Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Olympus. Снимаем макро

Дата публикации: 02.08.2016

Макросъёмка — один из самых технически сложных жанров фотографии. Возможно, именно этим вызвана его не столь высокая популярность: как ни крути, а портретов и пейзажей на фотосайтах куда больше, чем макроснимков. Однако не стоит бояться сложностей, если у вас в руках камера Olympus! Именно в этом жанре фототехника бренда раскрывает себя самым лучшим образом, максимально упрощая жизнь фотографа и делая творчество лёгким и приятным.

Olympus. Снимаем макро

Фото: Ирина Козорог

Что такое масштаб съёмки?

Каждому макрофотографу знакомо понятие «масштаб съёмки». Есть даже стандарт де-факто — масштаб 1:1. Это максимальное увеличение, которое обеспечивают почти все современные макрообъективы. При этом размер проекции снимаемого объекта на матрице равен его реальному размеру. Иными словами, если вы снимаете насекомое длиной 5 мм, то его изображение на матрице будет также 5 мм.

Фото: Ирина Козорог

Фото: Ирина Козорог

Вот тут на первый план и выходит размер матрицы камер Olympus! Напомню, он составляет 17,3x13,0. Таким образом, всё тот же пятимиллиметровый жук будет занимать существенную часть площади кадра. Можно сказать, у вас получится полноценный ростовой портрет! А если бы вы снимали на зеркальные камеры с полным кадром? Его скромная проекция на сенсоре с размерами 24х36 мм просто потерялась бы. Вместо ростового макропортрета, вы получили бы совсем мелкий план насекомого.

Фото: Ирина Козорог

Фото: Ирина Козорог

Таким образом, относительно малый размер матрицы применительно к макросъёмке выступает явным плюсом. Но если вам и этого недостаточно, то можно использовать функцию двухкратного цифрового конвертера, которая неплохо работает в камерах Olympus.

Функция цифрового телеконвертера включается в меню камеры. Она позволяет получить увеличенное в два раза изображение практически без потери качества. Если вы снимаете в RAW+JPEG, то функция цифрового телеконвертера применяется только к JPEG-файлу.

Функция цифрового телеконвертера включается в меню камеры. Она позволяет получить увеличенное в два раза изображение практически без потери качества. Если вы снимаете в RAW+JPEG, то функция цифрового телеконвертера применяется только к JPEG-файлу.

Оригинал снимка, сделанного без цифрового телеконвертера

Оригинал снимка, сделанного без цифрового телеконвертера

Оригинал снимка с цифровым телеконвертером

Оригинал снимка с цифровым телеконвертером

Фото: Ирина Козорог
«Я почти не снимаю без цифрового телеконвертера. Если использую ISO 100, то зачастую публикую именно то, что снято с конвертером. Потери качества почти нет. Мы быстро привыкаем к хорошему».

Фото: Ирина Козорог
«Я почти не снимаю без цифрового телеконвертера. Если использую ISO 100, то зачастую публикую именно то, что снято с конвертером. Потери качества почти нет. Мы быстро привыкаем к хорошему».

Глубина резкости: мифы и реальность

Бытует мнение, что камеры формата Micro 4/3 обеспечивают большую глубину резкости по сравнению с камерами других форматов, в том числе при макросъёмке. Миф ли это? 50/50. Глубина резкости при одинаковом масштабе и фокусном расстоянии будет зависеть только от установленного значения диафрагмы, а никак не от камеры. Просто при том же масштабе съёмки у фотоаппарата с большей матрицей в кадр войдёт больше пространства, и крупность плана будет мельче.

Фото: Ирина Козорог

Фото: Ирина Козорог

Но отсюда следует и другая истина: на камерах с большей матрицей для фотографирования того же сюжета с той же крупностью понадобится использовать более крупный масштаб, а значит, уменьшится глубина резкости. Это извечная проблема макрофотографов: хочется взять в резкость всё «лицо» насекомого, а сильное закрытие диафрагмы вызывает массу проблем. Здесь и банальная нехватка света (приходится использовать внешние вспышки), и падение резкости при сильном диафрагмировании. С камерами Olympus большую крупность плана и большую глубину резкости можно получить даже с несильно прикрытой диафрагмой.

Фото: Ирина Козорог

Фото: Ирина Козорог

Впрочем, если глубина резкости всё равно кажется вам недостаточной, можно применить функцию автоматического стекинга. Подобная функция на данный момент реализована лишь в камерах Olympus. Камера сделает подряд несколько кадров, незначительно сдвигая точку фокусировки, чтобы затем объединить их в один снимок с увеличенной глубиной резкости. Резко изображаемое пространство здесь буквально собирается из нескольких фотографий.

