Фотоаппарат в работе
От большинства представителей X-серии Fujifilm герой нашего теста отличается даже внешне. В облике Fujifilm X-H2S абсолютный минимум ретромотивов, характерных для собратьев по серии. Не нашлось места отдельному барабанчику установки выдержки, для ISO тоже выделена лишь кнопка под указательным пальцем.
Большой статусный дисплей на верхней панели даёт исчерпывающую информацию о текущих настройках. Таким же сейчас оснащаются многие топовые беззеркалки.
В конструкции тотально отсутствуют рычажки и селекторы: только кнопки и джойстик под большим пальцем. И по внешнему виду, и по концепции управления это репортажная камера в духе зеркалок недавнего прошлого. Ну а каким ещё должен быть самый скоростной фотоаппарат системы?
Скорострельность
И раз уж мы упомянули скорость, давайте с ней и разберёмся до конца. Fujifilm X-H2S действительно может снимать 40 кадров в секунду с полным разрешением, в RAW+JPEG, c автофокусом и автоэкспозицией.
Стоит оговориться, что на итоговую скорость съёмки оказывает влияние огромное количество факторов: от длины выдержки до настройки ISO.
В ряде случаев комбинация настроек способна снизить скорострельность до 20 кадров/с. Но в реальной съёмке это вряд ли способно испортить результат — запас по скорости всё равно огромный!
Естественно, речь идёт о съёмке с электронным затвором. Он, кстати, практически лишён эффекта роллинг-шаттера и отлично справляется со своей задачей. С механическим затвором максимальная скорость составляет 15 кадров/с, что тоже не так уж и мало.
Обратите внимание на винты вертолёта на фото. Это съёмка с электронным затвором, но какие-либо искажения на фото отсутствуют.
А что с объёмом буфера? Я использовал сжатый без потерь RAW и получил при 40 кадрах/с максимальный объём серии в 160 кадров против 170 по спецификации. Запись всей серии на CFexpress заняла 25 секунд от момента первого нажатия на спуск. По мере освобождения буфера камера готова продолжать съёмку, а переполнение буфера при работе с CFexpress по факту лишь снижает скорострельность. Смотреть отснятый материал также можно по мере записи на карту. Работа со сжатым RAW позволила уместить в буфер около 200 кадров, с несжатым — 123 кадра. При использовании быстрых SD UHS-II объём серии получается незначительно меньше, но время записи на карту памяти по сравнению с CFexpress возрастает в разы. Так что даже для фотосъёмки работа с картами CFexpress будет оправданной, хоть и не обеспечит «бесконечного» буфера на максимальной скорости.
Ещё одной фишкой в духе времени стал режим съёмки с предварительной записью в буфер при полунажатой кнопке спуска. Запись начинается примерно за секунду до полного нажатия. С этим режимом нужно быть осторожным. На высоких скоростях съёмки переполнить буфер, а затем и карту памяти — пара пустяков. А чистить флешку потом ой как непросто: кадры одной серии нельзя удалить сразу.
Автофокус
Ведущие производители фотокамер в последнее время переходят к системам автофокуса с автоматическим распознаванием объектов. В их алгоритмах используются результаты машинного обучения. Такая концепция позволяет отказаться от ручного выбора точки автофокуса не только при съёмке людей, но и в других случаях.
Съёмка с автофокусом по глазам
Например, Fujifilm X-H2S, наравне с глазами и лицами людей, умеет определять в кадре морды и глаза животных, птиц, автомобили, мотоциклы, самолёты, поезда.
На практике система работает быстро и уверенно. Человек или животное могут отворачиваться от камеры, смотреть в бок, уходить за границу кадра — но всё равно автоматика постарается удержать их в фокусе.
Съёмка с автофокусом по глазам животных
Единственная сложность, пожалуй, заключается в выборе главного объекта съёмки. При работе с непрерывным фокусом интерфейс от Fujfilm совмещает в себе как автоматическое определение объекта, так и рудиментарные остатки точечной фокусировки или трекинга. Переключаться джойстиком между двумя распознанными объектами в AF-C не получится, а так хотелось бы! Джойстик будет просто сдвигать «стартовую» точку или зону автофокуса для трекинга.
Интерфейс
Если вашей первой камерой был Fujifilm, то вряд ли с X-H2S возникнут проблемы. Но при миграции с других систем нужно предусмотреть достаточно времени на освоение камеры. Меню на первый взгляд выглядит громоздким, а некоторые пункты исключают или дополняют друг друга. Группировка настроек не всегда очевидна.
Первая страница меню изобилует настройками, которые в профессиональной скоростной камере воспринимаются как явно второстепенные.
Включение распознавание лиц и глаз отключает следующий пункт меню. Странно, что разработчики не объединили эти пункты, а сделали взаимоисключающими. Справедливости ради скажу, что с этой проблемой в том или ином виде сейчас сталкиваются все разработчики техники, ставшие невольными заложниками огромного количества тонких настроек и необходимости их систематизации. И всё же за две недели плотной съёмки на X-H2S автор статьи так и не смог избавиться от многочисленных вопросов к меню камеры.
С другой стороны, любителей вдумчивого чтения инструкций явно порадуют возможности кастомизации управления и тонких настроек поведения фотоаппарата. Например, здесь предусмотрено несколько режимов быстродействия камеры: от экономии заряда до приоритета частоты обновления видоискателя (до 240 кадров/с!). Есть привычное перепрограммирование кнопок, формирование пользовательского меню, выбор параметров для экранного меню Q.
Корпус камеры буквально изобилует кнопками. Дополнительные программируемые кнопки без обозначений расположены и на верхней, и на задней, и на передней панели. В общем, в Fujifilm X-H2S есть что настраивать. И на это нужно закладывать время — чем больше, тем лучше.
Стабилизатор
Оптический стабилизатор на основе сдвига матрицы встроен в корпус Fujifilm X-H2S. Он может работать как сам по себе, так и вместе со стабилизатором объектива, если такой имеется. Стабилизация пятиосевая. В случае использования оптики без электронной связи с камерой есть возможность указать её фокусное расстояние в меню для корректной работы стабилизатора.
Съёмка с рук со стабилизацией
Эффективность стабилизации заявлена на уровне 7 ступеней экспозиции. В нашем распоряжении было два объектива: со встроенным стабилизатором и без него. Оба показали примерно одинаковый результат, позволив уверенно снимать с рук с выдержками до 1 с включительно. Малейшее превышение этой величины приводило к смазу изображения.
Съёмка с рук со стабилизацией
Для 33-мм объектива (50 мм экв.) такой выигрыш составляет около 6 ступеней выдержки относительно критического значения в 1/50 с. Это меньше, чем заявлено в спецификации, но результат всё равно впечатляющий. Фактически в условиях ночного города смело можно снимать с рук, не задирая ISO и получая детализированные малошумные кадры без штатива.
Съёмка с рук со стабилизацией