Тест NIKKOR Z 24-120mm f/4 S
Этот тест посвящён трём самым новым моделям зум-объективов для беззеркалок Nikon Z: NIKKOR Z 24-120mm f/4 S, NIKKOR Z 100–400mm f/4.5-5.6 VR S и NIKKOR Z 28-75mm f/2.8.
Система Nikon Z с завидной регулярностью пополняется новой оптикой. Насытив потребности профессионалов, Nikon довольно быстро перешёл к выпуску бюджетной оптики и оптики среднего ценового диапазона. Бюджетным фиксам мы посвятили два предыдущих теста, а эту статью открывает универсальный зум NIKKOR Z 24-120mm f/4 S.
Буква S в его названии указывает на принадлежность к топовой линейке оптики, но по цене он как раз укладывается в рамки среднего класса. Если же сравнивать с предшественником из зеркальной системы AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR с похожими характеристиками, то стоимость новинки выросла чуть менее чем на четверть.
Очевидно, этой моделью Nikon хочет покорить сердца и фотолюбителей, и профессионалов. Универсальный зум NIKKOR Z 24-120mm f/4 S имеет все шансы стать одним из самых востребованных объективов системы. В нашем тесте будем разбираться, насколько NIKKOR Z 24-120mm f/4 S хорош и даст ли преимущество по сравнению с более доступным собратом из зеркальной фотосистемы.
Особенности объектива
Дизайн корпуса NIKKOR Z 24-120mm f/4 S выполнен в духе современной Z-линейки: строгие и хорошо читаемые штрихи, минимум декоративных деталей, преобладающие матовые элементы. Но есть и отсыл к оптике прошлого. Кольцо зума визуально выглядит «надетым» на тубус объектива — характерная черта некоторых объективов Nikon тридцатилетней давности. Мелкий штрих внешней отделки тонко намекает на преемственность поколений…
Впрочем, даже во внешней отделке нового здесь куда больше, чем традиционного. Рядом с выключателем автофокуса на корпусе расположена программируемая кнопка L-Fn, а кроме кольца зума и ручного фокуса есть третье металлическое кольцо ближе к байонету. Оно не декоративное, а функциональное. Например, с его помощью можно управлять диафрагмой или экспокоррекцией, менять ISO — функции можно выбрать в меню фотоаппарата.
Ход всех трёх колец неожиданно тугой, но очень плавный и равномерный, без рывков. В руках объектив ощущается добротным профессиональным инструментом. Сильно выдвигающийся при зумировании тубус переднего линзоблока не имеет люфта и не выезжает под собственным весом.
Для NIKKOR Z 24-120mm f/4 S заявлена пыле- и влагозащита корпуса, а на переднюю линзу нанесено фтористое покрытие. Такие покрытия — не просто маркетинговый ход. Пыль и грязь на них действительно не задерживаются, а влага легко собирается в капли и сама скатывается, не оставляя разводов.
В оптической схеме применено просветляющее покрытие ARNEO, которое традиционно достаётся только топовым моделям. Наряду с ним используется и фирменное нанокристаллическое покрытие.
Сама оптическая схема состоит из 16 элементов в 13 группах, включая 3 элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией ED и 1 асферический элемент из стекла ED. Малое количество асферики обещает неплохой рисунок в зоне нерезкости.
Съёмка с рук, работа внутрикамерной стабилизации
В отличие от предшественника из зеркальной системы AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, наш герой не имеет встроенной системы стабилизации. Ведь она реализована в самих полнокадровых беззеркалках серии Z. Её возможностей вполне достаточно, чтобы снимать на увеличенных выдержках и сохранять ISO на приемлемом уровне в условиях городского уличного освещения ночью.
Съёмка с рук, работа внутрикамерной стабилизации
Из других особенностей отмечаем малую дистанцию фокусировки — всего 35 см от плоскости матрицы. При этом достигается масштаб х0,39, достаточный для съёмки крупным планом даже очень небольших предметов.
Максимальный масштаб съёмки
Для фокусировки используется пара синхронизированных линейных приводов.
