Тест объектива NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S
NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S стал самым длиннофокусным зумом на текущий момент в беззеркальной системе Nikon Z. Именно он призван закрыть потребности фотоохотников, споттеров, репортажных фотографов и всех, кому нужно большое фокусное расстояние.
В нашем тесте проверим объектив в деле и расскажем о его основных особенностях. Отдельное внимание уделим резкости изображения на открытой диафрагме, столь важной для мощных телевиков.
Но начнём с приближения, которое обеспечивает NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S. В тестах мы часто снимаем на телеобъективы луну, чтобы вы могли оценить угол обзора объектива.
Если же такого приближения для ваших задач недостаточно, можно использовать фирменные телеконвертеры — объектив с ними совместим.
Конструкция и особенности использования
Ждать суперкомпактности в классе 100–400 мм было бы слишком оптимистично, тем не менее NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S можно похвалить за сравнительно небольшие размеры. Он возвышается над байонетом камеры примерно на 22 см при диаметре фильтра 77 мм. Вес без штативного кронштейна 1355 граммов.
Такие габариты и вес позволяют работать с ним как с «обычной» оптикой. Он помещается в стандартные сумки и фоторюкзаки, является абсолютно мобильным и не требует штатива или монопода при съёмке с рук. Его удобно носить за штативную лапку, а при желании её можно снять.
При зумировании передний линзоблок выдвигается примерно на пять сантиметров. Объектив не смотрится пугающе огромным, а чёрный цвет и сдержанный дизайн не привлекают к нему излишнее внимание. По специфике применения NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S гораздо ближе к объективам класса 70–200, нежели к супертелевикам.
То, что перед нами продуманный и высокотехнологичный продукт, понимаешь уже в первые часы съёмки. Секретов у NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S много. Например, центр тяжести практически не меняется при зумировании. Можно смело снимать даже на сравнительно компактные штативы, не испытывая неудобств. Редакционный Manfrotto BeFree легко справился с этим мощным телевиком.
Передний линзоблок не выдвигается и не складывается под собственным весом, хотя усилие на кольце зума невелико, его можно вращать одним пальцем (для телевика это важный плюс). Кольцо ручного фокуса электронное, с плавным нелинейным ходом. Оно поддерживает доводку автофокуса, когда нужно вручную быстро подсказать системе автофокусировки, где искать резкость. Это типовая ситуация в фотоохоте, когда объект съёмки прячется за препятствиями.
У объектива есть и третье кольцо — функциональное. Ему можно назначить функцию управления диафрагмой, экспокоррекцией, ISO.
Программируемых кнопок на корпусе тоже больше, чем мы привыкли. Ближе к кольцу зума находятся сразу четыре идентичных кнопки L-Fn2, под любой хват. Единую для всех этих кнопок функцию можно выбрать в меню камеры. Ещё одна программируемая кнопка L-Fn расположена между функциональным кольцом и кольцом фокусировки. Ей может быть назначена отдельная функция, отличная от L-Fn2.
Непосредственно на корпусе есть небольшой OLED-дисплей, который может показывать дистанцию фокусировки, фокусное расстояние или установленную диафрагму. Режим отображения меняется кнопкой DISP.
Из переключателей на корпусе есть только выключатель автофокуса и двухпозиционный лимитер дистанции фокусировки, позволяющий выбрать полный диапазон или диапазон от трёх метров до бесконечности.
Это важный орган управления, поскольку объектив имеет очень малую минимальную дистанцию фокусировки, всего 75 и 87 см для 100 и 400 мм фокусного расстояния соответственно.
Без использования лимитера время наведения на резкость может занимать более полутора секунд, с ним — меньше секунды от 3 метров до бесконечности.
Никаких органов управления стабилизатором не предусмотрено, и это удивляет. Ведь система стабилизации здесь есть! Её эффективность заявлена на уровне 5,5 ступени, что полностью соответствует действительности.
При фокусном расстоянии 400 мм объектив позволяет получать резкие кадры с рук на 1/13 с. Эффект отлично виден в кадре ещё на стадии кадрирования. А после спуска затвора видно, с какой большой амплитудой компенсирует колебания стабилизатор — изображение резко и довольно значительно смещается и вновь «замирает».
Съёмка с рук с увеличенной выдержкой при недостаточном освещении
Стабилизатор объектива работает по двум осям, остальные три оси берёт на себя стабилизатор в камере. Для DX-моделей стабилизация будет двухосевой. Включать и отключать стабилизацию, а также выбирать режим работы предстоит в меню фотоаппарата.
За фокусировку отвечает пара шаговых моторов. Они работают тихо, но едва слышный звук всё же можно уловить, если поднести объектив к уху. По громкости он сопоставим со звуком привода диафрагмы или стабилизатора. Так что с видеосъёмкой проблем возникать не должно. Объектив имеет минимизированный эффект дыхания, что также будет полезно в видео.
Оптическая схема сложна даже по современным меркам: 25 элементов в 20 группах, включая 6 элементов из стекла ED, 2 элемента из стекла Super ED, элементы с покрытиями Nano Crystal Coat и ARNEO, а также передний элемент со фторсодержащим покрытием.
Фтористое покрытие передней линзы хорошо себя показало на практике! После двух недель съёмки на улице стекло оставалось идеально чистым, без разводов и пыли. За время теста я ни разу не чистил его. Также нужно отметить резиновую накладку вокруг передней линзы. Этот элемент позаимствован из топовых профессиональных телевиков и призван сгладить касания различных объектов (например, сетки) во время съёмки. Также можно ставить объектив линзой вниз на любую поверхность, не боясь поцарапать корпус.
