Фотоистория вторая: про настоящую зиму
На другой от города стороне фьорда расположена гора Стурстейнен. Подняться на нее можно на фуникулере Фьельхейсен. Его конечная станция находится на высоте 420 метров — не так уж и много на первый взгляд. Но этого достаточно, чтобы вырваться из промокшего под весенним дождем города и ощутить настоящее дыхание Арктики.
Ехать наверх всего-ничего — около пяти минут. Кабинки отправляются в рейс каждый полчаса: не реже и не чаще, вне зависимости от длины очереди. Все по-норвежски просто и надежно. Кабина фуникулера родом из середины прошлого века: здесь не принято заменять исправно работающие вещи на более новые, будь-то старый баркас, поношенный шерстяной свитер или фуникулер.
Через пять минут подъема мы оказываемся в настоящей суровой заполярной зиме. Ветер буквально сбивает с ног. Держать камеру без перчаток не получается: пальцы отмерзают через каких-то пару минут. Ветер несет с соседних вершин снег, усиленный ледяным дождем. Я буквально на пять минут положил рюкзак на землю, но этого хватило, чтобы рядом с ним образовался небольшой сугроб, а сквозь не плотно закрытую молнию внутрь намело горсть снега. Снег проникает в карманы, рукава, как будто его закачивают туда под давлением.
Снимать в таких условиях — задача непростая. Ужасно трудно строить кадр через видоискатель: глаза слезятся от гуляющего между камерой и лицом ветра, в окуляр видоискателя набивается снег. Поэтому я довольно часто использую режим Live View. Он же помогает не промазать с экспозицией: темное пятно города внизу и белый снег на переднем плане способны свести с ума любую автоматику. Все настройки в фотоаппарате я выставил еще в тепле фуникулерной станции, теперь же лишь корректирую значение диафрагмы и экспокоррекции передним и задним управляющим колесом камеры, не снимая перчаток.
Зато сложность условий съемки с лихвой компенсируется обилием сюжетов. Направлять камеру можно в любую сторону, внимания здесь заслуживает все: от потрясающей панорамы города (представляю, как тут красиво ночью, когда небо разукрашено северным сиянием!) до занесенного снегом здания горного кафе.
Но как передать в кадре пронизывающий ветер? Как заставить зрителя увидеть этот сплошной поток горизонтально летящего колючего снега? Как уместить в плоскую картинку всю мощь здешней природы? Среди белого простора я стараюсь найти какие-то акценты, изобразительные метафоры, которые могут мне помочь. Вот из многометрового сугробы торчат ветки какого-то куста, а может и дерева — глубину сугроба угадать трудно. Порывы ветра рисуют здесь красивые завитушки из снежной пурги. Фотографу остается лишь включить серийную съемку и жать на кнопку при каждом порыве: потом, уже дома, можно будет выбрать наиболее эффектные снимки.
Удивительно, но там, где человеку совсем не комфортно, фотокамера себя чувствует прекрасно! На улице не так уж и холодно — чуть ниже нуля, а Pentax K-3 рассчитан для работу и при более низких температурах. Все отверстия фотоаппарата закрыты резиновыми заглушками, я использую преимущественно влагозащищенные объективы. Так что волноваться за технику не приходится. Единственная проблема возникает, когда камера оказывается в тепле местного кафе: она тут же покрывается конденсатом, запотевает. Так что лучше убрать фотоаппарат заранее в фоторюкзак. Резкий перепад температуры и влажности для техники вреднее, чем мороз.