Вспышка для съёмки дома
В этой статье речь пойдёт о накамерной системной вспышке — аксессуаре, во многом непонятном и даже загадочном для начинающего фотографа. На примере актуального модельного ряда вспышек Sony мы шаг за шагом, от простого к сложному разберём ситуации, когда их нужно применять. Отдельно будем отмечать, какие функции и свойства вспышек важны в тех или иных условиях: когда можно сэкономить и купить самую дешёвую модель, а когда придётся раскошелиться на профессиональную.
Совсем недавно почти все фотоаппараты, включая самые бюджетные, имели встроенную вспышку. Если целью съёмки является фиксация момента, то такое нехитрое устройство выручит практически в любой ситуации, даже в абсолютной темноте. Единственным минусом этого решения является крайне некрасивый светотеневой рисунок с пересвеченным передним и проваленным в тень задним планом. Профессионалы редко довольствуются таким результатом, поэтому из камер топового, а затем и среднего ценового сегмента встроенные вспышки постепенно исчезли. Вместо них применяются внешние.

Мы поставили перед собой цель — на примере простых жизненных ситуаций показать, зачем нужна вспышка. Одним из сюжетов я выбрал съёмки в московских кофейнях с известным кофейным блогером @little.coffee.scout. Были выбраны те кофейни, где без вспышки кадры просто не получались. Этот снимок сделан с использованием Sony HVL-F45RM, направленной в потолок. Отражённый от белого потолка свет буквально залил весь кадр.
В чём отличие? Если направить вспышку фронтально, вперёд, то в темноте любая, даже самая дорогая работает не лучше встроенной из камеры. Разве что светить будет дальше и перезаряжаться быстрее. Это, к слову, часто бывает востребовано репортажными фотографами, которым нужно получить кадр любой ценой. Ну и ещё накамерные вспышки из нашего обзора умеют синхронизироваться на всех выдержках. Совсем другое дело, если направить вспышку не прямо на снимаемый объект, а отразить её свет от стены или потолка… Отражённый и рассеянный свет позволит ровнее осветить всю сцену, получить естественное освещение, как днём.
С такой задачей способна справиться даже самая доступная модель типа Sony HVL-F20M. Она не имеет дополнительных кнопок и регулировок, включается простым поднятием вверх. Её головка может быть направлена вперёд или вверх — только два положения. Но иногда для повседневной съёмки дома этого вполне достаточно.
С её помощью можно снимать предметы, детей, питомцев: просто направляем головку вверх (надеюсь, у вас дома белый потолок) и забываем о нехватке света раз и навсегда. Минус HVL-F20M очевиден: это самая слабая вспышка в модельном ряду. Её мощности может оказаться недостаточно для работы с отражённым от высокого потолка светом, а время перезарядки будет большим. И ещё её нельзя направить вбок…

Чтобы снять дома детский праздник или день рождения, достаточно самой бюджетной модели — Sony HVL-F20M. В этом кадре вспышка направлена в потолок. Её свет равномерно заполняет кадр и делает освещение практически дневным, несмотря на то что за окном уже темно, а комната освещается не слишком ярко.
Дело в том, что далеко не всегда мы снимаем с горизонтальной ориентацией кадра. Если камеру повернуть вертикально, головка Sony HVL-F20M будет светить в стену, которая далеко не всегда бывает белой. Да и характер освещения при этом меняется… Лучше, если вспышка имеет дополнительную степень свободы для поворота головы.

Здесь я применил уже более продвинутую модель Sony HVL-F32M. Она мощнее и позволяет поворачивать голову в любую сторону.
Например, Sony HVL-F32M может поворачиваться не только вверх, но и вбок: на 90 градусов влево и на 180 вправо.
Более того, голову можно повернуть даже чуть назад, направив за спину фотографа на стену или потолок, и тогда рассеянный свет буквально зальёт сцену перед камерой.

В этом кадре голова вспышки Sony HVL-F32M направлена чуть вбок. Это позволило получить в кадре световой рисунок, как днём от окна.
Обладая очень взвешенным набором функций и возможностей, Sony HVL-F32M всё равно относится к вспышкам средне-начального уровня. Почему? Давайте начнём с мощности. Традиционно она указывается в виде ведущего числа. У Sony HVL-F20M — 20 единиц, у Sony HVL-F32M — правильно, 32!
Ведущее число показывает, на сколько метров вспышка способна эффективно «светить» при съёмке на ISO 100 объективом со светосилой f/1. Но в жизни мы снимаем куда менее светосильной оптикой, например, зумом f/4 или f/2,8. Уже только это сократит эффективную дистанцию. А если используется отражённый свет, то даже в просторной комнате вспышка будет работать на пределе. Чем ближе мощность импульса к максимальной, тем больше времени требуется на перезарядку, ведь питаются Sony HVL-F20M и Sony HVL-F32M всего от двух батареек. Так что если хочется запаса возможностей, лучше смотреть на две старших модели: Sony HVL-F45M и Sony HVL-F60M . О них — на следующей странице.
Про ведущее число я решил не усложнять. В пределах одной линейки всегда есть закономерность: чем старше модель, тем она мощнее. Что же касается системной вспышки в студии, то работу с просветным зонтом потянет даже самая бюджетная модель. Мощность нужна на улице, чтобы перебить солнечный свет.
Про ведущее число правильно написали, но не упомянули, что оно, как правило, указывается для максимально узкого угла освечивания. Таким образом, мощность и ведущее число связаны не напрямую: если у вспышки, например, ВЧ=43 при 105мм, то при 14мм ВЧ=11, и вспышка без зума с освечиванием 14мм и ВЧ=20 по абсолютной мощности импульса будет мощнее.
Правильнее было бы указывать и ВЧ и мощность в Джоулях.
Почему это важно? Это имеет значение при использовании накамерных вспышек в студийной съемке (например, в домашней фотостудии), ведь для софтбокса важна только абсолютная мощность.