Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Olympus. Отличия беззеркалок от зеркалок

Дата публикации: 27.06.2016

История фотографии насчитывает уже более полутора сотен лет. Однако развитие техники фотографирования шло неравномерно. Так, рывком вперёд стала деятельность компании Kodak Джорджа Истмана. Тогда в конце девятнадцатого века она подарила миру лёгкость обработки фотоматериала (появились рулонные плёнки) и самые простые фотоаппараты, не требующие профессиональных знаний.

Вторым знаковым событием можно считать появление зеркальных камер — по-настоящему универсальных и быстрых фотоинструментов. Сочетание возможности смены оптики, визирования буквально через объектив и высокой скорости работы сделало этот класс устройств настолько популярным, что зеркалки спустя полвека пришли в цифровую эру в практически первозданном виде, лишь заменив в своей конструкции фотоплёнку на матрицу. Ах да, вы же поняли, что цифровая эпоха стала ещё одним важнейшим этапом в истории фототехники? С этого момента развитие пошло колоссальными темпами: новые технологии и решения появлялись каждый год. В частности, вопреки популярности традиционных зеркальных фотоаппаратов, появились на свет так называемые беззеркальные модели. Именно об этой ветке эволюции фотомира сегодня пойдёт речь.

Olympus. Отличия беззеркалок от зеркалок

Этот проект о фотографии с беззеркальными камерами мы делаем в сотрудничестве с Olympus. Примечательно, что эта компания первой отказалась от производства зеркальной фототехники в пользу новых технологий.

Зеркало больше не нужно?

Чтобы понять, нужно ли зеркало в фотоаппарате, давайте поговорим, какие функции оно выполняет. В далёкие времена, когда ещё не было автофокуса, а в камерах вместо матриц стояла плёнка, задачей зеркала было лишь перенаправление света из объектива в пентапризму оптического видоискателя. Фотограф мог буквально смотреть на мир через объектив. Но чтобы сделать кадр, зеркало приходилось убирать — в момент нажатия кнопки спуска оно поднималось и в формировании изображения никак не участвовало. Так что делаем первый вывод: зеркало никак не влияет на качество картинки!

Зеркало лишь перенаправляет свет в оптический видоискатель.

Зеркало лишь перенаправляет свет в оптический видоискатель.

В момент съемки зеркало поднимается, открывая свету путь к матрице.

В момент съемки зеркало поднимается, открывая свету путь к матрице.

Когда в 1980-х в фотографии наступила эра автофокуса, конструкция камер существенно усложнилась. С тех пор в фотоаппарате есть не одно, а несколько зеркал. Причём самое большое (то, которое перенаправляет свет в видоискатель) имеет полупрозрачное окно. Часть света проходит через него, отражается от вспомогательного зеркала и попадает на датчик автофокуса. А в момент съёмки вся эта конструкция поднимается и складывается.

Согласитесь, не слишком элегантное техническое решение — постоянно прыгающая система из зеркал. Её очевидными плюсами остаются лишь возможность работы с оптическим видоискателем и очень быстрый автофокус с применением отдельного фазового модуля. Но по-настоящему совершенно столь сложный механизм работает лишь в самых топовых моделях зеркалок, сопоставимых по цене с новым автомобилем.

В беззеркалках функции зеркала были перераспределены между другими системами фотокамеры, а само зеркало отправилось даже не в бессрочный отпуск, а «на помойку». Зачем смотреть на будущий кадр через оптический видоискатель и объектив, если можно увидеть его уже на экране, с установленной экспозицией, балансом белого и другими параметрами? Ведь это более логично! Именно так и работают беззеркалки, показывая на дисплее или в электронном видоискателе картинку непосредственно с матрицы с применением всех съёмочных настроек.

Скептики могут заметить, что какой бы совершенной ни была электронная начинка фотоаппарата, всегда существует задержка отображения картинки на дисплее. И будут правы, но лишь отчасти. Лаг видоискателя сокращается от модели к модели. Так, у Olympus OM-D E-M10 он составлял всего 16 мс, а в более новых моделях стал ещё меньше. В Olympus OM-D E-M10 Mark II видоискатель практически безынерционный.

В ранних моделях беззеркальных фотоаппаратов могли возникать сложности с фокусировкой, которая здесь осуществляется исключительно по матрице. Но в конечном счёте скорость автофокуса в большей степени зависит от процессора. По прошествии времени мы видим, что реальная скорость наводки на резкость не уступает многим зеркалкам, а зачастую их превосходит. Преимущество зеркалок здесь если не исчезло полностью, то, подобно эскимо летним днём, тает на глазах.

Что взамен?

Мы выяснили, что отказ от зеркала принципиально не «испортил» камеры. Но ведь должны быть какие-то преимущества, которых пытались достичь разработчики? Они есть, и их много!

Самое очевидное — размер. Отказ от блока зеркала с различными моторами, его поднимающими, высвободил немало места внутри камеры. Массивный оптический видоискатель также был заменён более компактным электронным (а в некоторых моделях нет и его). Габариты камеры уменьшились весьма значительно: лишний вес сброшен.