Фокусировочных групп тоже две. Автофокус очень тихий, практически бесшумный, и достаточно быстрый для динамичных сюжетов.
Светосила f/4 и высокие рабочие ISO современных фотокамер позволяют использовать объектив практически для любых задач.
Светосилы f/4 достаточно для событийной съёмки с искусственным освещением
Резкость и хроматические аберрации
Резкость — то, что отличает NIKKOR Z 24-120mm f/4 S от его «зеркального» собрата AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR. А ещё уровень хроматических аберраций. Даже на провокационных сюжетах NIKKOR Z 24-120mm f/4 S практически избавлен от хроматики, а у AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR она нет-нет, да и проскакивает в широкоугольном положении на открытой диафрагме. И резкость его на открытой диафрагме заметно ниже, особенно по краям. Посмотрите примеры ниже:
На 24 мм герой теста NIKKOR Z 24-120mm f/4 S по центру кадра идеально резок уже на f/4 даже на многомегапиксельном Nikon Z 7. Падение детализации к краям есть, но без 100% увеличения и тщательного изучения снимка его не заметить. Края даже на открытой диафрагме весьма резкие.
Диафрагмирование до f/5,6 и f/8 слабо влияет на итоговое качество изображения. По центру кадра максимум уже достигнут, лишь периферия добирает недостающую резкость, не оставляя аргументов придирчивым критикам.
Диафрагмирование сильнее f/11 приводит к снижению детализации из-за дифракции, что закономерно для многомегапиксельных матриц.
В телеположении ситуация повторяется. Открытая диафрагма у NIKKOR Z 24-120mm f/4 S абсолютно рабочая с идеальным центром и небольшим падением резкости к краям. И по центру, и по краям более современный объектив существенно выигрывает у AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR. Посмотрите на сравнительные кадры:
Хроматических аберраций не видно. Контраст у более современного объектива также выше. Разница в картинке заметная до f/5,6 включительно.
Прикрыв диафрагму NIKKOR Z 24-120mm f/4 S до f/8 можно получить практически идеальную резкость по всему полю. После f/11 резкость снижается из-за дифракции вне зависимости от выбора объектива.
Бликозащита и контровый свет
В оптической схеме NIKKOR Z 24-120mm f/4 S используется сразу два вида просветляющих покрытий, в том числе топовое фирменное покрытие ARNEO от Nikon. Визуально объектив отличается очень высоким контрастом, картинка у него сочная и яркая.
Фонарь в поле кадра не провоцирует появление значительных бликов.
Если в кадр попадают источники света, то объектив спокойно их отрисовывает, не допуская падения контраста и значительных засветок.
Мощные прожекторы в правом нижнем углу кадра не создают падения контраста и бликов.
Из возможных артефактов стоит отметить локальные блики, которые появляются в самых углах снимка от ярких источников преимущественно в широкоугольном положении зума. Интересно, что блики чаще всего направлены от центра кадра.
Такая необычная оптическая особенность, например, страхует в тех случаях, когда источник света находится на границе снимка или за ней — бликов внутри кадра вообще не образуется, даже если бленда не установлена на объектив.
В телеположении блики и вовсе не появляются. Засветок от ярких источников также нет.
Эффект дыхания
Объектив неплохо адаптирован для видеосъёмки. Мы уже отметили очень тихую работу автофокуса. Производитель также заявляет минимизированный эффект дыхания при перефокусировке и отсутствие сдвига. И это действительно так.
И в широкоугольном, и в телеположении эффект дыхания практически отсутствует.
Ход кольца ручного фокуса нелинейный. Однако при плавном вращении нелинейность выражена слабо, и работать с ручной перефокусировкой в видео в целом комфортно. Разве что с приводом фоллоу-фокуса могут возникнуть сложности.
Боке
Характер размытия у NIKKOR Z 24-120mm f/4 S нейтральный, как и положено универсальному объективу. Одиночные блики в боке, пересекаясь, не образуют «эффекта чешуи», а прямые линии не двоятся.