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Фото: Ирина Козорог
«Стекинг просто великолепен для съёмки неподвижных объектов. Я его использую при работе с текстурами. Радует (я бы даже сказала, что излишне расслабляет) возможность сразу увидеть результат. Тратишь секунды и получаешь готовую шикарную картинку. Правда, снимать нужно со штатива. Но я и так его использую всегда, так что для меня это не проблема.»

Фото: Ирина Козорог
«Стекинг просто великолепен для съёмки неподвижных объектов. Я его использую при работе с текстурами. Радует (я бы даже сказала, что излишне расслабляет) возможность сразу увидеть результат. Тратишь секунды и получаешь готовую шикарную картинку. Правда, снимать нужно со штатива. Но я и так его использую всегда, так что для меня это не проблема.»

Также в камерах Olympus реализован и брекетинг по фокусу — удобнейшая функция для макро- и предметных фотографов! Кстати, автоматический брекетинг фокуса крайне редко встречается в фотоаппаратах, и камеры Olympus здесь — приятное исключение. Благодаря этой функции вы можете снять «полуфабрикат» для самостоятельного склеивания стекинг-снимка в графическом редакторе. А можете просто использовать серию кадров для того, чтобы выбрать один-единственный с идеальным попаданием в резкость. Главное здесь — обеспечить неподвижность объекта съёмки и камеры.

Брекетинг по фокусу включается в меню камеры.

Брекетинг по фокусу включается в меню камеры.

Выбираем вид брекетинга — брекетинг по фокусу.

Выбираем вид брекетинга — брекетинг по фокусу.

Задаем параметры брекетинга.

Задаем параметры брекетинга.

Количество кадров. Чем оно будет больше, тем качественнее результат можно получить.

Количество кадров. Чем оно будет больше, тем качественнее результат можно получить.

Задаем сдвиг фокуса при съемке каждого последующего кадра. Чем больше значение, тем большую глубину резкости при том же количестве кадров получится заснять.

Задаем сдвиг фокуса при съемке каждого последующего кадра. Чем больше значение, тем большую глубину резкости при том же количестве кадров получится заснять.

Вопросы стабилизации

Раз уж мы коснулись вопросов неподвижности камеры, то самое время поговорить о стабилизации. Современные фотоаппараты Olympus имеют пятиосевую систему стабилизации изображения на основе сдвига матрицы. Хотя корректнее говорить не о пяти осях, а о пяти степенях свободы, стабилизация по которым и обеспечивается. Речь идёт о вращении камеры вокруг оптической оси объектива (так фотоаппарат «закручивается», когда вы резко жмёте на кнопку спуска), наклонах вверх-вниз и вправо-влево (такие смещения возникают из-за дрожания рук фотографа и вызывают смаз) и, наконец, о линейных смещениях вверх-вниз и вправо-влево. Такие смещения особенно вредны при макросъёмке, где они неминуемо вызывают «шевелёнку». Их пятиосевой стабилизатор тоже компенсирует. Обычные трёхосевые стабилизаторы с такими колебаниями справиться не могут.

Фото: Ирина Козорог

Фото: Ирина Козорог

Применение стабилизатора делает макросъёмку с рук не просто возможной, но и удобной! Во-первых, изображение на экране не дрожит и не прыгает. А в макросъёмке это настоящая проблема. Из-за дрогнувшей руки вы можете потерять из кадра свою «модель». Во-вторых, отсутствие тряски в кадре позволяет использовать автофокус. Да-да, не будь стабилизатора, камера просто не смогла бы сфокусироваться, так как постоянно теряла бы цель. А съёмка макро с автофокусом — удовольствие, которое дорогого стоит! Не будем забывать, что до недавнего времени макросъёмка вообще воспринималась как жанр с ручной фокусировкой. Причины просты: низкая скорость моторов автофокуса и отсутствие эффективных систем стабилизации.

Кстати, и применение стекинга, и просто съёмка с брекетингом по фокусу в ряде случаев возможны без применения штатива исключительно благодаря эффективному стабилизатору.

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Простые советы

Даже такой совершенный инструмент, как беззеркальный фотоаппарат Olympus, не начнёт делать впечатляющие макроснимки сам. Магический макрорежим здесь не придёт на помощь фотографу. Любая камера со сменной оптикой для макросъёмки потребует использования макрообъектива. Если говорить о системе Olympus, то это очень резкий, компактный и лёгкий Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro. Он, в отличие от других объективов системы, способен обеспечить фокусировку с малой дистанции, позволяя снимать в масштабе 1:1 и более (при использовании цифрового телеконвертера).

Фото: Ирина Козорог
Применение функции цифрового телеконвертера

Фото: Ирина Козорог
Применение функции цифрового телеконвертера

Обязательно используйте функцию электронной передней шторки, которой обладают многие современные фотокамеры. Экспозиция при этом начинается непосредственно в момент нажатия кнопки спуска. Лёгкое дуновение ветерка может вывести вашу модель из зоны резкости за долю секунды. Поэтому чем короче время между вашим желанием сделать кадр и реальным временем спуска затвора, тем лучше. Если же не использовать функцию электронной передней шторки, то камера после нажатия кнопки будет закрывать затвор, «обнулять» матрицу, начинать экспозицию и лишь потом открывать затвор. Это доли секунды, но вы их потеряете.

