Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Репортаж с Olympus

Дата публикации: 28.11.2016

Сегодня трудно сказать, что появилось раньше: фоторепортаж как самостоятельный вид фотосъёмки или пригодные для этого фотоаппараты. Развитие «курицы и яйца» шло параллельно. Сначала у фотографов появилась возможность снимать с относительно короткими выдержками, что привело к появлению жанровой съёмки — непостановочной фотографии о жизни. Затем уже фотографы диктовали производителям фотокамер свою волю: так появились плёночные фотоаппараты с небольшим форматом кадра, позволившие полноценно проводить репортажные съёмки, рассказывая истории в фотографиях о том или ином событии.

Репортаж с Olympus

Не стоит думать, что со времён первых узкоформатных «леек» или с появлением первых автофокусных зеркалок развитие репортажной фототехники замедлилось и остановилось. Всё течет, всё изменяется. На смену плёнке пришла цифра, но извечные требования к репортажной технике остались: скорость работы, мобильность, универсальность и надёжность. Зато альтернатив привычным топовым зеркалкам на рынке прибавилось. Одна из них — беззеркалки Olympus.

Компактность

Топовые камеры серии OM-D выполнены в металлическом корпусе и обладают пыле- и влагозащитой. По количеству доступных в одно нажатие функций они вполне могут конкурировать с любой зеркалкой. Их интерфейс необычен и нов, но при этом до предела функционален. И главное — камеры и оптика к ним чрезвычайно компактны.

Станислав Васильев: Olympus — это тот случай, когда, отправляясь на прогулку, даже не задумываясь, кладёшь в карман тушку с объективом, в другой ещё три-четыре объектива, при этом не чувствуешь веса совсем. С этой техникой понимаешь, что лучшая камера — та, которая всегда с собой. И можно в любой момент получить коммерческий результат, просто достав нужное из кармана.

Станислав Васильев: Olympus — это тот случай, когда, отправляясь на прогулку, даже не задумываясь, кладёшь в карман тушку с объективом, в другой ещё три-четыре объектива, при этом не чувствуешь веса совсем. С этой техникой понимаешь, что лучшая камера — та, которая всегда с собой. И можно в любой момент получить коммерческий результат, просто достав нужное из кармана.

E-M1 / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.8, 1/25 с, 150.0 мм экв.

В беззеркалках разработчики отказались от оптического видоискателя, заменив его электронным. Поначалу именно репортажные фотографы предъявляли больше всего претензий к такому техническому решению. Действительно, фотограф уже не видит живую картинку, а наблюдает за изображением на экране. Потребовалось всего несколько лет для того, чтобы технически стало возможным убрать задержку отображения картинки. И сегодня всё больше и больше фотографов отдают предпочтение именно беззеркалкам и вовсе не переживают из-за отсутствия оптического видоискателя, зато часто и с удовольствием используют для визирования поворотные сенсорные дисплеи, снимая с самых необычных ракурсов.

Станислав Васильев: Важным плюсом для меня является полностью разворотный экран, позволяющий снимать с экстремальных нижних и верхних ракурсов не наугад, а нормально выстраивая кадр. Там, где с другой камерой пришлось бы ложиться на землю или занимать очень неудобную позицию, с Olympus достаточно вытянуть руку.

Станислав Васильев: Важным плюсом для меня является полностью разворотный экран, позволяющий снимать с экстремальных нижних и верхних ракурсов не наугад, а нормально выстраивая кадр. Там, где с другой камерой пришлось бы ложиться на землю или занимать очень неудобную позицию, с Olympus достаточно вытянуть руку.

E-M10MarkII / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/8000 с, 150.0 мм экв.

Бесшумность

Отсутствие оптического видоискателя позволило отказаться от зеркала, а значит, снизило шумность работы камеры. Но разработчики пошли ещё дальше, оснастив фотоаппараты серии Olympus OM-D полностью бесшумным режимом работы.

Станислав Васильев: Я очень ценю в камерах Olympus возможность фотографировать совершенно бесшумно, используя вместо механического электронный затвор. Фотограф с такой компактной и незаметной камерой не привлекает к себе ненужное внимание, может ловить больше эмоций, живых лиц и, оставаясь незаметным, продолжать снимать в ситуациях, когда других попросили бы прекратить. Я говорю сейчас не о сомнительном подходе папарацци, когда нужно незаметно снимать тех, кто этого не хочет, а о том, что не только звёзды и знаменитости, но и обычные клиенты, и зрители на всевозможных шоу, и политики во время переговоров — все не в восторге, когда у них над ухом стрекочет камера. Мне это постоянно пригождается и в репортаже, и на закрытых VIP-мероприятиях, и за кулисами, и на свадьбах, и при съёмке бэкстейджа. 

Например, во время съёмок чемпионатов по гольфу фотографам запрещено снимать в момент, когда игрок готовится к удару, чтобы звуком камеры не отвлечь его. Фотографы с бесшумными камерами в этот момент могут продолжать съёмку, их работа не раздражает и не отвлекает игроков. То же касается съёмки в театре, во время выступления симфонического оркестра, когда фотограф снимает с самой сцены (из технических зон).


Станислав Васильев: Я очень ценю в камерах Olympus возможность фотографировать совершенно бесшумно, используя вместо механического электронный затвор. Фотограф с такой компактной и незаметной камерой не привлекает к себе ненужное внимание, может ловить больше эмоций, живых лиц и, оставаясь незаметным, продолжать снимать в ситуациях, когда других попросили бы прекратить. Я говорю сейчас не о сомнительном подходе папарацци, когда нужно незаметно снимать тех, кто этого не хочет, а о том, что не только звёзды и знаменитости, но и обычные клиенты, и зрители на всевозможных шоу, и политики во время переговоров — все не в восторге, когда у них над ухом стрекочет камера. Мне это постоянно пригождается и в репортаже, и на закрытых VIP-мероприятиях, и за кулисами, и на свадьбах, и при съёмке бэкстейджа. 

Например, во время съёмок чемпионатов по гольфу фотографам запрещено снимать в момент, когда игрок готовится к удару, чтобы звуком камеры не отвлечь его. Фотографы с бесшумными камерами в этот момент могут продолжать съёмку, их работа не раздражает и не отвлекает игроков. То же касается съёмки в театре, во время выступления симфонического оркестра, когда фотограф снимает с самой сцены (из технических зон).


E-M5MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/12800 с, 50.0 мм экв.
Станислав Васильев: Среди других преимуществ отмечу хорошую работу с картами памяти — за счёт поддержки быстрых флешек UHS-II камеры Olympus могут снимать бесконечными сериями на высокой скорости, и это позволяет не ограничивать себя в дублях, к тому же при использовании электронного затвора не изнашивается механический, поэтому можно не переживать за ресурс фотоаппарата.


Станислав Васильев: Среди других преимуществ отмечу хорошую работу с картами памяти — за счёт поддержки быстрых флешек UHS-II камеры Olympus могут снимать бесконечными сериями на высокой скорости, и это позволяет не ограничивать себя в дублях, к тому же при использовании электронного затвора не изнашивается механический, поэтому можно не переживать за ресурс фотоаппарата.


E-M5MarkII / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/6400 с, 150.0 мм экв.

И скорость

Впрочем, многие фотографы на первое место в технических характеристиках ставят скорость работы. После выхода на рынок Olympus OM-D E-M1 Mark II пальма первенства принадлежит именно этим беззеркалкам. Быстрый автофокус в сочетании с электронным затвором позволяет новой камере вести серийную съёмку со скоростью 18 кадров в секунду — полноразмерных кадров формата RAW, с работающим на каждом кадре автофокусом и экспозамером. Также возможна фотосъемка в полном разрешении с частотой до 60 кадров/с!

Чтобы оценить весь потенциал серийной съемки на Olympus OM-D E-M1 Mark II, достаточно взглянуть на серию кадров, снятую фотографом Дарьей Булавиной:

60 кадров в секунду на режиме ProCapture Mode. Это позволяет поймать все моменты, которая наша реакция поймать не позволяет, будь то взрыв шарика или стрельба. Примеров для использования - огромное количество!







26 КАДРОВ, ВЫДЕРЖКА 1/6400, F 2.8, IS0 1600, КАМЕРНЫЙ JPG

60 кадров в секунду на режиме ProCapture Mode. Это позволяет поймать все моменты, которая наша реакция поймать не позволяет, будь то взрыв шарика или стрельба. Примеров для использования - огромное количество!




26 КАДРОВ, ВЫДЕРЖКА 1/6400, F 2.8, IS0 1600, КАМЕРНЫЙ JPG

E-M1MarkII / OLYMPUS M.40-150mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/6400 с, 128.0 мм экв.

Кроме того, реализована функция, которую Olympus называет Pro Capture Mode — в этом режиме камера постоянно записывает RAW-файлы в буфер, пока вы держите кнопку затвора полунажатой, а при нажатии кнопки спуска последние 14 кадров сохраняются. Но это не принижает достоинств других моделей линейки, которые также способны снимать серии с высокой скоростью, быстро и точно фокусироваться.

