-
Обзор объективов Nikon Z
-
Nikkor Z 24-70mm F/4 S
-
Nikkor Z 14-30mm F/4 S
-
Nikkor Z 50mm F/1.8 S
-
Nikkor Z 35mm F/1.8 S
-
Nikkor Z 24-70mm F/2.8 S
Какая же фотосистема без «полтинника»? Считается, что такое фокусное расстояние на полном кадре является универсальным, а угол обзора и передача перспективы таких объективов сопоставимы со взглядом человека. Вот и инженеры Nikon в качестве одного из первых объективов под новый байонет выпустили фикс с фокусным расстоянием 50 мм — Nikkor Z 50mm F/1.8 S. Предполагается, что в системе Nikon Z ещё будут «полтинники» Nikkor Z 58mm F/0,95 S Noct и Nikkor Z 50mm F/1.2 S.
Nikkor Z 50мм F/1.8 S имеет лаконичный дизайн в чёрном цвете с белыми надписями. На корпусе есть только переключатель между ручной и автофокусировкой М - А, а большую часть корпуса занимает кольцо фокусировки. Интересно, что кольцо не прорезиненное, а сделано из окрашенного в чёрный цвет металла, оно имеет приятную ребристую поверхность.
Используется шаговый мотор автофокуса. Кольцо фокусировки электронное, как и у остальных объективов S-Line. Это плюс: на него можно настроить, например, изменение диафрагмы. Кольцо отлично справляется и с функцией фокусировки, поддерживается перехват ручной фокусировки при работающем автофокусе.
Вес объектива — 415 грамм, а размеры 76 × 86,5 мм. Он крупнее аналогичного по светосиле «полтинника» для зеркалок. Но если сравнивать с другими современными фиксами, Nikkor Z 50mm F/1.8 S достаточно компактен. Эта модель имеет резьбу для светофильтров диаметром 62 мм.
Оптическая схема Nikkor Z 50мм F/1.8 S насчитывает 12 элементов в 9 группах. Среди них два элемента из ED-стекла, два асферических элемента. В схеме используются линзы с нанокристаллическим покрытием. Из интересных решений — вогнутая передняя линза, что встречается нечасто.
Кстати, как и вся оптика серии S-Line, Nikkor Z 50мм F/1.8 S не имеет «дыхания» — угол обзора не меняется при перефокусировке.
Минимальная дистанция фокусировки Nikkor Z 50mm F/1.8 S — 40 см от плоскости матрицы. Это чуть меньше обычного, можно брать сравнительно крупные планы. При фокусировке передний блок линз остаётся неподвижным, что повышает надёжность конструкции.
Объектив качественно собран, сравнительно компактен, лёгок и имеет очень простой внешний вид с широким кольцом настройки параметров. Время испытать новинку в деле!
Качество изображения
Частая проблема фиксов: при высокой светосиле картинка на открытой диафрагме остаётся слишком мягкой, размытой. Бывает, возьмешь объектив, скажем, со светосилой F/1,4, а получаешь такое «мыло», что снимать можно только с F/2,8.
Поэтому важна не только декларируемая светосила, но и то, насколько качественное изображение получается на самых открытых диафрагмах.
Как всегда, отключаем профили коррекции и смотрим сконвертированные из RAW фото. Открытая диафрагма F/1,8 порадует фотографа очень резкой картинкой в центре и минимальным уровнем хроматических аберраций (обратите внимание на белый буй с чёрной полоской). Если разглядывать лодочку на правом краю кадра, видно, что и её детали переданы отлично. Хотя, конечно, края уступают в резкости центру.
На F/1.8 заметно виньетирование. Забавно, что уже на F/2 оно становится значительно слабее, а к F/2,8 пропадает совсем.
Уже к F/4 Nikkor Z 50mm F/1.8 S выходит на пик детализации. Отличная резкость и в центре, и по краям кадра. Хроматических аберраций практически нет.
Поскольку резкость объектив даёт очень высокую, то на многомегапиксельных камерах раньше заметно её снижение из-за дифракции. В случае с 45-Мп Nikon Z 7, на F/11 заметно небольшое снижение детализации, но только в сравнении с кадрами, сделанными на других диафрагмах. А к предельному значению F/16 мягкость картинки становится уже критичной.
Nikkor Z 50mm F/1.8 S не только компактен, но и даёт отличную резкость прямо с открытой диафрагмы. Прикрывать отверстие для повышения качества изображения потребуется только тогда, когда резкость нужна даже на самых углах кадра — в технической съёмке. Отличный результат!
Дисторсия
Как правило, у фикс-объективов нормального диапазона, к коим относится Nikkor Z 50mm F/1.8 S дисторсия если и выражена, то очень слабо. Убеждаемся в этом и после отключения всех профилей коррекции. Дисторсия выражена настолько слабо, что на сюжетах из реальной жизни мы её вряд ли когда-нибудь заметим. И всё же объектив имеет свой встроенный профиль, который можно применить как при конвертации RAW, так и внутри камеры — он автоматически исправляет все минимальные искажения.
Защита от бликов
Сильные блики в контровом освещении — распространённая проблема многих светосильных фиксов. Некоторыми из них вообще невозможно снимать против света из-за обилия «зайцев» и падения контраста изображения. Посмотрим, как Nikkor Z 50mm F/1.8 S противостоит открытому солнцу!
На открытой диафрагме не происходит снижения контраста и падения детализации — отлично! Ещё раз можно убедиться, насколько низок уровень хроматических аберраций: даже на искрящейся в лучах солнца воде их практически нет! И это на F/1,8!
Около дневного светила наблюдаем уже знакомую нам по тестам других Z-объективов вертикальную полосу. Видимо, это свойство просветляющего покрытия. В ней страшного ничего нет, да и исчезает она при прикрытии диафрагмы. На F/11–16 формируется красивая «звезда» с лучами вокруг солнца.
Nikkor Z 50mm F/1.8 S показывает отличную работу в контровом свете. Можно уверенно снимать против солнца и получать качественные кадры!
Объектив в работе
Nikkor Z 50mm F/1.8 S органично вписывается в остальную линейку Z-оптики. После зумов, таких как Nikkor Z 24-70mm F/4 S, переучиваться не придётся. Поставил — снимай. Кстати, про автофокус. Особенность всей протестированной линейки — быстрая фокусировка. Привыкнув к работе с ней, можно легко переключаться между объективами и получать предсказуемые результаты. Nikkor Z 50mm F/1.8 S хорошо ловит движение, следит за объектами. А фокусировка абсолютно бесшумная. Особое удовольствие — снимать портреты с автофокусировкой по глазам.
И какой же тест фикс-объектива без анализа таких субъективных характеристик, как боке и рисунок? Опыт тестирования фиксов в Prophotos говорит: если объектив резкий, жди беды с боке, ведь высокое качество изображения часто приводит к скучному рисунку в зоне размытия. Но Nikkor Z 50mm F/1.8 S порадовал не только качественной, но и пластичной, объёмной картинкой. Тут, конечно, стоит напомнить, что в основном передача объёма на фотографии будет зависеть от освещения и работы с композицией, а объектив лишь добавит изюминку.
Как и положено современному фикс-объективу, боке Nikkor Z 50mm F/1.8 S правильное, с аккуратными круглыми бликами. Ближе к краю кадра блики приобретают форму эллипсов. Структура бликов немного неоднородна, однако это в глаза не бросается. Края бликов не смягчены, ведь перед нами не классический портретник. Но сравнительная мягкость картинке присуща: двоений и чешуи не образуется.
Прикрываем диафрагму: края бликов по-прежнему без острых углов, но вот форма бликов теряет форму идеальной окружности по мере диафрагмирования объектива. Но если вы собрались работать с боке и хотите эффектные крупные круги от точечных источников света, то зачем закрывать диафрагму, уничтожая весь эффект? Тем паче на открытой — такая отличная резкость!
Выводы
Nikkor Z 50мм F/1.8 S по факту принадлежности к «полтинникам» — самый универсальный из фиксов в новой системе Nikon Z. Им можно и портрет снять, и пейзаж, и в путешествие как единственное стекло взять. Nikkor Z 50mm F/1.8 S — компактный и лёгкий фикс-объектив, выдающий картинку отличного качества: резкость начиная с открытой диафрагмы, объёмный рисунок и правильное боке. Он раскроет себя и в качестве светосильного дополнения к универсальному зуму Nikkor Z 24-70mm F/4 S, компенсировав нехватку светосилы последнего.
Да, Nikkor Z 50mm F/1.8 S — не самый дешёвый объектив по меркам класса «50мм F/1,8». Если хочется сэкономить, есть альтернатива в виде «зеркального» Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, установленного через переходник FTZ. Но Nikkor Z 50mm F/1.8 S предлагает совсем другой уровень качества изображения и автофокуса. Это полноценный творческий инструмент, имеющий шустрый бесшумный автофокус и рабочую картинку начиная с открытой диафрагмы.
Плюсы:
- простое и надёжное исполнение, качественная сборка;
- большое и удобное программируемое кольцо управления;
- малые габариты и вес (для современного полнокадрового фикса);
- великолепное качество изображения начиная с открытой диафрагмы;
- отличная работа в контровом свете: «зайцев» и падения контраста нет;
- быстрый и бесшумный автофокус;
- отсутствие «дыхания».
Минусы:
- небольшая неоднородность в бликах боке.