Съемка динамичных сюжетов
Набор характеристик камеры делает ее особенно привлекательной для спортивной и динамичной съемки. Я люблю спортивную съемку, люблю ловить яркие моменты, эффектные позы и забавные выражения лиц спортсменов. Мне приходилось снимать на разные фотоаппараты, и я по опыту знаю, что качественная техника в этом деле особенно важна. Люблю выражение “снимает не камера, снимает фотограф”, но едва ли его можно отнести к спортивной съемке. Самое время опробовать Sony в деле и попутно рассказать подробнее о новой системе автофокуса — главном достоинстве обновленной Sony A77.
Мы уже писали про огромное количество точек фокусировки камеры. Зачем же они нужны? 79 точек фокусировки хватает, чтобы плотно покрыть большую часть площади кадра. С таким модулем автофокуса перестраивать кадр после наведения на резкость не потребуется — для большинства вариантов компоновки снимка будет возможность сразу выбрать подходящую точку фокусировки. Это важно не только при репортажной съемке, но, например, при съемке портретов с малой глубиной резкости: при перекадрировании слишком легко потерять фокусировку.
Фокусировка по одной-единственной точке подходит для медленной и спокойной съемки, а в динамике будет гораздо удобнее использовать фокусировку по зонам. В этом случае фотограф может выбрать одну из девяти зон: по три слева, по центру и справа. В каждой зоне задействуется от 9 до 12 датчиков.
К примеру, если включить фокусировку по правой или левой зоне, можно уйти от центральной компоновки движущегося объекта в кадре, но в то же время не нужно точно совмещать маленькую точку с объектом, ведь автофокусом охватывается довольно большая площадь кадра. Если движения объекта не так предсказуемы, например, при съемке командного вида спорта, то удобнее выбрать нижнюю зону по центру кадра. Это позволит оставить побольше пространства над головами людей и добиться более легкой, приятной компоновки.
На практике фокусировка по зонам оказалась значительно удобнее, нежели по отдельным точкам. Даже если события в кадре меняются настолько динамично, что удобнее всего использовать центральную область, все равно зональная фокусировка выигрывает. Благодаря тому, что задействовано несколько датчиков, фокус гораздо реже промахивается, надежнее цепляется за объект. При этом объекты по бокам снимка не мешаются и не перетягивают на себя фокус, как могло бы быть при съемке с фокусировкой по всему полю кадра.
Вообще пунктов в меню настройки области фокусировки целых шесть. Помимо зонной фокусировки и привычных вариантов (широкая АФ с использованием всех точек, АФ по центральной точке, АФ по выбранной точке) есть еще вариант с расширенной областью фокусировки. В этом случае фотограф выбирает точку фокусировки, а камера задействует вспомогательные точки, расположенные вокруг выбранной. Этакий компромиссный вариант между зонной и точечной фокусировками. Очень удобно для съемки небольших объектов с предсказуемой траекторией движения. Ну а последний, шестой вариант, предназначен для работы со следящим автофокусом.
О следящем автофокусе стоит сказать отдельно. Помимо привычной реализации этой функции, когда камера “следит” за объектом при нажатой наполовину кнопке спуска затвора, в Sony A77 II есть центральный следящий автофокус. Когда эта функция включена, камера может “следить” за выбранным объектом и без нажатия на спусковую кнопку. Для этого нужно совместить центральную область кадра с объектом и нажать на джойстик. Камера определит объект в кадре и будет держать его в фокусе, пока он не пропадет из кадра, автоматически выбирая подходящие для этого точки фокусировки. Поскольку датчики плотно покрывают большую часть кадра, у объекта мало шансов “потеряться”. Если же что-то постороннее появится в кадре и скроет объект от камеры, она некоторое время не будет реагировать на помеху. Такая реализация следящего фокуса — отличное подспорье в спортивной съемке. Можно заранее “зацепиться” за спортсмена и вылавливать удачные моменты, не тратя на фокусировку драгоценные доли секунд.
Кстати, о времени. Огромное значение в динамичной съемке имеет скорость автофокуса. Если фокусировка медленная, то количество датчиков и разнообразие настроек не имеет никакого значения. Но понятие “медленная фокусировка” — это не про Sony SLT-A77 II: автофокус цепкий и шустрый, реагирует на нажатие спусковой кнопки моментально. Какого-то преимущества центральной точки или центральной зоны в сравнении с боковыми я не заметила: камера быстро цепляется за объект по любому датчику. Фирменная система Sony с полупрозрачным зеркалом оправдывает себя. Напомню, что в камере отсутствует привычный пользователям зеркалок оптический видоискатель, но зеркало все же имеется. Оно отражает часть света, поступающего в камеру, на датчик фазового автофокуса, а большую часть света пропускает на матрицу камеры. Таким образом система позволяет использовать одно из главных достоинств зеркальных камер — быстрый фазовый автофокус, и в то же время зеркало не мешает постоянно использовать экран камеры при фото- или видеосъемке. Более того, именно информация с матрицы камеры позволяет реализовать точную и эффективную следящую фокусировку.
В такой системе именно экран, а не видоискатель, будет использоваться чаще у большинства фотографов. Тем более, специалисты Sony уделили его качеству достаточно внимания. В динамичной съемке поворотный экран здорово выручает, когда требуется не привлекать особого внимания в своей персоне, хочется снимать максимально незаметно. К примеру, в уличной фотосъемке. Даже при использовании приметного телеобъектива белого цвета камера не так обращает на себя внимание, если фотограф держит ее не у лица, а на уровне живота.
Но все же совсем обойтись без видоискателя при фотосъемке спорта мне сложно. Не берусь судить, объективно ли удобнее строить кадр в видоискателе, или это просто сила привычки. В любом случае радует, что электронный видоискатель в камере имеется, и пользоваться им не менее удобно, чем привычным оптическим. Более того, есть очень полезная особенность: в видоискатель выводится информация с датчика положения, встроенного в камеру. Или другими словами — электронный уровень. При быстрой съемке среагировать на какие-либо ориентиры в сюжете я часто не успеваю, поэтому кадры получаются немного заваленными, а вот наклонную линию в видоискателе замечаю вовремя и исправляю завал горизонта. В результате кадры со спортивной съемки получились действительно ровнее, чем обычно. Если же эта информация будет мешать, ее вывод на экран видоискателя можно отключить кнопкой DISP. Вообще вывод информации как в видоискатель, так и на поворотный дисплей, можно регулировать: есть шесть вариантов для дисплея и пять для видоискателя, переключение между которыми осуществляется кнопкой DISP, а неиспользуемые варианты можно отключить в меню.
Помимо удобной и быстрой системы автофокуса, еще один верный помощник спортивного фотографа — серийная съемка. Sony A77 II, как и ее предшественница, может снимать до 12 кадров в секунду: этого более чем достаточно, чтобы получить подробную раскадровку момента и выбрать наиболее впечатляющий снимок. Когда режим серийной съемки был включен, даже за обычное короткое нажатие спусковой кнопки камера делала два-три кадра. При непрерывной съемке камера может сделать до 60 кадров формата jpg в высоком качестве и до 26 снимков в формате raw: этого более чем достаточно, чтобы ничего не упустить, даже при съемке спортивных состязаний. И еще раз хочется отметить гибкость настроек: если нет нужды “стрелять” со скоростью 12 кадров в секунду или же необходимо экономить место на карте памяти, можно выбрать более спокойный режим серийной съемки, в котором за секунду камера будет делать около трех кадров.
Снимать спорт часто требуется в “боевых” условиях. Мне, можно сказать, повезло испытать камеру на влагостойкость: во время футбольного матча, который я снимала, лил дождь. Камера была в защитной накидке, но она, конечно, не спасает от воды на сто процентов. Просочившиеся через накидку капли, мокрые руки фотографа и путешествие в рюкзаке в непросушенном виде Sony A77 II перенесла стоически: никаких сбоев в ее работе или накопившегося конденсата. Пыле- и влагозащищенный корпус не подвел: конечно, нырять с камерой нельзя, но дождь она выдерживает.
Напоследок упомяну еще об одной опции, которая способна облегчить жизнь спортивному фотографу в особенно сложных ситуациях — о лимитере дистанций фокусировки. К примеру, если на переднем плане имеются помехи, а все интересное происходит на некотором расстоянии от камеры, можно запретить камере фокусироваться на близко расположенных объектах. Подобная опция есть в некоторых объективах, но на Sony A77 II лимитер реализован в камере, а значит, использовать его можно с любой оптикой. Плюс вручную можно указать более точный диапазон расстояний, когда как на объективе обычно есть всего один или два варианта.