За последние несколько десятков лет зеркальная камера стала синонимом профессиональной фотографии. Большая чёрная зеркалка внушает благоговейный трепет заказчику. Но является ли она на самом деле залогом успеха? Вовсе нет! В XXI веке появились другие, во многом более совершенные инструменты получения изображения. В этой статье мы поговорим о практических аспектах съёмки портрета на беззеркальные камеры Olympus. Кстати, все снимки в этой статье сделаны на беззеркальные фотоаппараты Olympus.
Размер имеет значение
Огромные полнокадровые зеркалки выглядят солидно… Но вес камеры со светосильным объективом может достигать двух килограммов. А если хочется взять с собой пару объективов? А ещё хорошо бы бутылку минералки, планшет… С такими темпами вес багажа вместе с рюкзаком легко перевалит за пять килограммов, причём большая доля веса придётся именно на фототехнику.
Фото: Станислав Пучковский
«В беззеркалках Olympus я ценю компактность, хорошие портретные объективы, откидной поворотный экран, тёплые цвета и мягкую картинку».
Стоит ли говорить, что это обстоятельство полностью исключает «случайные фотосессии», когда вы делаете ряд удачных кадров друзей не прогулке, поймав уникальный свет, настроение или оказавшись в интересном месте? Съёмку с таким оборудованием нужно планировать заранее, а ряд интересных кадров так и останется неснятым, поскольку тяжёлая камера была оставлена дома.
Беззеркалки в этом плане куда более демократичны. Из-за малого веса и размера их всегда можно всегда брать с собой. А лучшая камера та, которая оказалась у вас под рукой в нужное время и в нужном месте!
Фото: Дарья Булавина
«Система Olympus нравится мне своей миниатюрностью и широким выбором чрезвычайно компактной и резкой оптики, достаточным разрешением для печати на большой формат и продвинутой системой стабилизации. Последняя позволяет фотографировать людей в сложных условиях, когда на классических камерах пришлось бы задирать светочувствительность. Благодаря этому на Olympus можно избегать высоких ISO и сильных шумов при вечерней и ночной съёмке. На PEN-F мне нравится отличная система креативной работы с цветом. Благодаря ей даже без дополнительной цветокоррекции можно отправлять снимки в Instagram и соцсети».
Мифы о матрице
Некоторые фотографы относятся скептически к матрицам формата 4/3″, считая, что их площади недостаточно для получения объёмной картинки, эффектного размытия фона. Действительно, если вы работаете с несветосильной оптикой (например, с «китовым» объективом), то степень размытия заднего плана будет существенно ниже, чем у полнокадровых фотоаппаратов. Но ведь прекрасные портреты с волшебным боке на «кит» не снимают. Даже на полнокадровых фотоаппаратах чаще всего используется светосильная оптика, специально созданная для подобных съёмок.
Естественно, есть такая оптика и в модельном ряду Olympus. Например, M.ZUIKO DIGITAL ED 75mm 1:1.8 стал стандартом де-факто для портретных фотосессий у любителей системы Micro 4/3. Этот резкий с открытой диафрагмы объектив позволяет сильно, а главное, красиво размывать фон снимков, получать эффектное боке, развенчивая миф о невозможности создания объёмной картинки на матрице 4/3″.
Фото: Илья Варивченко
«Наличие M.ZUIKO DIGITAL 75mm 1:1.8 в системе само по себе делает Olympus одним из лучших портретных инструментов».
Отличным бюджетным решением можно назвать объектив M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8. Он чуть слабее размывает фон, но всё равно позволяет получать объёмные портреты. За счёт меньшего фокусного расстояния он более универсален. Одними портретами его сфера применения не ограничивается. Он будет хорош и для жанровой съёмки, и для предметных фотографий с размытым фоном, и даже для репортажных кадров при недостаточном освещении.
Новые возможности
Основные же преимущества беззеркалок удаётся попробовать лишь начав снимать на них. Десяток «мелочей» позволяет построить работу фотографа по-новому, более технологично.
За примерами далеко ходить не нужно. Начнём с визирования. Работая с зеркалкой, фотограф практически всегда должен использовать оптический видоискатель. Конечно, можно включить режим Live View и использовать дисплей, но скорость работы зеркалки в этом режиме далеко не всегда достаточна для портретной съёмки.