Менее очевидное преимущество — сокращение расстояния от матрицы до объектива (рабочего отрезка). Через переходник на такую камеру можно поставить почти любую оптику, в том числе и от зеркалок. Кстати, на камерах Olympus будут прекрасно работать объективы Olympus и Panasonic с байонетом Micro 4/3, а также установленные через переходник объективы с байонетом 4/3. Например, Olympus OM-D E-M1 при этом обеспечит очень быструю и уверенную автофокусировку. С другими моделями автофокус с объективами от зеркалок будет менее уверенным.

Отказ от оптического видоискателя и зеркала позволил держать затвор камеры открытым постоянно и строить кадр по дисплею или электронному видоискателю. Это называется режимом Live View. Его главное достоинство — контроль экспозиции, баланса белого и других настроек в процессе съёмки. Вы видите на экране картинку, которая станет будущим кадром. А на неё можно наложить всю необходимую вам служебную информацию — это дополнительный плюс.

Нужно отметить, что в современных зеркалках режим Live View также реализован, но он не отличается высокой скоростью работы и сильно ограничен по возможностям.

Кроме основной съемочной информации на экране и видоискателе может быть показана живая гистограмма.

Кроме основной съемочной информации на экране и видоискателе может быть показана живая гистограмма.

Двухосевой электронный уровень на экране — удобный инструмент при съемке!

Двухосевой электронный уровень на экране — удобный инструмент при съемке!

Например, гистограмма и электронный уровень здорово помогают при съёмке. Вы можете прямо в видоискателе осуществить коррекцию трапецеидальных (перспективных) искажений будущего кадра, если снимаете архитектуру.

Включение коррекции трапецеидальных искажений.

Включение коррекции трапецеидальных искажений.

Коррекция искажений отключена.

Коррекция искажений отключена.

Коррекция искажений включена.

Коррекция искажений включена.

Съемка в режиме Live Time позволяет видеть изменение экспозиции снимка на экране камеры в реальном времени. Как только экспозиция становится оптимальной с точки зрения фотографа, съемку можно остановить.

Съемка в режиме Live Time позволяет видеть изменение экспозиции снимка на экране камеры в реальном времени. Как только экспозиция становится оптимальной с точки зрения фотографа, съемку можно остановить.

Настройки функции Live Time в меню.

Настройки функции Live Time в меню.

При съёмке кадров на сверхдлинных выдержках на экране или в видоискателе можно наблюдать, как «накапливается» экспозиция снимка (эта функция называется Live Time). Даже эффектные цветные фильтры можно накладывать на будущий кадр ещё до съёмки, заранее видя результат.

Не будем забывать, что ряд моделей Olympus обладает откидным дисплеем. Это очень удобно при съёмке из неудобных положений: с земли или с вытянутых рук. Во многих моделях дисплей сенсорный. Это позволяет выбрать касанием нужную точку фокусировки. Согласитесь, это чуть удобнее, чем выбирать кнопками датчик автофокуса, не отрываясь от оптического видоискателя.

Автофокус в беззеркалках

Коль скоро мы начали говорить об автофокусировке, самое время разобраться, как она осуществляется в беззеркалках и есть ли в этом вопросе преимущества перед зеркалками. Напомним, что традиционного для зеркалок отдельного модуля автофокуса здесь нет. А раз его нет, то не возникает и проблем его юстировки (проблемы фронт- и бэк-фокуса). Это плюс.

Фокусировка происходит непосредственно по матрице. В данный момент в зависимости от модели камеры может использоваться контрастный, фазовый или гибридный автофокус. В первом случае фокусировка происходит так: автоматика шаг за шагом вращает кольцо фокусировки и оценивает картинку с матрицы. Когда в нужной точке резкость достигает максимума и начинает снижаться, автоматика возвращает кольцо в положение максимума резкости. Вуаля! Фокусировка завершена. Этот метод является наиболее точным. Но так как камера не знает верного первоначального направления фокусировки, скорость иногда страдает.

Второй способ — за счёт датчиков фазовой детекции, расположенных на матрице. Например, он работает в камере Olympus OM-D E-M1 при установке объективов с байонетом 4/3. Датчики способны вычислить необходимое направление смещения линз объектива и его величину. Такой автофокус может быть чуть быстрее, но менее точным. Зато он незаменим при съёмке с непрерывной автофокусировкой на объекте.

Чаще всего два метода используются одновременно. Окончательная фокусировка происходит, естественно, по контрастному принципу, так как точность при этом повышается.

Но если в процессе фокусировки камера «видит» будущий кадр, почему бы не использовать дополнительную информацию для облегчения жизни фотографа? Например, в камерах Olympus есть не только распознавание лиц, но и распознавание глаз модели. При съёмке портрета камера может найти в кадре глаз и автоматически сфокусироваться на нём. Умеют ли так зеркалки? Далеко не все, а лишь та пара моделей, цена которых может шокировать даже подготовленного человека. В большинстве же зеркалок такая функция может работать лишь в режиме Live View. При этом из-за низкой скорости работы зеркалок в режиме Live View распознавание лиц оказывается чаще всего бесполезным.

