Качество изображения
Конструкция Panasonic Lumix S PRO 16-35mm F4 хорошо продумана и удачно оптимизирована для фото- и видеозадач. Но будет ли столь же высоко качество изображения? Давайте проверять. А начнём традиционно с резкости — чуть ли не основного требования к широкоугольникам.
Резкость изображения
В широкоугольном, самом востребованном положении зума Panasonic Lumix S PRO 16-35mm F4 даёт высокую резкость не только по центру, но и по периферии кадра. Края смело можно назвать очень резкими, а незначительное падение детализации заметно лишь в самых углах при максимальном увеличении. Виньетирование присутствует, но выражено слабо как в JPEG, так и в RAW. Хроматические аберрации практически отсутствуют. Контраст высокий. На открытой диафрагме объектив обеспечивает качество изображения, достаточное для крупноформатной печати без каких-либо ограничений.
Закрываем диафрагму до f/5,6. Для центра кадра это ничего не меняет: детализация остаётся столь же высокой — максимум был достигнут уже на f/4. В углах детализация чуть-чуть повышается, а также окончательно уходит виньетирование.
Дальнейшее закрытие диафрагмы уже ничего не меняет в качестве изображения — оно остаётся стабильно высоким до f/16, когда детализация начинает снижаться под влиянием дифракции.
Фокусное расстояние 35 мм демонстрирует аналогичную тенденцию. Детализация на открытой диафрагме высокая по всей площади кадра. Снимки смело можно печатать очень крупным форматом. Есть незначительное снижение резкости в углах, которое частично нивелируется при f/5,6. Хроматические аберрации практически незаметны. Виньетирование на f/4 присутствует, но выражено слабо. При f/5,6 оно уходит. Дифракция начинает сказываться после f/11, снижая детализацию снимка, что является типичной ситуацией для столь многомегапиксельных матриц.
Геометрические искажения
Если вы снимаете в JPEG или «проявляете» RAW в оригинальном конвертере, а также конвертерах Adobe, то к геометрии кадра Lumix S PRO 16-35mm F4] у вас никаких вопросов не возникнет. И в широкоугольном, и в телеположении прямые линии остаются прямыми, даже если они находятся у самых краёв кадра. Достигается это неотключаемой программной коррекцией искажений — фотографу для этого не нужно ничего дополнительно включать и настраивать.
Нам стало интересно, насколько серьёзные правки в геометрию кадра вносит автоматика. Для этого мы сконвертировали один и тот же RAW в Adobe Camera Raw и Raw Photo Processor (эта программа не поддерживает коррекции и выдаёт «чистую» картинку). Результат получился более чем наглядным. В широкоугольном положении есть сильная бочкообразная дисторсия, для исправления которой автоматика весьма значительно обрезает кадр и растягивает края. Вероятно, лёгкое снижение детализации углов также объясняется программной коррекцией.
При фокусном расстоянии 35 мм дисторсия также присутствует, но выражена намного слабее, а значит, и коррекции вносятся меньше. Возможно, это объясняет более ровное распределение резкости в углах кадра при 35 мм.
Мы также хотим отметить, что неотключаемые профили коррекции аберраций всё чаще применяются производителями в современных камерах и объективах. Даже при видеозаписи профили применяются «на лету»: и в видоискателе, и на экране, и в готовом видео геометрия уже скорректирована. Сложность может возникнуть лишь в случае использования камеры или программного обеспечения, не поддерживающего подобного профиля.
Бликозащита и работа в контровом свете
Объектив имеет хорошую защиту от бликов. Яркие фонари не создают никаких проблем: паразитных засветок и бликов от них не возникает.
Аналогично легко объектив переносит и направленный в кадр прямой солнечный свет. Возможно лишь небольшое локальное снижение контраста.
Но стоит избегать попадания солнца на самый край кадра или его косых лучей на переднюю линзу (это отчасти решается применением бленды). В широкоугольном положении это может спровоцировать блики в виде цветных лучиков на закрытых диафрагмах. При этом на f/4 артефактов не образуется.
Фокусное расстояние 35 не создаёт вообще никаких проблем, кроме очень мелких одиночных бликов в отдельных случаях.
Боке и размытие фона
Обладая сравнительно невысокой светосилой, Lumix S PRO 16-35mm F4 размывает задний план лишь при фокусировке на сравнительно малых дистанциях (минимальная дистанция фокусировки 25 см) и с максимальным зумом.
Блики в зоне нерезкости имеют не совсем ровное заполнение. Скорее всего, это сказывается обилие асферических элементов в оптической схеме — типичная для сверхширокоугольников ситуация.
Однако, двоений в зоне нерезкости не образуется, такое размытие смело можно использовать в художественной фотографии для акцентирования внимания на переднем плане.