Первое преимущество беззеркальной камеры очевидно: Live View работает существенно быстрее. Причём кадр можно строить как по электронному видоискателю, так и по наклонному дисплею, используя нестандартные точки, острые ракурсы. Всё это расширяет творческие возможности фотографа.
Строя кадр в режиме Live View, фотограф ещё до съёмки может оценить верность настройки изображения. Конечно, портрет — это тот жанр, в котором допустима весьма серьёзная обработка снимка. Но получить качественный результат сразу на этапе съёмки всё равно важно.
Так, фотограф может снимать в более сложных световых условиях (например, с контровым светом). Ведь в видоискателе сразу видно, приемлем ли перепад яркостей в кадре или нужно поискать менее контрастную сцену. Результат введения экспокоррекции также можно оценить сразу. А функция определения лиц в кадре позволяет отдать приоритет при определении экспозиции именно лицу модели. В любом случае правильность установки экспозиции отслеживается по живой гистограмме ещё до съёмки: её график не должен вплотную прижиматься к левому или правому краю.
Гистограмма — график в нижней части изображения. Красная полоска справа говорит о том, что часть снимка может быть пересвечена. Однако большая часть деталей будет проэкспонирована верно. На это указывает расположение основной части гистограммы в центре графика, а не с краю.
Есть у беззеркалок и неочевидные преимущества. Вы же помните, что большинство портретов снимаются со светосильными объективами и малой глубиной резкости? Точность фокусировки здесь выходит на первый план. Беззеркалки впереди по целому ряду параметров.
Во-первых, гибридная или контрастная фокусировка, применяемые в беззеркалках, намного точнее, поскольку наведение на резкость осуществляется по матрице, по будущему кадру. Проблемы фронт- или бэк-фокуса (систематические промахи автофокуса) нет как таковой.
Во-вторых, автофокусировка может быть осуществлена по любой области кадра. В зеркалках же фотографов ограничивает расположение датчиков фазового автофокуса в видоискателе. Они покрывают лишь центральную часть кадра. Стоит сдвинуть лицо модели в кадре чуть в сторону, и подходящего датчика автофокуса уже не подобрать. Приходится снимать с перекадрированием после фокусировки, теряя точность наведения на резкость.
В-третьих, современные беззеркалки Olympus могут сами находить лица в кадре и фокусироваться по ним. Это существенно повышает оперативность съёмки, позволяя не менять точку автофокуса вручную каждый раз. Более того, в ряде моделей реализована фокусировка по глазам модели. При этом фотограф может сам выбрать, на каком глазу фокусироваться: на левом, правом или на ближнем к камере. Последняя настройка является универсальной.
Простые советы
Внушительный внешний вид фотоаппарата в самой меньшей степени влияет на результат съёмки, и беззеркалки это доказывают! Но помните, что хороший кадр зависит от выбранной техники лишь на одну треть. Не меньшее влияние оказывает выбранный сюжет, освещение, модель.
Старайтесь снимать с мягким закатным светом или в не очень солнечную погоду. В солнечный день тени на лице будут не так красивы, и фото в целом будет смотреться довольно плоско.
Фото: Илья Варивченко
«Olympus нравится мне корректным цветоделением. Это облегчает работу с цветом и даёт натуральный оттенок кожи
».
Позаботьтесь об эффектном фоне. На нём не должно быть ничего лишнего. Заранее осмотрите фон через видоискатель, чтобы понять границы будущего кадра.
Если вы хотите получить эффектное боке, то располагайте модель в нескольких метрах от фона. Интересные блики в зоне размытия обеспечивает подсвеченная солнцем листва, а также бликующие предметы.
Отправляясь на съёмку, продумайте образ модели и соберите весь необходимый реквизит. Помните простую хитрость: если ваша модель имеет не слишком большой опыт позирования, фотографу придётся позаботиться о том, чтобы она смотрелась в кадре естественно. Например, типичную проблему неестественного расположения рук легко решить, дав модели какой-то реквизит. Это может быть любой предмет, гармонирующий с её образом и окружающей обстановкой.
Смело экспериментируйте с композицией. Портрет — это не фото на паспорт, а жизнь и эмоции. Снимайте по-своему, без оглядки на других фотографов!