Собираться в первое путешествие в Индию я начал заранее — где-то за полгода. По акции одной из российских авиакомпаний были куплены билеты в Дели, а уже потом, обложившись путеводителями и читая форумы, я начал разрабатывать маршрут. В итоге 28 дней путешествия оказались полны переездов и посещений различных туристических и святых мест.
Начать я решил с «Золотого треугольника»: Дели, Джайпур, Агра. Чтобы быстро пережить культурный шок, получить иммунитет к небывалым ощущениям, а заодно посетить Тадж-Махал и «Розовый город» Джайпура. Далее я планировал отправиться в древний и священный для многих индусов город Варанаси, а оттуда — переезд в Гималаи и чайный рай Дарджилинг, где я планировал и встретить новый год, и подышать чистым воздухом.
После гор меня ждал длинный переезд на самый юг страны — небольшой мыс Каньякумари, рядом с которым мы хотели искупаться на рассвете в священном для индийцев месте, где встречаются воды Бенгальского залива, Индийского океана и Аравийского моря. Завершить путешествие было решено через западное побережье полуострова Индостан и штата Керала.
Планировать путешествие в Индию просто, в интернете есть большое количество информации, выпущены различные иллюстрированные путеводители. Достаточно наметить несколько основных точек на карте и определиться с транспортом, а с деталями лучше разбираться уже на месте.
Основной вид транспорта в Индии — поезда. Железнодорожные пути буквально опутали всю страну, и вы без проблем можете добраться на поезде до любой, даже самой отдаленной местности. Тем более что выбрать маршрут можно через интернет, с помощью сайта индийских железных дорог, и тут же оплатить билет пластиковой картой.
Для передвижения на средние расстояния удобно брать такси в офисах prepaid taxi. Это получится дороже, но зато комфортнее и оперативнее. И вы сможете всегда попросить водителя остановиться, если захотите что-то сфотографировать по дороге. Надо сказать, что зима — благоприятный сезон для путешествия в Индию: нет изнуряющей жары, средняя температура около 20 градусов, небо не затянуто облаками.
«Золотой треугольник»
Дели встретил нас сонными таксистами в аэропорту, дымкой и достаточно теплой погодой. Совершив длительный перелет из двадцатиградусного мороза в теплые края, мы немного удивились, увидев замотанных в шарфы таксистов. Но все относительно, и 15 градусов тепла для них — зима и холод. Свое путешествие мы начали с небольшого отеля в районе Main Bazaar в центре Дели. Прежде чем отправляться в путешествие с рюкзаком за плечами, лучше отдохнуть после перелета, осмотреться и сориентироваться.
В первый день я даже не брал камеру в руки, а ходил налегке, смотрел, слушал, впитывал новые образы — очень уж все отличалось от того, что можно увидеть в Европе. Индия — как другая планета, и для неподготовленного человека может быть сложно принять сразу все увиденное: нищету, грязь, взгляды и окрики, вечную стройку и шумную толпу на узких улочках.
Тут важно попытаться абстрагироваться от негативных чувств и увидеть главное — людей, которые стоят за этим, их радости и переживания, широкие улыбки и эмоции от новых встреч.
«В Индии легко снимать - вся жизнь происходит на улице, достаточно просто успевать нажимать на кнопку»
«Золотой треугольник» объединяет три города: Дели, Джайпур и Агру. Между ними курсируют поезда, автобусы и такси. Из Дели в Джайпур мы переехали на ночном поезде с центрального вокзала. Сонный кондуктор, увидев наши лица, испуганные знакомством с вагонами класса «second seating», любезно разрешил перейти в вагон классом повыше — что-то вроде нашего плацкарта.
В Джайпуре мы поселились в чистом и дешевом гестхаусе неподалеку от исторического центра, окруженного каменными стенами розового цвета. Все свободное пространство внутри этих стен занимает рынок — прекрасное место для фотографа: живые эмоции, яркие краски тканей, керамика, специи со всех штатов Индии.
