Опыт съёмки на Fujifilm GFX 100 II
Размер имеет значение
Безусловно, у Fujifilm получилась действительно компактная среднеформатная система. Габариты почти как у полного кадра. Это абсолютно мобильный комплект, не привязанный к студии. Например, я осознанно тестировал его в том же ритме и на тех же сюжетах, как тестирую смартфоны или более простые фотоаппараты: портреты, фотопрогулки, путешествия наравне с постановочными фотосессиями.
Но есть и нюансы. Вес фоторюкзака с камерой и тремя объективами получается объективно большим даже для тренированного фотографа — устаёшь сильно.
Оптика не то что очень громоздкая, но в системе нет маленьких объективов, типа полнокадровых полтинников или «блинчиков», за счёт которых можно было бы собрать совсем лёгкий комплект.
Камера достаточно компактна, чтобы взять ее с одним объективом в небольшой сумке на семейную прогулку.
Впрочем, ничто не мешает взять на съёмку камеру с одним объективом в компактной фотосумке. И в таком формате Fujifilm GFX 100 II ни в чём не уступает «обычным» фотокамерам в отношении мобильности.
Автофокус
Автофокус у Fujifilm GFX 100 II, безусловно, крут, но по меркам среднего формата. Не стоит ждать от системы той же прыти, какая есть у репортажного полного кадра. И сами объективы работают медленнее профессиональных репортажных моделей, и глубина резкости меньше. Всё это нужно учитывать при планировании съёмки.
В сюжетах со статичной моделью автоматика легко распознаёт глаза даже на очень мелких планах и ростовых портретах. Точность высокая, но всё же в серии стоит делать дубли, потому что единичные промахи из-за малой ГРИП возможны.
С динамикой чуть сложнее. Раскачивающуюся на качелях модель непрерывный автофокус уже может терять. Более плавные перемещения отрабатываются легко. И это действительно удобно: включаешь непрерывную фокусировку, фокус по глазам, наполовину жмёшь кнопку спуска — и вот уже глаз модели всегда находится в резкости.
Есть распознавание животных и объектов, которое тоже работает весьма уверенно. Например, а таком непростом сюжете камера смогла сфокусироваться на глазах собаки!
Если по какой-то причине вы решили воспользоваться ручной фокусировкой, камера позволит использовать фокусировочную лупу, фокус-пикинг и сравнительно новую для Fujifilm функцию «Карта фокуса» видеорежима, обозначая зелёным цветом объекты в резкости, синим — за плоскостью фокусировки, а красным — перед ней.
Скорость работы
Fujifilm GFX 100 II — это быстрая камера. Включается она примерно за секунду. Лаг затвора сведён к минимуму. Во всяком случае я его ощутить не смог. Но 100-мегапиксельное разрешение всё же даёт небольшие фризы и подтормаживания после съёмки кадра, при переходе в режим просмотра, при удалении фото и в ряде подобных ситуаций. Важно отметить, что непосредственно съёмке это никак не мешает. Блэкаут экрана или видоискателя при серийной съёмке вообще отсутствует на скоростях до 5 кадров/с (с электронным затвором).
Максимальная скорость съёмки в полном разрешении составляет 8 кадров/с. Следим за падающей с клюва лебедя каплей:
Объём серии со сжатым без потерь RAW весьма солидный: 66 кадров в RAW или 55 в RAW+JPEG. Это 7–8 секунд непрерывной съёмки. Если нужна более длинная серия, можно применять RAW со сжатием. Сам производитель заявляет длину серии до 325 сжатых RAW при максимальной скорости.
Стабилизатор
Из всех дополнительных функций камеры, на мой взгляд, именно стабилизация является самой важной. Она позволяет забыть о двух вещах: микросмаз и штатив. На средних выдержках микросмаза вообще можно не бояться! Снимки выходят стабильно резкими. А если увеличить выдержку и покрепче взять фотоаппарат, то можно и штатив дома оставить. Мне удавалось получить резкие кадры с рук при выдержке в 1 секунду на объектив GF55mm F1.7 R WR. Наверное, можно и больше, но резкость будет уже не та.
Съёмка с рук со стабилизатором
В видео стабилизатор также отлично себя показывает, позволяя часто обходиться без штатива.
Автономность
Fujifilm GFX 100 II довольно охотно кушает батарейку. Разрядить аккумулятор можно часа за три интенсивной съёмки. Официальные цифры спецификации говорят о ресурсе в 540 кадров при «нормальном» режиме. Однако в ходе теста мне удавалось снять и более 700 фото в производительном режиме, а заряд ещё оставался. Ситуацию с относительно быстрым расходом заряда спасает возможность подзарядки или питания через Type-C. Достаточно подключить кабель от адаптера с поддержкой PD. Например, от ноутбука или большого пауэрбанка.
Видеосъёмка
Переключение между фото- и видеорежимом осуществляется специальным селектором. Это позволяет разделить пул настроек для каждого из режимов и не путать их между с собой. Например, в видеорежиме две отдельных вкладки меню посвящены настройке звука и таймкода.
В помощь оператору реализована зебра, векторскоп, волновая форма (осциллограф): в Fujifilm GFX 100 II есть всё, чтобы заставить операторов попробовать в деле фантастически малую ГРИП среднего формата.
Если говорить про съёмку с объективами GF, то максимальное разрешение съёмки 8K, но кроп-фактор х1,51 практически съедает все преимущества среднего формата, а частота до 30 кадров/с подойдёт не для всех сюжетов. Битрейт впечатляет. Объём этого 20-секундного ролика превысил 8 ГБ. Хорошо, что камера поддерживает запись на внешний SSD. А на внешний рекордер можно записывать RAW.
Скачать в оригинальном качестве
Компромиссом может быть съёмка в 5,8K с широким кадром 2,35:1. Здесь тоже частота до 30 кадров/с, но съёмка уже со всей ширины матрицы.
Полноценные 50/60 кадров/с и полная ширина матрицы реализованы в 4K. Есть поддержка F-Log2 и HLG. Снимать можно вплоть до ProRes HQ с 10-битным цветом и субдискретизацией 4:2:2. Есть и более лёгкие форматы. Для сжатия H.265 максимальный битрейт составляет 720 Мб/с, но есть и настройка для 360 Мбит/с.
Разработчики адаптировали камеру для работы с разными видеообъективами. В меню есть отдельный пункт, который позволяет переключаться между разными форматами оптики, подбирая оптимальный вариант считывания для каждого размера кадра.