Станислав Васильев: Москвариум на ВДНХ — один из крупнейших океанариумов в Европе, и почти каждый день там проходят эффектные шоу с участием дельфинов, белух, косаток, моржей и морских львов. В течение нескольких дней я снимал серию кадров, которые заказчик использовал для декораций интерьеров, печатая их на очень больших (более метра по длинной стороне) форматах. И за счёт высокой скорострельности Olympus мне удавалось выхватывать пиковые моменты. Буквально долей секунды раньше у тренера не такая интересная поза и белуха не так сильно высунулась из воды, а долей секунды позже девушка уже спрыгивает в воду. Специфика съёмки в Москвариуме заключается в том, что там нельзя использовать никакое осветительное оборудование (животные могут отказаться выступать) и крайне нежелательно мешать посетителям, заплатившим за билеты, наслаждаться выступлением. Поэтому бесшумная камера, светосильная оптика, электронный затвор, длинные серии, выбор лучшего материала из огромного количества дублей — типичный сценарий.

Станислав Васильев: Москвариум на ВДНХ — один из крупнейших океанариумов в Европе, и почти каждый день там проходят эффектные шоу с участием дельфинов, белух, косаток, моржей и морских львов. В течение нескольких дней я снимал серию кадров, которые заказчик использовал для декораций интерьеров, печатая их на очень больших (более метра по длинной стороне) форматах. И за счёт высокой скорострельности Olympus мне удавалось выхватывать пиковые моменты. Буквально долей секунды раньше у тренера не такая интересная поза и белуха не так сильно высунулась из воды, а долей секунды позже девушка уже спрыгивает в воду. Специфика съёмки в Москвариуме заключается в том, что там нельзя использовать никакое осветительное оборудование (животные могут отказаться выступать) и крайне нежелательно мешать посетителям, заплатившим за билеты, наслаждаться выступлением. Поэтому бесшумная камера, светосильная оптика, электронный затвор, длинные серии, выбор лучшего материала из огромного количества дублей — типичный сценарий.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/125 с, 150.0 мм экв.

Естественно, для столь же быстрой записи снимков на карту памяти нужны быстрые флешки. На сегодня Olympus остаётся одним из немногих производителей фотоаппаратов, кто перешёл на поддержку более современных и более быстрых карт памяти SD UHS-II. Важно, что обратная совместимость с обычными флешками UHS-I полностью поддерживается.

В понятие скорости работы камеры входит и скорость автофокуса. Однако здесь кадры и комментарии фотографов, снимающих спорт подобными камерами, будут самой лучшей иллюстрацией работы фотоаппарата.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.12mm F2.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2, 1/400 с, 24.0 мм экв.
E-M5MarkII / OLYMPUS M.12mm F2.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F2, 1/200 с, 24.0 мм экв.
Станислав Васильев: Бокс — это выраженная динамика, начиная от самой скорости ударов и заканчивая скоростью передвижения бойцов по сцене, как в плоскости кадра, так и от фотографа и к нему — здесь приходится уповать на цепкую работу автофокуса и неслабый размер серий. Свет на ринге есть, но он выставлен под видеооператоров, назвать его идеальным для фотографии нельзя — приходится снимать на открытой диафрагме, на довольно высоких ISO (особенно с тёмной оптикой) и, конечно, на относительно коротких выдержках. Разумеется, на соревнованиях нельзя работать со вспышкой, поэтому ориентироваться приходится по доступному свету. На камерах Olympus при съёмке бокса фотографу помогает разворотный экран, с которым довольно комфортно снимать с нижних ракурсов, не сгибаясь в три погибели, а также во время церемоний награждения и подведения итогов, когда в фотозону набегают репортёры: снимать над их головами или просовывая руку вперёд — это явно лучше, чем толкаться локтями и устраивать побоище под рингом. 


Станислав Васильев: Бокс — это выраженная динамика, начиная от самой скорости ударов и заканчивая скоростью передвижения бойцов по сцене, как в плоскости кадра, так и от фотографа и к нему — здесь приходится уповать на цепкую работу автофокуса и неслабый размер серий. Свет на ринге есть, но он выставлен под видеооператоров, назвать его идеальным для фотографии нельзя — приходится снимать на открытой диафрагме, на довольно высоких ISO (особенно с тёмной оптикой) и, конечно, на относительно коротких выдержках. Разумеется, на соревнованиях нельзя работать со вспышкой, поэтому ориентироваться приходится по доступному свету. На камерах Olympus при съёмке бокса фотографу помогает разворотный экран, с которым довольно комфортно снимать с нижних ракурсов, не сгибаясь в три погибели, а также во время церемоний награждения и подведения итогов, когда в фотозону набегают репортёры: снимать над их головами или просовывая руку вперёд — это явно лучше, чем толкаться локтями и устраивать побоище под рингом. 


E-M5MarkII / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.8, 1/500 с, 150.0 мм экв.

Одной из известнейших цитат в мире фотографии является высказывание Роберта Капы: «Если снимок недостаточно хорош, значит, ты недостаточно близко». Но в работе любого фотографа бывают ситуации, когда ближе подобраться уже не получается, а съёмку вести нужно. И вот здесь с уникальностью системы Micro 4/3 любой другой фотосистеме тягаться трудно. Обеспечивая высокое техническое качество снимков, матрица формата 4/3 позволяет одновременно создавать очень компактные телеобъективы. Так оптика с эквивалентным фокусным расстоянием 600 мм может всегда находиться в рюкзаке, а то и в кармане фотографа, позволяя в любой момент добиться нужной крупности плана.

Станислав Васильев: Основная проблема при съёмке авиатехники на парадах и любых выставках — большая удалённость фотографа от неё, и это как раз тот случай, когда пригодился 75-300, с его эквивалентным фокусным расстоянием 150-600 и карманными размерами. В тот день я снял немало крупных планов, когда летящая техника занимала весь кадр, но самым интересным в плане сюжета показался именно этот снимок, где сочетается и техника, и храм Василия Блаженного. Обрезка кадра минимальна — просто убрал края при кадрировании. 


Станислав Васильев: Основная проблема при съёмке авиатехники на парадах и любых выставках — большая удалённость фотографа от неё, и это как раз тот случай, когда пригодился 75-300, с его эквивалентным фокусным расстоянием 150-600 и карманными размерами. В тот день я снял немало крупных планов, когда летящая техника занимала весь кадр, но самым интересным в плане сюжета показался именно этот снимок, где сочетается и техника, и храм Василия Блаженного. Обрезка кадра минимальна — просто убрал края при кадрировании. 


E-M5MarkII / OLYMPUS M.75-300mm F4.8-6.7 II УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.2, 1/1600 с, 218.0 мм экв.

Каждый раз, когда речь заходит о съёмке длиннофокусной оптикой, фотограф вспоминает о стабилизации. Эта сложная система появилась в фотоаппаратах сравнительно недавно, но уже изрядно избаловала репортёров. Там, где раньше нужен был штатив, теперь достаточно лишь включить функцию стабилизации в меню фотоаппарата. Камеры Olympus способны компенсировать смещения фотоаппарата по пяти степеням свободы: наклоны вверх-вниз и вправо-влево, линейные смещения по этим же осям и вращение фотоаппарата вокруг оптической оси объектива. Причём эффективность стабилизации находится на таком высоком уровне, что день ото дня фотографы используют её как мощный творческий инструмент, добиваясь смаза движения, размытия фона. Этот приём, ранее невозможный при съёмке с рук, стал чуть ли не обыденным, как малая ГРИП на открытой диафрагме. Однако менее эффектным от этого быть не перестал.

Станислав Васильев: Летом на Пушкинской часто играют молодые музыканты, и мне хотелось передать это ощущение, когда человек находится в толпе, непрерывно его обтекающей. Кадр снят с рук на 90 мм фокусного расстояния при выдержке в 1/5 секунды, что позволило сильно смазать прохожих и оставить чёткой фигуру самого музыканта. Технически это наглядный пример эффективности работы системы 5-осевой стабилизации на матрице — с другой техникой пришлось бы снимать со штатива, да и вряд ли бы возникла спонтанная идея сделать такой снимок.

