Вверх

Тест Zenit M и Zenitar 1/35

Дата публикации: 06.03.2019

Опыт съёмки на Zenit M. Выводы

Zenit M в работе

С первых минут съёмки на Zenit M становится понятно, что в руках всё же Leica. Пусть не самая новая (Typ 240 была представлена в далёком 2012 году), но не потерявшая от этого своих фирменных черт. Прежде всего речь идёт о том стиле съёмки, который вам диктует фотоаппарат.

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 500, 1/30 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Отсутствие автофокуса, аскетичное управление заставляют задумываться над каждым кадром. Если цифровые зеркалки со всей своей автоматикой делают отличные снимки в любых условиях, куда ни наведи, то Zenit M при аналогичном сценарии использования обречёт фотографа на бесконечный технический брак. С этой камерой приходится каждый раз отвечать самому себе на вопрос: что и как я хочу сфотографировать.

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 400, 1/30 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Специфический видоискатель быстро отучает гнаться за формальными составляющими «качества»: завал горизонта, выверенные до мелочей границы кадра, глубина резкости — всё это будет видно потом, на сделанных снимках. А пока задача фотографа — найти сюжет и поймать момент, не задумываясь о «технической шелухе».

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/180 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Неторопливая серийная съёмка (до 3 кадров/с) и скромный по современным меркам буфер (чуть больше десятка кадров) заставляют ловить момент, планировать съёмку. А сверхсветосильный объектив выступает катализатором этой гремучей смеси характеристик. Примерно через день съёмки у фотографа в голове происходит взрыв. Годами выработанные рамки буквально размазывает по стенам. Оказывается, можно фотографировать по-другому: свободнее, расслабленнее, отдаваясь происходящему вокруг, наблюдая игру света и тени, забыв о навязанным рамках «качества»…

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/360 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Резкость? Забудьте о ней. Посмотрите на снимки с Zenitar 1/35, сделанные на открытой диафрагме. Изображение на них не звенит. Но это совершенно другое изображение: оно ближе к пикториальной фотографии, нежели к технически выверенному глянцу. И это не плохо, это просто другая фотография.

Фото: Георгий Полицарнов

Фото: Георгий Полицарнов

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 500, 1/30 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Справедливости ради хочу отметить, что при диафрагмировании до f/2–2,8 резкость на снимках появится, но об этом мы расскажем подробно чуть ниже.

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/500 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

По своему характеру фотоаппарат очень близок к эпохе плёнки. Например, по умолчанию выключен дисплей (вы не видите, что у вас получается). А сам процесс извлечения карты памяти очень схож с теми действиями, которые нужно было проделать с плёночными камерами: снять нижнюю панель при помощи защёлки.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 320, 1/30 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Но когда вы смотрите на снимки (на мониторе компьютера или на 3-дюймовом дисплее камеры), то «плёночные» ощущения накрывают буквально с головой. Цвет, контраст, виньетирование, даже небольшие ошибки экспозамера — всё оттуда.

Фото: Митя Иванов.

Фото: Митя Иванов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 100, 1/180 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

В камеру встроены несколько «плёночных» пресетов, и от них не хочется отказываться. Когда потом открываешь в редакторе RAW, ощущения уже не те. Хотя формальное качество из RAW вытянуть проще: тут стоит неплохая 24-мегапиксельная КМОП-матрица с широким динамическим диапазоном и высокими рабочими ISO (до 3200 снимать можно спокойно).

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/500 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Zenit M — один из немногих, кто действительно диктует свой стиль съёмки, подталкивает к творчеству, заставляет выйти за рамки трендов, модных сюжетов и формальных ограничений. Да, он не гарантирует коммерчески-гладкую картинку в любых условиях. Но этот фотоаппарат и не создавался для утилитарных задач: за его цену можно купить неплохой профессиональный комплект и быстро «отбить» его на свадьбах. Zenit M для тех, кто не ставит перед собой такой цели.

Объектив Zenitar 1/35 M-mount

Объектив — это то, что выделяет Zenit M на фоне других камер. Вы, хоть и с трудом, можете найти оптику с похожими характеристиками, но вряд ли найдёте такую же.

Эта амбициозная разработка Красногорского завода получилась очень интересной и очень самобытной. Начнём с боке. На f/1 Zenitar 1/35 M-mount даёт непривычную картинку. Не до конца скомпенсированная кома и сферическая аберрация приближают его к пикториальной оптике. А различия в боке для разных дистанций фокусировки делают результат съёмки поистине непредсказуемым.

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/60 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Одиночный блик в зоне нерезкости с неровной формой, иногда с контрастной каёмкой, но всё равно смягчённый по краю. Боке получается мягким, плохо читаемым, но при этом будто написанным маслом, штрихами — это как раз и работает неравномерное заполнение блика.

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/30 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Глубина резкости очень мала, особенно для 35 мм. Передача пространства получается своеобразной, узнаваемой. Большинство 35-мм объективов так не умеет.

Фото: Георгий Полицарнов.

Фото: Георгий Полицарнов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/750 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Объектив отличается довольно заметным виньетированием, которое дополнительно усиливается внутрикамерными алгоритмами. При расположении сюжетно важного элемента в центре кадра это здорово акцентирует внимание на нём.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/1, 1/4000 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Мы также сняли серию кадров на всех значениях диафрагмы. Она хорошо демонстрирует, что объектив после f/2 становится довольно резким, аберрации уходят. А на f/8 он и вовсе способен спровоцировать появление муара на матрице.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/1,4, 1/4000 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/2, 1/1500 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/2,8, 1/750 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/4, 1/360 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/5,6, 1/180 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/8, 1/90 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 200, f/11, 1/45 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 400, f/16, 1/45 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Объектив полностью выполнен из стекла и металла, очень увесистый — 740 граммов! Оптическая схема состоит из 9 элементов в 8 группах. И ещё он полностью лишён электроники. По этой причине в тестовых кадрах не подписано установленное значение диафрагмы. Дело в том, что его довольно сложно не только зафиксировать в памяти, но и точно установить — ход кольца диафрагмы бесступенчатый, очень лёгкий и плавный. Диафрагма идеально круглая, она состоит из 10 лепестков.

Кольцо фокусировки, наоборот, в меру тугое. Мне показалось, что на морозе ход становится даже излишне тугим — густеет смазка. Минимальная дистанция фокусировки сравнительно велика — 80 см. Так что с крупными планами могут быть сложности. Вероятно, это минус дальномерной системы: на меньших дистанциях возник бы слишком сильный параллакс.

Фото: Митя Иванов.

Фото: Митя Иванов.

ZENIT M / Zenitar 1:1.0/35 УСТАНОВКИ: ISO 100, 1/125 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Выводы

Фотоаппарат Zenit M не стал прорывной камерой отечественной индустрии. Это скорее коллекционная версия не самой свежей Leica M. Учитывая малый тираж и оригинальную немецкую сборку, стоимость этой модели уже не выглядит столь пугающей.

Такая камера — не столько серийный продукт, сколько средство продвижения новой оптики Красногорского завода. Идущий с ней в комплекте сверхсветосильный Zenitar 1/35 оказался крайне интересным, самобытным объективом с уникальным характером, узнаваемым боке. Но самое интересное, что это первый из серии объективов, готовящихся к выходу. Его появлением Красногорский завод даёт понять фотомиру: он способен выпускать оптику, не только достойную камер Leica, но и прошедшую контроль этой серьёзной немецкой компании.

Zenit M с Zenitar 1/35 образуют очень гармоничный комплект, настоящий творческий инструмент для тех фотографов, которые видят и снимают по-другому, для которых резкость картинки отнюдь не определяет удачность кадра. Жаль лишь, что стоимость такого комплекта не по карману большинству фотографов.

Дата публикации: 06.03.2019
Комментировать
Главы:123
Предыдущая глава
F0510b71 4e63 42c6 ab99 ee82c526f7af square 100
Георгий Полицарнов и Митя Иванов
Александр М., 2019-03-19T16:30:02

Да всё тут плохое... Всё должно быть свое и под своим контролем... Тем более в такой стране как наша.... Внешний контроль чего либо любого в стране уже видно к чему приводит по некоторым странам... Нужно делать свое и своими инженерами, а учится надо на чужих ошибках...

Maxim, 2019-03-18T07:40:25

Вражеская))) Тут вообще клиника. Что плохого, что если одна из мировых компаний по производству оптических приборов контролирует производство. Может наши чему-нибудь научатся у производителей "иностранного дерьма". Надо восстанавливать свое производство.

Александр М., 2019-03-16T10:07:45

Назовите это по русски - хреновая резкость... А то придумали слова маркетинг, мягкость и тому подобное...

Александр М., 2019-03-16T09:59:45

Зачем вообще нужен и такой объектив, производство которого вражеская контора контролирует и тем более камера, которая вообще на вражеских верфях выпускается...? Всё свое, что было хорошее барыги растащили и разграбили, а теперь под контролем и где-то сделали... Такое даже для коллекции не годится, потому что оно чужое... Благодетели... Не нужно такое никому... Либо делать свое и из своего сырья, как это делалось в СССР, либо вообще ничего не делать, что бы не позориться... Не позориться не в смысле качества, а в смысле своей беспомощности и своего неумения... Всё должно выпускаться в своей стране и под своим контролем... А такое, как это не нужно... Таким иносранным дерьмом и так уже завалили всю страну...

Pimen Tot, 2019-03-15T17:52:55

или что то не так https://uploads.disquscdn.c...

Pimen Tot, 2019-03-15T17:41:36

это не к одному и не к другому не имеет отношения, но если на вопрос дан ответ и человек не понимает... по какой причине, остается только предполагать, но и дальше об одном и том же как то не очень..

Георгий Полицарнов, 2019-03-15T15:01:19

Давай-те как отставим в сторону политику и национализм. А то дальше бан.

@vadim.labs, 2019-03-15T11:57:58

вы просто чушь пишете

Pimen Tot, 2019-03-15T11:54:13

и о фокусном расстоянии тоже ответ был, внимательно читайте

@vadim.labs, 2019-03-15T11:40:34

Так я понимаю или не понимаю, по вашему мнению?
Здесь речь о фокусном расстоянии. Вы перепутали тему

@vadim.labs, 2019-03-14T20:29:30

Для меня откровение такой интересный собеседник.

Pimen Tot, 2019-03-14T20:18:27

если для вас это откровение, что на у всех фуджи один и тот же объектив...
по поводу 1,4 и... ??? или вы были бы против если бы объектив по вашему желанию менял бы и фокусное, оставаясь при этом фиксом??? но это только ваши фантазии , вопрос, почему производители не прислушались к ним
на соседней странице о лейке монохром и опять на ней 35 f2.0
совсем некомпетентны, не догадываются что вам хочется...

@vadim.labs, 2019-03-14T19:14:22

Закройте свою диафрагму если не практично.
У фуджи не 35, а 23, сколько не поясняй.

Вы будете смеяться, но у меня как раз есть Leica Q с ее практичным 28mm f1.7 - не отказался бы от 1,4

Кстати фуджи х100 еще первый был. точно помню - там был объектив 23 мм.. не 35

Pimen Tot, 2019-03-14T18:43:14

вы вообще читаете, что комментируете???
вопрос был в практичности использования объективов с диафрагмой 1,0 и приведены компакты с большими матрицами, какие объективы у них. И пояснение было дано, почему было указано у фуджи 35 мм... и зачем тогда даются пояснения в инструкциях производителей, вы их тоже будете исправлять... УДАЧИ... когда начнете???

@vadim.labs, 2019-03-14T16:32:27

то что 23мм - это 23 мм, а не 35. Не путайте поле зрения с фокусным расстоянием. Для вас производитель на сайте написал 23.
в iPhone, по-вашему стоит объектив 26мм F1.8?

В статье про Х100, на которую вы ссылаетесь, Георгий уже исправил ошибку

Pimen Tot, 2019-03-14T16:24:05

7 дней назад
X100 - матрица APS-C с объективом 23 мм (это 35 мм в 35-миллиметровом эквиваленте)

и что не так???

Robert, 2019-03-14T15:31:24

вахахах,наснимал сам там на камеру с 1/2.5" https://uploads.disquscdn.c...

@vadim.labs, 2019-03-14T14:28:29

Я всегда внимательно читаю. И вам советую.
Проверьте свой источник

@vadim.labs, 2019-03-14T14:03:21

Чушь не надо повторять за другими.
«Невежество — величайший недуг человечества.» https://uploads.disquscdn.c...

Pimen Tot, 2019-03-14T13:45:37

речь идет о четвертой по счету модели в этой линейке компактов. Камера оснащена оснащена 24,3-мегапиксельной матрицей X-Trans™ CMOS III форм-фактора APS-C и несменным объективом 35/2.
https://prophotos.ru/tv/210...

7e804c3e 6d33 4a2c 8832 172c9480c765