Тест объектива NIKKOR Z 28-75mm f/2.8
Полнокадровый универсальный зум NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 стал настоящим подарком компании Nikon для фотолюбителей, снимающих на беззеркалки бренда. Да, в системе уже есть топовый NIKKOR Z 24-70mm F/2.8 S и более доступный NIKKOR Z 24-70mm F/4 S. Первый — весьма дорогой, ведь он рассчитан на профи и обеспечивает действительно выдающееся качество картинки. Второй лёгкий, компактный, существенно более доступный… но не f/2,8, что в определённых пределах ограничивает его применение. А сторонней оптики с такими характеристиками под байонет Z пока нет.
Так что у светосильного и не слишком дорогого NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 есть все шансы стать хитом продаж, даже несмотря на меньший угол обзора в широкоугольном положении. В этом тесте мы покажем, на что он способен. И естественно, особое внимание уделим съёмке на открытой диафрагме.
Конструкция
Объектив получился очень компактным для светосилы f/2,8. Диаметр светофильтра 67 мм, длина чуть более 12 см.
Ещё на два с половиной сантиметра габариты увеличиваются при зумировании. Несмотря на очень лёгкий ход кольца зума, под собственным весом передний линзоблок не выдвигается. Люфтов у него тоже нет. Вообще качество сборки этого объектива не вызывает никаких вопросов.
Во внешней отделке преобладает шероховатый и стойкий к царапинам пластик. Байонет — металлический. В конструкции заявлена пыле- и влагозащита, вокруг байонета есть резиновое уплотнительное кольцо.
Из органов управления на корпусе находятся только кольцо зума и кольцо ручной фокусировки. Ход фокусировочного кольца нелинейный и сравнительно длинный. При фотосъёмке это очень удобно, навестись можно с прецизионной точностью. В видеорежиме могут быть сложности с перефокусировкой на большое расстояние из-за длины хода кольца. С небольшой и плавной перефокусировкой проблем нет. В режиме автофокуса поддерживается прямая ручная доводка резкости.
Кольцо фокусировки можно перенастроить для управления диафрагмой, ISO или коррекцией экспозиции.
К скорости автофокуса никаких вопросов не возникает. Полный прогон от бесконечности до минимальной дистанции занимает существенно меньше секунды. Объектив не рыскает и не тормозит. Работа приводов слышна только в том случае, если приложить ухо к самому объективу. Работа с распознаванием лиц и глаз в непрерывном режиме автофокуса очень комфорта.
Разве что не хватает отдельного выключателя автофокуса на корпусе, он бы существенно упростил работу в некоторых сложных ситуациях. А пока за этой настройкой придётся обращаться к меню камеры. Но это неизбежная плата за компактность объектива, в частности за малый диаметр.
Минимальная дистанция фокусировки в телеположении зума составляет всего 39 см от плоскости матрицы.
Максимальный масштаб съёмки NIKKOR Z 28-75mm f/2.8
Так что с NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 возможна крупноплановая съёмка с масштабом х0,34. В широкоугольном положении МДФ и вовсе 19 см от матрицы.
Максимальный масштаб съёмки
Оптическая схема насчитывает 15 элементов в 12 группах (включая 1 элемент из стекла Super-ED, 1 элемент из стекла ED, 3 асферических элемента). Диафрагма скруглённая девятилепестковая.
Резкость
В широкоугольном положении резкость на f/2,8 достаточна даже для многомегапиксельной матрицы Nikon Z 7. К центру кадра вообще не возникает никаких вопросов. Детализация периферии закономерно снижена. Присутствует заметное виньетирование. Следов хроматических аберраций не видно.
Диафрагмирование до f/4 почти ничего не меняет в центре кадра — там и так всё хорошо. На краях же резкость заметно повышается, а виньетирование ослабевает. Достигнутый успех закрепляет закрытие диафрагмы до f/5,6: затемнение углов полностью уходит, детализация становится высокой по всей площади кадра. Такой она остаётся и на f/8, и на f/11, а с f/16 начинает снижаться из-за дифракции.
В телеположении ситуация повторяется. К качеству картинки в центре кадра не придраться уже на f/2,8. Края и углы чуть смягчены, но запаса детализации достаточно для печати крупнее формата A3. Присутствует затемнение углов, зато отсутствуют хроматические аберрации.
И вновь закрытие диафрагмы всего на ступень заметно увеличивает техническое качество: виньетирование уходит почти полностью, края и углы становятся ощутимо резче. Можно прикрыть диафрагму и до f/5,6: это полностью исправит затемнение углов и доведёт резкость на периферии кадра до очень высокого уровня. Закрывать её сильнее f/16 не стоит, дифракция съест детали.
Боке
В большинстве сюжетов характер размытия NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 мягкий и плавный, без двоений линий.
