Объектив в работе. Качество съёмки
Начнём с макровозможностей Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017) и характеристик, с ними связанных.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 30 см. Напомним, что эта дистанция отмеряется не от передней линзы объектива, а от фокальной плоскости камеры — от матрицы. Именно на дистанции 30 см достигается масштаб съёмки 1:1. При этом от передней линзы до снимаемого объекта остаётся порядка 15 см.
Как и многие другие макрообъективы, Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017) имеет «плавающую» светосилу. То есть светосила F2.8 достигается лишь при фокусировке на бесконечность. При минимальной дистанции светосила составит F5.6. Это не является проблемой: при съёмке макро всё равно невозможно снимать на диафрагмах типа F2.8 из-за серьёзной нехватки глубины резкости.
Что такое F5.6 при съёмке в масштабе 1:1 на объектив с фокусным расстоянием 90 мм? Это вот так. Как видите, такой глубины резкости явно недостаточно. Поэтому при макросъёмке диафрагму обычно закрывают.
Для достижения оптимальной ГРИП макро снимают на закрытых диафрагмах. Минимальным значением диафрагмы этого объектива являются F64 при минимальной дистанции фокусировки и F32 при фокусировке на бесконечность. Я уже слышу вопросы читателей: «Зачем такие диафрагмы, когда дифракция у многих современных аппаратов начинается F8?!» Макрофотографам приходится искать разумные компромиссы: или закрытые диафрагмы с приемлемой ГРИП, или ничего. На тестовых снимках видно, что разрешение объектива держится на отличном уровне вплоть до самых закрытых значений. Макросъёмку неподвижных предметов можно проводить и с помощью фокус-стекинга, но это уже метод компьютерной обработки и склейки нескольких отдельных кадров.
Масштаб съёмки 1:1
Масштаб съёмки 1:1
Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017) может похвастаться улучшенной системой оптической стабилизации. Теперь она осуществляет ещё и компенсацию сдвига по горизонтальной и вертикальной оси. Вместе с гиродатчиком работает и акселерометр. Он обнаруживает движение камеры и вовремя его компенсирует. Таким образом, картинка остаётся резкой. О своей активации стабилизатор даёт знать характерным тихим жужжанием.
Напомню, что перед нами телеобъектив (фокусное расстояние 90 мм), с ним очень легко получить «шевелёнку», смазанные кадры из-за слишком длинной выдержки. Особенно остро проблема стоит при съёмке на современные камеры, имеющие высокое разрешение. Я стараюсь не ставить выдержку длиннее 1/200 секунды при работе с 90-мм объективом. Однако условия освещения не всегда хороши настолько, чтобы брать такую короткую выдержку и не завышать ISO. Порой очень нужна пара ступеней экспозиции, которую как раз и помогает сберечь оптическая стабилизация. Стабилизатор в Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017) очень эффективный: он можеи взять на себя 3–4 ступени экспозиции, а значит при должной сноровке вы сможете фотографировать на выдержках в районе 1/30 секунды.
Ночная съёмка без штатива. Выдержка 1/40. Стабилизатор помог получить резкий кадр.
Что касается работы стабилизатора при съёмке видео, здесь есть нюансы. При съёмке без панорамирования «стаб» отлично работает, картинка не дёргается. Но при попытке снять панораму получить идеально плавную проводку у меня не получилось. Конечно, объектив и не был рассчитан на видеосъёмку, поэтому этот нюанс ему можно простить.
Резкость и контроль искажений
С оптической схемой, представленной в Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017), мы уже знакомы по объективу-предшественнику.
Как она чувствует себя в новом корпусе? Да отлично! Объектив по-прежнему резок начиная с открытой диафрагмы. Я тестировал его на 36-магапиксельной полнокадровой камере Nikon D810, так что он смог проявить весь свой потенциал.
На диафрагме F2.8 изображение вполне резкое в центре кадра, но ближе к краям немного теряет в детализации. Ситуация выравнивается к F5.6. Максимум резкости вполне ожидаемо приходится на F8–10. До F22 картинка почти не теряет в резкости. Но далее начинается снижение детализации за счёт дифракции: изображение становится более «мягким», менее контрастным.
Хроматические аберрации объектив корректирует достаточно хорошо. В его оптической схеме используются три специальных элемента. Один из LD-стекла (Low Dispersion) и два из XLD-стекла (Extra Low Dispersion). В большинстве случаев хроматических аберраций почти не заметно.
В самых тяжёлых случаях (как, например, этот сюжет с камнями на фоне закатного неба) хроматические аберрации могут появиться на открытых диафрагмах: от F2.8 до F5.6. Далее их уровень снижается до минимума.