Присутствующая в оптической схеме асферика даёт о себе знать некоторой неоднородностью заполнения блика. До ярко выраженных «луковых колец» дело не доходит, но не все блики идеально аккуратные. Впрочем, перед нами и не портретный фикс, чтобы предъявлять к его рисунку такие высокие требования. Одиночные блики сохраняют округлую форму благодаря скруглённой девятилепестковой диафрагме практически на всех её значениях. Так что размытие фона остаётся нейтральным и приятным глазу.
При съёмке портретов размытие достаточно сильное, чтобы добавить в кадр объём, но фон при это остаётся читаемым.
Геометрические искажения и корректирующий профиль
Для объективов системы Nikon Z корректирующий профиль прописывается непосредственно в RAW-файл. Если RAW-конвертер поддерживает работу с ним, то профиль автоматически применяется. Более того, например, в продуктах Adobe он является неотключаемым. Скорее всего, дисторсий, виньетирования и хроматических аберраций по этой причине увидеть вам не удастся. В тесте мы используем RAW-конвертер, не поддерживающий встроенный профиль, чтобы оценить реальные искажения. Так, в положении 24 мм объектив имеет заметную бочкообразную дисторсию, которая полностью исправляется программно. Есть виньетирование, но оно сравнительно слабое.
В телеположении виньетирование также выражено слабо. Без корректирующего профиля очень хорошо заметна сильная подушкообразная дисторсия, программная коррекция которой приводит к заметной обрезке кадра. С этими сложностями фотограф столкнётся лишь при использовании экзотических RAW-конвертеров, но мы должны это отразить в тесте.
Выводы
NIKKOR Z 24-120mm f/4 S не просто так относится к топовой S-линейке оптики, несмотря на сравнительно доступную стоимость. Он имеет отличную резкость уже на открытой диафрагме, крайне слабо выраженные хроматические аберрации, нейтральное и приятное глазу боке. Из оптических недостатков можно отметить только дисторсии, но они полностью подавляются программно в JPEG, а RAW-файлы содержат встроенный корректирующий профиль для их устранения.
В плане качества изображения объектив заметно выигрывает у своего предшественника из зеркальной фотосистемы AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR, при этом имея всего на четверть более высокую стоимость. Единственным минусом по сравнению с предшественником будет отсутствие у NIKKOR Z 24-120mm f/4 S системы стабилизации. Однако в системе Nikon Z все полнокадровые камеры имеют встроенный стабилизатор.
Кроме фото, NIKKOR Z 24-120mm f/4 S хорошо приспособлен и для видеосъёмки. Автофокус работает практически бесшумно, эффект дыхания сведён к минимуму и в широкоугольном, и в телеположении. Из спорных решений можно отметить нелинейный ход кольца фокусировки, но при плавном вращении при видеосъёмке это проблем не доставляет. Зато в случае фото навестись на резкость можно с прецизионной точностью.
На корпусе объектива расположены программируемая кнопка L-Fn и функциональное кольцо, которое также можно перепрограммировать в меню. Конструкция защищена от пыли и влаги, а на переднюю линзу нанесено фтористое покрытие, защищающее от загрязнений.
NIKKOR Z 24-120mm f/4 S — качественный и удобный объектив на каждый день. Высокие рабочие ISO современных камер позволяют использовать его как штатный зум в профессиональной работе, в том числе в репортажной съёмке. Но он сможет справиться и со множеством других жанров. Большая кратность зума, малая дистанция фокусировки, нейтральное боке и быстрый бесшумный автофокус делают его действительно универсальным.
Плюсы:
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- очень низкий уровень хроматических аберраций;
- нейтральное и приятное боке;
- высокий контраст;
- малая дистанция фокусировки;
- программируемая кнопка L-Fn на корпусе;
- функциональное управляющее кольцо на корпусе;
- фтористое покрытие передней линзы;
- пыле- и влагозащита;
- нет эффекта дыхания.
Минусы:
- незначительное падение резкости к краю кадра;
- дисторсии при работе с RAW-конвертерами без поддержки встроенного профиля.