Другая интересная достопримечательность в центре города — крупнейшая в Индии обсерватория ДжантарМантар, построенная в XVIII веке просвещенным махараджей. Наш день начинался около 6-7 часов утра, а заканчивался около 10 вечера, когда на улице наступала кромешная тьма. Сумерки мы предпочитали встречать с камерой на горе, где над Джайпуром возвышается древний Тайгер Форт. С его стен открывается захватывающая дух панорама города на фоне закатного солнца.
Из Джайпура мы переехали на поезде в Агру где мы провели пару дней. Обязательны для посещения —легендарный Тадж-Махал и жилой квартал рядом с ним: небольшие улочки среди плотной двухэтажной застройки, развешанное на улице белье, колоритные жители и их дети. Туристы сюда почти не заходят, и именно здесь вы сможете сделать удачные фотографии местных жителей в ярких одеждах и попробовать поймать моменты их каждодневного быта.
Индусы не дураки стильно одеваться - яркая рубашка, штаны-клеш, расческа в кармане, все по стандартам болливудских фильмов.
Тадж-Махал прекрасен. Знакомый всем вид от парадного входа, кажется, уже набил оскомину и не сможет удивить. Но это не так — совершенство форм, идеальные пропорции и белые стены из мрамора заставляют делать его снимки снова и снова.
Если не хотите снимать толпу туристов с гидами, то в Тадж-Махал надо попасть на рассвете сразу после его открытия.
Лучшая часть дня для посещения Тадж-Махала — раннее утро в будни, сразу после открытия. В это время лучи солнца красиво освещают восточные стены гробницы и рассекают ночной туман, поднимающийся от реки Ямуги. А единственные посетители в столь ранний час — многочисленные паломники, которые сами по себе колоритны и интересны. Не расстраивайтесь, если туман будет слишком плотным, — фотографии могут выйти очень загадочными, особенно если уделять больше внимания деталям, а не крупным планам.
В Тадж-Махал лучше идти налегке, взяв с собой только камеру — со штативом туда не пропустят. Советую одно утро встретить на противоположном берегу Ямуги. Добраться туда можно через мост, взяв моторикшу. Вот сюда можно захватить все оборудование.
Варанаси
В Варанаси самая интересная для путешественников часть города узкой полосой протянулась вдоль Ганга на несколько километров. К воде спускаются каменные ступени — гаты, на которых индийцы совершают различные обряды, а также торгуют цветами, фруктами и украшениями и зазывают прокатиться на лодке или просто медитируют, глядя на спокойную широкую реку.
В этом месте нет ощущения суеты и галдящей толпы — видимо, священная река заставляет торговцев быть более сдержанными, а попрошаек — не такими наглыми и вездесущими.
Мы остановились в небольшом гестхаусе, расположенном в ста метрах от Дасасвамед гата, где каждый вечер проводится священная церемония Аарти. Окна выходили прямо на Ганг, и с высоты третьего этажа можно было оценить красоту этой величественной реки — во время разлива ее ширина достигает нескольких километров. Сразу за гостиницей начинались «джунгли» городских застроек с лабиринтом узких улиц и приветливыми местными жителями.
Основные сюжеты для съемок в Варанаси — портреты людей и жанровые зарисовки. Большинство индийцев, как местных, так и паломников, будут рады позировать вам совершенно бесплатно, стоит лишь улыбнуться и заговорить с ними. В ответ они могут тоже попросить вас позировать, достав из кармана, например, мобильник с камерой.
Советую также взять лодку и прокатиться на противоположный берег. В период отлива там оголяется большая территория, где строят свои шалаши монахи-отшельники и оттуда виден весь город. Также не забудьте о красочной церемонии-молитве, которую каждый вечер проводят брахманы в честь матери-Ганги на главном гате. Мероприятие длится около часа и собирает большое количество зрителей, так что лучше прийти к месту заранее, чтобы увидеть подготовку и не оказаться в толпе далеко от места действий.
Варанаси живет своей особой религиозной жизнью, сюда стекаются паломники и садху со всей страны. А красочная религиозная церемония прощания с очередным днем проводится каждый вечер после заката.
Горы Западной Бенгалии
Посетив в Индии несколько больших многомиллионных городов, мы раскрыли главный секрет успешного и приятного путешествия по этой стране — такие города следует избегать. Слишком много проходимцев собирается в таких местах. Как ни старайся, все равно это оставляет неприятное впечатление и не дает полностью расслабиться и спокойно наблюдать.
Другое дело — небольшие города и селения, в которых люди заняты делом и редко видят туристов. Здесь дешевле и намного комфортнее, а местные жители подходят к вам лишь для того, чтобы, улыбнувшись, спросить, как дела, откуда вы приехали и как вас зовут.
Одним из таких небольших городов стал Дарджилинг — город-курорт в Восточных Гималаях, недалеко от границы с Непалом, расцветший во времена колониального правления британцев. Дельцы «Ост-Индской компании» и солдаты Ее Величества, изнемогающие от жары в Калькутте, с большим удовольствием проводили отпуска в мягком климате высокогорного курорта.
Мы остановились в отеле, построенном в викторианском стиле. В хорошую погоду из окон были видны высочайшие вершины мира — Эверест и Канченджанга. В нескольких километрах от центра города расположен древний буддийский монастырь Дали. Здесь учатся молодые монахи, играющие в футбег на переменах.
В основном в Гималаях исповедуют буддизм, и молодые монахи не прочь поиграть в футбег на переменах между занятиями в монастыре.
Люди везде улыбчивые, приветливые и работящие. Но фотографироваться любят не очень — все-таки жизнь в горах суровее, и времени на праздные дела практически не остается.
Забавная история произошла с нами в другом буддийском монастыре — Гум. На улице было всего около пяти градусов тепла, и мы подошли погреться к разложенному костру. Облако дыма опутало все окрестности. Из соседнего здания то и дело выбегали монахи и выкидывали в костер рис и другие продукты, напевая при этом странную песню. Так продолжалось какое-то время, пока мы не согрелись и не поинтересовались, что они делают. Оказалось — это процедура кремации настоятеля, а монахи молятся, чтобы его душа воплотилась в нужном месте и в нужное время… Дарджилинг знаменит на весь мир чаем. Огромное количество плантаций и несколько фабрик вокруг города производят лучшие сорта черного, зеленого и белого чаев.
Чайные плантации выше облаков, а на горизонте виден городок Калимпонг, где можно найти дом-музей семьи Рерихов.
Снежные вершины гор, аккуратные кустики чая на склонах, облака, запутавшиеся в вершинах высоких сосен, — вот чем запомнился нам Дарджилинг, город-сказка. Это место — мечта фотографа-пейзажиста —достойно особого внимания.
Величайшие вершины, чистый прохладный воздух и красивые виды – не зря англичане в своё время в Дарджилинге проводили время после жаркой Калькутты.
Юг Индии и Керала
Время в горах Западной Бенгалии подошло к концу, и нас ждал долгий переезд на самый юг страны — в штаты Тамилнад и Керала. Соседство с экватором давало о себе знать — даже зимой температура воздуха была около 30 градусов. Последние две недели путешествия мы провели в этих местах, побывав в Ченнае, Мадурае, на мысе Каньякумари, посетили природный заповедник Перияр, объездили всю прибрежную часть штата Керала на скутере.
По всему побережью раскидано множество рыбацких деревень, можно без проблем взять в прокат скутеры и подробнее все там исследовать.
Керала считается крупнейшим экспортером овощей, фруктов и специй. Здесь выращивают чай, кофе, перец, корицу, ваниль. А любовь местных жителей к природе отражается даже в их письменности. В написании каждой буквы тамильского и малаяламского алфавита есть элементы природы — завитки растений, закрученные корешки, соединенные плавными линиями. Попробуйте прогуляться по небольшим крестьянским деревням вдали от берега — местные жители не откажутся позировать перед камерой, только сперва лучше спросить у них разрешения.
Также можно отправиться в путешествие на лодке. Штат Керала не зря называют Индийской Венецией: практически вся его территория испещрена многочисленными каналами.
Хаусботы – развлечение для туристов, неспешное путешествие на пару дней на корабле аля «all inclusive» по бесконечным канал штата Керала. Живописно, но невероятно однообразно.
Заключение
В Дели мы вернулись самолетом. Еще один день в столице этой поразительной и необъяснимой страны. Я постоянно с волнением проверял, на месте ли пакет с отснятыми роликами пленки. Покупал подарки и сувениры, делал последние кадры. Вот теперь уже чувствовалась усталость — через четыре недели постоянных переездов, смены климатических поясов и волнующих эмоций организм требовал отдыха. Многое осталось непонятым и нераскрытым — все-таки индийцы мыслят другими категориями. Храня свои традиции и культуру, они продолжают радоваться жизни, несмотря на трудности и лишения. И я, конечно, буду неоднократно возвращаться в эту загадочную страну и пытаться разгадать ее секреты.
Фотосъемка и техника
В это путешествие по Индии я взял среднеформатную пленочную камеру Hasselblad 501CM с размером кадра 6x6 см. Помимо невероятной надежности и неприхотливости эта система позволяет получать изображения большого размера и отличного качества, наслаждаться деталями и пластикой картинки. По опыту предыдущих путешествий я знаю, что в среднем в день мне требуется не больше 3-4 катушек пленки 120-го типа, и на 28 дней в Индии я взял около 100 пленок, из которых большая половина — позитивные пленки Fuji Provia и Velvia чувствительностью 50 и 100 ед. ISO. Остальные — моя любимая портретная пленка Kodak Portra 160NC и 400VC. Чувствительной плёнкой я запасся специально, т.к. рассчитывал снимать церемонию Аарти, которая проходит в сумерках на берегах Ганга в Варанаси. Одним из плюсов системы Hasselblad является ее модульная конструкция и наличие сменных задников для пленки. При себе у меня всегда было два заряженных задника. Один — с позитивной плёнкой для съемки природы, второй — с негативной портретной для съемок людей или сюжетов со сложным светом, где слайд просто не справился бы по причине небольшой фотошироты. При определённой сноровке замена задника не доставляет проблем и занимает всего несколько секунд.
Большую часть сюжетов я снимал со стандартным объективом — Carl Zeiss Planar 2.8/80 мм, невероятно четким и светосильным, дающим красивое изображение на открытой диафрагме. Для остальных случаев в сумке лежали портретный Sonnar 150/4 и широкоугольный Distagon 40/4. Для защиты дорогих объективов от грязи и пыли, а также для съемки в высокогорье, использовались УФ-фильтры. Требуемую экспозицию я определял с помощью сменной экспонометрической призмы и ручного экспонометра Sekonic L-558 с возможностью точечного замера освещенности. Для ручной фокусировки и кадрирования особенно удобным оказался матовый экран с клиньями.
Для съемок ранним утром и в сумерки надо обязательно брать с собой штатив и тросик. Необходимо помнить, что Индия — южная страна, и период сумерек там очень короткий. Солнце садится за считанные минуты и все погружается в глубокую тьму. Желательно заранее узнать у местных жителей, где и в котором часу встает солнце и когда самые удачные часы для съемок на закате.
Несколько слов о перевозке фототехники. Мне не хотелось помимо большого рюкзака с вещами брать еще и отдельный фоторюкзак. Решение нашлось простое — небольшая фотосумка Lowepro Nova 4 AW, которая легко помещалась сверху большого 50-литрового походного рюкзака. Достать камеру в любой момент было просто, а путешествовать — легко и приятно. Важно, что подобные рюкзаки не привлекают внимания уличных воришек. Кроме того, в сумке нашлось место для тряпочек, кисточек, набора светофильтров и других нужных мелочей.
Автор: Евгений Жульков