Также вы можете включить электронный затвор. При этом механические шторки и вовсе остаются неподвижными. С одной стороны, это позволяет снимать абсолютно бесшумно, не пугая «модель». С другой — сводит к нулю риск получить смаз из-за вибраций, вызванных хлопком затвора.

Если ваша цель — насекомые в природе, отправляйтесь на съёмку рано утром. До восхода солнца насекомые менее подвижны, подпускают к себе на более близкую дистанцию. Да и утренний свет является более эффектным.

Фото: Ирина Козорог

Фото: Ирина Козорог

Не стоит снимать замороженных и тем более мёртвых насекомых. В профильных фотосообществах такие «хитрости» довольно легко вычисляются и считаются, мягко говоря, дурным тоном.

Фото: Ирина Козорог
Съёмка живых насекомых осложняет использование стекинга. Обратите внимание на усики пчелы.

Фото: Ирина Козорог
Съёмка живых насекомых осложняет использование стекинга. Обратите внимание на усики пчелы.

Помните, что макросъёмка на ограничивается насекомыми. Фотографируйте маленькие предметы, которые выглядят необычно с сильным увеличением, цветы, растения, текстуры. Используйте преимущество камер Olympus: при съёмке в масштабе 1:1 крупность плана будет в четыре раза больше по сравнению с полнокадровой камерой!

Не бойтесь повышать ISO. Смаз в кадре часто возникает из-за движения снимаемого объекта. Даже если жук ползёт со скоростью 1 мм в секунду, при крупномасштабной макросъёмке он будет настоящим бегуном-спринтером перед вашим объективом. И выдержки при этом понадобятся укороченные.

Старайтесь не закрывать диафрагму сильнее f/11. Физику не обмануть, и уже после f/8 начинает сказываться дифракция света на отверстии диафрагмы, что приводит к падению детализации. Если глубина резкости вам кажется недостаточной, лучше применить стекинг или уменьшить масштаб съёмки.

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Фото: Ирина Козорог
Применение стекинга

Если вы используете ручную фокусировку, включите пикинг автофокуса или фокусировочную лупу для более точной наводки на резкость. Оба способа помощи при ручной фокусировке можно использовать одновременно. Оба способа удобно использовать при фокусировке не только через видоискатель, но и по поворотному экрану.

Помощь при ручной фокусировке включается в меню камеры.

Помощь при ручной фокусировке включается в меню камеры.

Увеличение — фокусировочная лупа — позволяет при ручной фокусировке увеличить выбранный фрагмент изображения на экране или в видоискателе.

Увеличение — фокусировочная лупа — позволяет при ручной фокусировке увеличить выбранный фрагмент изображения на экране или в видоискателе.

Пикинг — это подсветка находящихся в резкости элементов изображения.

Пикинг — это подсветка находящихся в резкости элементов изображения.

Фокусировочную лупу удобнее всего использовать для сравнительно статичных сюжетов.

Фокусировочную лупу удобнее всего использовать для сравнительно статичных сюжетов.

Пикинг более оперативен в работе, позволяет снимать с высокой скоростью. Точность наведения на резкость с пикингом лишь немного ниже, чем с фокусировочной лупой.

Пикинг более оперативен в работе, позволяет снимать с высокой скоростью. Точность наведения на резкость с пикингом лишь немного ниже, чем с фокусировочной лупой.

Фото: Ирина Козорог 
«Пользуюсь фокусировочной лупой, когда модель более-менее далеко. Очень удобно. Порой даже жутко становится при увеличении муравья в 14 раз.»

Фото: Ирина Козорог
«Пользуюсь фокусировочной лупой, когда модель более-менее далеко. Очень удобно. Порой даже жутко становится при увеличении муравья в 14 раз.»

И наконец, не ограничивайтесь фотосъёмкой! Современная техника позволяет вам не только заглянуть в микромир, но и показать его зрителю при помощи видеосъёмки. Камеры Olympus могут записывать очень качественное видео в формате Full HD с высоким битрейтом. Сохраняющий при записи видео работоспособность стабилизатор позволит в ряде случаев обойтись даже без штатива.

Помните, что макросъёмка — такой же жанр фотографии, как и все остальные. Здесь царствуют те же законы композиции. Относитесь к вашим макромоделям так же, как к снимаемым людям: оставляйте в кадре место для взгляда, не обрезайте «лицо» без надобности, ищите интересные моменты и сюжеты.

Фото: Ирина Козорог

Фото: Ирина Козорог

Дата публикации: 02.08.2016
Комментировать

Серия статей

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus