 25 с, 14.0 мм экв.

И здесь я хочу дать ещё один очень важный, на мой взгляд, совет: если вы устали, хотите спать, есть, и прочего комфорта, а погода шикарная, на небе теплые краски заката или рассвета, либо безоблачная ночь, смело хватайте фотоаппарат и поддайтесь творческому азарту: ведь завтра будет другой день, другая погода, настроение. Живите настоящим моментом, его упускать нельзя, тем более в фотопутешествии. Впрочем, если вы действительно увлечённый фотограф, вы меня поймёте. Кстати, приятное можно совмещать с полезным: одна из участниц нашего фотопутешествия налила в свою миску супа, взяла штатив и пошла снимать закат вместе с едой.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/50 с, 26.0 мм экв.

Погода в следующие два дня нам благоволила: дождя не было, ярко светило солнце. Выйдя на рассвете на осмотр окрестностей, мы увидели медведя, бегущего вниз по склону — это была наша долгожданная встреча с косолапым, которая всех нас очень сильно обрадовала.

Особенно красиво у Ключевской было ночью, когда в тишине издалека доносился низкий гул вулкана, а его макушка начинала светиться. Чтобы получить хороший кадр, я начал готовиться к съёмке заранее. Штатив был установлен задолго до наступления темноты, ночью найти подходящую точку съёмки довольно сложно. 45 минут ожидания, и в кадре получился звёздный ливень.

14 мм, ISO 400, f/4.0, 45 минут

14 мм, ISO 400, f/4.0, 45 минут

В ту ночь мы все легли спать довольно поздно: кто-то сидел у костра, а кто-то мерз у штатива, но все были очень довольны. А завтра нас ждали новые приключения и незабываемые впечатления от красоты места, где начинается Россия.

Помимо северной группы вулканов обязательно следует посетить и южные: Мутновский и Горелый. Но перед тем, как двинуться к ним, мы заехали на побережье Тихого океана, что было по-настоящему волшебно. Воздух здесь был пропитан взвесью микро капель от разбивающихся о берег волн, которые накатывали на него с полной силой. Необычайная свежесть и прохлада шла от океана, хотелось дышать полной грудью, впитывая его энергию. Конечно же, я не удержался и искупался в этой ледяной и прозрачной воде.

Панорама из 3 кадров

Панорама из 3 кадров

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/1000 с, 300.0 мм экв.

Отдохнув в гостиничных домиках, мы отправились исследовать «логово Дьявола», по-другому это место назвать сложно. Лишь попадая сюда, понимаешь, почему его так называют. Связка Мутновский-Горелый находится в районе одного из самых больших геотермальных месторождений в мире, здесь расположена Мутновская ГеоЭС — геотермальная электростанция, использующая природное тепло Земли для производства электричества.

ISO 200, F16

В кратере Горелого непрерывно стоит гул, как на аэродроме, мощные струи сернистого газа вырываются из-под земли, создается впечатление, что под вулканом дремлет огромный дракон. На Мутновском серных испарений ещё больше, периодически даже было сложно дышать, мы задерживали дыхание, прорываясь сквозь облака газа. Не удивительно, что в древности люди ассоциировали запах серы с Дьяволом, пахло здесь действительно адски.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/125 с, 27.0 мм экв.

Солнце близилось к закату, заканчивалась и наша поездка по Камчатке. Под конец у меня особенно усилилось чувство перенасыщения эмоциями, которое возникло уже после двух недель пребывания там. Столько нового, необычного, удивительного я не встречал ещё ни в одном месте планеты. Очень приятно осознавать, что находится оно на территории твой родины — России. И, конечно, три недели — слишком мало, чтобы полностью охватить и познать природу этих мест. Камчатка — место, где начинается Россия, и надо сказать, начало многообещающее.

NIKON D800 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1 с, 14.0 мм экв.

Как вы могли заметить, уважаемые читатели, фотопутешествие — это очень активное мероприятие, которое требует от участников хорошей отдачи как в физическом плане, так и в моральном. Не каждый может заставить себя подняться затемно, когда трава ещё покрыта инеем, взять фотоаппарат, штатив и пойти ловить первые краски рассвета. Для этого необходима сила воли, любовь создавать что-то новое и делиться этим с другими.


Автор: Владимир Кириллов ЖЖ, ВКонтакте

Дата публикации: 29.04.2015
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus