Позвольте пригласить вас в одно из самых труднодоступных, малопосещаемых, и в то же время удивительно красивых мест на планете — плато Путорана, возвышающееся на севере Восточной Сибири за Полярным кругом. Это один из тех уголков земли, где все ещё есть «белые пятна» на карте, и не так уж много можно увидеть фотографий здешних мест.
Концентрация водопадов здесь самая высокая в России. Нет в мире другой столь возвышенной местности, которая могла бы сравниться с плато Путорана по количеству и глубине озёр. Максимальная высота плато — 1701 метр над уровнем моря. Название Путорана в переводе с эвенкийского означает «озёра с крутыми берегами». Площадь плато сравнима с территорией Великобритании. На плато расположен Государственный Путоранский природный заповедник, признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. Здесь много мест, куда не ступала нога человека.
Увлеченность пейзажной фотографией дает мне возможность путешествовать и ближе знакомиться с природой родного края, а многолетние занятия скалолазанием и альпинизмом – хорошо ориентироваться и передвигаться в горах, делать снимки с необычных ракурсов, объективно учитывая сложность и опасность маршрутов.
Осенью прошлого года мне посчастливилось путешествовать с Дмитрием Сакашем, он настолько увлечён Севером, что вот уже более двадцати лет каждый свой отпуск проводит там. По своим чертежам Дима построил лодку длиной восемь метров, которая базируется в Туруханске. 17 августа из Красноярска вылетаем в Туруханск. Погода дождливая. Кто бы мог подумать, что полтора месяца дождь будет нашим постоянным спутником, не считая трёх солнечных дней. В этот же день готовим лодку к отплытию. Проходим два-три часа вниз по Енисею. Через 100 км от Туруханска, в месте слияния реки Курейки c Енисеем, начинается Полярный круг. На следующий день, пройдя 230 километров от Туруханска, прибываем в посёлок Светлогорск. Перевозим лодку с Курейки на водохранилище. Перед отплытием заливаем 260 литров бензина, из расчёта примерно на 1000 километров. На четвёртый день нашего путешествия проплываем Курейское водохранилище, далее — по реке Курейке.
Много путешествуя по разным природным уголкам России, могу с уверенностью сказать, что на плато Путорана красота «сконцентрирована» в невероятном количестве. Она, как воздух, растворена не только в горах, озёрах и водопадах, но проявляется в самых простых вещах. Но плато не спешит сразу открыть все свои чудеса и богатства, при каждом посещении оно словно присматривается, с какими намерениями я пришёл. Многое зависит от внутреннего состояния — насколько удается раствориться в величии горных хребтов и пылающих невероятными красками облаков, увидеть чудо в камне, дереве или ручье. Чтобы снять хороший кадр, приходится приложить немало усилий. Но иногда стоит полностью довериться интуиции, шестому чувству, и не ставить задачу— обязательно снять красиво, даже не думать о съёмке. В этом случае красота сама находится случайно, как говорится, попадает в объектив.
На следующий день проходим Малый Дюпкун и в начале озера Дюпкун находим место для ночёвки.
Утро выдалось очень ветреным. Первая попытка выхода на озеро была неудачной, волны стали заливать корму.
Вечером оказываемся на кордоне Государственного Путоранского природного заповедника. С кордона плаваем к устьям рек и делаем радиальные вылазки.
Погода и условия освещения здесь столь разнообразны и меняются так быстро, что удивительные, неповторимые состояния природы зачастую длятся лишь мгновения. И для меня как для фотографа важно не пропустить эти мгновения, в которых Дух Путораны проявляется особенно ярко. В такие моменты я забываю, кто я есть и где нахожусь, – существует лишь разворачивающаяся перед взором картина, и надо успеть уловить в ней главное.
Правда, эти моменты длятся, как правило, секунды. Тогда я не чувствую времени, не понимаю, где я и что со мной происходит. В этих экстремальных условиях мой организм полностью мобилизуется, сознание находится в изменённом состоянии. Ведь нужно успеть найти удачную точку съёмки, увидеть передний план, выстроить кадр, достать из рюкзака аппаратуру, поставить штатив, установить фотоаппарат, тросик, сделать правильные настройки в камере — и всё это под зонтиком, потому как мелкий дождь с ветром заливают объектив. Нещадно кусает гнус, он мелькает перед объективом и садится на линзу, найдя там сухое, безветренное место. Сложность добавляет покрытый мхом, насквозь промокший курумник. Конечно, в этом случае нужно спешить медленно, ведь уходит неповторимый свет, цвет, уходит удивительное состояние природы.
Следующий снимок сделан через четыре минуты после предыдущего. Дождь усилился, накрывая всё пространство белой пеленой. Ушёл свет. У этой фотографии совсем другое настроение. Всего четыре минуты, но какая разница между ними! Мне казалось, прошло не меньше получаса. Для меня время остановилось.
Мы продолжаем радиальные выходы на водопады с кордона заповедника, сначала доплываем по озеру Дюпкун на лодке, затем пешком.
На то, чтобы добраться до какого-либо водопада, уходит целый день. Пробираясь сквозь плотный кустарник, вброд через ручьи и мелкие реки, уходим на Стрелку – место слияния Курейки и Яктали. Здесь мы сделали заначку на обратную дорогу – 110 литров бензина. По окончании путешествия, когда возвращались, к нашему сожалению, 50-литровую пластиковую канистру прокусила росомаха или медведь. В канистре не осталось даже капли бензина.
После дождей высокая вода, спешим подняться на слияние рек Яктали и Дулисмара. Плыли 30 км вверх по Яктали, пока не обломался винт нашей моторки.
Местами, выше по течению, река расходится на мелкие протоки, по которым на лодке невозможно подняться. Либо совсем растекается по камушкам.
Уходим дальше на всю неделю. Достигаем места слияния рек Яктали с Дулисмаром. Так называемая Стрелка.
Наша главная цель недельного похода — посещение двух высоких водопадов на реке Оранды. Дима взял с собой байдарку. До слияния с Дулисмаром переплываем на левый берег. После слияния переплываем на правый берег, где оставляем байдарку. Правда, всю неделю беспокоились, как бы росомаха или медведь её не повредили.
В устье реки Оранды видна наледь, которая не растаяла и вряд ли растает, ведь сегодня 31 августа.
Ищем верхний водопад. В GPS-навигаторе они не обозначены. По карте не совсем понятно. Предыдущим днём мы шли поверх каньона и, похоже, проскочили нижний водопад. День уходит на то, чтобы найти водопады. Масштабы и километры пройденных расстояний продолжают впечатлять, отражаясь на усталости ног и спины. Дима помогает носить штатив и не только. Часто снимаю допоздна, возвращаюсь к палатке в полной темноте, а Дмитрий ждёт меня в оборудованном им лагере с ужином. Наконец находим верхний водопад на реке Оранды. Высота водопада 52 метра.
Протяженность нижнего водопада на реке Оранды составляет 48 метров. Для масштаба попросил Диму встать на край каньона.
Возвращаясь обратно на стрелку Яктали–Дулисмар, заблудились. В тумане очень сложно ориентироваться. Только благодаря GPS-навигатору находим правильный путь. Когда идёшь по скользким, мокрым валунам, нужно быть предельно внимательным. Один из таких больших камней оказался «живым», и Дмитрий улетел в прохладную реку, промокнув полностью вместе с рюкзаком. Фотоаппарат тоже промок, его реанимация в течение нескольких дней не увенчалась успехом. Байдарка в целости и сохранности. Переплываем реку Яктали дважды, всё в обратном порядке.
Водопад на реке Яктали. Вершины гор уже покрыты снегом. Я остаюсь на сутки, ловлю свет. Дима возвращается к лодке.
Вечер на Яктали. В этот день не успеваем дойти до избы.
Каньон на реке Хикондокит. До обеда безуспешно ищу водопад на этой реке. На карте обозначен 40-метровый, но нашел только 15-18-метровый водопад.
На плато Путорана находятся верховья рек Курейка, Пясина, Хета, Котуй, а также правые притоки Нижней Тунгуски. Реки, пробивая себе дорогу через многослойные породы, образуют глубокие каньоны, пороги и водопады. Дима меня забрасывает на лодке по Курейке, не доходя трех км до водопада. Ночью была минусовая температура, и утром водопад очень парил, покрывая близлежащие камни и скалы тонким льдом. Передвигаться было очень опасно.
На следующий день внезапно появляется еврокоптер. Это Сергей Горшков нанял вертолёт для съёмки. Сергей — фотограф с мировым именем, снимающий живую природу. Мы оба знали, что в это время будем на плато, но всё равно встреча оказалась неожиданной. Сергей предоставил мне возможность снять водопад с вертолёта, пока сам фотографировал внизу. Для меня было большой удачей показать грандиозность водопада, а присутствие людей передавало его масштаб.
Большой Курейский водопад является самым большим в России по водосбросу, хотя его высота всего 12 метров.
Склоны гор плато Путорана окончательно стали оранжевыми. Три дня ждал хорошего света, чтобы заснять эту панораму. Каждый раз Дмитрий переправлял меня через Курейку, и я в течение нескольких часов поднимался к выбранной точке съёмки. Возвращался практически в темноте, связь держали по рации.
Есть места, где деревья ещё не пожелтели. На контрасте очень хорошо смотрятся.
16 сентября неожиданно выпал снег. Держим путь на кордон заповедника, что на Дюпкуне. В один из дней поднимаюсь по ущелью реки Гагарья-2. Вид сверху.
Иногда наступают минуты спокойствия. Тишина кажется ощутимой.
Последние утки улетают на юг. Пора и нам возвращаться. От кордона до Светлогорска идём четыре дня.
После долгого путешествия по горам, озёрам и рекам, когда переполняешься идеальной красотой первозданного мира, начинаешь ощущать удивительное единение с природой. Появляется даже способность с большой долей вероятности предугадывать, где и когда начнут разыгрываться действия грандиозной пьесы, режиссёром которой выступает Путорана. Но даже выучив наизусть формы местности, условия освещения в конкретное время года и суток, не перестаю удивляться непостижимому многообразию этого мира с его бесконечной сменой состояний, которые я стараюсь запечатлеть.
К сожалению, ни одна фотокамера не в силах передать насыщенность запахов горных склонов, их постоянную живую свежесть, изобразить раскаты грома с горным эхом в акустическом зале каньонов, передать на снимке утреннюю тишину. Но вы, дорогие друзья, можете все это почувствовать сами. Главное на забывать, что не только природа влияет на нас, но и мы на неё. Давайте хранить для будущих поколений полюбившиеся нам горы и реки, чтобы они с годами оставались такими же чистыми и первозданными, какими запечатлены на представленных здесь фотографиях.
Выражаю большую благодарность спонсорам ТД «Абалаковский», НПФ БАСК за снаряжение и специальную одежду.
Благодарю ООО «Колибри Ко» за предоставленную фотокамеру для экстремальной съемки Sony HDR-AS100V на время экспедиции.
Спасибо всем, кто помогал нам, так или иначе был причастен к этой экспедиции. Особенно благодарю Дмитрия Сакаша.