Вверх

Olympus. Снимаем портрет на беззеркалку

Дата публикации: 15.07.2016

За последние несколько десятков лет зеркальная камера стала синонимом профессиональной фотографии. Большая чёрная зеркалка внушает благоговейный трепет заказчику. Но является ли она на самом деле залогом успеха? Вовсе нет! В XXI веке появились другие, во многом более совершенные инструменты получения изображения. В этой статье мы поговорим о практических аспектах съёмки портрета на беззеркальные камеры Olympus. Кстати, все снимки в этой статье сделаны на беззеркальные фотоаппараты Olympus.

Размер имеет значение

Огромные полнокадровые зеркалки выглядят солидно… Но вес камеры со светосильным объективом может достигать двух килограммов. А если хочется взять с собой пару объективов? А ещё хорошо бы бутылку минералки, планшет… С такими темпами вес багажа вместе с рюкзаком легко перевалит за пять килограммов, причём большая доля веса придётся именно на фототехнику.

Olympus. Снимаем портрет на беззеркалку

Фото: Станислав Пучковский
«В беззеркалках Olympus я ценю компактность, хорошие портретные объективы, откидной поворотный экран, тёплые цвета и мягкую картинку».

Стоит ли говорить, что это обстоятельство полностью исключает «случайные фотосессии», когда вы делаете ряд удачных кадров друзей не прогулке, поймав уникальный свет, настроение или оказавшись в интересном месте? Съёмку с таким оборудованием нужно планировать заранее, а ряд интересных кадров так и останется неснятым, поскольку тяжёлая камера была оставлена дома.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Беззеркалки в этом плане куда более демократичны. Из-за малого веса и размера их всегда можно всегда брать с собой. А лучшая камера та, которая оказалась у вас под рукой в нужное время и в нужном месте!

Фото: Дарья Булавина
«Система Olympus нравится мне своей миниатюрностью и широким выбором чрезвычайно компактной и резкой оптики, достаточным разрешением для печати на большой формат и продвинутой системой стабилизации. Последняя позволяет фотографировать людей в сложных условиях, когда на классических камерах пришлось бы задирать светочувствительность. Благодаря этому на Olympus можно избегать высоких ISO и сильных шумов при вечерней и ночной съёмке. На PEN-F мне нравится отличная система креативной работы с цветом. Благодаря ей даже без дополнительной цветокоррекции можно отправлять снимки в Instagram и соцсети».

Фото: Дарья Булавина
«Система Olympus нравится мне своей миниатюрностью и широким выбором чрезвычайно компактной и резкой оптики, достаточным разрешением для печати на большой формат и продвинутой системой стабилизации. Последняя позволяет фотографировать людей в сложных условиях, когда на классических камерах пришлось бы задирать светочувствительность. Благодаря этому на Olympus можно избегать высоких ISO и сильных шумов при вечерней и ночной съёмке. На PEN-F мне нравится отличная система креативной работы с цветом. Благодаря ей даже без дополнительной цветокоррекции можно отправлять снимки в Instagram и соцсети».

Мифы о матрице

Некоторые фотографы относятся скептически к матрицам формата 4/3″, считая, что их площади недостаточно для получения объёмной картинки, эффектного размытия фона. Действительно, если вы работаете с несветосильной оптикой (например, с «китовым» объективом), то степень размытия заднего плана будет существенно ниже, чем у полнокадровых фотоаппаратов. Но ведь прекрасные портреты с волшебным боке на «кит» не снимают. Даже на полнокадровых фотоаппаратах чаще всего используется светосильная оптика, специально созданная для подобных съёмок.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Естественно, есть такая оптика и в модельном ряду Olympus. Например, M.ZUIKO DIGITAL ED 75mm 1:1.8 стал стандартом де-факто для портретных фотосессий у любителей системы Micro 4/3. Этот резкий с открытой диафрагмы объектив позволяет сильно, а главное, красиво размывать фон снимков, получать эффектное боке, развенчивая миф о невозможности создания объёмной картинки на матрице 4/3″.

Фото: Илья Варивченко
«Наличие M.ZUIKO DIGITAL 75mm 1:1.8 в системе само по себе делает Olympus одним из лучших портретных инструментов».

Фото: Илья Варивченко
«Наличие M.ZUIKO DIGITAL 75mm 1:1.8 в системе само по себе делает Olympus одним из лучших портретных инструментов».

Отличным бюджетным решением можно назвать объектив M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8. Он чуть слабее размывает фон, но всё равно позволяет получать объёмные портреты. За счёт меньшего фокусного расстояния он более универсален. Одними портретами его сфера применения не ограничивается. Он будет хорош и для жанровой съёмки, и для предметных фотографий с размытым фоном, и даже для репортажных кадров при недостаточном освещении.

Фото: Станислав Пучковский
Объектив M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Фото: Станислав Пучковский
Объектив M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Новые возможности

Основные же преимущества беззеркалок удаётся попробовать лишь начав снимать на них. Десяток «мелочей» позволяет построить работу фотографа по-новому, более технологично.

Фото: Станислав Пучковский

Фото: Станислав Пучковский

За примерами далеко ходить не нужно. Начнём с визирования. Работая с зеркалкой, фотограф практически всегда должен использовать оптический видоискатель. Конечно, можно включить режим Live View и использовать дисплей, но скорость работы зеркалки в этом режиме далеко не всегда достаточна для портретной съёмки.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Первое преимущество беззеркальной камеры очевидно: Live View работает существенно быстрее. Причём кадр можно строить как по электронному видоискателю, так и по наклонному дисплею, используя нестандартные точки, острые ракурсы. Всё это расширяет творческие возможности фотографа.

Фото: Дарья Булавина
Съёмка с нижней точки

Фото: Дарья Булавина
Съёмка с нижней точки

Фото: Дарья Булавина
Съёмка с верхней точки

Фото: Дарья Булавина
Съёмка с верхней точки

Строя кадр в режиме Live View, фотограф ещё до съёмки может оценить верность настройки изображения. Конечно, портрет — это тот жанр, в котором допустима весьма серьёзная обработка снимка. Но получить качественный результат сразу на этапе съёмки всё равно важно.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Так, фотограф может снимать в более сложных световых условиях (например, с контровым светом). Ведь в видоискателе сразу видно, приемлем ли перепад яркостей в кадре или нужно поискать менее контрастную сцену. Результат введения экспокоррекции также можно оценить сразу. А функция определения лиц в кадре позволяет отдать приоритет при определении экспозиции именно лицу модели. В любом случае правильность установки экспозиции отслеживается по живой гистограмме ещё до съёмки: её график не должен вплотную прижиматься к левому или правому краю.

Гистограмма — график в нижней части изображения. Красная полоска справа говорит о том, что часть снимка может быть пересвечена. Однако большая часть деталей будет проэкспонирована верно. На это указывает расположение основной части гистограммы в центре графика, а не с краю.

Гистограмма — график в нижней части изображения. Красная полоска справа говорит о том, что часть снимка может быть пересвечена. Однако большая часть деталей будет проэкспонирована верно. На это указывает расположение основной части гистограммы в центре графика, а не с краю.

Есть у беззеркалок и неочевидные преимущества. Вы же помните, что большинство портретов снимаются со светосильными объективами и малой глубиной резкости? Точность фокусировки здесь выходит на первый план. Беззеркалки впереди по целому ряду параметров.

Во-первых, гибридная или контрастная фокусировка, применяемые в беззеркалках, намного точнее, поскольку наведение на резкость осуществляется по матрице, по будущему кадру. Проблемы фронт- или бэк-фокуса (систематические промахи автофокуса) нет как таковой.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Во-вторых, автофокусировка может быть осуществлена по любой области кадра. В зеркалках же фотографов ограничивает расположение датчиков фазового автофокуса в видоискателе. Они покрывают лишь центральную часть кадра. Стоит сдвинуть лицо модели в кадре чуть в сторону, и подходящего датчика автофокуса уже не подобрать. Приходится снимать с перекадрированием после фокусировки, теряя точность наведения на резкость.

В-третьих, современные беззеркалки Olympus могут сами находить лица в кадре и фокусироваться по ним. Это существенно повышает оперативность съёмки, позволяя не менять точку автофокуса вручную каждый раз. Более того, в ряде моделей реализована фокусировка по глазам модели. При этом фотограф может сам выбрать, на каком глазу фокусироваться: на левом, правом или на ближнем к камере. Последняя настройка является универсальной.

Автофокусировка с приоритетом правого глаза модели

Автофокусировка с приоритетом правого глаза модели

Автофокусировка с приоритетом левого глаза модели

Автофокусировка с приоритетом левого глаза модели

Автофокусировка с приоритетом ближнего к камере глаза модели

Автофокусировка с приоритетом ближнего к камере глаза модели

Простые советы

Внушительный внешний вид фотоаппарата в самой меньшей степени влияет на результат съёмки, и беззеркалки это доказывают! Но помните, что хороший кадр зависит от выбранной техники лишь на одну треть. Не меньшее влияние оказывает выбранный сюжет, освещение, модель.

Старайтесь снимать с мягким закатным светом или в не очень солнечную погоду. В солнечный день тени на лице будут не так красивы, и фото в целом будет смотреться довольно плоско.

Фото: Илья Варивченко
«Olympus нравится мне корректным цветоделением. Это облегчает работу с цветом и даёт натуральный оттенок кожи
».

Фото: Илья Варивченко
«Olympus нравится мне корректным цветоделением. Это облегчает работу с цветом и даёт натуральный оттенок кожи
».

Позаботьтесь об эффектном фоне. На нём не должно быть ничего лишнего. Заранее осмотрите фон через видоискатель, чтобы понять границы будущего кадра.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Если вы хотите получить эффектное боке, то располагайте модель в нескольких метрах от фона. Интересные блики в зоне размытия обеспечивает подсвеченная солнцем листва, а также бликующие предметы.

Фото: Дарья Булавина

Фото: Дарья Булавина

Отправляясь на съёмку, продумайте образ модели и соберите весь необходимый реквизит. Помните простую хитрость: если ваша модель имеет не слишком большой опыт позирования, фотографу придётся позаботиться о том, чтобы она смотрелась в кадре естественно. Например, типичную проблему неестественного расположения рук легко решить, дав модели какой-то реквизит. Это может быть любой предмет, гармонирующий с её образом и окружающей обстановкой.

Фото: Илья Варивченко

Фото: Илья Варивченко

Смело экспериментируйте с композицией. Портрет — это не фото на паспорт, а жизнь и эмоции. Снимайте по-своему, без оглядки на других фотографов!

Дата публикации: 15.07.2016
Комментировать

Серия статей

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

C01b6e7f 8759 44c2 aec1 eb11852628a2