Чтобы максимально размыть сетку, пришлось прижаться к ней вплотную.
Как и положено модели из топовой S-линейки, NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S имеет защиту от пыли и влаги, особенно вокруг байонета и всех движущихся частей — по заявлению производителя.
Качество изображения
Резкость — главное, чего ждёшь от такого телевика. Причём обязательно с открытой диафрагмы, ведь прикрыть её чаще всего не получится без ущерба для ISO или выдержки. Итак, начинаем со 100 мм.
Никаких претензий к детализации нет уже на f/4,5. Резкость высокая как по центру, так и по краю кадра. Я специально выбрал солнечный день и сюжет с чередованием мелких тёмных и светлых элементов, чтобы проверить уровень хроматических аберраций. С ними тоже всё отлично, их нет. Присутствует лишь виньетирование, которое можно скорректировать программно даже в камере. Диафрагмирование до f/8 убирает виньетирование, а вот резкости не добавляет: максимум уже достигнут.
Усложняем задачу — зумируем до 200 мм. Светосила падает до f/5, резкость остаётся высокой по всей площади кадра. Хроматических аберраций нет. Виньетирование присутствует, но почти полностью уходит при f/8. Закрывать диафрагму для повышения резкости смысла нет, отличный результат вновь достигается уже на открытой диафрагме.
Момент истины — 400 мм. Но и здесь придраться к резкости NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S очень трудно. Диафрагма f/5,6 оказывается полностью рабочей, с отличной детализацией по всей площади кадра. Даже на самых проблемных участках не проявляются хроматические аберрации. А из формальных недостатков можно отметить только виньетирование, которое вновь отлично «лечится» программной коррекцией или диафрагмированием до f/8.
Нужно отдать должное оптикам Nikon, им удалось рассчитать оптическую схему, которая способна давать высокую резкость во всём диапазоне зума и фокусировки. На минимальной дистанции фокусировки резкость также остаётся высокой.
Обилие низкодисперсионных и сверхзнизкодисперсионных элементов (в сумме их восемь в оптической схеме!) позитивно сказалось на коррекции хроматики. На самых провокационных сюжетах аберрации отсутствуют.
Асферики в оптической схеме нет, но рассчитывать на боке «как у портретника» не стоит. В объективе 25 линз! Поэтому одиночные блики в зоне нерезкости могут иметь не слишком равномерное заполнение.
Однако за счёт малой глубины резкости в большинстве сюжетов размытие получается сильным и достаточно мягким. И главное — без двоений. Для телевика это очень важно: фон не пестрит и не перетягивает на себя внимание зрителя.
Геометрические искажения полностью исправляются программно в JPEG, а в RAW прописывается соответствующий корректирующий профиль, который понимают популярные конвертеры, например, от Adobe. В конвертерах, которые не поддерживают встроенный профиль, можно заметить слабую подушкообразную дисторсию, но только на самых сложных с точки зрения геометрии кадра сюжетах.
Применение современных просветляющих покрытий даёт высокий контраст изображения и неплохую бликозащищённость. Умеренный контровый свет объектив держит просто отлично.
В тесте мы не использовали бленду. Поймать немного бликов объектив может лишь в самых критических ситуациях, когда в кадре присутствует прямой солнечный свет.
100 мм:
200 мм:
Локальные засветки возможны лишь в самых сложных сюжетах, но они не оказывают решающего влияния на качество изображения.
Выводы
NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S практически безупречен с точки зрения качества картинки. Главное — он резок с открытой диафрагмы и не даёт хроматических аберраций. За это ему легко можно простить даже присутствующее на открытой диафрагме виньетирование. Оно, как и незначительная дисторсия, легко исправляется программно. Контровый свет не доставляет проблем благодаря современным просветляющим покрытиям.
Объектив может похвастаться продуманной эргономикой. Например, центр тяжести не меняется при зумировании. На корпусе есть два типа функциональных кнопок, программируемое функциональное кольцо. Кольцо зума имеет лёгкий и короткий ход, а кольцо фокусировки позволяет сделать прямую доводку автофокуса. Предусмотрен лимитер дистанции фокусировки. Вызывает вопросы только отсутствие выключателя стабилизатора. Хотя сам стабилизатор — на месте, и отличается очень высокой эффективностью в 5,5 ступени экспозиции.
NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S — прекрасный образец современной профессиональной оптики. Есть здесь и пыле-влагозащита, и неплохие для данного класса массогабаритные характеристики, и защитное покрытие линз, и даже очень малая для телевиков минимальная дистанция фокусировки. Объектив получился удобным и универсальным. Такой набор характеристик не может стоить дёшево, что NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S и демонстрирует.
Плюсы:
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- практически отсутствуют хроматические аберрации;
- уверенная работа в контровом свете;
- малая минимальная дистанция фокусировки;
- эффективный стабилизатор изображения;
- два вида программируемых кнопок на корпусе;
- функциональное кольцо для управления экспопараметрами;
- очень удачная развесовка объектива;
- пыле- и влагозащита;
- эффективное фтористое покрытие передней линзы;
- совместимость с телеконвертерами;
- съёмная штативная лапка;
- возможность ручной доводки автофокуса.
Минусы:
- нет управления стабилизатором на корпусе;
- присутствует виньетирование на открытой диафрагме;
- для обеспечения высокой скорости автофокуса желательно использовать лимитер дистанции.