Но если на фоне появляются одиночные яркие блики, их заполнение не всегда оказывается равномерным. Контрастный фон из-за этого может пестрить деталями.
Скорее всего, сказывается обилие асферических элементов в оптической схеме. Такие линзы позволяют сделать объектив компактнее, эффективнее бороться с искажениями и даже снизить стоимость производства. Они же могут провоцировать неидеальное боке.
Однако для универсального зума лёгкая неоднородность боке на некоторых из сюжетов — действительно меньшее из зол, удачный компромисс характеристик.
Девятилепестковая диафрагма обеспечивает круглую форму отверстия даже при сильном закрытии, например, до f/8.
Работа в контровом свете и бликозащита
В отличие от топовых объективов серии S, герой нашего теста не может похвастаться применением фирменного антибликового покрытия ARNEO. Тем не менее в широкоугольном положении зума контраст изображения в контровом свете высок, блики не доставляют существенных неудобств, хоть и заявляют о себе с f/8.
Фотографам нужно лишь помнить, что попавшие в край кадра яркие источники света могут получить длинный характерный лучик, который чуть уменьшается при диафрагмировании.
Если не использовать бленду, то даже находящееся за границей кадра солнце может таким лучиком влезть на снимок.
В телеположении небольшая локальная засветка от солнца в виде удлинённого луча также присутствует. Незначительные блики по мере диафрагмирования могут появляться, но они практически незаметны на реальных сюжетах.
Также хочется обратить внимание читателей, что на таких сложных с точки зрения контраста сюжетах не появляются хроматические аберрации. Это отличный результат для зума.
Геометрические искажения
Если снимать в JPEG или открывать RAW в распространённых RAW-конвертерах («родном» NX Studio или продуктах Adobe), то геометрические искажения объектива увидеть не удастся. Они исправляются автоматически, а в RAW-файл прописывается соответствующий корректирующий профиль. И всё же в NX Studio коррекцию можно отключить.
Тогда в широкоугольном положении зума будет заметна умеренная бочкообразная, а в телеположении — подушкообразная дисторсия.
Эффект дыхания
Если использовать NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 для профессиональной видеосъёмки, то важно знать о такой особенности как эффект дыхания (изменение масштаба съёмки при перефокусировке).
У NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 данный эффект выражен умеренно и в широкоугольном, и в телеположении. Заметным дыхание объектива становится лишь при значительно перефокусировке с сильным размытием фона.
Выводы
NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 — удачный компромиссный вариант штатного зума для камер Nikon Z. Он существенно доступнее своего топового собрата NIKKOR Z 24-70mm F/2.8 S и при этом обеспечивает близкий диапазон фокусных расстояний и такую же высокую светосилу. Недостаток угла обзора в широкоугольном положении заметят не все фотографы: при работе с крупными и средними планами он совершенно не ощущается. А для пейзажных и интерьерных кадров всё равно часто требуется более широкоугольная оптика.
Важное достоинство NIKKOR Z 28-75mm f/2.8 — рабочая открытая диафрагма. Некоторое падение детализации по краям, безусловно, есть. Но резкости всё равно достаточно для печати крупным форматом. А после f/4 объектив и вовсе идеально резок. В плюсы стоит занести и отсутствие хроматических аберраций. Объектив может фокусироваться с малой дистанции, обеспечивать сильное размытие фона. Боке по меркам зумов аккуратное и достаточно мягкое, хоть и не во всех аспектах идеальное. Эффект дыхания выражен умеренно. Тихий и плавный автофокус делает удобной видеосъёмку на NIKKOR Z 28-75mm f/2.8. С ручным фокусом при видеосъёмке работать не всегда комфортно из-за длинного нелинейного хода фокусировочного кольца, зато при фотосъёмке наводиться можно с очень высокой точностью. Поддерживается ручная доводка при автофокусировке.
С осторожностью стоит применять объектив в жёстком контровом свете. Яркие источники света по краям кадра могут давать небольшие локальные засветки, желательно использование бленды. Но это фактически единственный минус качества изображения. Ведь даже геометрические искажения у нашего героя полностью корректируются программно.
Плюсы:
- хорошая резкость с открытой диафрагмы;
- отсутствие хроматических аберраций;
- дисторсии исправляются программно;
- малая минимальная дистанция фокусировки;
- быстрый и тихий автофокус;
- фокусировочное кольцо может быть перенастроено;
- прямая ручная доводка автофокуса;
- сравнительно малый размер и вес;
- высокое качество сборки;
- пыле- и влагозащита.
Минусы:
- нет выключателя автофокуса на корпусе;
- в контровом свете возможно появление засветки в виде вытянутого лучика;
- не всегда равномерное заполнение бликов в боке.