Автофокусировка с приоритетом правого глаза модели.

Автофокусировка с приоритетом правого глаза модели.

Автофокусировка с приоритетом левого глаза модели.

Автофокусировка с приоритетом левого глаза модели.

Автофокусировка с приоритетом ближнего к камере глаза модели.

Автофокусировка с приоритетом ближнего к камере глаза модели.

Постоянно «видящая» матрица оказывается кстати и при ручной фокусировке. Для быстрой наводки на резкость можно использовать пикинг фокуса. В этом случае находящиеся в резкости фрагменты будут помечены контрастным цветом. Это помогает фотографу или видеографу (а для видеосъёмки эта функция очень удобна!) чётко контролировать фокус.

Включение фокус-пикинга в меню.

Включение фокус-пикинга в меню.

Ручная фокусировка с фокус-пикингом. Находящиеся в резкости объекты подсвечены белым.

Ручная фокусировка с фокус-пикингом. Находящиеся в резкости объекты подсвечены белым.

Несколько слов о матрице

Наконец, на сладкое мы оставили вопросы, связанные с матрицами беззеркалок. Начнём с размера. Сегодня выпускаются беззеркальные камеры с матрицами разных размеров: от крохотных 1/2,3″ до гигантских полнокадровых. Фотоаппараты Olympus занимают здесь золотую середину, обладая матрицами формата 4/3″ (кроп-фактор х2 относительно полного кадра).

С одной стороны, площади такой матрицы достаточно для получения качественных снимков. В условиях недостаточной освещённости уровень шумов будет приемлемым. Со светосильным объективом возможно красивое и довольно сильное размытие фона.

С другой стороны, уменьшенная площадь по сравнению с полным кадром позволяет снизить вес, размер, а главное — стоимость фотоаппаратов и объективов.

Отдельно нужно сказать о возможностях макросъёмки. В системе Olympus есть объектив, обеспечивающий масштаб макросъёмки 1:1. То есть минимальный размер снимаемого объекта будет равен размеру матрицы. Так что объект с примерными размерами 18×13,5 мм (это точные размеры матрицы) можно сфотографировать во весь кадр.

В последних моделях компании также появилась функция электронного затвора, позволяющая делать снимок абсолютно бесшумно и не создавать вибрации от хлопка затвора механического. При этом возможна съемка со сверхкороткими выдержками порядка 1/16000 с. Это здорово упрощает работу со светосильной оптикой при ярком освещении. А еще, если вы увлекаетесь тайм-лэпсами (цейтраферная видеосъемка), то с помощью электронного затвора можете здорово экономить ресурс затвора механического.

Применение не слишком большого сенсора изображения позволило разработчикам Olympus реализовать в корпусе камеры оптический стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы. И это не привело к увеличению габаритов фотоаппарата. Зато в последних моделях компании широко применяется так называемая пятиосевая стабилизация.

Подобный стабилизатор способен обеспечить компенсацию смещения камеры по пяти степеням свободы из шести возможных. И это действительно работает! При съёмке с рук фотографу доступны выдержки, которые раньше были возможны только при использовании штатива. А видеографы за счёт применения стабилизатора в ряде случаев могут отказаться от различных подвесов типа стэдикама — картинка будет достаточно плавной.

Наконец, обладая подобным стабилизатором и 16-мегапиксельным разрешением, некоторые камеры Olympus могут создавать 40-мегапиксельные снимки с высочайшей детализацией. Как? Для этого понадобится неподвижный объект съёмки и штатив. За счёт пошагового сдвига матрицы на ничтожно малую величину в половину пикселя и снятия серии снимков камера способна автоматически склеить их в один кадр увеличенного разрешения. Отличное решение для предметной съёмки!

За счет пошагового смещения матрицы на полпикселя камеры Olympus способны делать 40-мегапиксельные снимки, даже обладая 16-мегапиксельной матрицей.

За счет пошагового смещения матрицы на полпикселя камеры Olympus способны делать 40-мегапиксельные снимки, даже обладая 16-мегапиксельной матрицей.

Это не единственная полезная «программная» функция камер Olympus. При макросъёмке есть также функция фокус-стэкинга, когда камера сама снимает серию изображений, изменяя фокусировку на небольшую величину и собирая кадры в один с увеличенной глубиной резкости. Благодаря пятиосевому стабилизатору такая съёмка возможна даже с рук без использования штатива.

Впрочем, о разных функциях камер Olympus мы расскажем в наших последующих статьях, которые нам помогут подготовить профессиональные фотографы, не первый год снимающие на подобные камеры в различных жанрах. Следите за обновлениями!

Дата публикации: 27.06.2016
Комментировать

Серия статей

Развернуть весь список

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus