Объектив в действии
По совету Балбеса, киногероя Юрия Никулина, я отправился «тренироваться на кошках» — в Московский зоопарк. Это позволило протестировать объектив в условиях, приближенных к «боевым».
Когда присоединяешь фотоаппарат к объективу Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR, ощущаешь мощь обеими руками в буквальном смысле. Я отправился на прогулку без монопода и ремня для камеры, о чём через пару часов начал жалеть. Мои руки и спина периодически сильно уставали.
Несмотря на максимальную светосилу F4.5–5.6 стабилизатор изображения этому объективу нужен как воздух. Чего тут утаивать, он требуется любому телевику подобного класса! Во-первых, с ним в видоискателе вы можете наблюдать стабильную картинку, особенно если предпочитаете снимать с рук. Если стабилизатора нет, система автофокуса также не успевает «уцепиться» за дрожащий объект съёмки.
Во-вторых, что более важно, вы можете снимать на тех выдержках, при которых использование штатива не просто желательно, а необходимо.
Эти кадры сделаны с включённым стабилизатором изображения на фокусном расстоянии 300 мм, на предельных выдержках в 1/30, 1/15 и 1/8 секунды. Они немного отличаются по экспозиции, поскольку минимальная диафрагма F22 и солнечная погода не позволили правильно распределить яркость. Но важно здесь не это, а то, что на выдержках в 1/30 и 1/15 секунды нет «шевелёнки»! Фотографии чёткие. Смаз проявился только на 1/8 с. Будь у меня монопод или ремень, уверен, что я смог бы удержать камеру и на этой выдержке! Такой результат поражает, особенно если принять во внимание, что для получения качественного снимка оптимальная выдержка должна быть равна или короче 1/450 с (300 мм фокусного расстояния и кроп-фактор х1,5). Можно смело утверждать, что стабилизатор изображения в объективе Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR даёт выигрыш в 5 ступеней экспозиции.
Хроматические аберрации — другая большая проблема, с которой сталкиваются обладатели супертелевиков. В каких-то жанрах фотографии с ними можно смириться, где-то их даже используют как художественный приём. Однако в анималистике или споттинге появление ярких контуров на ключевых деталях воспринимается как брак.
Все попытки найти признаки хроматических аберраций у Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR были тщетны. В какой-то момент показалось, что они «пойманы» на снимке с зеброй, но я ошибся. Исключать их совсем нельзя. Возможно, существуют условия, при которых аберрации проявятся, но в процессе тестирования мы их не обнаружили.
Теперь настала пора проверить объектив на резкость. На фотографиях милых и пушистых, забавных и клыкастых как раз хочется рассматривать каждую шерстинку и каждое пёрышко, поэтому в этом тесте я буду строг. Первым пробуем самое короткое фокусное расстояние 100 мм. На открытой диафрагме F4.5 объектив обладает хорошей резкостью как в центре, так и на периферии, но углы всё же подмыливают. Однако стоит прикрыть диафрагму на треть ступени до F5.6, и объектив буквально выстреливает! Картинка становится резкой и ровной. На F8 ещё можно наблюдать некоторый прирост резкости, но его нельзя назвать значительным. Пик приходится на F11. Больше всего меня впечатлило поведение Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR на F16 и F22. Я не увидел существенного падения по резкости и контрасту. Каждую ступень, особенно F11 и F16, можно назвать рабочей. Да, на F22 падение резкости всё же заметно, особенно если сравнивать со снимками, сделанными на F5.6–8, но его нельзя назвать катастрофическим.
Для такого объектива важна резкость в максимальном телеположении, поэтому тестируем Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR на фокусном расстоянии 400 мм. Открытая диафрагма F5.6 показала себя не с самой плохой стороны. Картинка не звенит, но и мыльной её назвать нельзя. Общее же впечатление существенно меняется, когда диафрагма прикрывается до F6.3. Фотографии сразу оживают, можно увидеть мелкие детали. Снимки, сделанные на F8 и F11, мало чем отличается от тех, которые были сняты на 100 мм. Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR продолжает набирать резкость и показывать великолепный результат. Диафрагма F16 полностью рабочая, а на F22 уже заметно падение резкости. Её можно считать условно рабочей, как и в случае использования 100 мм.
Общие впечатления очень хорошие. Этот объектив резок на всём диапазоне фокусных расстояний и выдаёт ровные показатели. Нельзя сказать, что у него есть какие-то слабые места.
В какой-то момент я вспомнил о том, что у меня есть пыле- и влагозащищённый конвертер Fujinon XF1.4X TC WR. Он призван увеличить фокусное расстояние объектива Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR до 560 мм с сохранением всех оптических свойств. Однако чудес не бывает, и за увеличение фокусного расстояния приходится платить падением светосилы. С конвертером она составляет F6.3–8. Конечно, со столь мощным стабилизатором изображения это не так критично, но упадёт ли вместе со светосилой качество изображения? И прежде чем мы это выясним, хочется провернуть трюк, благодаря которому, возможно, отпадёт необходимость использования конвертера. И трюк этот называется кропом изображения.
Снимок слева сделан на фокусном расстоянии 133 мм, центральный — на максимальном фокусном 400 мм, а снимок справа — с использованием конвертера на 560 мм. Казалось бы, что разницу увеличения в 30% между снимками можно легко компенсировать с помощью цифрового кропа, но не тут-то было. Благодаря конвертеру я смог разглядеть граффити на смотровой площадке сталинской высотки. Заметить же его на центральном снимке гораздо сложнее. Следовательно, и кроп не будет обладать такой же детализацией.
Предлагаю проверить объектив и конвертер на резкость при фотосъёмке сурикатов. :)
Зверьки находятся за толстым акриловым стеклом, поэтому контраст слегка снижен. Первая фотография снята на «открытой» диафрагме F8.0, а каждый последующий снимок сделан с уменьшением диафрагмы на одну ступень. Максимальная диафрагма с телеконвертером Fujinon XF1.4X TC WR составляет F32. Я ожидал более существенных изменений, но и здесь мои опасения не подтвердились. Относительно других ступеней на F32 заметно падение резкости из-за дифракции, но в остальном оптические свойства Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR сохранились в полном объёме. Объектив и телеконвертер образуют прекрасный творческий тандем. Падения скорости работы автофокуса также не наблюдалось. Здесь все снимки сделаны с конвертером Fujinon XF1.4X TC WR на разных фокусных расстояниях: