Конструкция, интерфейс, управление
Если говорить о конструкции, то Zenit M — классическая цифровая дальномерная камера с полнокадровым сенсором. Здесь используется байонет Leica M, камера совместима с системной оптикой Leica.
Получился этакий коллекционный вариант немецкой камеры с русским духом. Скруглённый оригинальный дизайн уступил место рубленым формам и острым граням. На задней панели выгравировано DESIGNED IN KRASNOGORSK. RUSSIA (и это чувствуется). Во всём остальном, включая качество сборки, это всё же Leica M.
Управление лаконично как никогда. На верхней панели: барабанчик установки выдержки, кнопка спуска, селектор режима съёмки (он же — выключатель) и кнопка видеозаписи (М).
На задней панели справа управляющий диск (используется для экспокоррекции) и навипад. Слева — шесть основных кнопок управления: LV (Live View), PLAY, DELETE, ISO, MENU и SET. С их помощью производятся почти все настройки. Камера имеет очень лаконичное меню с фирменными шрифтами от Leica и прекрасной локализацией (перлы некорректного перевода отсутствуют). Есть и одностраничное подменю для быстрого изменения съёмочных параметров. В общем, Zenit M не для тех, кто любит покопаться в настройках.
Передняя панель практически не содержит органов управления. Одна из двух кнопок, расположенных там, разблокирует байонет, вторая позволяет увеличивать изображение в режиме Live View. Но увеличение центральной части кадра происходит и автоматически при вращении кольца объектива, так что необходимость этой кнопки может вызывать вопросы.
Доступ к карте памяти и аккумулятору можно получить, лишь сняв нижнюю панель камеры. Она держится на «олдскульной» защёлке, как и в старых плёночных фотоаппаратах.
Экран и видоискатель. Фокусировка
Для тех, кто ранее не работал с дальномерными камерами, сообщим несколько фактов. Во-первых, в Zenit M нет автофокуса: совсем, никакого. Во-вторых, видоискатель здесь сильно отличается от реализованных в зеркальных фотоаппаратах. Мы видим не картинку «из объектива», а определённый участок пространства, на который наложены рамки, показывающие поле зрения объектива. Рамки незначительно смещаются в процессе фокусировки, компенсируя параллакс, ведь оптическая ось видоискателя не совпадает с осью объектива. Естественно, чтобы такая рамка корректно работала в видоискателе, камера должна «знать» всё об объективе. Соответствующий профиль для Zenitar 1/35 есть в памяти Zenit M.
Как ни странно, плюсы у такого видоискателя есть, хоть они и неочевидны на первый взгляд. Фотограф видит значительно больше, чем его объектив. Он как бы контролирует и воспринимает всё происходящее перед ним и лишь наводит рамку будущего кадра на нужный участок пространства. Именно за это стрит-фотографы любят дальномерки.
Фото: Георгий Полицарнов.
Но и без минусов не обходится. Так, громоздкий Zenitar 1/35 закрывает собой добрую треть кадра в видоискателе, и с этим ничего не поделать. В видоискателе не видно глубины резкости будущего кадра. А наведение на резкость в видоискателе возможно только с помощью дальномера: необходимо совместить две половинки раздваивающегося изображения в прямоугольнике в центре кадра. Кстати, на ярком солнце это далеко не всегда удобно делать.
Фото: Георгий Полицарнов.
Впрочем, упрощающий жизнь фотографа лайфхак всё же есть. Это кнопка LV, включающая режим Live View на дисплее фотоаппарата. Здесь фотограф привычно видит будущий кадр, глубину резкости… Есть даже пикинг для облегчения фокусировки. А при вращении фокусировочного кольца можно автоматически увеличивать изображения.