Станислав Васильев: Летом на Пушкинской часто играют молодые музыканты, и мне хотелось передать это ощущение, когда человек находится в толпе, непрерывно его обтекающей. Кадр снят с рук на 90 мм фокусного расстояния при выдержке в 1/5 секунды, что позволило сильно смазать прохожих и оставить чёткой фигуру самого музыканта. Технически это наглядный пример эффективности работы системы 5-осевой стабилизации на матрице — с другой техникой пришлось бы снимать со штатива, да и вряд ли бы возникла спонтанная идея сделать такой снимок.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.45mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/5 с, 90.0 мм экв.
Станислав Васильев: Снимок сделан из багажника автомобиля, на вытянутых руках, в день, когда «Альфа-Банк» пригласил блогеров покататься на их брендированной BMW i8, в преддверии фестиваля Alpha Future People. В обычной ситуации для такой съёмки потребовался бы специальный риг, пришлось бы медленно и аккуратно ехать двум автомобилям, и это было бы уже сложно назвать тест-драйвом. Для съёмки я использовал мощный нейтрально-серый светофильтр, позволивший снимать на нормально открытой диафрагме ярким солнечным днём и при этом установить выдержку в 1/13 секунды, что смазало деревья и фон, отлично передав динамику. Ещё раз подчеркну — снято просто из впереди идущей машины, на ходу, на вытянутых руках, на 50 мм фокусного расстояния и 1/13 секунды — технически это очень сложная задача. 


Станислав Васильев: Снимок сделан из багажника автомобиля, на вытянутых руках, в день, когда «Альфа-Банк» пригласил блогеров покататься на их брендированной BMW i8, в преддверии фестиваля Alpha Future People. В обычной ситуации для такой съёмки потребовался бы специальный риг, пришлось бы медленно и аккуратно ехать двум автомобилям, и это было бы уже сложно назвать тест-драйвом. Для съёмки я использовал мощный нейтрально-серый светофильтр, позволивший снимать на нормально открытой диафрагме ярким солнечным днём и при этом установить выдержку в 1/13 секунды, что смазало деревья и фон, отлично передав динамику. Ещё раз подчеркну — снято просто из впереди идущей машины, на ходу, на вытянутых руках, на 50 мм фокусного расстояния и 1/13 секунды — технически это очень сложная задача. 


E-M5MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.2, 1/13 с, 50.0 мм экв.
Станислав Васильев: Один из типичных кадров с проводкой, что позволило передать динамику Porsche на Moscow Raceway. Снято на сверхсветосильный фикс 75mm f/1.8 на 1/30 секунды с рук, без монопода, на умеренно закрытой (из-за длинной выдержки днём) диафрагме. 


Станислав Васильев: Один из типичных кадров с проводкой, что позволило передать динамику Porsche на Moscow Raceway. Снято на сверхсветосильный фикс 75mm f/1.8 на 1/30 секунды с рук, без монопода, на умеренно закрытой (из-за длинной выдержки днём) диафрагме. 


E-M5MarkII / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 1/30 с, 150.0 мм экв.

Техника сегодня действительно способна дать фотографу новые возможности, особенно в репортажной съёмке. Но золотых правил репортажа пока никто не отменял. Работа фотографа заключается в том, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Поэтому просто носите камеру всегда с собой, даже если интересных сюжетов не предвидится: мы живём в непредсказуемом мире. Беззеркалки Olympus с лёгкостью могут поселиться в вашем рюкзаке на постоянной основе. Вторым важным принципом остаётся невмешательство в происходящее: фотограф будет фотографом до тех пор, пока не влияет на происходящее в кадре. Компактность и бесшумность Olympus в совокупности с некоторыми практическими навыками съёмки способны сделать из вас невидимку. Просто наблюдайте за происходящим!

Станислав Васильев: Во время свадеб периодически случается, что люди больше заняты собой, своими мыслями и эмоциями. И лучше не отвлекать их, а постараться воспользоваться моментом. Многие, услышав камеру, пытаются принять красивую позу и контролировать выражение лица, а выходит нарочитая постановка и «фото на паспорт». В данном случае невеста собиралась сыграть перед гостями, и во время перерыва на банкете, когда гости вышли из помещения, села репетировать. За счёт использования электронного затвора (бесшумного режима) удалось незаметно сделать серию снимков, причём кадр этот совершенно не постановочный, поэтому получилось ухватить момент и эмоции на лице мамы невесты.

Станислав Васильев: Во время свадеб периодически случается, что люди больше заняты собой, своими мыслями и эмоциями. И лучше не отвлекать их, а постараться воспользоваться моментом. Многие, услышав камеру, пытаются принять красивую позу и контролировать выражение лица, а выходит нарочитая постановка и «фото на паспорт». В данном случае невеста собиралась сыграть перед гостями, и во время перерыва на банкете, когда гости вышли из помещения, села репетировать. За счёт использования электронного затвора (бесшумного режима) удалось незаметно сделать серию снимков, причём кадр этот совершенно не постановочный, поэтому получилось ухватить момент и эмоции на лице мамы невесты.

E-M5MarkII / OLYMPUS M.75mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.8, 1/25 с, 150.0 мм экв.
Дата публикации: 28.11.2016
Комментировать

Серия статей

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus