Объектив в работе
Я снимал авиашоу, военный парад, народные гуляния, пейзажи Подмосковья, самолёты и поезда, цветы и портреты людей. И первое, чем подкупил Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM, — универсальностью.
Самолёт на взлёте в километре от камеры? Пожалуйста. Понравились нарциссы в поле? Лёг на траву и снял. Портрет с боке, репортаж в толпе, авиашоу, выставка вагонов метро, сюжеты с детьми, предметная съёмка — объектив помогает справиться с любой задачей. Да, камеру с ним тяжело носить. Однако это особенность всей профессиональной фотоаппаратуры.
Десятикратный диапазон фокусных расстояний расслабляет. Особенно это чувствуется в репортажной съёмке: увидел сцену рядом — тубус зума на себя, сфокусировался, снял. На всё это нужна ровно секунда. Тут же увидел что-то интересное вдалеке — тубус зума от себя, сфокусировался, снял. В таком режиме спокойно можно проработать сколько угодно, не задумываясь о том, что снять с нужной крупностью не получится. Хотя светосила у объектива сравнительно невысокая, глубины резкости вполне хватает, чтобы отделить объект от фона.
Чем больше диапазон фокусных расстояний зума, тем сложнее разработчикам удержать планку качества изображения и корректировать искажения, которые вносит оптика. Объектив Canon EF28-300 f/3.5-5.6L IS USM не исключение: при просмотре с увеличением видны хроматизм и сниженная детализация по краям кадра в широкоугольном положении. Это всё проявляется при съёмке на открытой диафрагме, но если закрыть её до f/8, то резкость изображения заметно улучшается и становится ровнее по всему полю кадра. С закрытием диафрагмы пропадает и виньетирование. Качество изображения достаточно высокое — хватит и на журнальный разворот.
Несмотря на сложную оптическую схему объектив отлично держит встречный свет — солнце в кадре не дало бликов на всём диапазоне фокусных расстояний.
28 мм
135 мм
300 мм
Детализация изображения зависит от фокусного расстояния. Её максимум приходится на 100 мм. На больших и меньших ФР детализация несколько ниже, но во всех случаях достаточная.
Тест резкости
28 мм
70 мм
300 мм
На 28 мм заметна бочкообразная дисторсия, на 50 мм — подушкообразная, а на 100 мм она исчезает практически полностью.
28 мм, видна бочкообразная дисторсия — линия внизу кадра выгнулась серединой вниз.
50 мм. Дисторсия вывернулась в обратную сторону и стала подушкообразной. Линия ниже вагона выгибается серединой внутрь кадра.
300 мм. Вертикальные линии слегка сходятся из-за съёмки снизу вверх, но заметно, что в нижней части кадра они сходятся сильнее. Незначительная подушкообразная дисторсия.
Автофокус
Автофокус по скорости уступает только некоторым топовым репортажным объективам вроде EF 24-70 f/2.8 L USM. У привода два диапазона: полный (от 0,7 м до бесконечности) и частичный (от 2,5 м). Это бывает особенно кстати при съёмке самолётов или птиц на фоне неба: если камере сразу не удалось «зацепиться» за объект, она не будет тратить драгоценные доли секунды на то, чтобы гонять объектив от бесконечности до ближней границы фокусировки и обратно.
Поиск фокуса внутри полного диапазона занимает вдвое больше времени, чем внутри частичного.
Ускоряет работу автофокуса старый репортёрский приём — ещё при поиске сюжета нужно примерно сфокусировать объектив на нужное расстояние вручную (по шкале). В таком случае автофокус сработает мгновенно. Это оказалось полезно при съёмке на ходу в толпе, когда нужно было сделать снимок, как только кадр сложился в видоискателе, иначе люди обращали внимание на камеру и начинали позировать.
Справедливости ради нужно сказать, что это очень сложный случай для любого, даже очень быстрого объектива. В остальных ситуациях не нашлось ни одного сюжета, для которого автофокус оказался бы недостаточно быстрым.
Стабилизатор
В объективе установлен стабилизатор. Он нужен не только для защиты от «шевелёнки», но и для корректной работы автофокуса, особенно в телеположении. Когда снимаемый объект «соскакивает» с точки фокусировки, автофокус работает нестабильно, да и фотографу тогда труднее строить кадр. Стабилизатор облегчает работу и фотографу, и камере. В Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L IS USM он двухрежимный: для статического кадра и для проводки. Направление проводки объектив определяет автоматически. Кстати, в этой технике стабилизатор неплохо работает и в режиме для статического кадра.
Удивительно, но стабилизатор оказался полезным даже при съёмке со штатива. Однажды пришлось снимать на мосту, на котором было оживлённое движение. При съёмке на максимальном фокусном расстоянии выяснилось, что массивный мост немного вибрирует, а хороший жёсткий штатив слегка пружинит. Выдержка оказалась достаточно длинной для того, чтобы при ФР 300 мм вибрации испортили кадр, и стабилизатор спас положение. Он начинает держать картинку сразу, но его оптический элемент ещё 1,5 секунды движется к центральному положению, отчего кадр как бы ползёт вверх. При съёмке с рук это незаметно, но на штативе ощутимо меняет композицию. Поэтому при съёмке со штатива со стабилизатором надо сначала стабилизировать поле зрения, а потом окончательно скомпоновать кадр и зафиксировать штативную головку.
Если считать критически длинной выдержку, равную фокусному расстоянию, то стабилизатор позволит удлинить её на 3 ступени на всём диапазоне ФР. При съёмке «навскидку» в широкоугольном положении допустима выдержка ⅛ с. Если есть время занять устойчивое положение и сцена не движется, то и ¼ не составит труда. На максимальном фокусном расстоянии статичную сцену удалось снять с выдержкой 1/20, смазав один кадр из трёх. Рекорд в ⅕ секунды для 300-миллиметрового положения поставлен при съёмке полицейского катера на реке. При этом из 3 снятых кадров оказались смазаны 2, но и выдержка для 300 мм запредельно длинная. На критически длинных выдержках стоит снимать сериями: если даже нажатие на кнопку спуска «сдёрнет» камеру, следующие кадры получатся удачными.
Стабилизатор позволяет не задумываться о выдержке и просто снимать. Достаточно следить за тем, чтобы объекты в видоискателе не двигались слишком быстро. Выключать стабилизатор нет смысла.