-
Обзор объективов Nikon Z
-
Nikkor Z 24-70mm F/4 S
-
Nikkor Z 14-30mm F/4 S
-
Nikkor Z 50mm F/1.8 S
-
Nikkor Z 35mm F/1.8 S
-
Nikkor Z 24-70mm F/2.8 S
Обзор объективов Nkon Z
Беззеркальная система Nikon Z на рынке уже почти год. За это время новые полнокадровые беззеркалки Nikon Z 6 и Nikon Z 7 успели прижиться в фотосумках многих фотографов, а последние успели накопить достаточно опыта и впечатлений на их счёт. Но раз мы говорим о системе, в ней должны быть не только камеры, но и объективы.
Да, на беззеркалках через переходник Nikon FTZ без ограничений работает «зеркальная» оптика с байонетом Nikon F. Однако байонет Nikon Z предлагает и новые технические возможности, которые можно реализовать только с более совершенной оптикой для байонета Z.
Одна из таких технических особенностей — самый короткий рабочий отрезок (всего 16 мм) среди полнокадровых систем. Это позволяет размещать линзы объектива очень близко к плоскости матрицы (раньше этому препятствовал механизм зеркала) и упрощает задачу инженерам, например, при создании сверхширокоугольной оптики. И подтверждение этому мы уже видим в сверхширокоугольнике Nikkor Z 14-30mm f/4 S. Это самый короткофокусный объектив для полного кадра, который позволяет использовать стандартные резьбовые фильтры диаметром 82 мм. К нему мы вернёмся в одном из разделов нашей статьи.
Самый короткий рабочий отрезок в своём классе развязывает руки создателям переходников и адаптеров. Уже сейчас на Nikon Z можно найти множество переходников даже под самую экзотическую оптику. Это порадует многих фотографов и видеографов, любящих нестандартную творческую картинку и эксперименты с объективами. А новый переходник Techart TZE-01 позволит использовать на камерах с байонетом Nikon Z оптику под байонет Sony FE, сохраняя при этом всю их автоматику (включая автофокус)! Возможность использования любой оптики через адаптер — важный плюс байонета Nikon Z. Но нужно помнить, что лишь оригинальные модели будут работать корректно в любых условиях и не преподнесут сюрпризов, связанных с неполной совместимостью.
Также байонет Nikon Z имеет рекордный среди полнокадровых систем диаметр — 55 мм. Это тоже должно снять многие технические ограничения при создании объективов.
Благодаря новому байонету, например, получится делать оптику с более высокой светосилой. Пока, правда, доступные на рынке Z-объективы не могут похвастаться рекордными значениями… Но кое-что интересное ждёт нас уже в ближайшее время. Из опубликованных планов на 2019 год нам осталось дождаться следующих моделей:
- Nikkor Z 24mm F/1.8 S
- Nikkor Z 85mm F/1.8 S
- Nikkor Z 58mm F/0,95 S Noct
- Nikkor Z 70-200mm F/2.8 S
А в 2020 году готовятся к выпуску:
- Nikkor Z 20mm F/1.8 S
- Nikkor Z 50mm F/1.2 S
- Nikkor Z 14-24mm F/2.8 S
Nikon Z 7 и готовящийся к выпуску Nikkor Z 58mm F/0,95 S Noct. Чем выше светосила, тем крупнее объектив!
Если говорить о сверхсветосильных представителях, то здесь выделяется анонсированный 58-мм объектив со светосилой F/0,95! Правда, он будет без автофокуса. А вот Nikkor Z 50mm F/1.2 S, запланированный на 2020 год, уже обзаведётся им.
Кроме того, отметим запланированный Nikkor Z 70-200mm F/2.8 S — телевик профессионального уровня, который должен быть в каждой уважающей себя фотосистеме. Самый главный «профессиональный объектив» с фокусными 24-70 мм и светосилой F/2,8 уже выпущен, и сегодня мы его протестируем.
Также планируется выход Nikkor Z 14-24mm F/2.8 S. Кстати, его аналог для зеркалок Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED стал легендарным стеклом! Таким образом, в системе Nikon Z скоро будет полный набор светосильных зумов профессионального уровня: 14-24, 24-70, 70-200 мм со светосилой F/2,8.
Но вернёмся в настоящее время. Сегодня у нас в руках все существующие объективы производства Nikon с байонетом Z:
- Nikkor Z 24-70mm F/4 S
- Nikkor Z 50/1.8 S
- Nikkor Z 35/1.8 S
- Nikkor Z 14-30mm f/4 S
- Nikkor Z 24-70mm f/2.8 S
Каковы общие особенности новых объективов Nikkor Z? Для начала отметим, что все они принадлежат серии S-line. Буква S от Superior, Super and Sophisticated. Все три слова можно перевести на русский как «превосходный». То есть в этой серии будут выпускаться топовые модели. Появятся ли объективы под байонет Z, не относящиеся к серии S-line, покажет время.
Новая оптика сильно отличается внешне от объективов для зеркалок. Строгий чёрный цвет, никаких золотых полосок и букв на корпусах. Минимализм, дизайн в духе современных тенденций. На камерах серии Nikon Z объективы смотрятся органично.
Даже названия сбросили массу аббревиатур, которые обычно красуются на объективах для зеркалок и обозначают наличие той или иной технологии. В Z-объективах полно инноваций и без аббревиатур.
К примеру, вся оптика серии S-Line имеет линзы с нанокристаллическим покрытием или новым покрытием ARNEO (у Nikkor Z 24-70mm F/2.8 S) для улучшенной бликозащиты. Кроме того, оптические схемы всех объективов из этой статьи обильно сдобрены линзами из ED-стекла, асферикой… А ещё в этой оптике реализован современный шаговый мотор фокусировки.
Раз все пять новых объективов Nikon Z имеют шаговый мотор фокусировки, то и кольцо наведения на резкость электронное. Настроено оно так, что при быстрой ручной наводке на резкость от минимальной дистанции до бесконечности достаточно четверти оборота кольца. Если крутить кольцо медленно, на прогон всех дистанций потребуется до двух оборотов (можно наводиться медленно и очень точно). У электронного кольца есть множество плюсов. К примеру, теперь не нужно делать сложные механические детали, чтобы фотограф силой двигал линзы в объективе. Упрощение конструкции — это всегда выгода в весе объектива и его надёжности.
Но ещё больше выгоды электронные кольца дают в эргономике. Если фотограф пользуется лишь автоматической фокусировкой, к чему располагают беззеркалки Z 6 и Z 7 с их продвинутой системой автофокуса, он может назначить альтернативную функцию фокусировочному кольцу. Теперь кольцом можно регулировать диафрагму или экспокоррекцию. При этом в момент перехода на ручную фокусировку к кольцу вернётся функция наводки резкости.
Также электронное кольцо фокусировки поможет плавно, без рывков фокусироваться при записи видео — моторчик будет нежно двигать фокус. Все объективы Nikon Z, как и большинство объективов линейки G, поддерживают возможность ручной коррекции фокуса при включённом автофокусе. Увидели, что камера сфокусировалась не там? Крутим кольцо, поправляем резкость — не надо дополнительно переходить в режим ручного фокуса. Главное, чтобы при этом на кольце была назначена функция фокусировки, а не, скажем, регулировки диафрагмы.
Шаговый мотор фокусировки точен и быстр. Благодаря ему обеспечивается плавная и бесшумная фокусировка и при записи видео.
Кстати, новые объективы создавались с учётом нужд не только фотографов, но и видеографов. Помимо уже упомянутой бесшумной и плавной фокусировки, Z-оптика не имеет «дыхания», то есть в процессе фокусировки угол обзора изображения не меняется, а электронное кольцо не даёт фокусу при видеозаписи двигаться рывками.
Ещё одна общая особенность новых объективов — защищённость от пыли и влаги. Все движущиеся детали имеют защитные резиновые уплотнители.
Интересно наличие в системе сразу двух складных зум-объективов: Nikkor Z 24-70mm F/4 S и Nikkor Z 14–30mm f/4 S. В транспортировочном состоянии они очень компактны, но для съёмки их нужно привести в рабочее положение с помощью кольца зума.
Nikon, пожалуй, первый производитель полнокадровых беззеркалок, который поставил компактность и лёгкость при создании оптики не на последнее место. На рынке много «бескомпромиссных» объективов огромных размеров, которые смотрятся на небольших беззеркальных камерах непропорционально, нарушают баланс, эргономику.
Ясно, что у складной конструкции есть свои недостатки, и среди пользователей будут противники такого решения, но ведь многие фотографы так хотели компактную и лёгкую, но при этом качественную оптику для своих беззеркальных камер!
Прослеживается разделение линейки зум-объективов на лёгкие и компактные модели со светосилой F/4 и мощные решения с большими габаритами, без раскладного механизма и светосилой F/2,8. Представителем последней категории является Nikkor Z 24-70mm f/2.8 S.
Можно ли сейчас говорить об этих категориях как о зачатках любительской и профессиональной линейки? Пока рановато. Цена и возможности Nikkor Z 14–30mm f/4 S и Nikkor Z 24-70mm F/4 S говорят о том, что всё-таки это объективы как минимум для продвинутых фотографов. Будут ли у компании Nikon совсем доступные объективы под байонет Z? Время покажет.
Стоит упомянуть и о том, что камеры семейства Nikon Z при съёмке в RAW сразу добавляют в файл профиль объектива с необходимыми коррекциями. Профиль объектива призван исправить дисторсию, виньетирование и хроматические аберрации. Это хорошо, ведь не все RAW-конвертеры обзавелись собственными профилями для новой оптики. А фотографы почти всегда при обработке используют их: поставив всего одну галочку, можно поправить все оптические нюансы объектива. А с новыми камерами и галочку ставить не надо — тот же Adobe Lightroom Classic сразу подхватывает корректирующий профиль из RAW и автоматически применяет его к снимку. Любопытно, что объективам с байонетом Nikon F (от зеркалок) в камерах Nikon Z тоже присваивается профиль, который автоматически активируется в RAW-конвертере. Работает это, конечно, только с «родной» оптикой от Nikon.
В панели Lens Corrections Adobe Lightroom Classic сообщает, что к изображению автоматически применён встроенный профиль объектива.
Одно «но»: пока Adobe Lightroom Classic и Adobe Camera Raw не позволяют этот профиль деактивировать. Поэтому для проведения тестов оптических свойств, разрешения, дисторсии, хроматических аберраций и виньетирования мы пользовались RAW-конвертером Phase One Capture One. Он позволяет не применять эти профили и видеть картинку без обработки.
Уже сейчас ясны основные правила игры для новой оптики Nikon Z: традиционно качественное изображение от Nikon плюс компактность и самые современные электронные возможности не только для фото, но и для видео.
А теперь настало время протестировать каждый из пяти объективов новой системы!
Nikkor Z 24-70mm F/4 S
Nikkor Z 24-70mm F/4 S — первый объектив в линейке, выпущенный в качестве «китового» для новых камер Nikon Z 6 и Nikon Z 7. На нём же производитель продемонстрировал основные тренды разработки если не всей Z-оптики, то серии зумов со светосилой F/4 точно.
Nikon Z 7 и Nikon Z 6 с «китовым» объективом Nikkor Z 24-70mm F/4 S. Учитывая, что это фотоаппараты с полнокадровой матрицей, получается очень компактный комплект.
Вес объектива составляет 500 грамм, а габариты в сложенном состоянии — 77,5 × 88,5 мм. Беззеркалка с Nikkor Z 24-70mm F/4 S, конечно, не поместится в карман, но вот в небольшую дамскую сумку вполне.
Для уменьшения габаритов был придуман парковочный механизм: объектив имеет складную конструкцию. Перед съёмкой нужно повернуть кольцо зума, и объектив с приятным тугим щелчком перейдёт в рабочее положение. Его длина увеличится. Также объектив выдвигает свой «хобот» при зумировании.
Тубус объектива пластиковый, байонет и задняя часть c электронным кольцом настройки параметров металлические. Диаметр резьбы под светофильтр — 72 мм. Кольцо зума имеет резиновую накладку. Его ход мягкий, хорошо демпфированный. Конструкция не имеет люфтов (они не появились и после активного двухнедельного использования). На корпусе объектива имеется только один переключатель A-M — выбор между ручной и автоматической фокусировкой. В случае перехода на ручную фокусировку к электронному кольцу вернутся функции наводки на резкость. Но в случае автоматической фокусировки его можно использовать для работы с экспокоррекцией или (что ещё интереснее) для переключения диафрагмы без кликов.
Nikkor Z 24-70mm F/4 S не имеет «дыхания», то есть при переводе фокусировки угол обзора не меняется. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 30 см от плоскости матрицы. Это даёт возможность снимать довольно крупные планы, мелкие предметы.
Оптическая схема объектива состоит из 14 элементов в 11 группах. Среди них — 1 асферическая линза из ED-стекла, 1 линза из ED-стекла и 3 асферических линзы. На линзы нанесено нанокристаллическое покрытие и покрытие SIC. Фтористое покрытие защищает переднюю линзу объектива от грязи, воды и царапин. При попадании капель дождя на ней не остаётся разводов, достаточно просто протереть объектив.
Эта модель стала основным творческим инструментом во время моей поездки выходного дня в Нижний Новгород. Благодаря малому весу и компактности, Nikkor Z 24-70mm F/4 S не отягощает фотографа и не привлекает лишнего внимания. А классический универсальный диапазон фокусных расстояний позволяет обходиться на съёмке только им.
Резкость изображения
Изучим резкость объектива на тестовой серии снимков. Напомним, что тестируем мы Nikkor Z 24-70mm F/4 S на 45-Мп камере Nikon Z 7. Чем больше мегапикселей, тем виднее мельчайшие огрехи в качестве оптики.
24 мм. Крайние фокусные расстояния для зума всегда наиболее трудные, и на них, как правило, качество картинки самое низкое. Но Nikkor Z 24-70mm F/4 S уже с открытой диафрагмы выдаёт высокую резкость по центру. Обратите внимание на передачу фактуры дощатой крыши и кирпичной кладки на башне в центре кадра. Падение детализации можно заметить только совсем близко к границам кадра. Там же слегка заметны небольшие хроматические аберрации и лёгкое виньетирование. В повседневной репортажной, тревел-, семейной съёмке это не станет проблемой. Закрытие диафрагмы до F/5,6 заметно улучшает углы. Как обычно, максимум резкости объектив выдаёт в районе F/8. В центре — «звенящая» резкость, по краям тоже хорошо. Правда, на самой периферии изображение по-прежнему мягкое, да и аберрации не исчезают полностью.
Начиная с F/16 детализация снижается под действием дифракции. Это свойство любой современной фототехники, и чем больше разрешение матрицы фотоаппарата, тем заметнее этот эффект.
35 мм. На открытой диафрагме сразу резкая картинка. Видно незначительное виньетирование. Уровень хроматических аберраций низок. На самой периферии резкость стала выше, чем при F/4 на 24 мм, но некоторая мягкость прослеживается. Прикрывшись до F/5,6, подтягиваем резкость на углах, устраняем виньетирование и практически полностью убираем хроматические аберрации. На F/8 получен максимум резкости и минимум искажений. Начиная с F/16 заметно теряем в резкости из-за влияния дифракции.
50 мм. Сразу на открытой диафрагме — отличная резкость. Не только в центре, но и по краям. Посмотрите, какая детализация на домах на другом берегу Волги! Хроматических аберраций не замечено, да и виньетирование совсем незначительное. Отличный показатель даже по меркам самых современных объективов! Дальше — лучше: на F/5,6 резкость повышается, углы практически догоняют центр по уровню детализации, а при F/8–11 мы видим высочайшую резкость по всей площади кадра. На F/16–22 детализация снижается из-за дифракции.
70 мм. На максимальном фокусном расстоянии центр кадра резкий уже на открытой диафрагме: можно разглядеть мох на дощатой крыше и пересчитать рыбаков в лодках. Но по углам резкость падает, есть небольшое виньетирование и немного хроматических аберраций. На F/5,6 виньетирование сходит на нет, углы становятся резче. На F/8 — максимум резкости в центре, резкость в углах повышается, хоть и остаётся ниже, чем в центре. Углы выравниваются с центром примерно на F/14–16, но там даёт о себе знать дифракция. Из-за неё же резкость по всей площади кадра на минимальной диафрагме F/22 заметно снижается.
Сравнительно невысокую светосилу F/4 компенсируют две вещи. Во-первых, отличный матричный стабилизатор Nikon Z 7 и Nikon Z 6: многие сюжеты получается снимать на длинных выдержках с рук без «шевелёнки». Выдержки в районе 1/10 с при съёмке статичных сюжетов с рук теперь не такая уж проблема. Во-вторых, хорошая резкость объектива. Вспомним, какими раньше были «китовые» зумы: пока их не прикроешь на пару ступеней, хорошей детализации не получишь. На Nikkor Z 24-70mm F/4 S можно использовать открытые диафрагмы, не опасаясь «мыла». Если мы снимаем портреты, тревел-, репортаж или семейные зарисовки, резкости на открытой диафрагме хватит вполне. А если дело дошло до студийной, пейзажной или репродукционной съёмки, то там так или иначе придётся прикрывать относительное отверстие как минимум для получения большой глубины резкости. Заодно и резкость на углах подтянется до практически идеальной.
Дисторсия
Следующий тест для Nikkor Z 24-70mm F/4 S — испытание на дисторсию (геометрические искажения). Сразу оговоримся, что при использовании корректирующего профиля в камере или в RAW-конвертере никакой дисторсии заметно не будет. Дело упрощает и то, что самые популярные RAW-конвертеры Adobe Lightroom Classic и Adobe Camera Raw применяют профили автоматически. Но нам важно узнать, каковы оптические качества объектива без обработки.
При съёмке объекта с прямыми линиями мы видим, что на 24 мм объектив «улыбается» бочкообразной дисторсией. Но после применения профиля коррекции все эти искажения исчезают.
На фокусном расстоянии 35 мм Nikkor Z 24-70mm F/4 S даёт минимальный уровень дисторсии, искажения геометрии хоть и есть, но они не так значительны. А после использования профиля в Adobe Lightroom всё выравнивается.
На фокусном расстоянии 50–70 мм дисторсия приобретает вогнутую форму. К счастью, корректирующий профиль исправляет и такие искажения. В статье много кадров с архитектурой, сделанных на Nikkor Z 24-70mm F/4 S. Они не были бы возможны, если бы дисторсия не корректировалась настолько эффективно.
Видно, что в погоне за высочайшим разрешением и малыми размерами объектива создатели закрыли глаза на дисторсию. Наверное, эта жертва — наименьшее из зол: искажения в большинстве сюжетов незаметны, а там, где прослеживаются, легко исправляются применением корректирующего профиля. Кстати, корректирующие профили работают и при видеосъёмке.
Защита от бликов
А теперь проверим, как Nikkor Z 24-70мм F/4 S сопротивляется бликам в контровом свете. Для этого выберем очень сложную ситуацию — будем снимать против открытого солнца, поместив его ближе к краю кадра.
В контровом освещении на всех фокусных расстояниях объектив ведёт себя примерно одинаково. Даже на открытой диафрагме не происходит падения контраста изображения, нет и отдельных солнечных зайцев. Всё, что удалось получить на F/4, это небольшой вертикальный блик возле солнца. Ближе к F/8 он уходит, начинают формироваться красивые лучи вокруг солнца, которые отчётливо видны на закрытой диафрагме. Также на закрытых диафрагмах увеличивается шанс увидеть отдельные блики-круги на изображении. Впрочем, их совсем немного.
Объектив в работе
Nikkor Z 24-70мм F/4 S органично смотрится на небольших Nikon Z 6 и Nikon Z 7. Он компактный, лёгкий, эргономичный. Важный плюс объектива — быстрая фокусировка. Nikkor Z 24-70мм F/4 S оснащён бесшумным шаговым мотором автофокуса, который отлично сочетается с системой автофокуса новых беззеркалок. Даже немного непривычно: в момент фокусировки в руках ничего не жужжит и не вибрирует. Благодаря системе автофокуса, линза цепляется за точку фокусировки, уверенно следит за передвижением объектов в кадре.
В сумерках объектив также достаточно цепок — если научиться грамотно настраивать автофокус беззеркалки, переключаясь в нужные моменты к распознаванию лиц и глаз или на фокусировку по зоне, проблем с фокусом со стороны объектива не будет.
Что касается боке, то тут надо понимать, что перед нами сравнительно короткофокусный объектив с хоть и постоянной, но невысокой светосилой. Поэтому размытого в ноль фона от него ждать не приходится. Чтобы получить сильное размытие, придётся использовать максимальное фокусное расстояние и снимать на небольшой дистанции съёмки. И всё же размытие в целом смотрится гармонично и привлекательно.
В центре объектив рисует красивые кружки боке, которые немного теряют форму к краям кадра. Боке у Nikkor Z 24-70mm F/4 S симпатичное, и хлопот фотографу не доставляет — можно смело размывать фон, получится красиво.
Выводы
Nikkor Z 24-70мм F/4 S — это отличная резкость начиная с открытой диафрагмы. Объектив позволит всегда получать качественные снимки, а проблемы с дисторсией фотограф вряд ли ощутит, ведь к снимкам автоматически применяется корректирующий профиль (и в камере, и при обработке RAW-файлов). Nikkor Z 24-70mm F/4 S вряд ли раскроет весь потенциал камер уровня Nikon Z 6 и Nikon Z 7, но объёмная картинка и высокая детализация, доступная только на полнокадровой камере, вполне возможна и с Nikkor Z 24-70mm F/4 S.
Nikkor Z 24-70mm F/4 S — простой, очень лёгкий и компактный универсальный зум. Оптимальная модель для стартового комплекта при покупке вместе с камерой. С ним можно взять фотоаппарат, начать снимать и получать качественные кадры… И во многих случаях для съёмки будет достаточно его одного. Семейная хроника, съёмка в путешествиях, репортажи, видео — с этими задачами Nikkor Z 24-70mm F/4 S справится отлично.
Плюсы:
- отличная резкость в центре кадра начиная с открытой диафрагмы;
- быстрая и бесшумная фокусировка;
- хорошая защита от бликов при съёмке в контровом свете;
- приятное боке;
- быстрый и точный автофокус;
- отсутствие «дыхания» объектива;
- электронное кольцо регулировки параметров можно настроить не только на ручную фокусировку, но и, к примеру, для плавной, бескликовой регулировки диафрагмы при видеосъёмке;
- компактность и малый вес.
Минусы:
- мягкая картинка на границах кадра на фокусном расстоянии около 24 мм;
- бочкообразная дисторсия на коротком фокусном расстоянии и подушкообразная дисторсия на длинных фокусных расстояниях (автоматически исправляется применением встроенного профиля коррекции в камере или RAW-конвертере);
- складная конструкция требует привыкания.