По приведённым выше снимкам можно оценить и виньетирование. Оно имеет место на F2.8, но к F5.6 его уже не заметно.
За устойчивость к бликам при съёмке в контровом свете отвечают фирменные покрытия линз: BBAR и eBAND. В целом объектив к «зайцам» устойчив, а изображение в большинстве случаев вполне контрастное. Боковые солнечные лучи он держит превосходно, да и бленда этому способствует.
Тем не менее блики поймать тоже можно, снимая, например, против открытого закатного солнца.
Автофокус
Объектив оснащён быстрым и очень тихим ультразвуковым приводом автоматической фокусировки — USD (Ultrasonic Silent Drive). Производитель акцентирует внимание на том, что он специально оптимизирован для макросъёмки: повышена скорость и точность АФ при работе на малых дистанциях.
Всё это подтверждается на практике. Я был приятно удивлён скоростью фокусировки на всех дистанциях. На штатных дистанциях Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017) фокусируется практически мгновенно. Давно прошли те времена, когда «макрики» отличались слабым, вечно рыскающим туда-сюда автофокусом! Сегодня этот объектив смело можно использовать даже для решения ряда репортажных задач.
Важным достоинством привода автофокуса является то, что вы всегда можете подправить фокусировку: достаточно просто повернуть кольцо и подстроить наводку на резкость.
Объектив цепко сфокусировался на героине кадра несмотря на помехи в виде струй воды.
Автофокус при съёмке в масштабе 1:1 позволил сфокусироваться на мотыльке быстро и точно.
Что касается работы автофокуса при макросъёмке, то она тоже вполне корректна. Разумеется, фокусировка не так быстра, как на обычных дистанциях (это связано с недостатком ГРИП и необходимостью невероятно высокой точности фокусировки). Однако, скорости достаточно, чтобы быстро сфокусироваться, скажем, на мотыльке, севшем на ветку.
В условиях недостаточной освещённости АФ продолжает работать корректно: не рыскает, не ошибается. Хотя и скорость фокусировки заметно снижается. Стабилизатор, хорошая светосила и корректная работа автофокуса делают объектив пригодным для съёмок при слабом освещении.
Работой автофокуса я остался очень доволен. Объектив показался мне даже шустрее прошедших через мои руки Tamron SP 45mm F1.8 DI VC USD и Tamron SP 35mm F1.8 DI VC USD. Возможно, это связано с его обновлённым программным обеспечением или с особенностями «дружбы» объектива и фотоаппарата Nikon D810.
Кстати, раз уж мы заговорили о программном обеспечении, стоит упомянуть новое устройство — Tamron TAP-In. Оно позволяет подключать объектив к компьютеру и с помощью специального приложения обновлять прошивку (прошивка отвечает, например, за работу автофокуса и стабилизатора изображения — электронных компонентов объектива). Кроме того, Tamron TAP-In позволяет скорректировать фокусировку объектива. Особенно это полезно, если в работе с ним проявился бэк- или фронт-фокус.
Объектив вполне пригоден для пейзажной съёмки — с ним можно получить прекрасные детализированные снимки.
Боке и рисунок
Многие фотографы ценят оптику не столько за резкость, сколько за красивое размытие фона и приятный рисунок. Некоторые используют макрообъективы для съёмки портрета — характеристики «макриков» и «портретников» схожи: умеренный теледиапазон, высокая светосила.
Здесь объектив однозначно порадовал. Важным достоинством объектива стало наличие закруглённых лепестков диафрагмы. А значит, боке будет более ровным.
Конечно, красота боке — вещь субъективная. Мне очень понравилось, как объектив размывает фон. Кружки нерезкости действительно аккуратные, без «луковых колец» и прочих недочётов.
Раньше я имел крайне негативный опыт съёмки портретов на макрообъективы: картинки получались слишком контрастными, подчёркивались все недостатки кожи. Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017) в этом плане меня поразил: портреты выглядят так, будто они сделаны на специализированную оптику. Он обеспечивает резкую картинку без аберраций и «мыла» уже на открытой диафрагме, что даёт ему преимущество перед некоторыми портретными объективами.
Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD 2016 (F017) вполне можно рекомендовать как качественную альтернативу портретной оптике. Хотя, конечно, если вы целенаправленно ищете современный портретный объектив, прежде всего, стоит обратить внимание на «родного брата» нашего героя — новый портретник Tamron SP 85mm F1.8 Di VC USD. Это уже бескомпромиссное решение!
Итак, рисунок объектива можно назвать пластичным, интересным, объёмным. А боке — красивым.
Размытие фона при макросъёмке