Вспышка для съёмки дома
В этой статье речь пойдёт о накамерной системной вспышке — аксессуаре, во многом непонятном и даже загадочном для начинающего фотографа. На примере актуального модельного ряда вспышек Sony мы шаг за шагом, от простого к сложному разберём ситуации, когда их нужно применять. Отдельно будем отмечать, какие функции и свойства вспышек важны в тех или иных условиях: когда можно сэкономить и купить самую дешёвую модель, а когда придётся раскошелиться на профессиональную.
Совсем недавно почти все фотоаппараты, включая самые бюджетные, имели встроенную вспышку. Если целью съёмки является фиксация момента, то такое нехитрое устройство выручит практически в любой ситуации, даже в абсолютной темноте. Единственным минусом этого решения является крайне некрасивый светотеневой рисунок с пересвеченным передним и проваленным в тень задним планом. Профессионалы редко довольствуются таким результатом, поэтому из камер топового, а затем и среднего ценового сегмента встроенные вспышки постепенно исчезли. Вместо них применяются внешние.
Мы поставили перед собой цель — на примере простых жизненных ситуаций показать, зачем нужна вспышка. Одним из сюжетов я выбрал съёмки в московских кофейнях с известным кофейным блогером @little.coffee.scout. Были выбраны те кофейни, где без вспышки кадры просто не получались. Этот снимок сделан с использованием Sony HVL-F45RM, направленной в потолок. Отражённый от белого потолка свет буквально залил весь кадр.
В чём отличие? Если направить вспышку фронтально, вперёд, то в темноте любая, даже самая дорогая работает не лучше встроенной из камеры. Разве что светить будет дальше и перезаряжаться быстрее. Это, к слову, часто бывает востребовано репортажными фотографами, которым нужно получить кадр любой ценой. Ну и ещё накамерные вспышки из нашего обзора умеют синхронизироваться на всех выдержках. Совсем другое дело, если направить вспышку не прямо на снимаемый объект, а отразить её свет от стены или потолка… Отражённый и рассеянный свет позволит ровнее осветить всю сцену, получить естественное освещение, как днём.
С такой задачей способна справиться даже самая доступная модель типа Sony HVL-F20M. Она не имеет дополнительных кнопок и регулировок, включается простым поднятием вверх. Её головка может быть направлена вперёд или вверх — только два положения. Но иногда для повседневной съёмки дома этого вполне достаточно.
С её помощью можно снимать предметы, детей, питомцев: просто направляем головку вверх (надеюсь, у вас дома белый потолок) и забываем о нехватке света раз и навсегда. Минус HVL-F20M очевиден: это самая слабая вспышка в модельном ряду. Её мощности может оказаться недостаточно для работы с отражённым от высокого потолка светом, а время перезарядки будет большим. И ещё её нельзя направить вбок…
Чтобы снять дома детский праздник или день рождения, достаточно самой бюджетной модели — Sony HVL-F20M. В этом кадре вспышка направлена в потолок. Её свет равномерно заполняет кадр и делает освещение практически дневным, несмотря на то что за окном уже темно, а комната освещается не слишком ярко.
Дело в том, что далеко не всегда мы снимаем с горизонтальной ориентацией кадра. Если камеру повернуть вертикально, головка Sony HVL-F20M будет светить в стену, которая далеко не всегда бывает белой. Да и характер освещения при этом меняется… Лучше, если вспышка имеет дополнительную степень свободы для поворота головы.
Здесь я применил уже более продвинутую модель Sony HVL-F32M. Она мощнее и позволяет поворачивать голову в любую сторону.
Например, Sony HVL-F32M может поворачиваться не только вверх, но и вбок: на 90 градусов влево и на 180 вправо.
Более того, голову можно повернуть даже чуть назад, направив за спину фотографа на стену или потолок, и тогда рассеянный свет буквально зальёт сцену перед камерой.
В этом кадре голова вспышки Sony HVL-F32M направлена чуть вбок. Это позволило получить в кадре световой рисунок, как днём от окна.
Обладая очень взвешенным набором функций и возможностей, Sony HVL-F32M всё равно относится к вспышкам средне-начального уровня. Почему? Давайте начнём с мощности. Традиционно она указывается в виде ведущего числа. У Sony HVL-F20M — 20 единиц, у Sony HVL-F32M — правильно, 32!
Ведущее число показывает, на сколько метров вспышка способна эффективно «светить» при съёмке на ISO 100 объективом со светосилой f/1. Но в жизни мы снимаем куда менее светосильной оптикой, например, зумом f/4 или f/2,8. Уже только это сократит эффективную дистанцию. А если используется отражённый свет, то даже в просторной комнате вспышка будет работать на пределе. Чем ближе мощность импульса к максимальной, тем больше времени требуется на перезарядку, ведь питаются Sony HVL-F20M и Sony HVL-F32M всего от двух батареек. Так что если хочется запаса возможностей, лучше смотреть на две старших модели: Sony HVL-F45M и Sony HVL-F60M. О них — на следующей странице.